Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

гласит 312 глава —

БЕСЕДА ЯДЖНАВАЛКЬИ И ДЖАНАКИ

Глава 313

(11569—11589)

Яджнавалкья сказал:

1.Лучший из людей, времяисчисление непроявленной* (Пракрити) от меня постигни:

Дважды пять тысяч кальп одним днём считают,

2.Столько же длится ночь того Пробуждённого; Оно, Пробудившееся, о царь народа,

Вначале производит корни для жизни всех воплощённых;

3.Затем Браму, возникшего из золотого яйца производит;

Этот же — тела всех существ, так мы слыхали.

4.Год просуществовав в яйце, оттуда вышел Махатма (Брама)

И соединил Владыка существ, (как половинки) скорлупы, всю землю, а над нею — небо.

5.О двойце, земле и небе, так сказано в Ведах;

А промеж этих двух скорлупок создал пространство (владыка).

6.Постигшие (учение) Вед, их дополнения считают

За (один) день десять тысяч кальп без четвёртой части.

7.Столько же и в ночи размышляющие о внутреннем атмане считают.

(Затем) тот риши произвёл основу личности (аханкара), по своей сути она небесна.

8.И ещё четыре сына* некогда произвёл мудрый из (своего) тела;

Отцами отцов* их называет Писание, лучший раджа.

9.Боги — сыны тех отцов*; о превосходнейший человек, переполнены (богами)

Миры с их подвижным и неподвижным, так мы слыхали.

10.А во главе их — аханкара (основа личности), она произвела пять сутей:

Землю, воздух, пространство, воду, огонь — пятый.

11.Он (Аханкара) осуществляет третью ступень произрожденья;

Считают, что ночь её — пять тысяч кальп; день столько же (длится).

12.Звук, касание, образ, вкус, запах, о царей владыка, —

Это особые свойства (вишеши) тех пяти плотных сутей.

13.Царь, изо дня в день они наполняют сути,

Они радуются взаимному благу, соприкасаясь друг с другом,

14.Друг с другом соревнуются, друг друга превосходят,

Друг друга они поражают; стремительные, непреходящие гуны

15.Их вращают в круге; так они в животные лона нисходят;

В три тысячи кальп исчисляется день их, владыка народа,

16.И в столько же ночь; то же и с манасом (происходит):

Индра князей, совсем закрытый индриями, странствует манас;

17.Индрии не видят манаса, но манас через них воспринимает:

Образы видит не глаз, а через глаз — манас*;

18.Если помутился манас, глаз (сам по себе) и видит, и не видит,

Подобно и все индрии, так прозорливые прозревают.

19.Индрии не видят, здесь манас видит:

Бездействуют индрии, когда бездействует манас,

20.Так что бездеятельность индрий есть (собственно) бездеятельность манаса, раджа.

Итак, основа (прадхана) индрий — манас;

21.Манас называют владыкой всех индрий.

Таковы здесь двадцать сутей, многославный.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 313 глава —

БЕСЕДА ЯДЖНАВАЛКЬИ И ДЖАНАКИ

Глава 314

(11590—11606)

Яджнавалкья сказал:

1.О произрождении, количестве и времяисчислении сутей

Я (всё) изложил по порядку; теперь об их вбирании слушай,

2.Как вбирает существа и снова их производит

Безначальный, бесконечный, постоянный, непреходящий Брама.

3.Заметив (наступление) конца дня, к ночному сну ум направляет

Непроявленный владыка и к сотворённому из его «я» человеку;

4.Побуждаемый непроявленным, тогда стотысячно-лучистый Адитья (Солнце),

Разделившись на двенадцать* частей, подобно огню пылает.

5.Существа всех четырёх родов, владыка земли, он сжигает (своим) пылом.

Живорождённых, яйцерождённых, рождённых из пота, из ростков рождённых, владыка народа;

6.Так всё стоящее и движущееся мгновенно гибнет;

Подобно спине черепахи, земля становится полностью оголённой.

7.Тогда, спалив преходящий мир, безмерно мощный

Быстро сильным (потоком) воды наполняет опустошённую землю,

8.Затем, приблизясь к огню Калы, вода приходит к уничтоженью,

О владыка владык! Когда уничтожается вода, великий огонь полыхает,

9.Неизмеримый, непревосходимый, блистающий, сильный,

Семипламенный, все существа опаляющий; его мгновенно

10.Поглощает владыка ветер, с восьми сторон идущий, могучий,

Направленный поперёк, вверх и вниз, дующий непомерно;

11.Его, необорного, страшного, поглощает в себя пространство;

Озвученное же пространство поглощается манасом, (пребывающим) выше;

12.Тот аханкара, Атман сутей, владыка существ, поглощает манас;

Основу личности (поглощает), знающий прошлое, настоящее, будущее существ Великий Дух (Махан-Атма).

13.Затем его, бесподобного Атмана, вездесущего, (поглощает) Шамбху*, (всех) существ владыка,

(Тот, кто есть) Тонкость, Лёгкость, Охват, Непреходящий, Свет, Властитель,

14.(У которого) везде руки*, ноги, глаза, головы, лица,

Везде уши в мире; (тот, который), всё охватив, пребывает

15.В сердце (всех) существ, живущий мерою в сустав большого пальца.

Вселенную* поглощает он непреходящий махатма, владыка.

16.Тогда всё становится непреходящим, незыблемым, неуязвимым,

Безупречным творцом прошлого, настоящего, будущего о владык владыка.

17.Итак, об этом изложено всё досконально. А (теперь) слушай

О внутреннем атмане*, внутреннем божестве, о внутренней сути (бхута)!

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 314 глава —

БЕСЕДА ЯДЖНАВАЛКЬИ И ДЖАНАКИ

Глава 315

(11607—11634)

Яджнавалкья сказал:

1.«Ноги» — (относительно) внутреннего атмана, так говорят прозревающие основу брамины,

«Хождение» — (относительно) внутренней сути (адхибхута); присутствующее здесь божество — Вишну;

2.«Органы выделения» — (относительно) внутреннего атмана, так говорят постигшие цель сутей,

Относительно внутренней сути — «Опорожнение»; присутствующее здесь божество — Митра;

3.«Органы произрождения» — (относительно) внутреннего атмана, говорят постигшие йогу,

(Относительно) внутренней сути — «Наслаждение»; охраняющее божество — Праджапати;

4.«Руки» — (относительно) внутреннего атмана, так говорят постигшие Санкхью,

Относительно внутренней сути — «Подлежащее исполнению», а божество здесь Индра;

5.«Речь» — (относительно) внутреннего атмана, так говорят постигшие Шрути,

«Подлежащее высказыванию» — относительно внутренней сути; охраняющее божество — Вахни;

6.«Глаза» — (относительно) внутреннего атмана, говорят постигшие Шрути,

«Образ» — (относительно) внутренней сути; внутреннее божество (здесь) — Сурья;

7.«Ухо» — (относительно) внутреннего атмана, говорят постигшие Шрути,

«Звук» — (относительно) внутренней сути; внутреннее божество здесь — Стороны Света;

8.«Язык» — (относительно) внутреннего атмана, говорят постигшие Шрути,

«Вкус» — (относительно) внутренней сути, а внутреннее божество здесь — Апас;

9.«Обоняние» — (относительно) внутреннего атмана, так говорят постигшие Шрути,

«Запах» — (относительно) внутренней сути; Притхиви здесь — внутренняя богиня;

10.«Кожа» — (относительно) внутреннего атмана, так говорят постигшие суть ученья (буддхи),

«Касание» — так говорят (относительно) внутренней сути; внутреннее божество здесь — Павана;

11.«Манас» — (относительно) внутреннего атмана, так говорят те, что постигли Законы (Шастры),

«Подлежащее обдумыванию» — (относительно) внутренней сути; внутреннее божество — Чандрамас здесь пребывает;

12.«Основа личности» — (относительно) внутреннего атмана, говорят постигшие сущность,

«Самосознание» — относительно внутренней сути; внутренняя богиня здесь — Буддхи;

13.«Буддхи» — так говорят (относительно) внутреннего атмана постигшие действительность: «буддхи»,

«Подлежащее осмысливанию» — говорят (относительно) внутренней сути; здесь внутреннее божество — Кшетраджна (Познающий поле).

14.Итак, тебе перечислены, раджа, видоизменения по порядку,

Досконально: начало, середина, конец (тебе), познавшему основу (таттву).

15.Пракрити как бы по своему произволу видоизменяет гуны

Стократно, тысячекратно, ради игры, махараджа.

16.Как смертные (пламя) светильника на тысячи светильников размножают,

Так для пуруши пракрити многократно приумножает гуны.

17.Благость, восторг, изобилие, озарение, приятность,

Чистота, счастье, здоровье, благочестие, удовлетворённость,

18.Бесскорбность, отсутствие начинаний, терпение, невреждение, крепость,

Уравновешенность, правдивость, невинность, мягкость, совестливость, непоколебимость,

19.Чистота, честность, благонравие, незлобливость, умиротворение сердца,

Отрешённость от желательного-нежелательного, отсутствие бахвальства совершённым,

20.Отсутствие зависти к чужому добру, принятие для себя (достойного) дара,

Состраданье ко всем существам — вот что считается свойствами саттвы.

21.(Вот) совокупность раджаса свойств: красота, воинственность, властность,

Радости-страданью причастность, неотрешённость, суровость,

22.Любовь к пересудам, привычка к спорам,

Себялюбие, пренебрежительность, суетность, враждебность,

23.Драчливость, грабительство, бесстыдство, нечестность,

Разборчивость, грубость, похотливость, гневливость, пьянство,

24.Спесь, ненависть, бахвальство — так перечислены раджаса свойства.

И совокупность свойств тьмы (тамаса) я сообщу; примечай же,

25.Известны они: заблуждение, непросветлённость, слепая тьма, омрачённость;

Слепая тьма называется смертью, омрачённость — гневом;

26.Вот (ещё) признаки мрака: к пище непомерная жадность,

В еде, а также в питье ненасытность,

27.Пристрастие к лежанию, сиденью, к духам, нарядам,

К дневному сну, нерадивости, к заносчивой речи,

28.К пляскам, музыке, пенью, из-за невежества легковерье,

Ненависть к выполнению разных обязанностей — таковы свойства мрака.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 315 глава —

БЕСЕДА ЯДЖНАВАЛКЬИ И ДЖАНАКИ

Глава 316

(11635—11654)

Яджнавалкья сказал:

1.Превосходнейший из людей, эти три гуны основы природы (прадханы)

Всегда неизбывны для всего преходящего мира.

Стократно, тысячекратно, сто-тысячно-стотысячекратно,

3.Миллионнократно сам себя делает преходящим.

Высшее состояние (саттвы) — ясность; среднее (раджаса) — страстность;

4.Низшее состояние (тамаса) — омрачённость; размышляющие о внутреннем атмане так утверждают.

Высшего пути здесь можно достигнуть только чистым (делом);

5.Человеческого пути — чистыми и злыми (делами), а беззаконьем —

Низшего (пути); этих трёх (гун): тамаса, раджаса, саттвы —

6.Противоречия и сочетанья узнай от меня досконально.

Из ясности (саттвы) появляется страстность (раджас), из раджаса — затемнение (тамас),

7.Из тамаса — саттва, а затем непроявленное из саттвы*.

Непроявленный*, приобщённый ясности (саттве), мира богов достигает.

8.Причастный страсти (раджасу) достигает человеческого (мира);

А причастный обоим — страсти и мраку — рождается в звериных лонах.

9.Причастный ясности, страсти, мраку (из звериного) состоянья человеческого достигает.

(Удел) отрешившегося от добра и зла есть состояние махатмы; так считают.

10.То вечное, непреходящее, негибнущее, бессмертное состоянье,

Наилучшее, неуязвимое, незыблемое, вместилище познавших,

11.Превосходящее чувства, бессемянное, не подверженное рождению, смерти.

Тот высший непроявленный (Пуруша), о котором ты спрашивал, царь народа,

12.Пребывает в природе (пракрити), он постигается как там живущий;

А природу (пракрити), царь, бессознательной считают,

13.Но, управляемая* этим (пурушей), она производит и вбирает.

Джанака сказал:

14.Безначальны и бесконечны оба, многомудрый,

15.Необъятны оба, как же одна бессознательна, тигр-риши,

А другой — сознателен, тот, что именуется «Познавшим поле»?

16.Ты ведь, Индра певцов, Основу Освобождения от (её) творцов воспринял*,

Об Основе Освобождения хочу слышать полностью и досконально,

17.О существовании, об обособленности, о пребывании без существования;

Назови богов, поселившихся в этом теле*;

18.Также о состоянии воплощённого, вышедшего (из тела),

И о состоянии, которого он со временем достигает, об этом скажи мне.

19.Досконально об учении Санкхьи и Йоги, отдельно (о каждой),

А также о неблагоприятных знаках по существу благоволи сказать, превосходный;

20.Это всё, как плод амалаки* в руке, тебе ясно.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 316 глава —

БЕСЕДА ЯДЖНАВАЛКЬИ И ДЖАНАКИ

Глава 317

(11655—11674)

Яджнавалкья сказал:

1.Сынок, нельзя сделать качественным бескачественного, земли владыка,

А качественного лишить качеств; это постигни от меня досконально.

2.Качественный и остаётся с качествами (гунами), а бескачественный — без качеств,

Так говорят махатмы, мудрецы, постигшие основу (таттву).

3.Сущность непроявленной (пракрити) — в свойствах (гунах), она от гун не отделима*,

Но не познаёт их сопряжённая с ними самосущая (природа).

4.Не познаёт непроявленная (природа), а пуруша знает самосущую (пракрити);

«Нет ничего выше меня», — так сознаёт он извечно.

5.По этой причине бессознательна та непроявленная (природа),

Она неизменна и поэтому постоянна, непреходяща и (вместе с тем) преходяща (в своём проявленье).

6.Пока пуруша по незнанию снова и снова произрожденье свойств (гун) допускает,

Пока не познаёт (своей) сути, до тех пор он себя не освобождает;

7.Допуская произрождение, он именуется Основой (Дхармой) произрожденья;

Когда же он предоставляет совершаться йоге, он именуется основой йоги;

8.Предоставляя действовать производительным силам (пракрити), (он именуется) основой природы;

Предоставляя образоваться семенам, он основой семян зовётся.

9.Когда же растворены произрождённые свойства (гуны),

Он осознаёт себя обособленным*, не взирая на иное,

10.Утверждая себя, как стремящегося к совершенству, как познавшего внутреннего Атмана, как отбросившего заботы.

Проявленное непостоянно; непроявленное постоянно, так мы слыхали.

11.«Как непроявленное, это есть единство», — говорят о множественности люди,

Сострадательные ко всем существам, достигшие отрешённого знанья.

12.Пуруша (ото всего) отличен; непроявленная же (пракрити) не стойка, но и стойкой она признаётся.

Здесь разъясняет пример: «стержня* травы мунджа».

13.«Одно (то, что) называется «лист смоковницы», мошка (на нём) — иное:

От сближения с листом смоковницы не изменяется* мошка;

14.Также одно считается вода, а иное — рыба:

От соприкосновенья с водой не меняется рыба».

15.Ведь огонь — одно, жаровня — иное, так-то; постоянно об этом помни.

Не изменяется ведь огонь, жаровни касаясь!

16.Здесь так говорится: одно — цветок лотоса, вода — иное:

Не прилипает вода, (лепестков) лотоса* касаясь;

17.Во всех этих сочетаниях и сожительстве* постоянном

По существу никогда не разобраться обычным людям.

18.Кто видит иначе, (чем оно есть), тех зрение несовершенно;

В ужасный ад проявленного они попадают снова и снова.

19.Это — высшее рассуждение в учении Санкхьи,

Приверженцы Санкхьи обособленности достигают, так рассуждая.

20.Учение тех, что в (постижении) основы (таттвы) преуспели,

Я разъясню теперь; это — высшее ученье йоги.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 317 глава —

БЕСЕДА ЯДЖНАВАЛКЬИ И ДЖАНАКИ

Глава 318

(11675—11702)

Яджнавалкья сказал:

1.Я изложил учение Санкхьи, (теперь) постигни учение Йоги,

Как (его излагает) Писанье, как оно наблюдается в действительности, превосходный правитель.

2.Нет знания, равного Санкхье, нет силы, равной Йоге;

Обе направлены на одно, считаются неопровержимыми* обе.

3.Люди, радующиеся неразумному, раздельными их считают,

Мы же с несомненностью видим их единство, раджа.

4.Ибо то, что видят йогины, то и санкхьи видят;

Кто видит, что Санкхья и Йога — одно*, тот

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн