Атри.
ДАШААШВАМЕДХА — десять жертвоприношений коня; название криницы.
ДАШАГРИВА — десятиголовый; имя ракшаса, чаще именуемого «Равана» (Ревун); Д. похитил Ситу, жену Рамы. Описанию борьбы Д. и Рамы посвящён знаменитый эпос «Рамаяна» (см. «Сказание о Раме» в III вып. этой серии).
ДАШАРАТХА — десятикратно чтимый; род кшатриев, к которому принадлежал Кришна; раджа видехов.
ДВАЙПАЯНА — островитянин; эпитет великого мудреца Кришны, сына Парашары, из рода Васиштхи. Кришна именуется также Вьяса или Ведавьяса («Редактор Вед»). Ему приписывается огромное количество трудов, в том числе и «Махабхарата». Кришна — гуру (духовный наставник) Пандавов.
ДВАПАРА — двойной, двойственный; имя одного злого духа. См. Юга.
ДВАРАВАТИ — богатый дверьми, вратами; название города Кришны-Васудэвы; часто город называют Дварака, что синонимично.
ДЖАВАЛИ — поток Джабала; козий пастух; мужское имя; имя одного риши.
ДЖАЛА — вода; название одного из притоков Ямуны (Джамны).
ДЖАМАДАГНИ — смысл слова не ясен, по схолиасту, — пылающий (огонь), имя одного брахмариши из рода Бхригу; сын Ричики и отец Парашурамы (Рама с топором).
ДЖАМБАВАТИ — главная жена (дэва) Кришны, взошедшая на костёр мужа. Джамбавант — раджа обезьян, его дочь Джамбавати — жена Кришны.
ДЖАМБУ — название плодового дерева; мифическое огромное дерево, растущее на горе Меру. Из-под его корней вытекает источник сока плодов джамбу, затем превращающийся в золотоносную реку.
ДЖАМБУМАРГА — путь реки Джамбу; название одной криницы.
ДЖАНАКА — родитель, имя знаменитого раджи, отца Ситы (жены Рамы).
ДЖАНАРДАНА — Побуждающий людей, утеснитель людей; эпитет Кришны-Васудэвы, аватара Вишну, покровителя Пандавов.
ДЖАНТУ — существо, человек; собственное имя сына Сомаки.
ДЖАТИСМАРА — помнящий (свои) рождения (перевоплощения); название криницы, где согласно поверью, паломники вспоминали свои перевоплощения.
ДЖАХНАВИ — потомок Джахну; родовое имя (по роду отца) великого раджариши Вишвамитры, который жестоким самоистязанием добился, чтобы бог Дхарма признал его брамином. Риши совершал аскезу там, где разлилась нисходившая с неба Ганга. Река потревожила риши, за что он её проклял, и река иссякла. После долгих просьб риши согласился «вобрать в себя» проклятие, и Ганга как бы снова родилась и потекла к океану, тоже иссохшему (по другому поводу) и жаждавшему вод Ганги. Так как Ганга как бы вновь родилась, она стала считаться дочерью Вишвамитры и получила эпитет Джахнави (принаджежащая роду Джахну).
ДЖАЯ — завоеватель, победитель; победа; эпитет Арджуны, третьего из братьев Пандавов. См. также Дхананджая.
ДЖИВАНДЖИВАКА — звукоподражательное название птицы (цесарки?). БПС считает, что эта птица из породы куриных, род фазана, и отождествляет её с чакорой, но этот же словарь переводит «чакора» через perdrix rufa (куропатка). О чакоре рассказывается, что она питается лунными лучами и что взгляд её обезвреживает отравленную пищу.
ДЖИШНУ — победный, победоносный; эпитет Солнца; эпитет Кришны-Васудэвы, эпитет Арджуны.
ДЖНАНАПАВАНА — очищающее знание; название криницы.
ДЖЬЙОТИРАТХА — колесница света; въехавший в свет; название Полярной звезды; название реки, сливающейся с Шоной.
ДИЛИПА — имя раджи, основателя города Дели; предок Рамы, отец Бхагиратхи. Ради избавления от проклятия, павшего на его сыновей, была низведена с неба Ганга.
ДИРГХАСАТРА — торжественное жертвоприношение Соме, длящееся 12 суток, требующее большого количества сослужащих (диргха— длинный, длительный; сатра — особое жертвоприношение Соме).
ДИТИ — ограниченность; слабоперсонифицированная сущность, мать адитьев. См. также Адитья.
ДРАВИД — дравиды; название многоплеменного негроидного народа, населявшего Декан до пришествия арьев. Его связь с культурой, вернее с культурами Инда, не установлена окончательно. Очень сильное женское начало в их религии свидетельствует о силе матриархальных черт в обществе дравидов. Можно с достаточной степенью уверенности считать, что шиваизм и тантризм индуизма развивались под дравидским влиянием. Относительно вишнуизма это гораздо менее ясно.
ДРАУПАДИ — родовое имя Кришнаа, жены Пандавов. Друпада — раджа Панчалы. Миф повествует, что Драупади-Кришнаа (Кришни) была найдена Друпадой на алтаре; раджа удочерил девочку, которая была воплощением Шри — богини красоты и счастья.
ДРИДХАДАСЬЮ — суровый разбойник; имя сына Агастьи (древний мудрец). Дасью значит иноплеменник, враг, позже — разбойник, грабитель. Мифологически — существа, враждовавшие с ведическими богами (Индрой, Агни); в таком смысле это слово употребляется в Ведах.
ДРИШАДВАТИ — скалистый; название притока Сарасвати.
ДРОНА — кадушка; имя брамина, учившего Пандавов военному делу. Сын Бхарадваджи развился в кадушке. Его отец не смог удержать извержение семени при виде прекрасной апсары, оно упало в кадушку, и зародыш там полностью развился. Подобные мифы встречаются неоднократно в разных вариантах. Древние арьи рассматривали материнское лоно как совершенно пассивную среду, поэтому женщину, жену часто называли «полем».
ДРУПАДА — деревянная колонна, имя панчалийского раджи, удочерившего Кришни (точнее Кришнаа), найденную на алтаре.
ДУМБАРА — род смоковницы. В Индии есть несколько родов смоковницы; род ficus religiosa считается священным и приносящим счастье, а род думбара — зловещим; эту смоковницу сажают на кладбищах, в местах сожжения трупов, а плоды её подаются на тризнах; по-видимому, множество семян плода символизирует множество воплощений.
ДУРВА — трава panicum dactilon.
ДУРВАСАС — плохо одетый, обнажённый; собственное имя риши, сына Атри (Всепожирающий); Атри известен своим яросным нравом, он частичное воплощение Шивы.
ДУРДЖАЯ — труднопобедимый; мужское имя; имя одного данава; название местности.
ДУРЙОДХАНА — трудноодолимый, плохо сражающийся; имя старшего из сыновей Дхритараштры; противник Юдхиштхиры. Имена кауравов, сынов Дхритараштры, начинались с «дур», что значит «плохо» или «трудно». Исследователи хотели видеть в этом литературный приём, свидетельствующий о враждебном отношении редакторов Эпоса к кауравам. Такой взгляд можно оспаривать на том основании, что слово «дур» не обязательно значит «плохой», если принять для него значение «трудно», то презрительный оттенок имени Дурйодхана утрачивается. Заслуживает внимания, что противники Дурйодханы (Пандавы, Кришна) выражают своё презрение к Дурйодхане, называя его Суйодхана — легкоодолеваемый.
ДУХШАСАНА — трудноукротимый; имя одного из 100 сыновей Дхритараштры.
ДХАНАНДЖАЯ — добывающий богатства, завоёвывающий богатства; эпитет Арджуны.
ДХАНУШАКША — тот, чей глаз подобен луку, то есть тот, кто сверкает глазами, кто мечет молнии взглядом; имя одного риши.
ДХАРА — поток, луч, возлияние; название криницы.
ДХАРАНИДХАРА — «поддерживающий носительницу» (землю); черепаха, гора.
ДХАРМА — опора, устой, закон, долг, нравственность; имя бога, олицетворяющего эти понятия. Д. — отец Юдхиштхиры. Так как с понятием закона связан и суд, обеспечивающий его выполнение, то олицетворение правосудия стало сближаться с образом посмертного судьи Ямы (Укротителя) владыки царства мёртвых. Яма уводит людей в своё подземное царство из царства живых, поэтому он как бы олицетворяет смерть. Однако между Дхармой и Ямой всё же сохраняется перегородка: так, Дхарма — небожитель, а Яма — владыка подземного царства. Мне неизвестно ни одного текста «Махабхараты», где Юдхиштхира был бы назван сыном Ямы, а сыном Дхармы «Махабхарата» называет его часто.
ДХАРМАПРАСТХА — местопребывание, становище Дхармы; название одного плоскогорья в Гималаях (Рой читает: «Дхармапристха»).
ДХАТАР — творец, создатель, слабоперсонифицированное понятие, творческая сила природы.
ДХАУМЬЯ — дымный, дымовой, произошедший от дыма (жертвенного) костра; собственное имя брамина, домашнего жреца и наставника Пандавов, ушедшего с ними в изгнание.
ДХЕНУКА — коровий; название криницы.
ДХРИТАРАШТРА — тот, чьё царство крепко; слепой раджа из рода Куру; отец 100 сыновей, старший из которых — Дурйодхана. По закону царь, поражённый неизлечимым недугом или уродством, не имел права царствовать, поэтому и Д., будучи слеп, должен был уступить царство младшему своему брату, Панду, имевшему 5 сыновей (Пандавов). Д. претендовал на царство как представитель старшей линии рода, а Юдхиштхира как старший сын царствовавшего раджи.
ДХУМАВАТИ — дымный, туманный; название криницы.
ДЭВА — бог, небожитель; арьи не признавали вечности богов и особой их природы. Дэва есть скорее высокая ступень достижения в круговороте жизни. Индрой или другим каким-либо богом могло стать каждое живое существо, и каждый бог (дэва) мог ниспасть до ада. В ж. р. — дэви — богиня. Этот эпитет прилагается к жёнам раджи, особенно к первой, главной его жене (дэви). Дэва называли и раджей.
ДЭВАДАТТА — данный богом, богдан; название раковины (военной трубы) Арджуны. Он получил её от отца Индры.
ДЭВАКУТА — Божья вершина; название горы в Гималаях.
ДЭВАЛА — набожный, праведник; эпитет риши Аситы.
ДЭВАНА — костяшки для игры; игра в кости.
ДЭВАПАТХА или ДЭВАХРАДА — «божье озеро»; название криницы.
ДЭВАСАБХА — собор (собрание) богов; название местности.
ДЭВАСТРА — праздник богов.
И
ИДМАВАХА — Дровосек; имя сына Агастьи.
ИКШВАКУ — Огурец; имя раджи из рода Юванашвы (Жеребчик); династия И. управляла страной с главным городом Айодхьей.
ИЛАСПАДА — след возлияния богам; название криницы.
ИЛВАЛА — название рыбы; звезда Ригель из созвездия Орион; имя дайтьи, брата Ватапи.
ИНГУДА — дерево terminalia cattapa, приноящее плоды в виде орешков.
ИНДРА — властитель; собственное имя главного бога арьев в ведический период. И. называют «Властителем Тридцатки» (богов). Постепенно слава И. тускнеет; уже в поздневедическое время в гимнах проскальзывает насмешка над И. Знаменитый гимн Ригведы (X, 119) изображает И. пьяным от приносимой ему в жертву сомы (ритуальный хмельной напиток). В поздеведический период, когда образ Митра-Варуны бледнел (олицетворение дневного и ночного неба), И. стали понимать, как ночное небо, о чём свидетельствует эпитет «Тысячеокий»; но исконно И. понимался как громовник, владеющий чудесным луком Гандива (сделанный из дерева ганди), радугой мечущий стрелы ваджра (громовые стрелы). Дружина И. — маруты (ветры). Предводительствуя ею, он сражается с данавами — тучами. И. называют Шатакрату, то есть принесшим 100 жертв по ритуалу крату. Эпитет И. — Васава указывает, что этот бог относится к классу богов васу. В эпический период в связи с возрастанием по существу неарийских богов Вишну и Рудры авторитет И. упал ещё ниже. «Махабхарата» изображает И. трусливым и не очень твёрдым морально. И. считается отцом Арджуны.
ИНДРАДЬЮМНА — свет Индры, собственное мужское имя; название озера.
ИНДРАМАРГА — путь, дорога Индры; название местности; название криницы.
ИНДРАСЕНА — рать Индры; собственное имя; в ж. р. на конце долгое a.
Й
ЙОДЖАНА — мера длины, равная приблизительно 3 км.
ЙОНИДВАРА — «Врата Утробы»; название криницы.
К
КАВЬЯ — жертвоприношение богам (в отличие от хавис — жертвоприношение предкам).
КАДАРА — стрекало, железный крюк для управления слоном; название криницы махатмы Капилы.
КАЙЛАСА — название горы в Гималаях, обители Куберы, Шивы.
КАКШАСЕНА — «Звёздная рать», «Зарослей рать»; имя одного раджариши.
КАКШИВАТ — «Кустарниковый», «Звёздный» (?); имя одного раджариши.
КАЛА — чёрный, мрачный; время, смерть; эпитет Шивы, супруга Кали, очень редко (например, «Бхагавадгита», XI, 30) эпитет Вишну; название криницы.
КАЛАКЕЯ — родовое (по женской линии) имя одного данава.
КАЛАКОТИ — «Чёрный коготь»; название местности.
КАЛАНДЖАРА — название одной гористой местности, считающейся святыней; эпитет Шивы; ж. р. Каланджари — эпитет Кали.
КАЛАШЬЯ — горшок, кружка; название криницы.
КАЛЕЕЦ — относящийся к Кале (или Кали), принадлежащий Кале; калейцы — название особого племени. БПС полагает, что речь идёт об особом племени дайтьев.
КАЛИ — чёрная; имя богини, супруги Шивы, её называют также Умой (Лён) и Парвати (Горная), так как по одному сказанию, она дочь Химавата (Гималая), а по другому — Дакши. Так как она есть сила (шакти) Шивы, то её называют Дурга. В позднем шактизме символика богини Кали-Дурги принимает выраженный половой характер.
КАЛИКА — относящийся к Кали, её потомок; род цапли; эпитет Кали-Дурги; название реки.
КАЛИНГА — слон, змея; название народа, жившего на Корамандельском морском побережье; имя раджи.
КАЛМАША — пёстрый, расцвеченный; название местности.
КАМАКХЬЯ — вожделенноокая; эпитет Кали-Дурги; название криницы.
КАМБАЛА — крытый, закрытый; шерстяная ткань; червь, насекомое; имя одного нага; название криницы (Рой читает: Камвала).
КАМБОДЖА — раковина (как музыкальный инструмент);название народов и обитаемой ими страны; особая порода слонов.
КАМПАНА — волнистый, дрожащий; название страны, прилегающей к Кашмиру; название реки.
КАМЬЯКА — вожделенный, милый; название леса.
КАНАКХАЛА — название криницы и соседней с ней горы.
КАНЬЯ — девушка; созвездие Девы; название криницы; Канья кумбаджа — «В девичьем покрывале рождённый»; название города.
КАНЬЯ-САМВЕДЬЯ — встреча с девушкой; название криницы.
КАПАЛАМОЧАНА — открытая чаша; название криницы.
КАПИЛА — красный, рыжий, обезьяна; рыжая корова; название местности; имя древнего мудреца, которому приписывается создание системы Санкхьи. Иногда Капилу отождествляют с Буддой или Вишну; реже со «златоутробным» (Капилагарбха) Брамой; название криницы.
КАПИЛАВАТА — смоковница Капилы; название криницы.
КАПИЛАХРАДА — озеро Капилы; название криницы.
КАПИШТХАЛА — потомок Капилы; собственное мужское имя; название криницы.
КАРДАМИЛА — название местности; кардама — пена; нечистота физическая и духовная.
КАРНА — ухо; имя сына Кунти от бога Сурьи (Солнца), единоутробный брат Пандавов. К. поклялся убить Арджуну, но был сам убит (о нём подробней см. в «Путешествии Бхагавана», III вып. этой серии).
КАРНИКАРА — делающий серёжки; название растения (Pierosperman accrufolium), цветущего красивыми цветами.
КАРТАВИРЬЯ-АРДЖУНА — сын совершенно отважного, сын богатыря, заря утренняя; имя раджи хайхейцев, заклятого врага браминов; он был убит Парашурамой; Картавирья — сын Критавирьи.
КАРТИКА — относящийся к созвездию Криттике (Плеяды, Утиное гнездышко); название месяца и полнолуния в этом месяце.
КАРТИКЕЯ — потомок Криттики (Плеяд); имя Кумары (юноша), бога войны по роду матери