Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

достигнув цели.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 360 глава —

СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ

Глава 361

(13848—13863)

Бхишма сказал:

1.По прошествии долгого времени чревоходящий вернулся

В своё жилище, закончив дело, отпущенный Вивасвантом.

2.С водой для (омовения) ног и прочими очистителями* жена вышла ему навстречу.

Приблизясь к той праведнице, стал расспрашивать чревоходящий:

3.«Прекрасная, соблюдала ли ты почитание богов и гостя,

Как я тебе указывал раньше, согласно с требованием устава?

4.По женскому неразумию не была ли ты нерадивой, пока я был занят исполнением божьего дела?

В разлуке со мной, прекраснобёдрая, не преступала ль ты грани долга (дхармы)?»

Жена нага сказала:

5.Ученикам надлежит повиноваться учителю, певцам — поддерживать Веды,

Слугам — (выполнять) слово хозяина, охранять народ — раджам.

6.Долг кшатриев — всех существ защита,

Вайшьев — способствовать жертвам, радеть о гостеприимстве;

7.Дело шудр — повиноваться певцам, кшатриям, вайшьям;

Долг домохозяина — забота о благе всех существ, о повелитель нагов!

8.Постоянное ограничение пищи, последовательное соблюдение обетов* —

Долг каждого органа чувств, ибо также и чувства связаны долгом.

9.«Чей я? Откуда? Кто я? Кто здесь мой?» — пусть так (вопрошает)

Размышляющий о способе достижения Освобожденья.

10.Преданность жён супругу считается (их) высшим долгом,

Благодаря твоим указаньям и по сути дела я это знаю, владыка нагов.

11.И мне известен долг, и ты постоянно соблюдаешь дхарму,

Как же могу от истинного пути отклониться? Как могу пойти по неверной дороге?!

12.Неукоснительно соблюдая долг перед богами, я также стараюсь

Почитать и гостей, о причастный великой доле!

13.Сюда пришёл певец — семь, восемь дней тому исполнилось (ныне);

Он не сказал мне про (своё) дело, тебя хочет видеть;

14.На песчаном берегу Гомати он ждёт с тобой встречи;

Сидит этот брамин, решительный в обете, повторяет Браму (Веду).

15.Мне пришлось тогда обещать ему правдиво, владыка нагов,

Что тебя, превосходнейший из чревоходящих, к нему направлю по твоём возвращенье.

16.Этому вняв, благоволи туда пойти, многопознавший;

Соблаговоли позволить ему тебя лицезреть, ухоглазый!

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 361 глава —

СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ

Глава 362

(13864—13883)

Наг сказал:

1.Кого ты видела, ясноулыбная, в образе брамина?

Просто ли дваждырождённого человека или дэва?

2.Ведь кто из людей, преславная, мог бы желать меня видеть?

Кто смеет говорить о встрече со мной, да ещё так самовластно?

3.Чтимая, ведь среди множества суров, асуров, божественных ришей

Быстрые потомки Сурасы — наги разве не слывут богатырями?

4.Все мы, ползуны, (щедрые) даятели, достойны почтенья.

И для людей мы решительно недоступны, так полагаю.

Жена нага сказала:

5.По (его) простоте вижу, что это не бог, о воздухом живущий,

Я узнаю в нём (благоговейного) бхакту, о гневный,

6.Он никаких вещей не просит, но как жаждет воды чатака,

Как (ждёт) дождя эта птица, влюблённая в дождь, так он лицезреть тебя жаждет.

7.Да не встретит он затруднений, видеть тебя добиваясь.

Ведь никто, рождённый в столь знатном роде, (как

твой), не останется равнодушным к такому (бхакте)!

8.Отбросив присущую тебе ярость, благоволи ему показаться;

Не подобает тебе распаляться и разбивать его упованья.

9.Кто плачущего не утешит, кто крушит надежды,

Будь то раджа или княжич, тот уподобляется плодоубийце.

10.Знание — плод безмолвия, (плод) щедрости — великая слава;

Красноречивость правдивого превозносят и в потустороннем мире.

11.Отдача поля приводит к цели, достигаемой (выполнением долга) ступеней жизни;

Способствующий разумному стремленью его плод вкушает.

12.Кто сознательно совершает бескорыстное дело ради своего блага,

В преисподнюю не попадает; это ведомо знатокам дхармы.

Наг сказал:

13.Я не спесив, но моя гордость — плод высокого происхожденья;

Эту ярость, рождённую от самомненья, ты пламенным словом сожгла, благая.

14.Не знаю заблужденья, превосходящего ярость,

Из-за неё мы, чревоходящие, особенно подлежим порицанью.

15.Попавшего под власть ярости огненного Дашагриву,

Противника Шакры, Рама убил в сраженье.

16.Когда Рама* узнал, что находящегося во внутреннем помещении (жертвенного) тельца хотят похитить

Обуянные насилием и яростью сыны Картавирьи, он убил их.

17.Рама, сын Джамадагни, в схватке убил Картавирью,

Яростного, многосильного, подобного тысячеокому Индре.

18.Так и я того врага тапаса — гнев, разрушителя блага,

Ниспроверг, (благая), внимая твоему слову.

19.Я себя, широкоокая, особо удачливым считаю,

Что ты, преисполненная добронравием, моя супруга!

20.Сейчас я туда пойду, где пребывает тот дваждырождённый,

(Своё) слово пусть полностью скажет; он уйдёт, достигнув цели!

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 362 глава —

СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ

Глава 363

(13884—13899)

Бхишма сказал:

1.Затем тот чревоходящий владыка отправился к брамину,

На нём сосредоточив (мысль), о его цели размышляя.

2.О владыка мужей, приблизясь к нему, тот мудрый властитель народа,

По сути своей блюститель закона, сказал медвяное слово:

3.«Эй, эй, будь спокоен, я стану с тобой говорить, гневаться тебе не надо!

С какой целью сюда ты пришёл? Чего ты хочешь?

4.Я к тебе пришёл и благожелательно вопрошаю тебя, дваждырождённый:

На пустынном берегу Гомати ты кому воздаёшь поклоненье?»

Брамин сказал:

5.Знай, я — Дхармаранья, сюда пришёл, чтобы увидеть нага

Падманабху, лучшего из дваждырождённых; в этом заключается моё дело!

6.Придя к нему, узнав от его домочадцев,

Что он в отлучке, я здесь его ожидаю, как дождей пахарь,

7.Для устранения его затруднений и утвержденья благополучья,

Причастный йоге, без нерадивости повторяю мантру.

Наг сказал:

8.Сколь добронравен ты, благой, друг добрых, причастный великой доле,

Ты безупречен, я смотрю на тебя с величайшей любовью!

9.Я тот наг, как ты видишь, певец-риши,

Поведай свободно, что благое тебе я должен сделать?

10.Что ты, досточтимый, прибыл, я слышал от домочадцев,

И вот я к тебе сам пришёл повидаться, о дваждырождённый.

11.Владыка, прибыв, да отойдёт ныне, достигнув цели,

Поведай мне, превосходный брамин, благоволи приобщить твоему делу.

12.Мы ведь вполне убеждены в твоей добродетели, владыка,

Раз ты, пренебрегая собственным благом, о моём печёшься.

Брамин сказал:

13.Я пришёл, вожделея видеть тебя, о причастный великой доле;

В некоем деле неправильно разбираясь, я хотел бы тебя вопросить, чревоходящий.

14.В Атмане я себя утверждаю, Атмана путём направляюсь, о многопознавший,

Его почитаю хотя и нуждающейся в пристанище шаткой мыслью (читтой).

15.Ты мне явился со своими достоинствами, проистекающими от знатности рода,

Ими, будто лучами луны, ты коснулся меня, выражая свою сердечность.

16.О живущий воздухом, разреши возникшее у меня сомненье

После того, как я расскажу о деле. Итак, да внемлет владыка!

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 363 глава —

СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ

Глава 364

(13900—13917)

Брамин сказал:

1.Ты ходил, владыка, в (свой) черёд возить одноколёсную повозку Вивасванта;

Если что дивное ты видел, благоволи поведать!

Наг сказал:

2.Многие бывают дива у владыки Солнца;

От него происходит всё, что почитается в тройственном мире.

3.На тысячах его лучей, как пернатые на ветках,

Живут, найдя убежище, совершенные муни, боги.

4.Достигнув солнечных лучей, от него изошедший ветер

Распространяется по небу; что может быть чудесней?

5.Ради блага существ (Солнце) его распределяет, певец-риши;

Оно испускает воду в дождливое время; что может быть чудесней?

6.Стоя в средине его диска, великий Атман в предельном блеске

Пламенеет, взирая на мир; что может быть чудесней?

7.Хоть и зовётся (Солнце) Светлым, но (есть у него) и тёмные лучи*, несущие воду в небе;

Оно испускает воду в дождливое время; что может быть чудесней?

8.Восемь ясных месяцев оно поднимает пролитую влагу

И снова вбирает её в себя за (это же) время; что может быть чудесней?

9.В его несравненном блеске пребывает сам Атман,

Дающий семя земле; всё подвижное и неподвижное он держит.

10.Там бог Пурушоттама, могучий, вечный,

Безначальный, бесконечный; певец, что может быть чудесней?

11.Но узнай от меня про некое дивное диво,

Из обители Солнца я видел его в чистом небе.

12.Как-то, при наступлении полдня, когда Солнце миры накаляло,

Сияние, равное солнечному, отовсюду явилось;

13.Великолепием собственного света оно все миры озарило;

Как бы раскалывая твердь, направлялось к Солнцу;

14.Как пламя жертвенного возлиянья, лучистый блеск распространялся

Невыразимой красоты, как бы второе Солнце.

15.Вивасвант простёр обе руки, принимая пришельца,

А тот, принимая почесть, простёр свою десницу.

16.Затем в лучистый диск он проник, небосвод рассекая;

Мгновенно тот лучезарный вошёл в Адитью, став (с ним) единым.

17.При схождении тех лучезарных у нас возникло сомненье;

Кто же из них (настоящее) Солнце — на колеснице стоящий или пришелец?

18.Мы светозарному сказали об этих возникших сомненьях:

Кто тот пришелец вознёсшийся на небо, подобно второму Солнцу?

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 364 глава —

СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ

Глава 365

(13918—13924)

Сурья сказал:

1.Это не бог (Агни), друг ветра, не асур, не чревоходящий,

Это — совершенный собиратель колосьев, муни, восшедший на небо.

2.Он вкушал плоды, коренья, ел упавшие листья,

Тот самоуглублённый певец водой питался, воздухом питался.

3.Гимнами Самхиты тот певец восхвалял Бхаву (Шиву):

Могучий небесных врат достичь подвизался и так взошёл на третье небо.

4.Без спутника, без желаний всегда вкушал (только) собранные колосья

Тот певец, преданный благу всех существ, о чревоходящий;

5.И богов, и гандхарвов, и чревоходящих змиев

Превосходят те существа, достигшие высочайшей дороги.

(Наг сказал):

6.Вот какое чудо я там видел, о дваждырождённый,

Совершенный человек, достигший своим стремленьем совершенства,

7.Сочетанный с Солнцем, вокруг всю землю обходит, о дваждырождённый.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 365 глава —

СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ

Глава 366

(13925—13934)

Брамин сказал:

1.Несомненно это чудо; я вполне удовлетворён, о чревоходящий,

Превосходными, целеустремлёнными словами мне путь указан.

2.Да будешь ты счастлив, я ухожу благой, чревоходящий,

Да вспомнит меня досточтимый, когда понадобится моя услуга!

Наг сказал:

3.Не высказав лежащего на сердце дела, куда теперь отправляешься, владыка?

Скажи, брамин, какое у тебя дело, какая цель твоего прихода?

4.Скажешь ли, не скажешь о деле — но дозволенья уйти у меня просить ты должен;

Отпущенный мной, ты уйдёшь, тур-брамин, благообетный.

5.Только что меня увидев, негоже тебе покидать друга,

Только приблизясь к корням дерева, (не вкусив плода), не следует тебе уходить, певец-риши.

6.Я в тебе, превосходный брамин, а ты во мне, несомненно,

Мой народ — твой народ, какую же мысль против меня (таишь), безупречный?

Брамин сказал:

7.Вот что, мудрец, знающий Атмана, чревоходящий,

Ни в каких отношениях, ни в чём не превзошли тебя боги;

8.Что ты, то и я, и одно и то же ты и я, владыка,

Я и ты и все существа всегда проникнуты Им, досточтимый!

9.Но было у меня сомненье о сокровищнице добродетели, владыка чревоходящих,

Обет собирателя колосьев, целесообразное благочестие, я буду выполнять, превосходный.

10.О чревоходящий, я удостоверился и (принял) этот высочайший подвиг,

Я достиг (своей) цели, прошу отпустить меня, праведник; благо тебе да будет!

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 366 глава —

СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ

Глава 367

(13935—13943)

Бхишма сказал:

1.Брамин, отпущенный превосходным чревоходящим, разрешив сомненья,

Желая (достичь) указанного, отправился к Шьяване, потомку Бхригу.

2.Получив от него посвященье, он утвердился в обете (дхарме),

Затем поведал (ему) это сказанье, о раджа.

3.Сын Бхригу в доме Джанаки, владыка раджей,

Поведал махатме Нараде это чистое сказанье;

4.Не привязанный к делам Нарада, будучи спрошен, князей владыка,

Его рассказал в обители царя богов Индры, о превосходный Бхарата.

5.Некогда царь богов поведал это чистое сказанье

В собрании знаменитых певцов, земли владыка.

6.Когда завязалась ужасная битва между мной и Рамой,

О раджа, это сказание мне поведали васавы,

7.Мной вопрошённые; превосходное, чистое повествованье,

Закономерное, я досконально тебе поведал, о лучший носитель дхармы.

8.Такова высочайшая дхарма, о которой ты меня вопрошал, Бхарата.

О царь, тот могучий* брамин освободился от желаний, обет (дхарму) выполняя.

9.Приняв решенье, наставленный в поведении чревоходящим, тот дваждырождённый,

Способный к самообузданью и выполнению обетов (нияма),

Отправясь в лес, существовал (по обету) собирателя колосьев.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 367 глава —

СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ

ЗАКОНЧЕНА КНИГА «УМИРОТВОРЕНИЕ»

Кто эти изречённые Вьясой шлоки об истинном и пребогатом учении Санкхьи увидит,

Да будет их прилежным переписчиком.

ПРИМЕЧАНИЯ

ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ (книга 12)

ГЛАВА 174

174, 1. Раджей — законы о долге раджей излагаются в первом разделе XII

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн