Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

победой

Связан владыка земли; какие же тут могут быть признаки Освобожденья?

131.В том, кто, действуя, троякую цель* распознать не может,

Кто привязан к этой троякой цели, какие в нём могут быть признаки Освобожденья?*

132.Поэтому Освобождению ты не причастен; царь, это твоё заблужденье

Твоим друзьям устранить подобает: для неочищенного нет излеченья.

133.Обдумывая всевозможные состояния привязанности, врагов победитель,

Надо искать в себе Атмана*; может ли быть иной признак Освобожденья?

134.Обращаясь к Освобожденью, об этих и других утончённых связях,

Развивающихся от четверояких* свойств, слушай.

135.Даже тот, кто эту всю землю видит под одним зонтом*,

Всё же в каком-то одном кремле может жить, раджа.

136.А в том кремле в одном каком-то доме он пребывает,

А в том доме ночью он лежит на одном каком-то ложе.

137.А жена ещё раньше (него) заняла половину того ложа;

Итак, плодом своего могущества он может пользоваться лишь с таким ограниченьем.

138.То же можно сказать и о наслаждениях (чувствами), едой, одеждой,

Об ограничении свойств наказания и награды.

139.Раджа всегда зависим от внешнего, даже в малом,

Тем более в отношении войны или мира; где же быть независимым радже?

140.С женщинами в отдыхе и забаве он всегда зависим;

Где его независимость в общении с другом, в совете?

141.(Говорят): его независимость в том, что он другим повелевает,

Но и здесь каждое мгновенье ему приходится поступать не по своей воле:

142.Желая спать, он не может уснуть из-за людей, выполняющих его приказы.

Если даже он и позволит себе задремать на ложе, он должен просыпаться против воли.

143.«Соверши омовение, приношение», «Соверши возлияние Агни», «Съешь, выпей»,

«Говори», «Слушай» — так действовать, помимо воли, его побуждают другие.

144.С просьбами к нему постоянно приходят и приходят люди,

И не в силах он одарить даже больших людей, храня (государственные) богатства,

145.Одаряя, он истощает казну, так у него (возникает) враждебность к раздаче.

Неполадки, вызывающие отвращение к царству, его обступают мгновенно.

146.Относительно мудреца, богача, воеводы, даже когда они без сторонников, одиноки, у него подозрения возникают;

Если ж он тех не боится, то своих постоянных хвалителей он начнёт опасаться.

147.Ведь перечисленные мной предать могут, раджа,

Он их начинает бояться, представь себе это!

148.Каждый в своём доме князь, каждый в своём доме хозяин,

Наказывая или награждая (домочадцев), он становится равным раджам, Джанака!

149.Жёнами, сынами, собой, казной, советниками, друзьями,

Подобно другим, и князь обладает на тех или иных основаньях.

150.Когда опустошается (его) земля, сгорает его кремль или лучший боевой слон погибает,

От этих мирских невзгод он страдает из-за неправильного познанья.

151.Не свободный от горести сердца, от возникающих желаний, отвращения, страха,

От головной боли и прочих болезней, поражающих его наравне с другими,

152.Разными противоречиями раздираемый, устрашаемый отовсюду,

Цепляясь за вожделенное царство, он считает бессонные ночи;

153.Мало счастья приносит (царство), а горя — в преизбытке,

А силы в нём — что в костре из сена, что у пузыря в пене!

154.Кто, добиваясь царства и захватив (его), получает удовлетворенье?

«Это моё!»— так ты мыслишь о кремле, о царстве,

155.Но войсковая сила, казна, советники — чьи они? Или ничьи, владыка?

Союзный совет, кремль, государство, воевода, судья, казна и земли властитель —

156.Вот семь членов его царства; как три (воткнутых палки),

Сомкнувшись, они (поддерживают) друг друга; и кто из них выше?

157.То один, то другой выдвигается в то или иное время;

Кому повезёт в деле, тому и быть головою.

158.Эти семь членов совместно да ещё трое* других, верховный владыка,

Образуют десятку, она наслаждается царством наравне с раджей,

159.Раджа, радеющий о долге кшатриев, прилагающий много усилий,

Лишь десятую часть получает, а иногда и меньше десятой.

160.Нет раджи без соправителей, нет княжества без князя.

Если нет раджи, откуда закон? Откуда быть высшему, коли нет закона?

161.Здесь высшим, очистительным долгом (дхармой) для княжества, князя

Считается ашвамедха — вся земля за него награда.

162.О всех этих делах, Митхилиец, и невзгодах раджи

Могу сказать в сто, в тысячу раз больше.

163.Нет у меня привязанности даже к собственному телу, к чему мне чужая область?

Со мной, таким образом причастной (Йоге), так говорить тебе не подобает.

164.Или ты об Освобождении не всё слыхал от Панчашикхи?

О способе, тайноучении, дополненье и заключенье?

165.Как ты, познав Освобождение, вновь попал в сети?

Царь, как с зонтом и прочими царскими знаками ты вновь связался?

166.Слушая, ты или не слышал, или преподанное неправильно понял — так мыслю —

Или, (быть может), лишь внешне ты внимал поученью, а прислушивался к другому?

167.Как бы там ни было, но ты остаёшься в мирских представленьях,

Как деревенщина; в привязанностях запутался твой разум.

168.То вхождение сущностью в тебя, которое я совершила,

Здесь чем бы тебе повредило, если бы ты был вполне свободен?

169.Ведь для всех варн существует устав: подвижники жить должны отрешённо;

Если б я вошла в пустоту*, кому повредило бы это?

170.Ни руками, ни ногами, ни плечами, ни стопами, ни бёдрами, безупречный,

Ни другими членами я тебя не коснулась, владыка народа;

171.Стыдливому, дальновидному, потомку знатного рода

Не следовало бы тебе говорить с трона — было ль оно или не было — о нашем половом общенье,

172.При почтенных браминах и этих — как полагаю — высокочтимых (людях),

Которые тебя почитают; таким образом, здесь присутствуют уважающие друг друга люди,

173.Поэтому тебе следовало бы поразмыслить: подобает ли говорить так явно

О такой встрече мужчины и женщины или не подобает, (раджа)?

174.Как не увлажняет лепестков лотоса роса, что на лепестках остаётся,

Так и я не коснулась тебя, пребыв в тебе, Митхилиец.

175.Если даже тебя я коснулась, а ты почувствовал это,

Как же тебе сообщил тот нищенствующий странник познанье, (уничтожающее) семя* (способности стремиться к предметам)?

176.Ты утратил состояние домохозяина, и всё же не достиг труднодостижимого Освобожденья:

Ты крутишься между двумя (ступенями жизни), стремясь освободиться.

177.Знай, единение освобождённого с освобождённым вследствие единства и обособленности* (пуруши)

В сочетании бытия-небытия* смешения варн не производит.

178.Вследствие (своей) отрешённости от варн и ступеней жизни зрящий цель обособлен*.

«(В действительности) иное не есть иное», нет существования иного в ином для познавшего это.

179.«В руках — горшок, в горшке — молоко, а в молоке — муха*»;

(Итак), содержимое в содержащем лишь в силу обособленности содержаться может.

180.Но в горшке нет сути молока, в молоке — мухи,

Все они обладают своей сутью и не входят один в другого.

181.Обособлены варны и ступени жизни (от пуруши),

А при обособленности того и другого какое тебе тут смешенье?

182.Я не высшей варны (браминов), не вайшьев и не низшей варны,

Я твоей варны, из чистого лона, не падшая, царь народа;

183.Конечно, до тебя дошёл слух о раджарише Прадхане,

Из его рода произошла я; Сулабха моё имя.

184.Дрона, Шаташринга, Чакрадвара и Парвата

Вместе с Магхавой мои предки явились на праздник Сомы*.

185.Я рождена в том роду; не найдя достойного меня супруга,

Я вникла в основу Освобожденья и странствую одиноко, соблюдая обеты муни.

186.Я не пришла под чужим видом*, я не похищала чужого;

Я не путаю свою дхарму*, своей дхарме я предана твёрдо.

187.Я твёрдо (держусь) принятого (решенья), опрометчиво не болтаю.

Не без намеренья пришла я к тебе, царь народа;

188.Узнав, что ты постиг Освобожденье, я благого искала,

Чтобы познать твоё (разумение) Освобожденья, сюда явилась.

189.Не говорю я, как приверженка (какого-либо ученья), ни в свою пользу, ни в чужую,

(Не высматриваю), кто не умиротворён, кто ищет умиротворенья, кто свободен.

190.Как в пустом доме нищенствующий странник одну ночь проводит,

Так и я в твоём теле эту ночь перебуду.

191.Почтённая знаками уваженья, речами, гостеприимством,

В добром убежище пересплю и, довольная, назавтра уйду, Митхилиец.

Бхишма сказал:

192.Это вполне обоснованное, разумное слово

Выслушав, не нашёл больше никаких возражений раджа.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 322 глава —

БЕСЕДА СУЛАБХИ И ДЖАНАКИ

Глава 323

(12044—12137)

Юдхиштхира сказал:

1.Как некогда достиг отвращения к миру (нирведа) Шука, сын Вьясы?

Мне очень хотелось бы знать, послушать об этом.

2.Умозаключение о проявленном, непроявленном, о сущности*,

О жертвоприношении* несотворённых богов благоволи поведать, Каурава.

Бхишма сказал:

3.Ходящему в обычном добронравии, бесстрашному сыну,

Полностью изучив с ним закон, отец наставленье преподал.

Вьяса сказал:

4.Пребывай в дхарме, сын; зной, острейший холод,

Голод, жажду и ветер сноси, постоянно сдерживай чувства.

5.Правду, честность, безгневность, безропотность, самообуздание, умерщвление плоти,

Невреждение и дружелюбие соблюдай по закону.

6.Пребывай в правде, радей о долге, покинь всякую кривду,

Остатками (от трапезы) богов и гостей поддерживай жизнь тела.

7.Во плоть, преходящую подобно пене, опускается джива, подобно птице;

Сожительство с любимыми кратко, сын мой; что же ты дремлешь?

8.Ведь неутомимые, всегда бодрствующие, настороженные супостаты*

Вплотную подстерегают, а ты, как ребёнок, не бережёшься!

9.Здесь считаны дни, здесь век исчезает,

И ущербляется жизнь; почему же ты, вскочив, не убегаешь?

10.Отрицатели стремятся к посюстороннему, к узам плоти и крови,

Когда же идёт о потустороннем дело — они спят спокойно.

11.На закон (дхарму) эти люди ропщут, преисполнен заблуждения их разум,

По бездорожью плетутся, и кто за ними пойдёт, тот страдает.

12.А умиротворённые, преданные Писанью, многосильные махатмы

Шествуют путём Закона (дхармы); их вопрошай, воздавая почтенье;

13.Держись мысли тех пробуждённых, прозревающих дхарму;

Высшим разумением блюди сознанье (читту), сбивающееся с дороги.

14.Разум глупцов лишь в сегодняшнем дне, «до завтра далёко!» так они говорят беспечно;

Наслаждаясь всем (без разбора, накопление) кармы земной не видят.

15.Став на лестницу дхармы, восходи, ступень за ступенью.

Ты, как гусеница, себя опутал, ужели не разумеешь?

16.Отрицателя, сбившегося с правильной дороги, как бы стоящего над обрывом,

Обойди слева*; как вырванный тростник, такого человека (покинь), не размышляя (долго).

17.Вожделение, гнев и смерть — поток; пять чувств — его воды;

Из стойкости сделай корабль, через пучину рождений переправляйся!

18.Смертью повержен мир, (его) старость мучит,

Пролетают нетщетные* ночи; на плоту дхармы переправляйся!

19.Стоящих, лежащих смерть равно настигает;

Чего тут ждать пощады? Ведь смерть всех беспощадно уносит.

20.Мечтающего о сокровищах, не сытого вожделенным

Смерть, ухватив, уносит, как волчица, напавшая на ягнёнка.

21.Постепенно разгорающееся великое пламя, именуемое разумением и долгом (дхармой),

В слепящий* (мрак) неведения нужно вносить, и бережно поддерживать светильник.

22.Здесь, в человеческом (мире), попадая снова и снова в тенёта тела,

Ты, (наконец), достиг браминства; храни его тщательно, сын мой.

23.Брамин в этом теле рождается не для забавы:

Здесь — умерщвление плоти, беды, а по уходе высшее блаженство (его ожидает).

24.Великими умерщвлениями плоти достигается браминство; его получив, не ради услад усердствовать нужно:

Изучению Писания, умерщвлению плоти, самообузданию постоянно преданный, ради умиротворения и ради блага других всегда подвизайся.

25.Из непроявленной (пракрити) возникло тонкое по существу тело времени, его волосы — мгновения, миги,

Сумерки — его плечи, глаза — светлая и тёмная половина месяца, месяцы — члены; так (мчится) тот конь, людей (уносящий).

26.Видя его непрестанно бегущим, мчащимся в ужасном стремленье, следи за ним постоянно;

Когда (твой) глаз не будет нуждаться в чужом, ведущем глазе, (только) тогда пребудет твой ум (манас) в законе и глубочайшем покое.

27.А шаткие здесь в законе вращаются в вожделенье; они будут всегда сокрушаться под нестерпимым игом:

За огромное множество сделанных беззаконий изъязвленные их тела подвергнутся (адским) мукам.

28.О раджа, праведных миров всегда заслуживает преданный дхарме, бдительно следящий за дурным и хорошим;

Многообразное странствие совершив, он в несказанное, непревосходимое счастье вступает.

29.Страшные телом собаки, могучие коршуны, стаи железноклювых птиц

Терзают людей, пьют их кровь; нападает (вся) эта нежить на тех, кто слово учителя отвергает.

30.Самосущий творец наложил десять запретов; кто их преступает,

Тот живёт в превеликой недоле, а, попав к предкам, в дебрях блуждает тот грешник.

31.Кому любы чрезмерная жадность, неприязнь, беззаконие, непотребное слово,

Кто с доверившимся (ему) поступает недобро, тот за совершённые злодейства без добра пребывает,

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн