достигнув цели.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 360 глава —
СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ
Глава 361
(13848—13863)
Бхишма сказал:
1.По прошествии долгого времени чревоходящий вернулся
В своё жилище, закончив дело, отпущенный Вивасвантом.
2.С водой для (омовения) ног и прочими очистителями* жена вышла ему навстречу.
Приблизясь к той праведнице, стал расспрашивать чревоходящий:
3.«Прекрасная, соблюдала ли ты почитание богов и гостя,
Как я тебе указывал раньше, согласно с требованием устава?
4.По женскому неразумию не была ли ты нерадивой, пока я был занят исполнением божьего дела?
В разлуке со мной, прекраснобёдрая, не преступала ль ты грани долга (дхармы)?»
Жена нага сказала:
5.Ученикам надлежит повиноваться учителю, певцам — поддерживать Веды,
Слугам — (выполнять) слово хозяина, охранять народ — раджам.
6.Долг кшатриев — всех существ защита,
Вайшьев — способствовать жертвам, радеть о гостеприимстве;
7.Дело шудр — повиноваться певцам, кшатриям, вайшьям;
Долг домохозяина — забота о благе всех существ, о повелитель нагов!
8.Постоянное ограничение пищи, последовательное соблюдение обетов* —
Долг каждого органа чувств, ибо также и чувства связаны долгом.
9.«Чей я? Откуда? Кто я? Кто здесь мой?» — пусть так (вопрошает)
Размышляющий о способе достижения Освобожденья.
10.Преданность жён супругу считается (их) высшим долгом,
Благодаря твоим указаньям и по сути дела я это знаю, владыка нагов.
11.И мне известен долг, и ты постоянно соблюдаешь дхарму,
Как же могу от истинного пути отклониться? Как могу пойти по неверной дороге?!
12.Неукоснительно соблюдая долг перед богами, я также стараюсь
Почитать и гостей, о причастный великой доле!
13.Сюда пришёл певец — семь, восемь дней тому исполнилось (ныне);
Он не сказал мне про (своё) дело, тебя хочет видеть;
14.На песчаном берегу Гомати он ждёт с тобой встречи;
Сидит этот брамин, решительный в обете, повторяет Браму (Веду).
15.Мне пришлось тогда обещать ему правдиво, владыка нагов,
Что тебя, превосходнейший из чревоходящих, к нему направлю по твоём возвращенье.
16.Этому вняв, благоволи туда пойти, многопознавший;
Соблаговоли позволить ему тебя лицезреть, ухоглазый!
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 361 глава —
СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ
Глава 362
(13864—13883)
Наг сказал:
1.Кого ты видела, ясноулыбная, в образе брамина?
Просто ли дваждырождённого человека или дэва?
2.Ведь кто из людей, преславная, мог бы желать меня видеть?
Кто смеет говорить о встрече со мной, да ещё так самовластно?
3.Чтимая, ведь среди множества суров, асуров, божественных ришей
Быстрые потомки Сурасы — наги разве не слывут богатырями?
4.Все мы, ползуны, (щедрые) даятели, достойны почтенья.
И для людей мы решительно недоступны, так полагаю.
Жена нага сказала:
5.По (его) простоте вижу, что это не бог, о воздухом живущий,
Я узнаю в нём (благоговейного) бхакту, о гневный,
6.Он никаких вещей не просит, но как жаждет воды чатака,
Как (ждёт) дождя эта птица, влюблённая в дождь, так он лицезреть тебя жаждет.
7.Да не встретит он затруднений, видеть тебя добиваясь.
Ведь никто, рождённый в столь знатном роде, (как
твой), не останется равнодушным к такому (бхакте)!
8.Отбросив присущую тебе ярость, благоволи ему показаться;
Не подобает тебе распаляться и разбивать его упованья.
9.Кто плачущего не утешит, кто крушит надежды,
Будь то раджа или княжич, тот уподобляется плодоубийце.
10.Знание — плод безмолвия, (плод) щедрости — великая слава;
Красноречивость правдивого превозносят и в потустороннем мире.
11.Отдача поля приводит к цели, достигаемой (выполнением долга) ступеней жизни;
Способствующий разумному стремленью его плод вкушает.
12.Кто сознательно совершает бескорыстное дело ради своего блага,
В преисподнюю не попадает; это ведомо знатокам дхармы.
Наг сказал:
13.Я не спесив, но моя гордость — плод высокого происхожденья;
Эту ярость, рождённую от самомненья, ты пламенным словом сожгла, благая.
14.Не знаю заблужденья, превосходящего ярость,
Из-за неё мы, чревоходящие, особенно подлежим порицанью.
15.Попавшего под власть ярости огненного Дашагриву,
Противника Шакры, Рама убил в сраженье.
16.Когда Рама* узнал, что находящегося во внутреннем помещении (жертвенного) тельца хотят похитить
Обуянные насилием и яростью сыны Картавирьи, он убил их.
17.Рама, сын Джамадагни, в схватке убил Картавирью,
Яростного, многосильного, подобного тысячеокому Индре.
18.Так и я того врага тапаса — гнев, разрушителя блага,
Ниспроверг, (благая), внимая твоему слову.
19.Я себя, широкоокая, особо удачливым считаю,
Что ты, преисполненная добронравием, моя супруга!
20.Сейчас я туда пойду, где пребывает тот дваждырождённый,
(Своё) слово пусть полностью скажет; он уйдёт, достигнув цели!
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 362 глава —
СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ
Глава 363
(13884—13899)
Бхишма сказал:
1.Затем тот чревоходящий владыка отправился к брамину,
На нём сосредоточив (мысль), о его цели размышляя.
2.О владыка мужей, приблизясь к нему, тот мудрый властитель народа,
По сути своей блюститель закона, сказал медвяное слово:
3.«Эй, эй, будь спокоен, я стану с тобой говорить, гневаться тебе не надо!
С какой целью сюда ты пришёл? Чего ты хочешь?
4.Я к тебе пришёл и благожелательно вопрошаю тебя, дваждырождённый:
На пустынном берегу Гомати ты кому воздаёшь поклоненье?»
Брамин сказал:
5.Знай, я — Дхармаранья, сюда пришёл, чтобы увидеть нага
Падманабху, лучшего из дваждырождённых; в этом заключается моё дело!
6.Придя к нему, узнав от его домочадцев,
Что он в отлучке, я здесь его ожидаю, как дождей пахарь,
7.Для устранения его затруднений и утвержденья благополучья,
Причастный йоге, без нерадивости повторяю мантру.
Наг сказал:
8.Сколь добронравен ты, благой, друг добрых, причастный великой доле,
Ты безупречен, я смотрю на тебя с величайшей любовью!
9.Я тот наг, как ты видишь, певец-риши,
Поведай свободно, что благое тебе я должен сделать?
10.Что ты, досточтимый, прибыл, я слышал от домочадцев,
И вот я к тебе сам пришёл повидаться, о дваждырождённый.
11.Владыка, прибыв, да отойдёт ныне, достигнув цели,
Поведай мне, превосходный брамин, благоволи приобщить твоему делу.
12.Мы ведь вполне убеждены в твоей добродетели, владыка,
Раз ты, пренебрегая собственным благом, о моём печёшься.
Брамин сказал:
13.Я пришёл, вожделея видеть тебя, о причастный великой доле;
В некоем деле неправильно разбираясь, я хотел бы тебя вопросить, чревоходящий.
14.В Атмане я себя утверждаю, Атмана путём направляюсь, о многопознавший,
Его почитаю хотя и нуждающейся в пристанище шаткой мыслью (читтой).
15.Ты мне явился со своими достоинствами, проистекающими от знатности рода,
Ими, будто лучами луны, ты коснулся меня, выражая свою сердечность.
16.О живущий воздухом, разреши возникшее у меня сомненье
После того, как я расскажу о деле. Итак, да внемлет владыка!
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 363 глава —
СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ
Глава 364
(13900—13917)
Брамин сказал:
1.Ты ходил, владыка, в (свой) черёд возить одноколёсную повозку Вивасванта;
Если что дивное ты видел, благоволи поведать!
Наг сказал:
2.Многие бывают дива у владыки Солнца;
От него происходит всё, что почитается в тройственном мире.
3.На тысячах его лучей, как пернатые на ветках,
Живут, найдя убежище, совершенные муни, боги.
4.Достигнув солнечных лучей, от него изошедший ветер
Распространяется по небу; что может быть чудесней?
5.Ради блага существ (Солнце) его распределяет, певец-риши;
Оно испускает воду в дождливое время; что может быть чудесней?
6.Стоя в средине его диска, великий Атман в предельном блеске
Пламенеет, взирая на мир; что может быть чудесней?
7.Хоть и зовётся (Солнце) Светлым, но (есть у него) и тёмные лучи*, несущие воду в небе;
Оно испускает воду в дождливое время; что может быть чудесней?
8.Восемь ясных месяцев оно поднимает пролитую влагу
И снова вбирает её в себя за (это же) время; что может быть чудесней?
9.В его несравненном блеске пребывает сам Атман,
Дающий семя земле; всё подвижное и неподвижное он держит.
10.Там бог Пурушоттама, могучий, вечный,
Безначальный, бесконечный; певец, что может быть чудесней?
11.Но узнай от меня про некое дивное диво,
Из обители Солнца я видел его в чистом небе.
12.Как-то, при наступлении полдня, когда Солнце миры накаляло,
Сияние, равное солнечному, отовсюду явилось;
13.Великолепием собственного света оно все миры озарило;
Как бы раскалывая твердь, направлялось к Солнцу;
14.Как пламя жертвенного возлиянья, лучистый блеск распространялся
Невыразимой красоты, как бы второе Солнце.
15.Вивасвант простёр обе руки, принимая пришельца,
А тот, принимая почесть, простёр свою десницу.
16.Затем в лучистый диск он проник, небосвод рассекая;
Мгновенно тот лучезарный вошёл в Адитью, став (с ним) единым.
17.При схождении тех лучезарных у нас возникло сомненье;
Кто же из них (настоящее) Солнце — на колеснице стоящий или пришелец?
18.Мы светозарному сказали об этих возникших сомненьях:
Кто тот пришелец вознёсшийся на небо, подобно второму Солнцу?
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 364 глава —
СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ
Глава 365
(13918—13924)
Сурья сказал:
1.Это не бог (Агни), друг ветра, не асур, не чревоходящий,
Это — совершенный собиратель колосьев, муни, восшедший на небо.
2.Он вкушал плоды, коренья, ел упавшие листья,
Тот самоуглублённый певец водой питался, воздухом питался.
3.Гимнами Самхиты тот певец восхвалял Бхаву (Шиву):
Могучий небесных врат достичь подвизался и так взошёл на третье небо.
4.Без спутника, без желаний всегда вкушал (только) собранные колосья
Тот певец, преданный благу всех существ, о чревоходящий;
5.И богов, и гандхарвов, и чревоходящих змиев
Превосходят те существа, достигшие высочайшей дороги.
(Наг сказал):
6.Вот какое чудо я там видел, о дваждырождённый,
Совершенный человек, достигший своим стремленьем совершенства,
7.Сочетанный с Солнцем, вокруг всю землю обходит, о дваждырождённый.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 365 глава —
СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ
Глава 366
(13925—13934)
Брамин сказал:
1.Несомненно это чудо; я вполне удовлетворён, о чревоходящий,
Превосходными, целеустремлёнными словами мне путь указан.
2.Да будешь ты счастлив, я ухожу благой, чревоходящий,
Да вспомнит меня досточтимый, когда понадобится моя услуга!
Наг сказал:
3.Не высказав лежащего на сердце дела, куда теперь отправляешься, владыка?
Скажи, брамин, какое у тебя дело, какая цель твоего прихода?
4.Скажешь ли, не скажешь о деле — но дозволенья уйти у меня просить ты должен;
Отпущенный мной, ты уйдёшь, тур-брамин, благообетный.
5.Только что меня увидев, негоже тебе покидать друга,
Только приблизясь к корням дерева, (не вкусив плода), не следует тебе уходить, певец-риши.
6.Я в тебе, превосходный брамин, а ты во мне, несомненно,
Мой народ — твой народ, какую же мысль против меня (таишь), безупречный?
Брамин сказал:
7.Вот что, мудрец, знающий Атмана, чревоходящий,
Ни в каких отношениях, ни в чём не превзошли тебя боги;
8.Что ты, то и я, и одно и то же ты и я, владыка,
Я и ты и все существа всегда проникнуты Им, досточтимый!
9.Но было у меня сомненье о сокровищнице добродетели, владыка чревоходящих,
Обет собирателя колосьев, целесообразное благочестие, я буду выполнять, превосходный.
10.О чревоходящий, я удостоверился и (принял) этот высочайший подвиг,
Я достиг (своей) цели, прошу отпустить меня, праведник; благо тебе да будет!
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 366 глава —
СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ
Глава 367
(13935—13943)
Бхишма сказал:
1.Брамин, отпущенный превосходным чревоходящим, разрешив сомненья,
Желая (достичь) указанного, отправился к Шьяване, потомку Бхригу.
2.Получив от него посвященье, он утвердился в обете (дхарме),
Затем поведал (ему) это сказанье, о раджа.
3.Сын Бхригу в доме Джанаки, владыка раджей,
Поведал махатме Нараде это чистое сказанье;
4.Не привязанный к делам Нарада, будучи спрошен, князей владыка,
Его рассказал в обители царя богов Индры, о превосходный Бхарата.
5.Некогда царь богов поведал это чистое сказанье
В собрании знаменитых певцов, земли владыка.
6.Когда завязалась ужасная битва между мной и Рамой,
О раджа, это сказание мне поведали васавы,
7.Мной вопрошённые; превосходное, чистое повествованье,
Закономерное, я досконально тебе поведал, о лучший носитель дхармы.
8.Такова высочайшая дхарма, о которой ты меня вопрошал, Бхарата.
О царь, тот могучий* брамин освободился от желаний, обет (дхарму) выполняя.
9.Приняв решенье, наставленный в поведении чревоходящим, тот дваждырождённый,
Способный к самообузданью и выполнению обетов (нияма),
Отправясь в лес, существовал (по обету) собирателя колосьев.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 367 глава —
СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ
ЗАКОНЧЕНА КНИГА «УМИРОТВОРЕНИЕ»
Кто эти изречённые Вьясой шлоки об истинном и пребогатом учении Санкхьи увидит,
Да будет их прилежным переписчиком.
ПРИМЕЧАНИЯ
ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ (книга 12)
ГЛАВА 174
174, 1. Раджей — законы о долге раджей излагаются в первом разделе XII