природы;
Возможно, что семя, возникающее в одном (месте), в другое переходит;
15.Зародыш может быть связан или не связан со своим лоном.
Его развитие подобно цвету манго, (где бывают и пустоцветы);
16.Иные желают сына для продолжения рода, но бывает,
Что не зарождается яйцо, хотя желающие и прилагают старанья для удачи,
17.А у избегающих зачатия, как ядовитого лютого змея,
Рождается долговечный сын (неожиданно), как появленье навья.
18.Иные, болезные, совершают жертвы богам, предаются умерщвлению плоти,
А рождаются (у них) хоть и выношенные десять месяцев сыны, но позор для рода*.
19.Иные родители копят богатства зерном, хлебом,
И в роскоши (всё же) с добрыми знаками* (у них сыны) родятся.
20.Когда друг с другом встречаются в половом общенье,
Как несчастье, внезапно проникнув в лоно, развивается зародыш,
21.Когда угасла жизнь живущего воплощённого, исторгнутый из тела его зародыш
Быстро в чужие тела через мясо и слизь проникает;
22.Сожжённый в одном теле, он в следующее, подвижное или неподвижное, (проникает)
И гибнет с гибелью (этого тела), будто к лодке привязанная лодка.
23.При совокуплении в иное лоно извергается бессознательное семя;
С каким же усилием оно становится живым зародышем*, поразмысли об этом.
24.Где перевариваются пища и питьё, проглоченные яства,
В том же чреве развивается и зародыш; почему же он не переваривается как пища?
25.В утробе моча, кал идут своей естественной дорогой;
А в удержании, в извержении зародыша не видно сознательной* воли:
26.Некоторые плоды рождаются (благополучно), выжимаясь из чрева,
Иные же подвергаются гибели, когда приходят (роды).
27.Таким образом, кто, совокупляясь, в лоно извергает семя,
Получает какое-то потомство и снова в противоречия погрязает.
28.При зачатии и рождении на седьмом, девятом (месяце) или десятом
Скопляются пять сутей (тела), они распадаются по окончании жизни.
29.Нет способов поддержать людей, это (так), несомненно;
Их поражают болезни, как охотники мелкого зверя.
30.Поражённые болезнями тратят большие средства,
Но врачеватели, даже стараясь, недугов исцелить не могут.
31.Да и самих целителей, хоть и способных, опытных, сведущих, запасающих корни,
Преследуют болезни, будто охотники лань настигают;
32.Хоть люди пьют разные маслянистые снадобья, настои,
Их ломает старость, как могучий слон деревья.
33.Кто же на земле болезни скотов, птиц врачует,
Хищников, (бродяг) злополучных? Обычно они не болеют.
34.Даже к свирепым, трудноодолимым царям, устрашающим силой,
Надвигаясь, подступают болезни, так хищная стая к быку (подступает).
35.Так людей, затопленных заблуждением, скорбью,
Быстро, без предупрежденья бурный поток уносит.
36.Ни богатством, ни царственностью, ни даже ужасающим умерщвлением плоти
Воплощённые, связанные с лоном, своё естество изменить не могут;
37.И жадные до всего не умирали бы, не старели,
Не видели бы неприятного, коли б их стремление к превосходству было плодотворным.
38.Всё выше и выше мирские (люди) стремятся превзойти (друг друга),
Стараются сколько в силах, да не удаётся им это.
39.Опьянённых властью, пьяных от хмельных напитков
Вынуждены почитать трезвые, бесхитростные богатыри, преисполненные отваги.
40.От иных беды (сами собой) отвращаются незаметно,
У других же ничего не видно, что бы им принадлежало.
41.Великое несходство плодов усматривается в связи с (прошлыми) делами:
Иные в шелках, другие в (лохмотьях) ходят;
42.Все тянутся за желанным, а колесницы да гонцы — у немногих;
У кого нет и одной жены, а у кого разных жён сотни.
43.Радуются существа в противоречиях (жизни); вразброд идут люди.
Взирай на тот, иной путь, и (тогда) здесь ты не впадёшь в заблужденье.
44.Покинь двойцу — должное-недолжное, покинь правду-кривду,
Двойцу — правду и кривду — покинув, покинь и то, чем ты их покинул*.
45.Так возвещена тебе, превосходный риши, глубочайшая тайна;
Её (постигнув), боги, покинув мир смертных, взошли на небо.
Бхишма сказал:
46.Выслушав слово Нарады, премудрый Шука,
Весьма понятливый, размышляя, в сердце своём не нашёл решенья:
47.«Сыновья да жёны — великое горе, великий труд — постижение знанья.
Какова же та вечная обитель, где ничтожны страданья, где велика удача?»
48.Затем о своём решительном, блаженнейшем пути поразмыслив недолго,
О запредельном пути, последний выбор праведника постигнув,
49.(Он так размышлял): «Как мне высочайшим путём пройти беспечально,
Чтобы опять не возвращаться в океан различных рождений?
50.Запредельного бытия желаю, откуда не возвращаются снова;
(Достигают) сердцем достоверного пути, все привязанности отвергнув.
51.Пойду туда, где самоумиротворение меня встретит,
Негибнущее, непреходящее, где пребуду вечно.
52.Но высшего пути нельзя достичь без йоги,
И пробуждённому не подобает быть связанным делами;
53.Поэтому, утвердясь в йоге, покинув плотскую обитель,
Став ветром, в огромное сияние солнца проникну;
54.Ведь оно не гибнет, как из-за сонма богов (гибнет) Сома*:
Расплесканный (богами), он падает на землю и вновь восходит.
55.Всегда гибнет Сома и вновь возрастает; зная это,
Подобного повторного убывания и возрастания не желаю!
56.А лучистое солнце озаряет миры могучими лучами,
Никогда не ущербляется его диск, оно даёт всему силу.
57.Итак, мне угодно идти к Адитье, пламенеющему силой,
Там с непоколебимым внутренним «я» (антаратма), необорный, пребывать я буду.
58.Сбросив это бренное тело, в обитель Солнца
Вступлю с мудрецами, в трудновыносимое солнечное пламя.
59.Прощаюсь с деревьями, слонами, горами, землёй, сторонами света,
Со змиями, ракшасами, пишачами, гандхарвами, данавами, богами.
60.Во все существа миров я, несомненно, проникну —
Да узрят риши, боги мою йогическую силу!»
61.Затем он просил отпустить его всемирно-прославленного риши Нараду;
Отпущенный им, он отправился к отцу оттуда.
62.Поклонившись в ноги махатме, муни Двайпаяне Кришне,
Шука, попросив его отпустить, совершил прадакшину.
63.Услыхав это слово Шуки, довольный махатма риши сказал ему снова:
«Слушай, сын мой, повременил бы ты нынче, пока на тебя не налюбуются мои очи!»
64.Но Шука без слабости, так отрешённый, свободный от сомнений,
Об Освобождении помышляя, предал сердце своё уходу.
65.Покинув отца, отправился превосходный муни
На хребет изобильной Кайласы, населённой сотнями совершенных.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 333 глава —
БЕГСТВО ШУКИ
Глава 334
(12577—12607)
Бхишма сказал:
1.Сын Вьясы, взойдя на отрог горы, Бхарата,
В пустынной стране на горной, укромной площадке уселся,
2.Расположился согласно уставу законодательных писаний:
Все члены, начиная с ног, (расположил) в порядке, знающий последовательный порядок;
3.Тогда тот познавший, обратясь лицом к востоку, вскоре после восхода солнца
Сел, как подобает при упражнениях, подобрав руки и ноги*.
4.Там не летали птицы, не было шума, не открывалось далёкого вида;
Здесь мудрый сын Вьясы совершал упражнения йоги.
5.Тогда он увидел себя отрешённым ото всех связей;
И, прозрев запредельное То, смехом своим посмеялся Шука.
6.Для достиженья Освобождения, утвердясь снова в йоге,
Став великим владыкой йоги, он вознёсся на воздух.
7.Совершив прадакшину божественному риши Нараде,
Явил тому высочайшему риши свою йогу.
Шука сказал:
8.Я увидел путь, иду по нему, да будет тебе благо, великий подвижник!
Иду по желанному пути по твоей милости, светозарный!
Бхишма сказал:
9.Отпущенный Нарадой, поклонясь (ему) в ноги, самим Двайпаяной рождённый Шука
Снова погрузился в йогу и вознёсся в пространство.
10.Взлетев с хребта Кайласы, он поднялся на небо;
Став ходящим по небу, святой (двигался) уверенно, как ветер.
11.Превосходного брамина, величием подобного сыну Винаты (Гаруде),
Все существа увидали, возносящегося со скоростью ветра иль мысли.
12.Отчётливо проникая мыслью во все три мира,
Направлялся он в дальний путь, сияющий подобно огню и солнцу.
13.Мыслью сосредоточенного на одном, устремлённого без страха
Все существа, подвижные и неподвижные, узрели;
14.Посильно, согласно уставу, они совершили ему поклоненье,
А небожители его ливнем цветов одождили с неба.
15.Увидев его, поразились гандхарвов и апсар вереницы,
Риши, совершенные пришли в крайнее изумленье:
16.«Кто это, тапасом достигший совершенства, ходящий в поднебесье?
Распрямлено его тело, воздето лицо, его глаза сияют!»
17.Тогда великий праведник, в трёх мирах обретший славу,
Безмолвно шествуя, лицом обратясь к востоку, направлялся к творцу света — (солнцу).
18.(Ликующими) возгласами как бы наполнили отовсюду пространство,
Взирая на его быстрый полёт, апсар вереницы.
19.О раджа, были потрясены их сердца: изумил их предельно
Носящий пять кос (панчачуда), (так что) глаза они широко раскрыли.
20.«Какое божество такого (дива) достигло, такой высочайшей дороги?
Как решительно сюда оно приходит, как бы освобождённое, свободное от желаний».
21.Тогда на горе, по имени Малая, он воздвигся;
Её Урваши и Пурвачитти всегда посещают.
22.(Обе) они с крайним изумлением встретили того сына брахмариши:
«Ах, как самоуглубился разумом, изучая Веды, этот дваждырождённый!
23.В короткое время на небосвод он взошёл, как месяц,
Послушанием отцу он достиг такого непревосходимого разуменья!
24.Благоговейно преданный отцу, возлюбленный сын отца, суровый подвижник,
Как же отец, не помышляющий ни о чём ином, его мог покинуть?!»
25.Слово Урваши услышав, вполне знающий высшую дхарму Шука
Во все стороны глянул, как бы приведённый в исступленье:
26.В небосвод, землю, скалы, леса, в рощи,
В озёра, реки тогда он проникнул взором.
27.На сына Двайпаяны, собравшись, с большим почтеньем
Все божества взирали, сложив руки.
28.Тогда знающий высшую дхарму Шука сказал им такое слово:
«Если отец меня будет искать, так восклицая: «Шука!»,
29.Отвечайте тогда ему все разом,
Из любви ко мне это благоволите сделать».
30.Услышав слово Шуки, все стороны с их лесами,
Морями, реками, скалами ответили ему разом:
31.«Как ты нас просил, певец, пусть так и будет!
На призывное слово отца мы ответим».
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 334 глава —
БЕГСТВО ШУКИ
Глава 335
(12608—12649)
Бхишма сказал:
1.Молвив такое слово, великий риши, превеликий подвижник
Шука пребывал в совершенстве, оставив четыре порока*,
2.Восьмиричную тьму покинув, он отбросил пятиричные страсти (раджас),
Затем он отбросил и саттву; это было как чудо!
3.Тогда в постоянном, бескачественном, лишённом признаков месте
Утвердился он в Брахмо, как бездымный огонь сияя.
4.(Падал) огненный дождь, стороны небосвода (вспыхнули) пожаром,
Задрожала земля в это мгновенье; это было как чудо!
5.С деревьев попадали ветви, с гор (покатились) утёсы;
Раскололись с грохотом хребты Химавата, как бы раздираясь;
6.Не пылал очистительный огонь, не сияло тысячелучистое (солнце),
Всколыхнулись моря, озёра, реки;
7.Пролил Васава дождём вкусную, благовонную воду,
Повеял дивный, душистый, чистый ветер.
8.С отрогами, высящимися дивно, чета: Химават и Меру,
Сходящиеся две горы, белая и жёлтая, прекрасные, словно из серебра и золота, Бхарата,
9.В сто йоджан шириной, длиной, высотою, —
На северной стороне сияли; он (это) видел.
10.Затем с бестрепетным сердцем вознёсся Шука;
Тогда вершины обеих гор внезапно раздвоились;
11.То было как невиданное чудо, махараджа,
И меж двух отрогов гор он проследовал быстро:
12.Высочайшие горы ему не преграждали дороги;
И среди небожителей поднялся великий шум в небе;
13.(Восклицали) гандхарвы, риши, те, что пребывали на скалах,
Шуку, парящего между раздавшихся гор, увидев.
14.«Свят, свят!» — отовсюду такой возглас раздался, Бхарата;
Боги, гандхарвы, риши его почтили,
15.Толпы ракшасов, якшей, видьядхаров (хранителей знанья) толпы;
Поднебесье внезапно наполнилось дивными цветами.
16.Шука, совершив вознесенье, великий раджа, достигнул
Превознесенной, приятной Мандакини (небесного потока).
17.Праведный Шука увидел цветущие заросли деревьев,
В реке резвились апсары весёлой гурьбою;
18.На бесплотного Шуку, нагие, бесплотные, они взирали.
Отец, преисполненный нежности, узнав, что возносится (Шука),
19.Следовал позади за сыном, северным путём направляясь;
Шука же с восходящим ветром направлялся восходящим путём в поднебесье;
20.И стал он Брахмо, являя своё превосходство,
А великий подвижник Вьяса избрал иной путь великой йоги.
21.В одно мгновение достиг он обители Шуки.
Как Шука прошёл, раздвоив вершину горы, он видел;
22.Когда восхваляли риши деяния его сына,
Возгласом «Шука!» его долго призывал Вьяса;
23.Отзвуки призывов отца наполнили три мира,
А Шука, став душою всего, вездесущим, всезрящим,
24.Праведный, возгласом «бхох!», далеко разносящимся, ответил;
Когда выкрикнул он «бхох!», тот односложный возглас,
25.Откликнулся весь преходящий мир, подвижный и неподвижный;
С тех пор и поныне, если выкрикнуть призывный возглас,
26.В горных пещерах, на (горных) хребтах за Шуку, как некогда, они отвечают.
Затем, показав свою власть, в существах исчез Шука;
27.Покинув (все) качества, звук и другие, он в запредельную область вознёсся.
Увидев величие своего безмерно-великолепного сына,
28.На выступ скалы опустился (Вьяса), размышляя о сыне.
Тогда на берегу Мандакини вереницы апсар игривых
29.Всполошились от прихода того риши, потеряв рассудок;
Одни влились в воду, за кусты укрылись другие;
30.Иные, заметив того превосходного муни, схватили одежды.
Муни Вьяса поняв, что его сын свободен,
31.Он же сам связан, был доволен и вместе