в познании и оба его сына.
К нему, сынок, не следует приближаться;
остерегайся их постоянно!*
58. Он ведь гневлив, сынок, и может навредить, разъярившись.
Ох, и гневлив же Райбхья, хоть он и великий подвижник,
великий риши.
Явакри сказал:
59. Я так сделаю, тятя, никак не поддавайся кручине;
Сколько тебя почитаю, владыка, столько и Райбхью, отец мой!
Ломаша сказал:
60. Так ответив отцу кротким голосом, Явакри,
ни перед кем не робея,
Перечил всем другим ришам, находя в этом большую усладу.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 135 глава —
ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ
СКАЗ О ЯВАКРИ
Глава 136
Ломаша сказал:
1. Раз как-то бесстрашный Явакри, блуждая,
Забрёл весенним месяцем* в окрестность обители Райбхьи*
2. И увидел в обители, украшенной цветущими деревьями,
отрадной,
Сноху того (риши); подобная киннари, они гуляла, Бхарата.
3. «Сойдись со мной!» — так сказал ей Явакри бесстыдно.
(Ей), хранящей стыдливость; страсть увлекла его сердце.
4. Она, зная его повадки, страшась его проклятия,
(Зная) также могущество Райбхьи, «Так, хорошо», —
сказав, пошла (с ним).
5. В уединённое (место его) заведя, она ускользнула*
в чащу, врагов утеснитель.
В ту пору Райбхья вернулся в свою обитель, Бхарата;
6. Увидев, что его невестка, жена Параваса, горько плачет,
Он ласковым словом её утешил и стал расспрашивать,
о Юдхиштхира.
7. Тогда прекрасная всё рассказала, что говорил ей Явакри
И что предусмотрительно она ему отвечала.
8. Услыхав о таком поведении Явакри, Райбхья
Пришёл в великую ярость, как бы пламенело его сознание…
9. Тогда, обуянный страстью, в великой ярости тот подвижник
Вырвал прядь (своих волос) и в жертву Агни её принёс
со страшным заклятием.
10. И возникла женщина, красотой подобная той
(невестке Райбхьи),
И другую прядь он вырвал и снова принёс её в жертву Агни.
11. Тогда возник ракшас, яростноглазый, ужасающий видом.
Затем оба сказали Райбхье: «Что надлежит нам
исполнить? Мы готовы исполнить!»
12. «Убейте Явакри!» — так велел тем двоим разъярённый риши.
Ответив «Так!», с намерением убить Явакри они удалились.
13. Женщина, созданная махатмой, к (Явакри) приласкалась.
И, одурманив его, утащила кружку (со святой водой*), Бхарата!
14. К осквернённому Явакри, лишённому (священной) кружки,
Ракшас тогда подбежал, копьём* угрожая.
15. Увидев, что тот, угрожая копьём, к нему подбегает,
Мигом вскочил Явакри и бросился к пруду (спасаться)*.
16. Видя, что в озере воды не стало, Явакри поспешил к другому —
Метался к разным прудам, но все они оказывались сухими.
17. Перепуганный, ужасным копьеносцем-ракшасом теснимый,
(В горницу) священного огня отца он спешил ворваться,
18. Но когда он туда ринулся, слепой сторож, шудра,
Схватил его и задержал у двери, о владыка!
19. И тот ракшас схваченного шудрой Явакри
Убил копьём, и (юноша) упал с пронзённым сердцем!
20. Убив Явакри, ракшас к Райбхье вернулся
И стал жить с той женщиной с дозволения Райбхьи.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 136 глава —
ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ
СКАЗ О ЯВАКРИ
Глава 137
Ломаша сказал:
1. А Бхарадваджа, Каунтея, закончив изучение (Вед)
и повседневные обряды,
Собрав вязанку дров (для священного огня),
вернулся в свою обитель.
2. Бывало, завидев его, все священные огни взвивались навстречу,
А ныне, когда сына убили, они не взвились навстречу.
3. Заметив перемены в горнице для святых огней,
Домовничавшему слепому шудре, сидевшему (тут), молвил:
4. «(Слушай), шудра, почему, завидев меня, огни радостно
(не тянутся)* навстречу?
Да и ты не радуешься, как бывало? Всё ли здесь в обители ладно?
5. Не отправился ли мой непутёвый сын к Райбхье?
Скажи мне об этом скорей, что-то тревожно у меня на сердце!»
Шудра сказал:
6. «Уж будто не отправился к Райбхье твой сын худоумный?
Знамо, тут и лежит он, могучим ракшасом убитый.
7. (Спасался) ведь он, преследуемый тем ракшасом-копьеносцем.
У двери в горницу Агни я задержал его своими руками!
8. Тут и убит был он, беспомощный: осквернясь,
он воду искал, вестимо.
Так и прикончил его ракшас, копьеносец рьяный».
9. Бхарадваджа, выслушав эту безрадостную весть от шудры,
Мёртвого сына обняв, скорбел, (над ним) причитая.
Бхарадваджа сказал:
10. Не ради ли блага браминов творил ты подобное
самоистязание? Ведь так, конечно!
«Да воссияют мне Веды, (ещё) не изученные
браминами!» — так ты мыслил*.
11. Ведь средь махатм-браминов ты был благонравен,
Среди всех существ (ты был) безупречен! (Но, увы),
ты на жестокость нарвался!
12. Ведь предупреждал я тебя, дабы узреть того муни,
подобного Яме, и час кончины!
13. О (мой) пресветлый, кто, зная, что единственный сын
есть у старца,
Так власти ярости поддался, тот (злободушен) предельно!
14. Дело (рук) Райбхьи, что я принял скорбь о сыне!
И я прекращу дыхание —
Из всего земного это мне всего желанней без тебя, сыночек!
15. Как, скорбя о сыне, я покидаю тело (в глубочайшем горе),
Так Райбхью (его) старший сын скоро погубит,
(хотя тот перед ним) не виновен.
16. О, сколь счастливы мужи, у которых сыны не рождались!
Им неведомо горе (утраты) сына, такие живут счастливо!
17. У тех, что горюют по сыну, сердце приходит в великое
Они проклинают любимых друзей, что может быть злей
их страданий!
18. Увидев убитого сына, я проклял своего лучшего друга!
Есть ли кто иной здесь (на земле), постигнутый
столь великим горем?!
Ломаша сказал:
19. По-разному причитая, Бхарадваджа на большом костре сжёг сына,
А затем и сам вступил в Пожирателя жертв — (Агни).
Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 137 глава —
ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ
СКАЗ О ЯВАКРИ
Глава 138.
Ломаша сказал:
1. Владыка земли Брихадьюмна в это же самое время
Начал (обряд) саттру, Райбхья был жрецом
у (того) могучего, причастного великой доле*.
2. Обоих сыновей Райбхьи — Арвавасу и Паравасу
Избрал для совершения жертвенного обряда
Брихадьюмна разумный.
3. Они оба с дозволения отца туда отправились, Каунтея;
А в обители оставался Райбхья с (невесткой), женой Паравасу.
4. И вот, желая увидеться (с женой), Паравасу
(Подходя), он увидал в лесу отца, одетого в шкуру чёрной лани.
5. Совсем ослеплённый сном, поздней ночью,
Блуждая в дебрях леса, за лань отца он принял;
6. И (сын) убил отца, за лань его принимая,
Невольно тогда (убил), желая спасти (своё) тело*.
7. Совершив все посмертные обряды для (отца), Бхарата.
(Паравасу) вернулся (к месту) жертвоприношения
и сказал брату (такое) слово:
8. «Провести этот обряд (самостоятельно) ты никак не сможешь,
Я же, приняв за лань, (нечаянно) убил (нашего) тятю.
9. Поэтому ради нас*, сынок*, прими (на себя) обет браминоубийцы,
Я же, о муни, это священнодейство и самостоятельно
завершить способен!»
Арвавасу сказал:
10. Да совершит владыка для мудрого Брихадьюмны
обряд жертвоприношения,
Я же за тебя обряд браминоубийцы, смирив чувства исполню!
Ломаша сказал:
11. О Юдхиштхира, закончив обряды, (предписанные)
браминоубийце,
Муни Арвавасу к (месту) жертвенного обряда вернулся.
12. Тогда Паравасу, заметив приближающегося брата,
Захлёбываясь от радости, сказал Брихадьюмне такое слово:
13. «Пусть на жертвенный твой обряд этот браминоубийца,
сюда пробравшись, и не взглянет!
Несомненно, даже взгляд браминоубийцы осквернит твою жертву!»
Ломаша сказал:*
14. Услыхав это, раджа велел блюстителям, о владыка народа,
И тогда блюстители выпроводили Арвавасу, раджа.
15. О Бхарата, когда же блюстители (неоднократно)
спрашивали: «Ты браминоубийца?»
«Не я совершил убийство брамина», — так повторял
16. И отрицал, что за себя совершал он обряд очищения
браминоубийцы:
«Сделал это мой брат, я же освободил его (от греха)
совершенно!»*
17. Так повторял он гневно, а блюстители его укоряли.
Наконец в лес молча ушёл брахмариши, тот великий подвижник.
18. Отдавшись под защиту Творца дня, он совершал
ужасные самоистязания;
Тот превосходный брамин сокровенное (в почитании)
Сурьи сделал известным.*
19. Во плоти он видел (Сурью), лицезрел, как тот самолично
вкушал топлёное масло.
Ломаша сказал:
Арвавасу ублажил богов, они были довольны им, раджа!
20. Главным жрецом (Брихадьюмны) они его (поставили),
а Паравасу устранили.
Затем боги во главе с Агни ему предложили (дар) на выбор:
21. Воскрешение своего отца он выбрал,
Оправдание брата и забвение отцом насильственной смерти.
22. Воскрешение Бхарадваджи и Явакри — обоих
И распространение поклонения Сурье (избрал)
тот брамин превосходный.
Предоставив ещё дары, «Да будет так!» — ответили боги.
23. Тогда все усопшие появились, Юдхиштхира.
И сказал Явакри богам во главе с Агни:
24. «Я выполняю браминские обеты, изучаю Веды,
Как же меня, хранящего обеты, подвижника,
погружённого в созерцание,
25. Смог убить Райбхья, о превосходные, бессмертные (боги)?»
Боги сказали:
Впредь Явакри, не поступай так, как поступал ты, муни:
Без гуру изучал ты раньше Веды, по своему разумению!
26. Этот же (Райбхья), подвизаясь, превзошёл учителя своими делами,
Спустя долгое время тяжким трудом он превзошёл
высочайшее слово Брамы.
Ломаша сказал:
27. Так, оживив всех тех, поговорив с Явакри, боги
Во главе с Индрой направились в Тривишану.
28. Вот его чистая обитель, где всегда цветут и плодоносят деревья.
Пожив здесь, тигр-человек, ото всех грехов ты освободишься!
Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 138 глава —
ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ
СКАЗ О ЯВАКРИ
Глава 139
Ломаша сказал:
1. Уширабиджу, Майнаку, Швету — (эти) горы, Бхарата,
Ты миновал, также утёс Калу, о владыка широкой*
(земли), сын Кунти!
2. Вон Ганга о семи руслах блистает, тур-Бхарата,
Это чистое, беспыльное становье, где постоянно огонь сияет!
3. Никто из потомков Ману не способен ныне созерцать эти криницы!
4. Игрище богов, следы их стоп вы узрите ныне,
Миновав Калашайлу*-гору, сын Кунти!
5. Мы взойдём на гору Швету и на хребет Мандару;
Там обитель якши Манивары и Куверы, властителя якшей;
6. (Здесь) восемьдесят тысяч быстроногих гандхарвов,
(Оборотней) же — кинпурушей и якшей — вчетверо (больше);
7. Они предстоят в различных образах, с различным воздетым
оружием
Пред царём якшей, о превосходнейший человек,
и почитают Манибхадру.
8. Здесь, (в горах), их могущество безмерно, а ход их
подобен ветру.
Конечно, самого раджу богов они могут низвергнуть с престола!
9. Сынок, они охраняют недра, стерегут (клады),
И горы стали непроходимы; погружайтесь
в глубочайшее созерцание!
10. (Здесь) — ракшасы и другие ужасные советники —
дружина Куверы,
Мы встретимся с ними, Каунтея! Собери же свою отвагу, Партха!
11. Гора Кайласа возвышается на шесть йоджан, раджа,
Там сходятся боги, там огромное держидерево (ююба), Бхарата.
12. (Здесь) ракшасов, якшей, киннаров несметные толпы, Каунтея,
Наги, супарны, гандхарвы (приходят) к чертогу Куверы.
13. Ныне ты с ними столкнёшься, сын Притхи, но (своим)
подвижничеством и самообладанием
Будешь храним, а также мной и могучим Бхимасеной, раджа!
14. Да благоприятствует тебе Варуна! Да пошлют победу
в сражении
Владыка Яма, Ганга, Ямуна и этой горы (властитель)!
15. Да благоприятствуют (тебе) Ашвины, маруты,
Реки, озёра, боги, асуры, васу, о многодостойный!
16. Через золотую гору Индры я слышу, о богиня Ганга,
шум твоих (водопадов)!
О причастная благой доле, в этих горах охраняй меня
и чтимого всеми адхамидхами владыку народа!
17. О дочь (владыки) гор, царя, проникающего в эти горы,
осени своим покровом!*
Так воззвав к бегущей в океан (реке), тот певец
воскликнул: «Будь благополучен!» и окропил* Партху.
Юдхиштхира сказал:
18. Такое смущение Ломаши необычайно, все вы бдительно
охраняйте Кришни!
Думаю, что эта страна самая труднопроходимая;
Именно здесь мы должны совершить величайшее очищение.
Вайшампаяна сказал:
19. Тогда (Юдхиштхира) отважному богатырю Бхиме молвил:
«Тщательно береги Кришни, Бхимасена!
Отсутствует ли Арджуна или присутствует, у тебя одного,
сынок, Кришни в беде ищет защиты!»
20. Затем Близнецов призвал тот Махатма, понюхал их
головы, тела погладил,
Со слезами сказал им тот раджа: «Бесстрашно,
но не беспечно идите!»
Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 139 глава —
ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОРУ КАЙЛАСУ
Глава 140
Юдхиштхира сказал:
1. Врикодара, здесь много нечисти, невидимой, но сильной;
Лишь силой (жертвы) Агни и самоизнурения пройти мы сможем!
2. Накопляй, Каунтея, защитную силу верностью, голодом, жаждой!
Также, о Врикодара, силой и щедростью защищайся.
3. Слово риши о горе Кайласе ты слышал;
Как пройти Кришни, пораскинь-ка умом, Каунтея!
4. Быть