Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

и неподвижные, растворились,

4.Тогда* наступила слепая тьма без света, земли, ветра;

был (только) водный океан в мире.

«Воды» — так постигалась суть Брахмо, пребывавшая (единой), без другого.

5.Тогда не было ни ночи, ни дня, ни существующего, ни несуществующего,

ни проявленного, ни непроявленного.

В таком вот состоянии, обосновываясь на свойстве Нараяны,

появился вечный, непреходящий Хари,

неветшающий, неумирающий, недоступный чувствам тёмный Пуруша,

неуловимый, невозникающий, истинный, невредительный, без признаков различных развитий,

6.А свидетельство этому таково:

Не было ни дня, ни ночи, не было существующего и несуществующего;

была изначальная, всеобразная тьма — ночь Вселенной,

так истолковывается (смысл) этого слова.

7.Итак, из этой тьмы возник Пуруша, он появился от лона Брахмо,

из Брахмо; желая сотворить существа, тот Пуруша из (своих) двух глаз произвёл Агни-Сому.

Тогда была установлена последовательность творения, поколений браминов и кшатров*.

Что есть Сома, то есть Брахмо, а что есть Брахмо, то — брамины;

а что есть Агни, то — кшатры, но Брахмо сильнее кшатриев.

Почему так? Это для (всего) мира очевидно. Именно вот как:

8.Изначально не возникало существ выше браминов.

Кто бросает жертву в пламенеющий огонь, тот жертвует в рот брамина,

я так решительно утверждаю.

Творение существ совершено Брамой*.

Обосновав существа, Оно (Брахмо) поддерживает тройственный мир.

Есть такое изречение гимна (мантры): «Ты, Агни, при жертвоприношениях, (жрец) хотар, утверждённый для вселенной — богов, людей и преходящего мира*».

Это свидетельствует, что ты, Агни,

при жертвоприношениях утверждён хотаром для вселенной, богов, людей и преходящего мира.

9.Ибо Агни есть хотар и делатель при жертвоприношениях; Агни есть Брахмо*.

Но без мантр нет (жертвоприношения) хавис, как без пуруши (особи) не бывает тапаса.

Хавис есть чествование (пуджа) мантрами, как подобает богам, людям, ришам.

«Ты — хотар», — так сказано в гимне.

10.Те, что среди людей действуют при жертвоприношениях, — жрецы (хотары),

они должны быть браминами;

быть жрецами не подобает ни кшатриям, ни вайшьям, хотя они и дваждырождённые.

Итак, брамины, став Агни, возносят жертвы.

11.Те жертвы насыщают богов, боги же подкрепляют землю.

Так сказано в Шатапатхе, главной Брахмане.

12.Когда воспламенён Агни, тот ведун (тогда) приносит

жертву, он совершает жертвоприношение устами брамина.

Так вот, став Агни, знающие брамины подкрепляют Агни.

13.(Став) Агни, Вишну, они проникают во все существа и

поддерживают жизнь. Так. Об этом есть даже шлоки, спетые Санатсуджатой:

14.Древле Брама произвёл вселенную, от себя не отделив её первоначально;

От лона Брамы, с сокровищем Брамы, в небо идут бессмертные (боги).

15.Мысль, слово, деятельность, благочестие и умерщвление плоти браминов

Поддерживают небо и землю; правильно* (произнесённое) их слово — амрита.

16.Нет учителя, подобного матери, нет истины выше долга (дхармы).

Никого нет выше браминов ни на поверхности земли, ни в потустороннем мире.

17.Тех океан не носит, подъяремный скот не возит, у тех мутовка не сбивает масла в полной кадушке,

И, споткнувшись, те становятся разбойниками, в чьём царстве (от голода) гибнут брамины.

18.По свидетельству Вед, Пуран, Итихас, из уст Нараяны изошли всесозидающие, всеоживляющие брамины.

В то время, когда ещё удерживал слово высшего блага податель, бог богов,

сперва произошли брамины, а (затем) от браминов произошли другие варны*.

Итак, брамины выше суров (богов) и асуров;

став мной, (браминов) из себя произвёл Брама раньше суров, асуров и великих ришей,

и, как особые существа, они охраняемы.

За изнасилование Ахальи (её муж) Гаутама сделал бороду Индры рыжей

и с дозволения Каушики лишил его яиц и дал (ему взамен) яйца барана.

19.Желая Ашвин отстранить от сомы, грозил воздетым перуном Пурандара,

но Чьявана расслабил обе его руки*.

Придя в ярость из-за разорения (жертвы) крату* (Шивой),

Дакша, усугубив самоистязания для укрепления (йогической) силы,

сделал ещё один глаз во лбу Рудры.

Ради (поражения) разрушителя трёх городов (Шивы), предпринявшего священнодействие, явившийся к Рудре Ушанас, содрав с его головы косы, обвил их вокруг (его шеи), и они превратились в змей; его шея, сжатая змеями, посинела*, и ещё раньше, в манвантару (Ману)-Сваямбхувы, Нараяна сжал рукой Шиву так, что шея того посинела.

Древле потомок Ангираса, Брихаспати, подошёл зачерпнуть воды

для приготовления амриты; (мутная) вода не просветлела,

и Брихаспати разгневался на воду (и сказал:) «Так как ты замутилась, когда я пришёл черпать, и не просветлела, то будь отныне навсегда загрязнена разными чудищами, рыбами, черепахами».

20.С тех пор вода кишит всякими чудищами, размножающимися в ней.

Вишварупа, сын Творца (Тваштара), был домашним жрецом (пурохитой) богов.

21.Он, сын сестры асуров, явно давал долю богам, а тайно — асурам.

Тогда предводительствуемые Хираньякашипой асуры просили дара у своей сестры, матери Вишварупы.

22.«Эй, сестра, этот твой и Тваштара сын, Вишварупа, трёхглавый домашний жрец богов, богам явно часть отдаёт, нам же — тайком; оттого боги преуспевают, а мы хиреем.

Поэтому благоволи нам предоставить такой дар: пусть и нам он (явно) уделяет!» Так.

Затем Вишварупе, ушедшему в лес Нандану,

мать сказала: «Сын, почто ты обеспечиваешь процветание противной стороны,

а стороне моего брата* вредишь? Не следует тебе так делать

Вишварупа, подумав: «Нельзя преступать слова матери»,

поклонившись Хираньякашипу, удалился.

Сын Хираньягарбхи, Васиштха, (тогда) проклял Хираньякашипу:

23.«Так как ты другого выбрал хотара (вместо меня, Вишварупу),

то да не будет удачным твоё жертвоприношенье!

От ранее небывалого существа ты примешь смерть

Так. Согласно этому проклятью Хираньякашипу принял смерть

от (Нрисинхи Человекольва) — воплощенья Вишну.

24.Затем Вишварупа предался чрезмерному самоистязанию ради преуспевания материнской стороны.

Чтобы нарушить его обеты, Индра собрал много прекрасных апсар.

Когда Вишварупа их увидел, разум его помутился.

Он пристрастился к тем апсарам.

Увидев, что он пленён, апсары сказали: «Уйдёмте туда, откуда мы пришли».

Так. Им сказал сын Тваштара: «Куда вы уходите? Оставайтесь со мной. Вы будете счастливы».

Те же ему сказали: «Мы апсары — женщины богов, мы раньше избрали Индру, подателя даров». Тогда им сказал Вишварупа: «Отныне боги с Индрой вместе погибнут!»

Так. Затем он стал шептать мантры.

Подкрепясь теми мантрами, одним ртом выпил всю сому,

сколько её ни приносили дваждырождённые, во всех мирах совершая жертвоприношения;

другим — он съел всю (жертвенную) пищу;

третьим же ртом (хотел съесть) богов вместе с Индрой.

Когда Индра увидел, что все члены (Вишварупы) окрепли благодаря поглощенью сомы, он вместе со всеми богами забеспокоился.

И пришли те боги вместе с Индрой к Браме.

Они сказали:

25.Вишварупа выпивает во всех жертвоприношениях всего Сому, правильно принесённого*, мы же остались без своей доли; сторона асуров процветает, мы же — чахнем.

Благоволи нам указать то, что (послужит) нам ко благу.

Так. Брама им сказал: «Риши Дадхича из рода Бхригу совершает умерщвление плоти;

просите у него дара: подведите так, чтобы он покинул своё тело;

из костей же его сделайте перуны*».

Так. Тогда боги пошли туда, где риши владыка Дадхича, совершал умерщвление плоти.

Приблизясь к нему вместе с Индрой, боги сказали: «Да будет владыка преуспевать (в тапасе) неизменно». Так.

26.Им Дадхича сказал: «Добро пожаловать, владыки!

Что должен я вам сделать

Так. «Что скажете — исполню».

Те ему сказали: «Да благоволит владыка ради блага мира покинуть тело».

Тогда Дадхича спокойно, равный к удовольствию-страданью,

погрузившись в себя, великий йогин, покинул тело.

После того, как вступил он в великого Атмана,

Тваштар, собрав его кости, сделал себе перун.

Тем неразбиваемым, необорным перуном, возникшим из костей брамина,

проникнутым (богом) Вишной, Индра убил Вишварупу и отсёк ему голову.

Непосредственно после этого возникшего из раздробленного тела Вишварупы,

сына Тваштара, Вритру, врага (богов), убил Индра.

Из-за страха (наказания) за двойное убийство (браминов) Индра покинул царство богов*.

Из прохладной воды на поверхность моря «Манаса» вышел лотос, в котором Индра и спрятался; силой царственной йоги сделавшись крохотным, он забрался в чашечку (цветка).

27.После того, как из боязни (наказания) за убийство брамина скрылся владыка тройственного мира, супруг Шачи, мир остался без властелина.

Боги пропитались раджасом и тамасом, великие риши не повторяли мантр;

появились ракшасы; (слово) Брамы пришло в упадок.

Без силы Индры миры оказались беззащитными.

Тогда боги и риши посвятили на царство над богами сына Аюса, по имени Нахуша.

Нахуша с пятьюстами сияющими светами на главе, затемняющими свет всех существ, принял (на себя) охранение святилища неба*.

Тогда миры вернулись к своему естеству; были радостны и счастливы.

Тогда сказал Нахуша: «Всё принадлежащее Индре мне подчинено, за исключением Шачи».

Так вот сказав, он приблизился к Шачи и сказал:

«Причастная благой доле, я — Индра богов, люби меня!»

Отвечала Шачи: «По естеству ты — любитель закона и происходишь из рода Сомы, и не подобает тебе заглядываться на чужую жену».

Тогда Нахуша сказал ей так: «Я занял место Индры

и овладел царскими сокровищами Индры, и здесь нет никакого беззакония,

ибо ты принадлежала Индре».

Она ему сказала так: «Есть у меня некий невыполненный обет;

по совершении его я приду к тебе через несколько дней».

Отпущенный Шачи, он ушёл.

Тогда Шачи, мучимая скорбью о (случившемся) несчастье, тоскующая о встрече с мужем, охваченная страхом перед Нахушей, пришла к Брихаспати.

По её речи он заметил, что она сильно взволнована;

погрузясь в глубокое размышление,

он понял, что делом с супругом она сильно встревожена; Брихаспати сказал:

28.«Преисполненная этим (твоим) обетом и тапасом,

призови богиню Упашрути (Подслушивание), она тебепокажет Индру».

Так. После этого Шачи пребывала в великом самообуздании

и мантрами призвала Упашрути, богиню, подательницу даров.

Та Упашрути, явившись к Шачи, сказала: «Вот я здесь, тобой призванная, прибыла;

что угодное тебе должна я сделать

Так. Голову склонив, ей сказала Шачи:

«Владычица, благоволи показать мне моего супруга, ведь ты Истина и Праведность!».

Та её к морю «Манаса» привела.

29.Она показала (ей) Индру, забравшегося в чашечку (лотоса).

Увидев свою исхудавшую, осунувшуюся супругу, Индра подумал:

«Увы, какое меня постигло горе!

Потеряв меня, забравшегося сюда, пришла моя супруга, мучимая горем!»

Индра ей так сказал: «Как поживаешь?»

Она ему так сказала: «Нахуша меня зовёт, чтобы сделать женой, но я поставила ему срок». Так. Индра ей сказал: «Иди (скажи): «Нахуша, привези меня небывалым способом,

возведя на колесницу, запряжённую ришами.

Есть у Индры много приятных сердцу повозок, я всходила на них;

ты же иначе должен меня привезти».

После этих слов она радуясь, ушла.

Индра же опять забрался в чашечку (лотоса).

Тогда увидев, что жена Индры (Индрияни) пришла, Нахуша ей сказал: «Время исполнилось». Так.

Ему Шачи сказала, как велел Шакра.

(Нахуша), взойдя на колесницу, запряжённую великими ришами, приблизился к Шачи.

Тогда рождённый в кувшине сын Митры-Варуны, превосходный риши Агастья,

увидев, как опозорены Нахушей те великие риши, толкнул его ногой.

Тогда он сказал Нахуше: «Ты совершил преступленье,

так падай на землю и будь змеем дотоле, доколе стоят земля и горы!» Так.

По слову того великого риши тотчас же с колесницы упал (Нахуша).

Тогда снова тройственный мир остался без правителя.

30.Тогда боги и риши, прибегнув к защите владыки Вишну ради Индры, сказали ему:

«Владыка, Индру, отягчённого убийством брамина, благоволи спасти!» Так.

Тогда тот податель даров сказал: «Шакра коня должен принести в жертву Вишну (Нараяне), тогда он достигнет прежнего благополучия». Так.

Тогда боги и риши, не видя Индры, сказали Шачи:

«Иди, причастная благой доле, приведи Индру!»

Она снова пошла к морю; Индра вышел из того моря и пришёл к Брихаспати.

А Брихаспати великое жертвоприношение ашвамедху для Индры вознёс,

выпустив пастись* годного для жертвоприношения коня в чёрных пятнах

и сделав его «возящим возношения»,

Брихаспати восстановил в его достоинстве Индру, владыку Марутов.

Тогда боги и риши восхвалили того царя богов.

Очищенный, он пребывал в святилище неба.

А (грех) убийства брамина, разделившись на четыре части, (пал) на женщин, огонь, деревья и коров*.

31.Так Индра, укреплённый силой брамина, был восстановлен в своём достоинстве, убив врагов.

Некогда к небесной Ганге пришёл великий риши Бхарадваджа почерпнуть (воды).

Шагнувший три шага Вишну к нему подошёл.

Его Бхарадваджа

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн