Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

мука слипается не сразу;

Она слипается полностью медленно и постепенно;

19.Так медленно умиротворяются теснящиеся чувства.

Они сдерживаются постепенно и полностью приходят к покою.

20.Вот как свой манас и пятёрку (индрий), Бхарата,

Сперва утвердив на пути размышлений, приводят к покою.

21.Никакой человек или бог не поможет*

Счастья достигнуть: кто себя сам обуздал, тому оно (достаётся).

22.Приобщённый этому счастью рад труду размышленья,

Ибо шествуют йогины к безболезненной нирване*.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 195 глава —

ОБ АДХЬЯТМАНЕ*

Глава 196

(7151—7173)

Юдхиштхира сказал:

1.Ты рассказал о четырёх ступенях жизни и о долге раджей,

А также вообще соответствующие былины.

2.Я выслушал повествование, касающееся дхармы,

Но есть ещё у меня вопрос, его разрешить да благоволит владыка:

3.О достиженье плода шёпотной молитвы хочу слышать, Бхарата.

Какой обещан плод за шептанье молитвы*? Её творящие где пребывают?

4.Устав шептанья молитвы, безупречный, полностью изволь поведать.

«Шепчущий молитву», кто так называется: знающий деланье Санкхьи или Йоги?

5.Или знание (обрядов) жертвоприношенья называется «шептаньем молитвы»?

На всё это ответь мне, ибо ты всеведущ, так полагаю.

Бхишма сказал:

6.Об этом такую древнюю быль повествуют:

О случившемся некогда с Ямой, Калой и брамином.

7.О Санкхье* и Йоге говорили мудрецы, узревшие Освобожденье;

В Веданте обсуждается лишь отреченье (санньяса), а против шептанья молитвы

8.Обращены слова Вед: «Только умиротворённые утвердились в (молитве)*».

О рассуждении (санкхье) и единении (йоге) сказано мудрецами, зревшими благо.

9.Этими двумя путями можно следовать, но можно и не следовать*, раджа.

(Однако) тому, что указуется в Писанье, здесь даётся обоснованье.

10.Ведь здесь так же, как в смрити, советуется погружение манаса в самадхи, обузданье индрий.

Правдивость, храненье огня, пребывание в уединенье,

11.Размышление (дхьяна), тапас, пост, безропотность, самообуздание, терпенье,

Отвлечение от предметов (чувств), сдержанность речи, умиротворённость —

12.Так совершается жертва*; о препятствиях теперь слушай.

Поскольку делу брахмачарьи препятствует шептанье молитвы,

13.То, как сказано, это следует окончательно отвергнуть*.

Кто следует (этому) тормозящему, не обеспечивающему направленью*,

14.Хотя бы он сидел на куче (травы) куши, держал кушу в руках, на голову (положил) кушу,

Окружил бы себя кушей и, (сидя) в куше, (ещё навалил бы) на себя кушу*,

15.Тот всё же почитает предметы (чувств), а предметы (чувств) почитать не должно.

Преследуя равновесие ума (манаса), в манасе нужно удерживать манас.

16.На том Брахмо нужно сосредоточить мысль, шепча благое (изреченье) Самхиты;

Затем это нужно совсем и полностью отбросить и погрузиться в самадхи.

17.Здесь мысль (дхьяну) вознести он должен, защищённый силой самхиты.

Очищенный подвигом (тапасом), самообузданный, преодолевший отвращенье, сомненья,

18.Освобождается от страсти и заблужденья, не привязывается, не тоскует,

Не производит причин и следствий; так, достоверно.

19.Не связанный с основой личности, он не разбрасывает ум куда попало.

Без честолюбия он не связан достижением цели, но и бездействию (не предаётся).

20.Предельно преданный размышленью, вдумчивый, он решительно упражняется в размышленье,

Сосредоточив мысль, он впадает в самадхи, тогда оставляет и размышленье.

21.Пребывая в таком состоянье, он легко осуществляет упорное отреченье,

Без сожаленья покидает дыхания жизни (праны) и вселяется в брахманическое тело.

22.Но если он не пожелает поселиться в брахманическом теле,

Он по высшему пути восходит и тогда не подлежит рожденью*.

23.Утвердясь в постижении Атмана, без болезней, спокойный,

Бесстрастный, он в бессмертного, чистого Атмана вступает.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 196 глава —

ВЫСКАЗЫВАНИЕ О ШЕПТАНИИ

Глава 197

(7174—7186)

Юдхиштхира сказал:

1.Насколько доступен высший путь для творящих шёпотную молитву, ты мне поведал;

Это один их путь; но идут ли они ещё по иному?

Бхишма сказал:

2.Слушай внимательно, тур-человек о пути шептунов молитвы, властитель,

Как они попадают в разные кромешные бездны*.

3.Этот шептун молитвы раньше не выполнял и того, о чём уже говорилось,

Кто односторонне здесь выполнял обряды, тот идёт в кромешную бездну.

4.Не радуясь и не радуя, действуя высокомерно,

Такой шептун молитвы попадает в кромешную бездну, в этом нет сомненья.

5.Все действующие своекорыстно идут в кромешную бездну,

Человек, превозносящий себя над другими, идёт в кромешную бездну.

6.Сперва задумав получить чужое, кто принимается шептать молитву, заблудший,

Куда направлена его страсть, туда он и попадает.

7.Затем, кто ради обладания божественным могуществом* усердно шепчет молитву,

Тот уходит в кромешную бездну и оттуда не вернётся.

8.Заблудший, ради страстно желанного творящий шептанье молитвы,

Уходит туда, куда (направлена) страсть, иль ниспадает в кромешную бездну.

9.На зыбкий ум опирается несовершеннознающий, худоумный

И по зыбкой идёт дороге иль ниспадает в кромешную бездну.

10.Шепчущий молитву, несовершеннознающий глупец идёт к заблужденью,

Он уходит путём заблудших, а туда* придя, сожалеет.

11.«Держусь я крепкой хваткой», — шепчет шептун шептанье;

Он не преисполнен (высшим, ему) не предан; такой идёт в кромешную бездну.

Юдхиштхира сказал:

12.Непреходящее То, запредельное, непроявленное, пребывает в Брахмо*,

Став таким почему шептун входит в тело?*

Бхишма сказал:

13.Из-за превратного знания многие* попадают в кромешную бездну.

А шептанье, даже похвальное, по существу порочно.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 197 глава —

ВЫСКАЗЫВАНИЕ О ШЕПТАНИИ

Глава 198

(7187—7197)

Юдхиштхира сказал:

1.Какова та кромешная бездна, куда шептун попадает, её опиши мне.

Я бы хотел узнать; да благоволит владыка об этом поведать.

Бхишма сказал:

2.Ты рождён, как частица Дхармы*, (поэтому) ты весьма праведен в своей сути;

Слово, утверждённое на законе (дхарме), слушай внимательно, о безупречный.

3.Те страны богов, запредельного Атмана познавших,

Разнообразны по виду, плодам, положению, краскам;

4.Небесные, свободно доступные чертоги, палаты,

Увеселительные рощи, пруды золотые, (поросшие) лотосом, раджа,

5.(Владения) четырёх хранителей мира, Брихаспати, Шукры,

Праведников вишвадэвов, обоих Ашвинов, Марутов,

6.Рудров, Адитьев, Васу и других обитателей неба —

Это и есть кромешные бездны, сынок; а высшего Атмана обитель

7.Безопасна и безболезненна, свободна от бедствий,

От двух свободна, от трёх свободна, от восьми и от (других) трёх* свободна,

8.Четырёх признаков* лишена, от четырёх обоснований* свободна,

Лишена восторга, блаженства, утомленья, печали;

9.Время там есть, но не властелин там время, раджа:

Он* — владыка времени, а значит, и владыка неба.

10.Самоотрешённости достигнув, не скорбит туда ушедший.

Такова запредельная обитель и такова кромешная бездна.

11.Вот тебе сказано, каковы кромешные бездны,

Все они вне той прекрасной обители, (отчего) и называются кромешной бездной.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 198 глава —

СКАЗАНИЕ О ШЕПТАНИИ

Глава 199

(7198—7329)

Юдхиштхира сказал:

1.Между Калой, Мритью (Смертью), Ямой, Икшвакой и брамином

Некогда происходила беседа, о ней рассказать да благоволит владыка.

Бхишма сказал:

2.И об этом такую древнюю быль повествуют:

О случившемся с Икшвакой, сыном Солнца, и с брамином;

3.Также узнай от меня, что произошло с Калой и Смертью,

Какова была их беседа и в каком месте.

4.Некий брамин-шептун, твёрдый в законе, многославный,

Знаток шести частей* (Писанья), многопознавший сын Пипалы, потомок Кушики,

5.Осуществил познанье, с превеликим усердием изучив шесть частей (Писанья).

Опытный в знании, он обитал у стоп Химавата.

6.Самообузданный тот брамин совершал последний подвиг шептанья (мантры) Самхиты:

Такой его сосредоточенности (ниямы) тысяча лет миновала.

7.Тогда воочию ему явилась богиня (Савитри); «Я вполне довольна», — (сказала);

Продолжая шептать, тот, безмолвный, ничего не ответил.

8.Милосердия ради богиня пребывала благосклонной*,

Мать Вед одобрила* тогда его шептанье.

9.Тогда, закончив шептанье, вскочил, к её стопам головою

Припал тот праведник и такое слово молвил:

10.«(Какое) счастье, богиня, что ты благосклонна и воочию мне явилась.

Если ты довольна моим шептаньем, да возрадуется твоё сердце

Савитри сказала:

11.Чего ты хочешь, певец, какое желанье тебе исполнить?

Поведай, лучший из шептунов, всё тебе будет!

(Бхишма сказал:)

12.На эти слова богини знающий дхарму певец ответил:

«О шептании моё желанье, да возрастёт оно больше и больше.

13.Пусть самоуглубление (самадхи) моего ума с каждым днём возрастает».

«Да будет так», — тогда милостиво сказала богиня.

14.Затем ещё продолжала говорить благосклонная богиня:

«Ты не пойдёшь в кромешные бездны, куда уходят туры-брамины,

15.Ты пойдёшь в безусловное, безупречное состояние Брахмо.

То, о чём ты меня просил, осуществится.

16.Владея собой, продолжай шептанье, и приблизится к тебе Дхарма*,

Кала, Мритью и Яма к тебе прибудут.

17.И произойдёт между ними и тобой беседа».

Бхишма сказал:

18.Владычица, это сказав, вернулась в своё состоянье,

А певец ещё сто божественных лет сидел, занимаясь шептаньем,

19.Всегда владея собой, победив гнев, безропотный, занимался шептаньем.

Когда он в самообуздании там упражнялся мудрому брамину,

20.Тому дваждырождённому, воочию явился Дхарма.

Дхарма сказал:

21.Дваждырождённый, взгляни на меня, я — Дхарма, прибыл с тобой повидаться.

Услышь от меня, какой плод (тобой) достигнут шептаньем.

22.О дваждырождённый, ты победил миры небесные и земные, все, какие только существуют;

Святой, превзойдя все внешние обители богов, ты шествуешь (дальше).

23.Расставайся с жизнью, муни, в какие хочешь миры направляйся,

Покинь себя и тело, тогда ты миров достигнешь!

Брамин сказал:

24.Что мне в (тех) мирах? Сам иди, куда хочешь,

Я же из тела, (приносящего) много страдания, радости, не выйду, владыка!

Дхарма сказал:

25.Эй, поневоле тебе своё тело покинуть придётся, тур-отшельник!

О певец безупречный, поднимайся в какое хочешь небо!

Брамин сказал:

26.Мне не нравится жить в небесах без тела, владыка,

Отправляйся, Дхарма, нет у меня охоты всходить на небо, себя покинув!

Дхарма сказал*:

27.Полно тебе обращаться мыслью к телу; тело покинь и будь счастлив.

Направляйся в нетленные миры; туда придя, тосковать не будешь!

Брамин сказал:

28.Что мне в вечных мирах? Мне нравится шептанье, блаженный,

Иль я в своём теле пойду, или совсем не (пойду), могучий.

Дхарма сказал:

29.Раз ты не хочешь (сам) покинуть тело, то смотри, дваждырождённый,

Вот к тебе подходят Время, Смерть и Яма!*

Бхишма сказал:

30.Тогда сын Вивасвана (Яма), Время и Смерть, три властелина,

Подойдя к тому причастному великой участи брамину, так сказали:

Яма сказал:

31.Этого хорошо исполненного подвига и добродетельной жизни

Превосходный плод ты получил; я к тебе обращаюсь — Яма!

Кала сказал:

32.Раз превосходный плод шептунов достигнут,

Пора тебе восходить на небо; я, Кала, к тебе явился.

Смерть сказала:

33.Знай, добродетельный, я, прекрасная Смерть (Мритью), к тебе, певец, явилась

Вместе с Временем-Калой, чтобы ныне, как подобает, тебя увести отсюда.

Брамин сказал:

34.Добро пожаловать Времени и сыну Солнца*, махатмам,

И Смерти, и Дхарме; какое дело я должен для вас исполнить?

Бхишма сказал:

35.Почётную пищу (аргхья) и воду для омовенья ног он предложил тем трём пришедшим

И сказал с величайшей приязнью: «Своими силами что мне для вас исполнить

36.А в это же самое время, возвращаясь из странствования по (святым) криницам,

Владыка Икшваку туда пришёл, где было собранье.

37.Их всех раджариши почтил земным поклоном,

Им всем лучший раджа вопрос о здоровье задал*.

38.Ему высокое сидение предложив, воду для ног и почётную пищу,

Осведомился о здоровье брамин и молвил такое слово:

39.«Добро пожаловать тебе, махараджа, скажи, чего ты желаешь?

Что для тебя своими силами я должен сделать? Это теперь да возвестит мне владыка».

Раджа сказал:

40.Я — раджа, ты же — брамин, раз ты в шести благих делах* стоек;

Я дам тебе какое-либо богатство; желаемое мне поведай.

Брамин сказал:

41.Раджа, брамины бывают двух видов, двоякой считается дхарма:

Есть обращённые и отвращённые (брамины); я отвращён от принятья.

42.Давай тем желанное, которые (к нему) обращены, владыка народа,

Я же даров не приемлю; что тебе дать? Чего ты желаешь?

43.В силу (своего) подвига, чем я могу быть полезен, скажи, лучший раджа?

Раджа сказал:

44.Я — кшатрий; слова «дай» я не знавал когда-либо —

Я требую! Лучший брамин, мы одно повторяем: «Битва

Брамин сказал:

45.Ты своим долгом доволен, царь, и мы своим довольны;

Разницы нет между нами — (поступай, как хочешь).

Раджа сказал:

46.«Я отдам, что в силах», — так предлагал ты раньше;

Требую, чтобы ты дал, дваждырождённый, великий плод твоего шептанья!

Брамин сказал:

47.(Кшатрий) требует: «(Да приносит) война всегда мне добычу», — говорил ты,

А со мной нет (у тебя) войны, так что же ты требуешь, раджа?

Раджа сказал:

48.Громовым оружьем браминов называют слово, оружие кшатрия — руки!

А между мной и тобой, певец, (завязалась) горячая* словесная битва.

Брамин сказал:

49.Нынче я обещал; что же посильное дать я должен?

Индра царей, скажи; возможное дам незамедля!

Раджа сказал:

50.Полных сто

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн