Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

лет совершал ты шептанье;

Требую достигнутого тобой плода, раз ты намерен давать, владыка.

Брамин сказал:

51.Получай превосходный плод, достигнутый мной шептаньем,

Без колебанья прими того плода половину.

52.Или весь плод моего здесь шептания, раджа,

Получай по твоему желанью, если ты целый хочешь.

Раджа сказал:

53.Ладились мы обо всём, что ты вышептал, — благо тебе да будет;

Я ухожу, будь счастлив; но каков твой плод, скажи мне.

Брамин сказал:

54.Достигнутого плода не знаю; всё, что вышептал, я отдал;

Свидетели этому Дхарма, Кала, Смерть и Яма.

Раджа сказал:

55.Что мне в плоде этом заслуги, раз он неизвестен?

Если ты не скажешь мне, каков плод заслуги выполненного шептанья,

56.То этот сомнительный плод, певец, получать не желаю!

Брамин сказал:

57.Дальнейших разговоров не принимаю; плод того шептанья мной отдан;

Уговор раджариши, что ныне был между мной и тобой, (для нас) мерило.

58.Я шептал без определённой заранее цели,

Как же могу я знать плод шептанья, тигр среди раджей?

59.«Отдай», — так ты молвил, «Отдам», — я (ответил),

Я не нарушу слова, и ты будь стоек в соблюдении правды!

60.Как же ты не исполнишь ныне мне данного слова?

Велико твоё беззаконие будет, создающее кривду, раджа!

61.Слово твоё да не свяжется с ложью, врагов обуздатель;

И для меня непосильно обещанное нарушить.

62.Я раньше дал согласие без колебаний,

Без колебаний и ты прими, владыка, если ты стоишь в правде.

63.Ведь ты сюда ко мне пришёл, раджа, и требовал плод шептанья,

Я тебе отдал, так принимай же, если в правде стоять ты хочешь.

64.Нет ни этого, ни другого мира для того, кто лживым словам отдаётся;

Не спасает он предков, как же (ему спасать) потомство?

65.Ни плоды жертв и даров, ни (соблюденье) обета его не спасают;

Тур-человек, что истинно в ином мире, то (истинно) и в этом.

66.Длительно предающийся умерщвлению плоти, нагромождая подвиг на подвиг снова и снова,

Сотни и сотни тысяч (раз), всё же не может возвыситься над Правдой,

67.Истина — единое, вечное Брахмо, Истина — единый вечный тапас,

Истина — единое, вечное Откровенье, Истина — единая, вечная жертва,

68.Истина движет богами*, Истина есть плод по преданью;

От Истины — высочайший Закон, Обузданье (Дхарма и Яма); Вселенная пребывает в Правде.

69.Истина — Веды и дополненья*, Истина — устав* и обряды,

Истина — исполненье обетов, и АУМ есть Правда.

70.Порожденье живущих есть Правда, их размножение — Правда,

Истиной веет ветер, Истиной согревает солнце,

71.Правдой горит огонь, на Правде основано небо,

Истина — жертва, подвиг, Веды, напевы (Самана), мантры и Сарасвати.

72.На весы возложены были Праведность (дхарма) и Правда — таково откровенье —

(Оказался) равным вес Праведности и Правды*.

73.Откуда Праведность, оттуда и Правда; всё развивается Правдой.

Так по какой причине, раджа, неправедно поступить ты хочешь?

74.Раджа, правду стойко блюди, владыка, не следует поступать по кривде,

Зачем неправедным словом «дай» ты совершил плохое?

75.Если данного мной плода шептания ты не примешь, раджа,

То, нарушив свои уставы, будешь по мирам скитаться.

76.Кто не даёт, согласившись, и, потребовав, (брать) не желает,

Оба неправедны; не подобает тебе поступать по кривде.

Раджа сказал:

77.Охранять и сражаться — вот, безусловно, обязанность кшатриев, дваждырождённый;

Деятелями считаются кшатрии, зачем же (меня) ты брать заставляешь, владыка?

Брамин сказал:

78.Не выпрашивал я у тебя, не посещал твоего жилища, раджа,

(Сам) ты, придя сюда, потребовал (дара), так почему же теперь (его) не принимаешь?

Дхарма сказал:

79.Чтобы не было у вас размолвки, я прибыл, Дхарма,

Дваждырождённому принадлежат плоды отдачи, плод Правды — радже.

Небо сказало:

80.Знай, Индра царей, я, прекрасное Небо, сюда явилось,

Чтобы не было между вами размолвки; равны плоды у обоих.

Раджа сказал:

81.Нечего мне делать с Небом! Откуда пришло, туда и отправляйся, Небо,

А если певец идти к тебе захочет, пусть берёт плод, полученный мною!

Брамин сказал:

82.Если по неведенью в детстве я и протягивал руку,

То (ныне) такого признака нет в том долге, что я выполняю шептаньем (Самхиты).

83.Давно уничтоженную жадность зачем возбуждаешь, владыка?

Я выполню сам своё дело, от тебя же плода не хочу, владыка!

84.Я прекратил принимать дары, усердствую в подвиге, изучая Писанье.

Раджа сказал:

85.Если, певец, ты отдал свой высочайший плод шептанья,

То пусть все плоды и того и другого общими будут!

86.Дваждырождённым подобает принятье, рождённым в царском роду — отдача;

Если долг, (указанный) в Шрути, знаешь, (то согласишься), что плод должен быть общим.

87.Прими от меня этот плод, если не хочешь вкушать совместно.

Воспользуйся моим выполнением долга, если ко мне благосклонен.

Бхишма сказал:

88.Тогда появились два человека безобразного вида.

Оборванцы спорили, вцепившись друг в друга.

89.Один: «Ты от меня ничего не получил!» Другой: «Я получил!»— так они утверждали;

«Вот в чём состоит наш спор, пусть этот раджа судьёй нам будет

90.«Правду я говорю: ты мне не должен, почтенный

«Я получил, я твой должник! Ты не говоришь правды!»

91.Разгорячённые оба, так они говорили радже:

«Рассуди нас по-своему, чтобы мы порицанью здесь не подверглись!»

Урод сказал:

92.Тигр-человек, я Калеке должен цену коровы;

Я отдавал ему, царь, но Калека от меня принимать не хочет!

Калека сказал:

93.Мне ничего не должен этот Урод, о владыка народа,

Под видимостью правды он тебе лжёт, о владыка народа!

Раджа сказал:

94.Урод, что ты почтенному должен, скажи мне!

Выслушав, я вынесу решенье, так рассуждаю в сердце.

Урод сказал:

95.Выслушай внимательно, раджа, как задолжал я

(Этому) Калеке, раджариши, (расскажу) подробно, владыка народа!

96.Ради наставленья в Законе (дхарме) я дал раньше хорошую корову, безупречный,

Этому певцу, занятому изученьем Писанья и подвигом, раджариши.

97.Заслугу моего дара он получает, (так как) ничего не просил он, раджа!

Калека преподавал мне от чистого сердца.

98.Тогда совершил я доброе дело, чтобы себя очистить от (долга):

Купил двух рыжих коров с телками, многомолочных.

99.Обеих я тому горемычному* отдал, раджа,

То (научение, данное) по закону, по благочестию*, данное снова, владыка,

100.Принял я нынче, пусть и он двойной плод получает —

Так быть должно; тигр-человек, кто же здесь чист, кто виновен?

101.И вот мы, споря о деле, царь, сюда явились.

Реши, что здесь закон, а что беззаконье, словом, дай нам порядок!

102.Если же он не захочет дара, который мной предложен,

То будь здесь стойким, владыка, и направь нас на (верную) дорогу!

Раджа сказал:

103.Возвращаемый долг почему не берёшь ты ныне?

Ведь он тебе надлежит, так получай немедля!

Калека сказал:

104.«Я должен», — так он говорит; «Я подарил», — так я утверждаю.

Этот (человек) мне не должен, пусть ныне идёт, куда хочет.

Раджа сказал:

105.Неправильным считаю, что ты не берёшь его дара;

Считаю, что ты подлежишь наказанью; в этом нет сомненья!

Калека сказал:

106.То, что я отдал, как мне, раджариши, принять обратно?

По (своему) усмотрению назначь наказанье за мой проступок, владыка!

Урод сказал:

107.Раз ты никак не принимаешь моё даянье,

Этот царь заставит тебя принять, он по закону судит.

Калека сказал:

108.Данное мною самим да ещё по просьбе

Как могу я принять обратно? Иди, я тебя отпускаю!

Брамин сказал:

109.Ты выслушал, раджа, что они говорили?

Итак, обещанное мною прими не колеблясь!

Раджа сказал:

110.«Разрешить этот спор — очень трудное дело;

Как может шептун его принять за прочную основу?

111.Если теперь не приму предлагаемого брамином,

То как смогу великим грехом не оскверниться?»

112.Затем раджариши сказал тем обоим: «Можете идти, закончено дело.

Раз вы ко мне явились, не следует (мне) нарушать долга раджи;

113.Раджи обязаны соблюдать свой долг, в этом нет сомненья,

Но я был сам не свой, когда меня обуял неведомый мне долг брамина.

Брамин сказал:

114.Возьми то, что я тебе дал по (твоей) просьбе, раджа!

Если же ты не возьмёшь, я тебя прокляну, несомненно, раджа!

Раджа сказал:

115.Увы, долгу раджи, в силу которого я вынес такое решенье!

(Что ж), обязанность моя такова; я себя вопрошаю, что этому может быть равным!

116.Никогда эту руку раньше я не протягивал за подаяньем,

Но теперь пусть будет дано, певец, то, что ты мне должен!

Брамин сказал:

117.Возьми, если есть тут что-либо моё, все заслуги

Совершённого мной шептанья Самхиты.

Раджа сказал:

118.Хватит того, что попало мне в руки*, лучший из дваждырождённых.

Пусть это будет общим, если ты благоволишь принять, владыка!

Урод сказал:

119.Знай нас обоих: Вожделенье (Кама) и Гнев — мы тебя возбуждали, владыка!

«Общее», — так ты сказал, а потому тех же миров вы оба (достигли).

120.Он не должен тебе ничего: мы это сделали, желая знать, как ты поступишь.

(Для того здесь) Дхарма, Время, Смерть, Гнев, Вожделенье и вы оба.

121.Все противоречия ты разрешил, рассмотрел возраженья,

Ты своим делом завоевал миры, иди, куда пожелаешь.

Бхишма сказал:

122.Заслуженный шептунами плод я рассмотрел с тобою подробно,

Путь, состояние и миры, достигаемые шептунами.

123.Изучающий Самхиту направляется в мир Брамы

Или же приходит к Агни, или вступает в Солнце*.

124.Если он там радуется (их) лучезарному состоянью,

Введённый в заблуждение пристрастием к ним, их качества* он получает,

125.Или во влажное тело, или в воздушное, или в земляное, или в пространственное* он вступает,

Страстный, он там живёт, их качества приобретая.

126.Или здесь, освободясь от страсти, он начинает сомневаться в истинности желаний;

Взыскуя Непреходящее, Запредельное, он в То вступает снова;

127.Переходя от бессмертия к бессмертию, умиротворённый, от «я» отрешённый*,

Без противоречий, без болезни он счастлив, спокоен, став Брахмо.

128.В состояние* Брахмо, именуемое необратимым, вечным, единым,

Бесскорбным, нестареющим, безмятежным, в (такое) состояние он вступает.

129.Четырёх признаков (познанья), шести слабостей и шестнадцати (частей)* лишённый,

Он, превзойдя того Пурушу, вступает в акашу.

130.Если же он (этого) не пожелает, страстный в себе, он становится владыкой мира;

Чего пожелает он сердцем, то и получит.

131.Если же он пожелает миров, что кромешными зовутся,

Без желаний, вполне свободный, он там наслаждается счастьем.

132.Вот каков путь шептуна, махараджа,

Рассказано всё об этом; что ещё слышать желаешь?

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 199 глава —

СКАЗАНИЕ О ШЕПТУНЕ

Глава 200

(7330—7364)

Юдхиштхира сказал:

1.Что делали после их беседы те оба —

Брамин и раджа? Это расскажи мне, Прадед!

2.Те два, как ты рассказывал, встретясь,

Какую вели там беседу или что сделали оба?

Бхишма сказал:

3.После того, как те согласились и «Ладно!» — сказали оба,

Почтив Дхарму, Яму, Время, Смерть и Небо, почитанья достойных,

4.И тех, что раньше туда прибыли, быков-браминов,

Всех склоненьем головы (приветствовав), сказал тот дваждырождённый радже:

5.«Обладая этим плодом, иди благополучно, раджариши,

Я же, отпущенный владыкой, ещё продолжу шептанье.

6.О многосильный, некогда такой дар мне был дан богиней*:

«Вера в шептанье да будет вечной!» — так она сказала, владыка мира.

Раджа сказал:

7.Раз ты теперь без достигнутого плода (оказался), но в шептанье осталась вера,

Иди, певец, плод шептуна прими со мной вместе!

Брамин сказал:

8.В присутствии всех мы здесь великое усилие совершили.

(Обладая) равным плодом, пусть каждый из нас идёт своей дорогой.

(Бхишма сказал):

9.Узнав о решенье тех двух, владыка Тридцатки (Индра)

Также прибыл вместе с богами, хранителями мира.

10.Явились святые, вишвы, с огромными трубами, маруты,

Реки, Горы, Моря, разные криницы,

11.Подвижники, знатоки Йоги, Веды, Сарасвати, Напевы,

Нарада с Парватой, марутами, вишвами*, васу, с (гандхарвами) Хаха и Хуху,

12.И гандхарва Читрасена, окружённый толпою,

Змии, совершенные, муни, бог богов Праджапати

13.Явился непредставимый, тысячеголовый бог* и Вишну;

В небесах звучали бубны, тимпаны*, владыка.

14.Дивные цветы дождём на тех двух махатм (ниспадали),

То там, то здесь плясали апсары, пришедшие отовсюду;

15.Тогда прекрасное Небо брамину сказало слово:

«Ты достиг совершенства, ты причастен великой доле, царь, и ты совершенен».

16.Тогда оба они совместно, но разными путями

Осуществили самоотрешенье, раджа.

17.Прану, апану, удану, саману, вьяну

Остановив, они погрузили в двухлепестный (чакра)* манас.

18.Установив (его) внутри* ниже бровей, (на уровне) корня носа

Сдвиганьем бровей* оба привели в покой свой манас.

19.Не шевелясь*, вперив взор в межбровье*, они погрузились в самадхи;

Преодолев себя, они направили в голову самосознанье*.

20.Тогда расщепив нёбо махатмы брамина,

Изошёл превеликий свет* и вознёсся на третье небо.

21.И со всех сторон раздался

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн