Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск VI. Хождение по криницам

серии).

ВИШАЛА — широкий, большой, объёмистый; название реки и знаменитой обители на её берегу; по схолиасту, это Бадари; обитель Нары-Нараяны.

ВИШАЛЬЯ — без наконечника (стрелы), исцелённый от раны, нанесённой стрелой; вообще излечившийся от раны, освободившийся от боли: заговор от стрельной раны; в 84, 114 Рой читает: вишала — название реки; имя жены Лакшмана, брата Рамы.

ВИШАПРАСТХА — местопребывание племени.

ВИШВАВАСУ — содержащий всё, живущий во всём; мужское имя; отец гандхарва Читрасены, учителя Арджуны в мире Индры, сын Джамадагни. У Роя: Вишван, БПС: Вишваваса.

ВИШВАКАРМАН — всё производящий, делающий; творческий космический дух — Праджапати; художник, золотарь богов; иногда его называют (в Харивансе) сыном Праджапати.

ВИШВАМИТРА — всеобщий друг; мужское имя; имя великого риши кшатрия, который силой ужасающей аскезы добился от бога Дхармы дара — Дхарма признал его брамином. Часто упоминается вместе с Джамадагни.

ВИШВАНАРА — всенародный, принадлежащий всем людям. Название одного из пяти домашних огней. Это имя встречается также в Ригведе как эпитет Савитара (I, 186, 1) и Индры (X, 50, 1). В Упанишадах так называется один из «огней» тела: огонь, переваривающий пищу, находящийся в «Агни-чакре» (солнечном сплетении). Это один из огней Начикетасы, тайну которого раскрывает Яма, как владыка смерти (см. Катхака уп.). Символика пяти огней весьма обширна и глубже. Упанишады сближают огонь В. с Праной (в ед. ч. этот термин означает «жизнь»). О В. много говорится в сказе о потомках Ангирасы и о рождении Сканды (см. IV вып. этой серии, «Беседа Маркандеи», с. 215 и сл.).

ВИШНУ — в ведический период В. понимался как одно из второстепенных олицетворений Солнца, как товарищ и соратник Индры в его борьбе против Ахи-Вритры — против духа грозовых туч (R. V. I, 22, 19; 154, 4) и дракона, поглощающего Солнце (затмение). Но главным моментом, определяющим мифологию ведического Вишну, было желание разрешить удивительное явление природы, как может такое маленькое Солнце за день совершить такой непостижимо большой путь через всё небо. Маленький карлик приходит к миродержцу, асуру Бали с такой скромной просьбой: дать ему три его шага земли. Бали опрометчиво соглашается. Карлик превращается в великана, который тремя шагами переступает через три мира… Второстепенное божество Вед становится кристаллом, дающим возможность множеству элементов (Бхагавану, Нараяне, Кришне, Нара-Нараяне, Шалаграме и пр.) образовать лик эпического Вишну-Нараяны, второй лик Брахманической Тройцы.

ВИШНУПАДА — след Вишну — зенит (в частности, точка летнего солнцестояния в созвездии Рака). В тексте 83, 103 — название криницы.

ВИШРАВАС — прославленный; сын Пуластьи, отец Куберы, Раваны и Кумбхакарны (см. III вып. этой серии, «Сказание о Раме», гл. 275, с. 125 и сл.).

ВРИКОДАРА — «Волчья пасть» или «Волчье брюхо»; прозвище Бхимасены, отличавшегося прожорливостью.

ВРИТРА — враг, противник, супостат; злой дух туч, противник Индры. В. иногда называют ещё и Ахи. В. крадёт небесную воду и амриту.

ВРИШАПАРВА или ВРИШВАПАРВА — крепкий в суставах; эпитет Индры; корень растения scirpus kysoor; имя одного раджариши.

ВРИШНИЕЦ — название народа, управлявшегося Кришной (вришана — мужская половая железа, яичко); мужской, мужественный; еретик, сектант; овен.

ВЬЯСА — изложение, сопоставление; имя легендарного мудреца, которому приписывается редактирование «Махабхараты», Пуран, Веданты и множества других памятников. Его отождествляют с Кришной-Двайпаяной.

Г

ГАВАБХАВАНА — отрада коров или сущность коров (принимая во внимание, что «бхавана» на конце сложных слов понимается как «суть», «природа»); название криницы (Рой читает «Гобхавана»).

ГАВАМАЯНА — «путь коровы» или «торжество коровы». «Аяна» в данном случае синоним «медха» — жертвоприношение. «Гавамаяна» — особо торжественное жертвоприношение коровы, празднование Сомы, длящееся днями, по фазам луны или от зимнего до летнего солнцестояния, которое тоже называется «гавамаяна»; иногда оно продолжается год и даже годы.

ГАВАЯ — особая порода буйволов.

ГАДА — речь (ср. гадать, загадка); имя младшего брата Кришны.

ГАДХИ — глубина, бездна, пучина; имя отца Вишвамитры, князя страны Каньякубхи.

ГАЛАВА — название разновидности чёрного (эбенового) дерева; мужское имя ученика Вишвамитры (см. «Путешествие Бхагавана», III вып. этой серии, с. 362 и сл.).

ГАНАПАТИ — Владыка множеств, синоним Ганеши (иша — владыка, царь). Ганапати (Ганеша) — слоноголовый сын Шивы, бог мудрости и йоги. Поклонник Ганапати называется «Ганапатья».

ГАНГА — священнейшая река индуистов, особенно шиваитов, так как Г. тесно связывают с Шивой: он принял на свои могучие плечи низвергающуюся с неба Г. (Небесная Ганга — Млечный Путь). Г. — старшая дочь Химавата, жена Шантану и мать Бхишмы. С Г. тесно связан целый круг сказаний.

ГАНГАДВАРА — двери или врата Ганги; место, где река пробивается из ущелья на равнину. Оно считается особо священным (ср. «Мокшадхарма», гл. 285, шл. 4 и сл.).

ГАНГАДХАРА — поддерживатель Ганги; эпитет Шивы; так как Шива соблаговолил согласиться поддержать Гангу, когда она обрушилась с неба на его плечи.

ГАНГАХРАДА — озеро Ганги; название криницы.

ГАНГОДБХАВА — исток Ганги, возникновение Ганги; название очень чтимой криницы.

ГАНДАКА — носорог; препятствие; название одной реки.

ГАНДИВА — сделанный из дерева ганди; название священного лука, оружия богов; сказания о нём разнообразны, порой противоречивы: чаще всего обладателем его называют Индру, а также Шиву (лук Шивы обычно называется Пинака) и Варуну. Лук Г. — символ радуги и молнии (ваджра); часто ваджра представляется как стрела, пущенная луком Г. (радугой). Передача Г. Индрой Арджуне раскрывает процесс вхождения Вишну-Нараяны в мифологию индуизма. В Ведах Вишну — второстепенный бог, товарищ Индры. В Эпосе они меняются местами: Индра занимает второстепенное место и остаётся раджей богов лишь потому, что Вишну ему покровительствует и входит в его оружие (см. «Мокшадхарма», гл. 282, с. 449 и сл.). Есть указание, что Г. Сома (месяц) дал Варуне, Варуна дал его Агни, а от Агни он перешел к Арджуне. В «Книге великого исхода» (XII) повествуется, как Пандавам, отправившимся в последний путь, явился Агни и потребовал, чтобы Арджуна вернул оружие Варуне (см. IV вып. этой серии, с. 519 и сл.).

ГАНДХАМАДАНА — опьяняющая благовонием; название горы в Гималаях, особо священной, населённой подвижниками; одно из любимых местопребываний Шивы. В «Сказании о Раме» говорится о Г. как о горе на юго-западе Индии.

ГАНДХАРА — раджа страны Гандхары (гандхараса — сок, смола мирры); так часто называют Шакуни, дядю Дурйодханы; Гандхари — женщина из страны Гандхары, часто как эпитет жены Дхритараштры.

ГАНДХАРВА — небесный музыкант; гандхарвы — мужья апсар, небесных плясуний. В ведическое время число г. было ограничено; возможно, что тогда знали одного г. Читраратху («Пёстрая колесница») или Читрасену («Пёстрое войско»). Эти имена свидетельствуют, что в ведической древности г. мыслились как небесные воины; впоследствии это представление вытеснилось, и о них осталось представление как о небесных музыкантах. Можно думать, что г. представлялись подобно кентаврам, полулюдьми, полулошадьми.

ГАНЕША — владыка множеств; сын Шивы, слоноголовый бог мудрости и йоги. К нему взывают, начиная научный или литературный труд. (…Ганеша намах!). См. также Ганапати.

ГАРИ — см. Хари.

ГАРУДА — БПС производит это слово от второго «гар» — глотать; Г. — всепожирающий огонь солнца; имя мифической птицы, врага змей; Г. — сын Кашьяпы от Винаты, откуда и родовое матриархальное имя Гаруды — Вайнатея. Г., как все «жарптицы», — одно из олицетворений Солнца. Когда в мифологии Солнца стал преобладать Вишну, Г. обратился в его «вахану» (колесницу), хотя этот процесс происходил не без борьбы (ср. «Путешествие Бхагавана», III вып. этой серии, гл. 106, с. 366 и сл.). Младший брат Г. Аруна есть утренняя заря и колесничий Солнца (о женском аспекте Г. см. «Беседа Маркандеи», IV вып. этой серии, с. 241 и сл.).

ГАУРА — бледноватый, светло-жёлтый, великолепный; корова породы bos gaurus; супруга Шивы.

ГАУТАМА — сын Готамы; часто встречающееся мужское имя; ж. р. — название реки Гомати; возле этой реки находился лес Наймиша и пустыня Бадари, где подвизались Нара-Нараяна.

ГАЯ — дом, усадьба, имущество; домашний скот, буйвол, жертвоприношение которого часто упоминает «Махабхарата»; имя сына Амуртараджи; название народа и населённой им страны и города; название горы и окрестности города, название криницы возле города — место паломничества индуистов и буддистов.

ГАЯТРИ — песнь; спасительная песнь; особый ведический размер. В узком смысле Г. называется обращённое к богу Савитару воззвание, которое должны повторять брамины, но членам других варн, даже кшатриям, произносить его запрещено.

ГАЯШИРА (С) — голова Гаи. Гая — асур, убитый Вишну. Как дар умирающему асуру Вишну обещал, что место, куда упал сражённый асур, станет святой криницей.

ГО — корова; земля. В Индии корова — символ материнства, жертвенной любви и всякого блага, поэтому «го» принимает разнообразнейшие, иногда весьма неожиданные значения и входит в состав сложных слов (мать, лошадь, молния, стрела, тысяча миллионов и т. д.).

ГОВИНДА — добывающий коров; эпитет Кришны-Гопалы (Пастыря), укравшего коров Индры, аналогично тому, как Гермес (Пастырь) украл коров Аполлона.

ГОДАВАРИ — поставляющая скот; название реки в Дакшинапатхе (Южный путь). Так называется особый обряд первого острижения бороды у юношей 16—18 лет. Обряд закрепляет за молодым человеком признание его зрелым мужчиной и совершается незадолго до свадьбы. При совершении обряда старшие родственники должны были дарить молодому хозяину коров.

ГОКАРНА — «коровье ухо»; название породы оленей; вид змей; название местности возле озера, связанной с почитанием Шивы.

ГОМАТИ — почитание коровы; название реки, возле которой находился знаменитый лес Наймиша и пустыня бадари, где пребывали великие подвижники Нара-Нараяна. См. также Гаутама.

ГОПРАТАРА — коровий брод; переправа скота; название места паломничества; эпитет Шивы, поклонники которого называли себя «пашу» — паствой (Шивы).

ГРИДХРАВАТА — дерево коршуна, коршунова смоква, название криницы.

ГУДАКЕША — курчавый, эпитет Арджуны.

ГУРУ — тяжёлый, увесистый, уважаемый, почтенный; духовный учитель; родитель (в этом смысле обычно употребляется в двойственном числе).

ГУХА — укрытие, пещера; тайна; эпитет Кумары-Сканды, небесного архистратига, сына Шивы; о нём подробно см. «Беседа Маркандеи» (IV этой серии, с. 234 и сл.).

ГУХЬЯКА — тайный, скрытый; особые духи гор и пещер, хранители сокровищ владыки сокровищ Куберы (или Куверы), покровителя купцов и вообще варны вайшьев.

ГХАТОТКАЧА — «безволосый, как кувшин» (гхата — глиняный сосуд; уткача — лысый, безволосый); сын Бхимы от ракшаси Хидимбы. О значении его имени повествуется в I книге «Махабхараты» (Адипарва): «…так как он сказал матери, что он безволосый, как поверхность сосуда, то дали ему имя Гхатоткача» (цитируется по переводу Кальянова, гл. 143, с. 404).

Д

ДАДХИЧИ — имя одного риши, упоминаемое Ригведой. Д. принимает участие в двух мифах: в более древнем, известном Ригведе, рассказывается, как Д. поворотом головы своей лошади исподтишка указывает Ашвинам, куда спрятал Тваштар сладкий напиток бессмертия (сому). Во втором мифе, лучше сохранившемся, повествуется, как по совету Брамы Индра просит Д. дать ему свои кости для громовых стрел, чтобы ими убить асура. Силой йоги Д. дезинтегрирует своё тело, оставив кости (см. «Мокшадхарма», V вып. этой серии, ч. 2, с. 67). Дадхича или Дадхичи — более раннее слово, позднее имя этого риши было Дадхьянч.

ДАЙТЬЯ — сын, потомок Дити («Ограниченность»). Дайтьи — мифические существа, близкие гигантам или титанам греков. Дайтьи, враги богов, сражаются с ними. Индра ведёт бой с дайтьями, подобно тому, как Зевс с Титанами. Схватка богов и дайтьев красочно описана в «Беседе Маркандеи», IV вып. этой серии, гл. 231, с. 267 и сл.

ДАЛБХЬЯ — по-видимому, это слово происходит от «дарбха» — общее название трав (куша и другие травы), годных для употребления при различных ритуалах (священнодействиях); собственное мужское имя преимущественно браминов, так звали главного домашнего жреца (пурохиту) Пандавов, последовавшего за ними в изгнание; название криницы.

ДАЛБХЬЯГХОША — гкоша — звук, шелест; мужское имя. См. Далбхья.

ДАМАЯНТИ — «Укротительница», жена Наля (см. поэму «Наль» в I вып. этой серии).

ДАМИ — укрощённый, самообузданный; название криницы.

ДАНАВА — сын Дану, дочери Кашьяпы, жены Дакши. Род мифических существ, весьма близких дайтьям. Мифы о данавах и дайтьях — варианты одного мотива. Часто данавы и дайтьи объединяются в одно общее понятие — асуры (враги богов). Данавы и дайтьи именуются по роду матери — они представители матриархата и патриархата[5]*.

ДАНДАКА — палка, посох, жезл (как символ власти), мутовка, соха; собственное мужское имя, преимущественно кшатрийское; имя одного из сыновей раджи Икшваку, в его честь так назван легендарный лес.

ДАНДАКХЬЯ — потомок Дандаки. См. также Дандака.

ДАНДАЯТРА — ритуальное шествие с посохами. Рой читает: «Дандапарна».

ДАНУ — см. Данава.

ДАРБХИ — мужское имя. См. также Далбхья.

ДАТТААТРЕЯ — сын, потомок риши Атри. См. также

Скачать:TXTPDF

. Выпуск VI. Хождение по криницам Махабхарата читать, . Выпуск VI. Хождение по криницам Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск VI. Хождение по криницам Махабхарата читать онлайн