Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск VI. Хождение по криницам

огней домашнего очага. Это также огонь, находящийся в теле человека ниже «ложечки» (мечевидного отростка грудной кости), переваривающий пищу. Отсюда, по представлениям Аюрведы (наука о жизни), А. расходится по всему телу.

АГНИДХАРА — держащий огонь; название криницы.

АГНИХОТРА — жертвоприношение Агни, совершаемое ежедневно утром и вечером, а также то, что приносится в жертву при этом обряде (молоко); священный огонь (то есть огонь, освященный обрядом).

АГНИШИРАС — голова Огня; название источника.

АГНИШТОМА — название 11-го жертвенного столба, одного из 21 столба (юпа); они ставились там, где хотели совершить обряд жертвоприношения коня (ашвамедху); название обряда жертвоприношения.

АДЖАГАВА — название средней части лунного пути (II и III четверти?); имя лука Шивы. Слово образовано из двух слов: аджа — коза и гава — корова.

АДЖАМИДХА — аджа — нерождённый, мидха — хвала, награда, военная добыча; мужское имя; эпитет Юдхиштхиры по названию народа. Таким образом, слово можно перевести: «нерождённая слава» (см. также прим. к 118, 18).

АДЖАТАШАТРУ — не имеющий врагов, тот, чей противник не родился; мужское имя; эпитет Юдхиштхиры.

АДИТИ — безграничный; как сущ. ж. р. Безграничность, Бесконечность — слабо персонифицированное божество, встречающееся уже в Ведах (напр. R. V., I, 24, 1; I, 166, 12). В Ведах — мать Митры, Варуны и Арьямана, которые объединялись в материнско-родовом имени Адити (см. Адитьи). В более поздних отделах Вед (напр. R. V. X кн.) А. именуется дочерью Дакши. В послеведической литературе А. считается женой Кашьяпы и именуется «Матерью богов» — матерью 33 богов: Адитьев, Васу и Рудров. В более позднем мифотворчестве А. отождествляется с коровой и женщиной, ритуальной женой «хозяина жертвы» и с Землёю, тогда как в ранних ведических текстах А. — Безграничность противопоставляется Дити — Ограниченности, Земле.

АДИТЬЯ — принадлежащий Адити — сын Адити. Наиболее ранние тексты называют трёх сыновей Адити: Митру-Варуну и Арьямана, но более поздние знают 7 Адитьев, помимо названных трёх: Бхага, Дакша, Анша; имя седьмого не установлено с достоверностью. В R. V. (II, 27, 1) перечислено 8 Адитьев: Варуна, Митра, Арьяман, Дхарма, Анша, Бхага, Индра, Вивасвант. Позже насчитывалось 12 Адитьев. Вишну иногда включается в число Адитьев, иногда же, в более поздних текстах, ставится над ними; в «Махабхарате» под Адитьей (в ед. числе) разумеется Сурья (Солнце).

АДХВАРЬЮ — жрец, совершающий ритуальное действо, заботящийся о подготовке материальной части ритуала (в частности, ритуала выжимания сомы), тогда как на жреце-хотаре лежит забота о текстуальной части ритуала. Оба они — хотар и адхварью — назывались «ритвидж» — знаток рита, обряда; они сравнивались с двумя руками Пуруши. Но чем больше укреплялся феодализм, чем пышнее становился двор Раджи, тем пышнее становился и ритуал: понадобились 4 ритвиджа; хотар выдвигался как главный, ведущий жрец, появился целый корпус сослужащих, особенно в ритуалах, носивших политический характер: ашвамедхе, многодневных и даже многомесячных ритуалах в честь Сомы (саттра).

АДХИВАНГА — хлопковое дерево; название леса.

АКРИТАВРАНА — безошибочный, беспорочный. Акрита — несовершенный. Врана — рана, порок, ошибка.

АКШАЯВАТА — негибнущий; употребляется как собственное имя. Так назывался баньян, под которым размышлял Будда в ночь достижения нирваны.

АЛАКА — прядь волос; сущ. ж. р., отроковица, название города Куберы; в некоторых текстах стоит Алакананда — название реки, притока Ганги.

АМАРА — бессмертный; название одного озера.

АМАРАБАТИ — бессмертная страна; мир Индры, небесная страна блаженных.

АМБАДЖАНМА — порождение матери; название криницы.

АМБАРИША — сковорода; солнце; битва; мужское имя (раджа из рода Икшваку).

АМБУМАТИ — водная, многоводная (название реки).

АМРАТАКА — название дерева; по Рою — слива, по БПС — манго.

АМРИТА — бессмертный, напиток богов, дающий бессмертие, аналогично греческому «напитку богов» — нектару. Слово часто употребляется в переносном смысле: речь, поучение, которое приравнивается к а. и пр. Согласно мифу а. вышла из космического молочного океана при пахтании его богами и асурами. Гора Меру служила скалкой, а вместо верёвки был взят змей вечности Васуки.

АМУРТАРАЯСА — родовое имя Гаи по отцу; амурта — бесплотный (Рой читает: Амурттараяса).

АНАНТАЯШАС — бесконечно-прославленный; мужское имя.

АНАРТХА — бесцельный, бесполезный, безрассудный; неблагоприятный.

АНГА — член, часть тела или вещи; название народа и его страны; мужское имя (многих раджей и ришей).

АНГИРАС — точное значение слова А. не установлено, но БПС сближает его с греческим «ангел» (вестник) и древнееврейским «малах» (вестник, слуга). Малахи именуют себя «сынами божьими» (бней Элохим), Ангирасы именуют себя «сынами неба». Роду А. приписывается создание одного из разделов Ригведы, хотя Пураны считают этот род кшатрийским, а не браминским.

АНДЖАЛИ — углубление, ладонь; кисти рук, сложенные ладонь к ладони, как выражение почтительного приветствия и полной покорности (кританджали).

АНДХАКА — слепой, имя одного асура, сына Кашьяпы и Дити; название народа.

АНИРУДДХА — нестеснённый, свободный; мужское имя; сын Прадьюмны, четвёртая ипостась проявления Вишну.

АНШУМАН — лучистый, кудрявый, солнце; имя царя солнечной династии. Отец знаменитого раджи Дилипы, ради потомства которого была низведена на землю Ганга.

АПАГАНА — нистекающий; имя реки (по БПС — Апага).

АПАРАНАНДА — другая радость; имя реки; см. нанда (апара — другой, иной, следующий; нанда — радость, наслаждение).

АПСАРА — водяница; райские красавицы, нередко по велению богов соблазняющие отшельников; искусные плясуньи.

АРАНИ — прибор для добывания огня, состоящий из крестовины, сделанной из мягкого дерева, и колышка, сделанного из очень твёрдого дерева. Крестовина — женская часть прибора, колышек — мужская. Добывание огня символически связывалось с половым актом. Эта символика выражена в ряде мифов о рождении Огня.

АРАНТУКА — название реки; смысл слова не ясен; БПС цитирует шлоку «Махабхараты», объясняя так: таранта — море; таранти — корабль, лодка. Рой читает: тарантука; БПС читает: тарантука и арантука, а Рой придерживается только первого чтения.

АРБУДА — змей; змееподобные существа, враждебные Индре; змеевидные предметы; название одного племени (Рой читает: Арвуда).

АРВАВАСУ — мужское имя (арват — близость); имя хотара (жреца) богов, то есть брамина-небожителя, совершающего жертвенные ритуалы за богов.

АРГХЬЯ — название обряда почитания (аргха) высокого гостя предложением воды для омовения. Этот обряд — часть сложного ритуала. Весь ритуал называется «мадхупарка», так как гостю предлагается медовый напиток, сладость которого выражает сладость свидания с прибывшим (мадху — мёд).

АРДЖУНА — белый, серебряный, утренняя заря, дневной свет; имя третьего из братьев Пандавов. А. — последний из сыновей Кунти. Наравне с двумя старшими А. по роду матери именуется Каунтея. Отец А. — главный бог индийского Олимпа Индра. Частые эпитеты А. Дхананджая — «Завоеватель сокровищ» и «Гудакеша» — «носящий волосы сплетенными в косы» по обычаю подвижников йогинов.

АРДХАКИЛА — название криницы; ардха — половина, кила — жменя, локоть.

АРУНА — зоревой, лазоревый, красноватый. Возничий Солнца, брат Гаруды — небесной птицы, на которой летает Вишну; название реки.

АРУНДХАТИ — название одного целебного растения; имя жены риши Васиштхи, одного из 7 мудрецов неба («Ковш» Большой Медведицы).

АРУНДХАТИВАТА — смоковница Арундхати (вата — смоковница; название одного вида птиц; маленькие медовые галушки).

АРЧИКА — принадлежащий Ричике (отцу риши Джамадагни). Ричика — сияющий, блистающий, название горы.

АРШТИШЕНА — принадлежащий Риштишене, относящийся к нему (ришти — копьё, меч; сена — рать, войско).

АСАМАНДЖАС — потомок Икшваку, сын Сагары; асама — бесподобный; БПС указывает такое разделение: а+саманджас; саманджас — правильный, праведный, верный; а — отрицание: неправильный, неверный и пр.

АСИТА — легендарный риши, слагатель гимнов; владыка тьмы, часто сочетаемый и даже отождествляемый с Дэвалой; планета Сатурн.

АСТА — родина; нар. домой; закат; ушедший на покой, покойник; название горы, за которую уходят светила.

АСУРА — светозарный; асуры — демоны-полубоги. В ранний ведический период асуры наделялись добрыми качествами, суры же — отрицательными. Такое положение сохранил маздеизм (религия парсов); в индуизме шёл процесс вытеснения ведической религии; создавались мифы о развращении и падении асуров и победе суров.

АТИРАТРА — вечёрошний, переночевавший; особый ритуал, входящий в сложный обряд «джотиштома».

АТМАН — возвратное местоимение «себя». Сознательное высшее «Я» — единственная реальность (SAT) традиционной индийской философии. Нерасторжимая сизигия Бытие-Сознание. Подробно об этом см. «Бхагавадгиту», «Анугиту», «Мокшадхарму» (вып. II, IV, V этой серии).

АТРЕЯ — потомок Атри. Атри — «Пожиратель», один из наиболее прославленных ведических ришей. Атри пожирает тьму и освобождает Солнце. Один из 7 ришей созвездия «Семь ришей» («Ковш» Большой Медведицы).

АУДДАЛАКА — относящийся к Уддалаке, его потомок, его пустынь; Уддалака — название растения из злаковых (пшеница); имя одного риши.

АУМ — священный слог, символ выражающий идею Единого, самотождественного, лишь в иллюзорном, преходящем мире воспринимаемого как начало — середина — конец. Размышление над этим словом-символом рекомендуется всеми традиционными философскими школами Индии (подробней об этом см. вып. II, IV, V этой серии).

АХАЛЬЯ — невспаханная; имя жены риши Гаутамы; имя апсары (хали+а=невспаханная).

АХАС — (или АХАН) — день, (добрый) день; название криницы.

АЧЬЮТА — негибнущий, вечный; эпитет богов, особенно Вишну-Кришны титул раджей.

АЧЬЮТАСТХАЛА — негибнущее (вечное) становище, название пустыни.

АШВА — конь, лошадь; название местности.

АШВАТАРА — хищник; собственное имя одного нага; название местности на Поле Куру, где Праджапати приносил жертву.

АШВАТТХА — баньян, ficus religiosa, выпускающий воздушные корни, которые, достигнув земли, из своей надземной части выпускают ветви, одевающиеся листвой и выпускающие новые воздушные корни. Таким образом, одно дерево может занять огромную площадь. Под его густым покровом отшельники любили устраивать свои обители. Легенда повествует, что Будда достиг нирваны под кровом ашваттхи. Легендарные риши Нара и Нараяна устроили себе обитель под кровом такого дерева. Во времена событий «Махабхараты» эти риши воплотились как Кришна (Нараяна) и Арджуна (Нара).

АШВИНА — всадник; олицетворение сумерек; А. — близнецы, подобно греческим Диоскурам; они врачеватели, ведуны (вероятно потому, что в их распоряжении находится роса, которая есть «сома», напиток бессмертия — амрита). Как врачеватели, А. относятся к слугам, шудрам, такими же они считаются среди богов, вот почему им пришлось добиваться своей доли в жертве. А. считаются красивейшими из небожителей и свою красоту они передали своим сыновьям, близнецам Пандавам.

АШОКА — беспечальный, нескорбный, название очень красивого дерева; согласно поверью, А. устраняет скорбь, приносит счастье (ср. «Наль», гл. 12, шл. 102, I вып. этой серии. Дамаянти в лесу увидала дерево ашоку).

АШТАВАКРА — «восьмикратно перекрученный»; имя одного риши; Кахода, отец А., проклял сына в утробе матери, отчего тот родился калекой.

Б

БАБХРУ — красно-коричневый; эпитет Кришны-Вишну.

БАДАРИ — название дерева siziphus, ююпа или держидерево; засухоустойчивое, оно обладает способностью протягивать корни на десятки метров. Цветёт мелкими, желто-зелёными, очень ароматичными цветами. Листья его содержат особое вещество, избирательно анестезирующее концевые аппараты, воспринимающие сладкий вкус. Плоды ююпы по форме напоминают финик, и, когда созреют, кожа на них становится коричневой, но мякоть безвкусна, состоит из грубой, малопитательной клетчатки. Древесина ююпы очень твёрдая, поэтому из неё делается мужская часть (колышек) для арани (прибор для добывания огня). Название обители Нара-Нараяны.

БАДАРИКА — плоды дерева бадари; название криницы (Рой читает: «Вадарика»).

БАДАРИПАЧАНА — название криницы, означающее место, где пекутся плоды бадари. Так объяснено это слово в «Махабхарате», VII, 2760 и сл. В шлоке 83, 179 (III, 7050) слово несколько изменено по метрическим соображениям: нужно не бадариначана, а бадарапачана (БПС). Пачана означает не только «печение», но и «огонь» (Рой читает: «Вадарипачана»).

БАЛА — сила; мужское имя; имя одного асура, убитого Индрой.

БАЛАДЭВА — сильный бог; имя брата Кришны. Б. есть воплощение змия Ананты (Бесконечности); Б. зовут также Баларамой (Чёрный богатырь), или Халарамой (Чёрный Плуг), или Самкаршаной (Перетащенный), так как, зачатый в лоне Дэваки, он был перемещён в лоно Майи, второй жены Васудэвы, отца Кришны. Таким образом Б. — сводный брат Кришны. См. также Рама.

БАЛАРАМА — см. Баладэва.

БАЛИ — имя дайтья, побежденного Индрой.

БАХУДА — дающая руки (рукава); название реки; по легенде Гаури, супруга Прасенаджита, превратилась в эту реку.

БИБХАТСУ — брезгливый, отвратившийся; эпитет Арджуны, указывающий на то, что Арджуна преодолел мирские соблазны и отвратился от них.

БИНДУ — капля, точка; точка над знаком АУМ, которой придаётся большое мистическое значение; название озера.

БРАДХНАШВА — рыжий конь (символ Солнца); имя раджи, БПС считает, что начертание слова в данном тексте ошибочно, следует читать вадхрьяшва — «лошадиный ремень» (уздечка?). Вадхра — ремень; название племени.

БРАМА — в санскрите слово Брахман может быть среднего и мужского рода. В первом случае ударение стоит на первом «а», во втором — на втором «а». В среднем роде это слово обозначает высший философский принцип Бытия—Сознания или Нирваны. В мужском роде оно олицетворяет молитвы, святое Писание и носителей Писания — браминов. В русском языке слово Брама закрепилось для обозначения высшего божества, а слово брамин — для обозначения жреца, служителя этого божества. Для обозначения высшего философского принципа пользуются словом Брахман. Русский язык даёт возможность передать слово это в среднем роде — Брахмо, что весьма полезно дидактически; употребляя слово

Скачать:TXTPDF

. Выпуск VI. Хождение по криницам Махабхарата читать, . Выпуск VI. Хождение по криницам Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск VI. Хождение по криницам Махабхарата читать онлайн