Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск VI. Хождение по криницам

яйцо, родясь, не копошится;

У камня нет сердца; у реки возрастает скорость.

Якша сказал:

63. Кто друга покидает?* Кто верный друг в доме?

Кто болящему друг? Кто друг готовящемуся к смерти?

Юдхиштхира сказал:

64. Караван покидает друга; жена верный друг в доме;

Болящего другцелитель; друг умирающего — подаяние*.

Якша сказал:

65. Кто гость всех существ? Что такое «Вечная Дхарма»?

Что такое амрита? Что такое весь преходящий мир,

о владыка раджей?

Юдхиштхира сказал:

66. Агни* — гость всех существ; Сома* земли — амрита;

Амрита есть Вечная Дхарма; весь преходящий мир есть ветер*.

Якша сказал:

67. Кто странствует одиноко? Кто, родясь, рождается снова?

От стужи какое лекарство? Какой из сосудов* наибольший?

Юдхиштхира сказал:

68. Сурья-Солнце странствует одиноко;

Месяц рождается снова и (снова);

Огонь — от стужи лекарство; земля — из сосудов наибольший.

Якша сказал:

69. Что есть одноногая* дхарма? Что такое одноногая слава?

Что есть одноногое блаженство? Что такое одноногое счастье?

Юдхиштхира сказал:

70. Щедрость есть одноногая праведность; дар — одноногая слава;

Истина есть одноногое блаженство; добродетель — одноногое

счастье.

Якша сказал:

71. Что есть второе «я» человека? Кто его суженая подруга?

Что для него высочайший путь? Что поддерживает

его существование?

Юдхиштхира сказал:

72. Сын есть (второе) «я» человека; жена — его суженая подруга;

Щедрость — его высочайший путь; дождь

поддерживает его существование.

Якша сказал:

73. Что нужнее всего богатым? Что есть превосходнейшее

богатство?

Что есть лучшее приобретение? Что есть высочайшее счастье?

Юдхиштхира сказал:

74. Богатым нужнее всего изворотливость; превосходнейшее

богатство — (святое) Писание (Шрути);

Наилучшее приобретениездоровье; удовлетворённость есть

высшее счастье.

Якша сказал:

75. Каково высочайшее в мире дело (карма)?

(Исполнение) какого долга всегда плодотворно?

Об укрощении чего никогда не жалеют? Какой союз не ветшает?

Юдхиштхира сказал:

76. Благожелательность есть высочайшее дело; всегда

плодотворно (исполнение) уставов триединой (Веды);

Об укрощении манаса не жалеют; союз

с благими никогда не ветшает.

Якша сказал:

77. Что покинув, (человек) становится приятным?

О чём не сожалеют, (его) покинув?

Что покинув, достигают цели? Что покинув, обретают счастье?

Юдхиштхира сказал:

78. (Человек), покинув гордость, становится приятным;

о покинутом гневе не сожалеет;

Покинув вожделение, достигает цели; покинув жадность,

становится счастливым.

Якша сказал:

79. Ради чего одаряют браминов? Ради чего (стараются)

плясуны, лицедеи?

Ради чего (прислуживают) слуги? Ради чего действуют раджи?

Юдхиштхира сказал:

80. Ради выполнения долга одаряют браминов; ради славы

(стараются) плясуны, лицедеи;

Ради пропитания работают слуги; ради устрашения

(действуют) раджи*.

Якша сказал:

81. Чем окутан мир; Что препятствует озарению?

Что (вынуждает) покидать друзей? Что попасть в рай мешает?

Юдхиштхира сказал:

82. Неведением окутан мир; мрак препятствует озарению;

Из-за скупости покидают друзей; из-за мирских связей

не достигают рая.

Якша сказал:

83. Какой человек мертвецу подобен? Какое государство

считается мёртвым?

Какое приношение предкам* (считается) мёртвым?

Какая жертва считается мёртвой?

Юдхиштхира сказал:

84. Мёртв человек обнищавший; мертво государство без раджи;

Мертво приношение предкам, творимое не по уставу;

жертва мертва без даров браминам (дакшины).

Якша сказал:

85. Что такое направление? Что называется водой?

Что такое яд? Что такое пища?

Скажи, в какое время (совершается) приношение

предкам (Шраддха) и затем пей и уноси (воду).

Юдхиштхира сказал:

86. (Молитвенное) сложение рук есть направление*; вода

есть акаша*; яд есть алчность; земля * есть пища.

Брама* есть время шраддх. А ты как полагаешь, якша?

Якша сказал:

87. Что считается признаком тапаса? Что восхваляется

как самообуздание?

Что называется терпением? Что как стыдливость прославляют?

Юдхиштхира сказал:

88. Подвиг (тапас) заключается в исполнении своего долга* (дхармы);

обуздание манаса восхваляется как самообуздание;

Терпение есть способность выносить (смену) противоположностей*;

отвращение от недолжного прославляется как стыдливость.

Якша сказал:

89. Что называется знанием, раджа? Что называется

умиротворённостью?

Что высочайшим милосердием называют?

Что называется прямодушием?

Юдхиштхира сказал:

90. Знание есть постижение сути вещей; умиротворённость

есть успокоение материи мысли*;

Милосердие* есть благожелательность ко всему; прямодушие

есть беспристрастность мысли.

Якша сказал:

91. Кто трудноодолимый враг мужчин?* Какая болезнь

неизлечима?*

Кто считается праведным? Кого неправедным считают?

Юдхиштхира сказал:

92. Гнев есть трудноодолимый враг; жадность неизлечима;

Праведным считается желающий блага всем существам;

неправедным безжалостного считают.

Якша сказал:

93. Раджа, что называется заблуждением? Как определяется

гордость?

Что известно как нерадивость? Что понимается под скорбью?

Юдхиштхира сказал:

94. Заблуждение есть непонимание (своего) долга;

переоценка себя есть гордость;

Небрежность в (выполнении) долга есть нерадивость;

скорбь определяется как незнание.

Якша сказал:

95. Кого риши называют стойким? Кого называют крепким?

Что называется высшим омовением? Что щедростью здесь

именуют?

Юдхиштхира сказал:

96. Кто в своём долге стоек, тот (воистину) стоек;

кто покорил свои органы чувств, тот крепок;

Высшее омовение — очищение манаса от грязи;

защита всех существ есть щедрость.

Якша сказал:

97. Какого мужа признают пандитом? Кого отрицателем*

называют?

Кто (считается) тупицей? Что такое вожделение

(кама)? Что такое зависть?

Юдхиштхира сказал:

98. Знатока дхармы признают пандитом (учёным);

отрицатель считается невеждой, он — тупица*;

Вожделение — причина самсары*; зависть есть распаление

сердца.

Якша сказал:

99. Что называют аханкарой?* Что бесхитростностью называют?

Что называют божественным предначертанием?

Что называют коварством?

Юдхиштхира сказал:

100. Аханкарой называют великое неведение;

бесхитростностью называют превознесение стяга Дхармы;

Божественным предначертанием называют плод (былых) даяний;

коварством называют против других злоумышление.

Якша сказал:

101. Долг, польза и вожделение противостоят друг другу,

Мешают друг другу; возможно ль их объединение?

Юдхиштхира сказал:

102. Когда долг и жена* подчинены высшей воле,

Тогда долг, полезное и вожделение — все вместе на

высший путь вступают.

Якша сказал:

103. Кому навеки надлежит пребывать в преисподней,

о тур-Бхарата?

На этот поставленный мой вопрос поторопись ответить.

Юдхиштхира сказал:

104. Кто зазвав к себе посулом какого-нибудь почтенного

брамина, потом скажет:

«Нет у меня ничего», тот отправляется в преисподнюю навеки.

105. Пренебрегающий дваждырождёнными, Ведами, Законом,

Богами, предками отправляется в преисподнюю навеки!

106. Наслаждающийся богатством, но из жадности

отвращающийся от радости даяния,

Говорящий: «Нет у меня ничего», отправляется

в преисподнюю навеки.

Якша сказал:

107. Скажи совершенно определённо, раджа, чем достигают

браминства:

Родовитостью, поведением, обрядами или (чтением)

какого-либо Писания?*

Юдхиштхира сказал:

108. Слушай, якша, ни знатностью, батюшка, ни обрядами,

ни даже (чтением) Писаний

Не достигают браминства, но лишь деятельностью

и поведением, в этом нет сомненья!

109. Поведением, радением о самособлюдении, отличаются брамины;

Избравший поведение, не вредящее другому, и сам цел остаётся,

Избравший же вредоносное (поведение) и (сам) погибает*.

110. Читающие и перечитывающие (Веды) или размышляющие

над иным каким-либо законом

Глупцы, а не пандиты такие учёные, страстно преданные обрядам.

111. Благонравный шудра превосходит неблагонравных

браминов, хотя бы и знающих четвероякую Веду.

Кто предан служению огню (агнихотре) и самообуздан,

тот брамин — так (указуют) Шрути*.

Якша сказал:

112. Как вознаграждается тот, чьи приязнены речи?

Что получает тот, кто тщательно обдумывает предстоящее дело?

Приобретающий много друзей что получает (в награду)?

Скажи, что получает радеющий о своём долге?

Юдхиштхира сказал:

113. Говорящий приязненные речи сам приязнь получает;

обдумывающий подлежащее выполнению дело достигает

более высокой (задачи);

Приобретающий много друзей живёт счастливо;

радеющий о долге (благого) пути достигает.

Якша сказал:

114. Кто (воистину) радуется? Что есть чудо? Кто путь обретает?

Что такое новость?*

Ответь мне на эти четыре вопроса, и тогда оживут

твои мёртвые братья!

Юдхиштхира сказал:

115. Кто хотя бы лишь на пятый или шестой день

варит овощи у себя дома,

Но живёт без долгов, тот (всегда) доволен,

о вод обитатель пернатый!*

116. Изо дня в день существа в обитель Ямы отсюда уходят,

Остающиеся же (все) нерушимости* ищут;

это ль не дивное диво?

117. Двое*, выслушав довод, неодинаково к нему относятся;

нет ни одного риши, чья мысль была бы непреложным мерилом.

Великий человек идёт путём долга, (ибо) в тайне

сокрыта суть долга (дхармы)

118. В этом* котле великого заблуждения, (где) солнце

огонь, дрова — дни и ночи,

А месяцуполовник*; помешивая (им), Кала

(Смертоносное Время) варит (все) существа;

такова «варта» — новость!*

Якша сказал:

119. Ты отвечал досконально на все мои вопросы, врагов утеснитель!

Теперь скажи о настоящем Человеке (Пуруше)

и о том муже, который всеми сокровищами обладает.

Юдхиштхира сказал:

120. Слава о чистых делах (человека) ширится по земле

и (восходит) на небо;

Поскольку (человек) прославлен, постольку и называют

его Человеком.

121. Муж, для которого равны приятное-неприятное,

также счастье-несчастье,

Прошлое и грядущее, — обладатель всего величайшего богатства.

Якша сказал:

122. Что такое (настоящий) Человек и кого считать

наибогатейшим, разъяснил ты, раджа,

Поэтому пусть оживёт один из братьев, выбирай,

которого хочешь!

Юдхиштхира сказал:

123. Красноглазый, прекрасный*, как громадное (дерево)

шала возросший,

Широкогрудый, долгорукий Накула пусть оживёт, о якша!

Якша сказал:

124. Мил тебе Бхимасена, а тот Арджуна — высшая ваша надежда!

Так почему же, раджа, ты пожелал оживления Накулы,

сводного твоего брата?

125. Отстранив того, чья сила равна (силе) десяти тысяч

слонов в сражении,

Того могучего Бхимасену, почему оживления Накулы ты хочешь?

126. Ведь вот люди говорят, что Бхимасена — твой любимец,

Так по какой причине выбираешь ты жизнь сводного брата?

127. Того, чью силу Пандавы все почитают,

Арджуну отстранив, ты Накулу оживить желаешь?

Юдхиштхира сказал:

128. Ведь убитый долг (дхарма) убивает,

защищённый долг — защищает,

Поэтому долга я не отрину, чтобы меня не сгубила

мной попранная дхарма!

129. Благожелательность есть высочайший долг,

высочайшая цель — так полагаю;

Я хочу поступить справедливо*, пусть Накула оживёт, о якша!

130. Да ведают потомки Ману, что всегда добронравен раджа!

Так пусть оживёт Накула! Я, не колеблясь, свой долг выполняю.

131. У моего отца было две жены — Кунти и Мадри,

Я (справедливым) считаю: пусть у каждой останется по сыну.

132. Равны для меня и Кунти, и Мадри: ни одной из этих двух

я не отдаю предпочтения,

Обеим матерям я желаю одного и того же,

так пусть Накула оживёт, о якша!

Якша сказал:

133. Так как, по твоему убеждению, выше полезного

и вожделенного справедливость,

То пусть оживут все твои братья, тур-Бхарата!

Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,

в книге «Аранея» гласит 313 глава

ВОПРОСЫ ЯКШИ

Глава 314

Вайшампаяна сказал:

1. Тогда по слову якши (разом) поднялись Пандавы;

Их голод и жажда мгновенно исчезли.

Юдхиштхира сказал:

2. На одной ноге* стоящего в озере я вопрошаю:

«Кто ты, непобедимый владыка? Ты не якша,

ты властительный бог — так полагаю!

3. Ты — Владыка Сокровищ (Кувера) или из Рудров,

властитель.

Или превосходнейший из Марутов, иль (даже)

обладатель ваджры, повелитель Тридцатки?

4. Ведь мои братья — что богатырей сто тысяч!

А следов битвы с ними я (здесь) не вижу*.

5. (Гляди), как счастливы они проснуться и выразить

свои чувства снова!

Ты, владыка, наш друг! Даже (больше) — ты отец наш, владыка

Якша сказал:

6. Я — твой родитель, сынок; милосердный, могучий Дхарма;

Знай, видеть тебя желая, я прибыл сюда, тур-Бхарата.

7. Слава, истина, самообладание, чистота,

искренность, правдивость, щедрость,

Непоколебимость, умерщвление плоти, целомудрие,

совестливость — вот мои устои.

8. Невреждение, уравновешенность, бескорыстие,

отсутствие себялюбия, умиротворённость,

Чистота* — знай, это мои врата*; ведь ты мне мил навеки!

9. Благо, что ты стал причастен пяти прекрасным (самосозерцаниям)*,

что шестиногого* ты покорил, (также благо),

У него две ноги спереди, две — посередине, а две — сзади,

в потустороннем.

10. Благо тебе! — Я Дхарма; тебя испытать сюда прибыл.

Довольный (твоей) благожелательностью, безупречный,

я дар тебе предоставляю!

11. Избери дар, раджа раджей, я дам его тебе, безупречный,

Ибо для чтущих меня людей дурного пути не бывает.

Юдхиштхира сказал:

12. Да будет возвращена арани, внезапно подхватив

которую, лань убежала,

Да не нарушится* у того (пустынника) почитание

огней — таков мой первый выбор!

Якша сказал:

13. Ведь (это) я арани того брамина унёс внезапно,

Приняв образ лани; я желал испытать тебя, могучий сын Кунти!

Вайшампаяна сказал:

14. «Да будет! — так владыка Дхарма ответил. —

Благо тебе! Ещё дар выбирай, о подобный бессмертным!»

Юдхиштхира сказал:

15. Двенадцать лет мы по лесам скитались*;

тринадцатый (год) наступает;

Пусть ни один человек за это время нас не узнает,

где б мы ни жили.

Вайшампаяна сказал:

16. «Да будет! — так снова ответил владыка

И ещё ободрил поистине отважного Каунтею, —

17. Если вы будете странствовать по этой земле

даже в своём обличии,

И то вас никто не узнает во всех трёх мирах, Бхарата!

18. Этот тринадцатый год по моей милости, потомок Куру,

В городе Вираты тайно, неопознанными вы проживёте.

19. Какое только обличие вы не измыслите в сердце,

Такое каждый из вас и примет сокрытия ради.

20. Эту арани брамина все вместе ему верните;

Ведь для испытания вас

Скачать:TXTPDF

. Выпуск VI. Хождение по криницам Махабхарата читать, . Выпуск VI. Хождение по криницам Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск VI. Хождение по криницам Махабхарата читать онлайн