Шиви) — имя высокочтимого древнего царя, пожертвовавшего собой при защите голубя от сокола (то были Индра и Агни, решившие испытать царя). В третьей книге «Махабхараты» есть два варианта легенды: в «Беседе Маркандеи» (IV этой серии, гл. 197, с. 119) и в «Хождении по криницам» (VI вып. этой серии, гл. 130, 131)[6]*. Это говорит о большой популярности легенды и о живом интересе к поднимаемым в ней нравственным вопросам.
ШИВА — благой; имя третьей ипостаси браманической троицы. Ш. именуют Рудрой, Калой и многими другими именами. Ш. не ведическое божество, его сближение с Рудрой или Рудрами искусственно и вторично. Ярко выраженный сексуальный характер культа Ш., особенно в шактизме (тантризм), весьма красноречиво говорит о доарийском характере божества. «Махабхарата» относится к Ш. скорее отрицательно, но с опаской: разгневи такого бога, потом беды не оберёшься!
ШИВОДБХЕДА — проявление Шивы; название криницы.
ШИМШАПА — большое, красивое дерево Dalbergia sissoo.
ШИНИ — собственное мужское имя; во мн. ч. название народа; Кришна именуется богатырём этого народа. Сын Ш., Сатьяка, — возничий Кришны.
ШЛЕШМАТАКА — (шлешма — слизь) плод дерева Cordia latifolia.
ШОНА — название реки, притока Ганги, впадающего в неё возле Паталипутры. Ш. — значит ярко-красный. Так называется красный сорт сахарного тростника, откуда, возможно, и название реки.
ШРИ — красота, счастье, светозарность, святость — олицетворение этих понятий — богиня Шри, легенды о которой варьируют. По одной — она вышла при пахтаньи молочного океана. Этот миф более других сближает Шри с богиней Лотос, одной из самых древних форм Великой Матери, существовавшей на Деканском полуострове в доарийский период. По этому варианту — Шри — дочь Бхригу и супруга Вишну-Нараяны. Это — менее древний вариант, ибо сам Нараяна только начал входить в арийское общество; слово Ш. ставят перед именем человека, особенную духовность которого хотят подчеркнуть.
ШРИВАТСА — букв. «святой телёночек», особый завиток на груди, как знак аватара Кришны-Гопалы (Пастыря). Ш. может быть не только у аватара Кришны, но также у вишнуита бхакты как счастливый знак. Этот же знак ищут на лбу особенно хороших лошадей.
ШРИКУНДА — святой круг, обруч; название местности; название криницы.
ШРИНГА — рог, вершина, отрог, молодой месяц, лук, клык (например, у слона).
ШРИНГАВЕРАПУРА — название города (пура — кремль, княжеский дворец, укреплённый валами и рвами, шрингавера — свежий имбирь).
ШРУТАРВАН — прославленный, знаменитый; распространённое мужское имя.
ШУКА — попугай; поэт; мужское имя, в частности сына Кришны Островитянина (Двайпаяны). В XII книге «Махабхараты» Шантипарва есть целая поэма о рождении Шуки и о достижении им Освобождения (см. V вып. этой серии, ч. 1, гл. 323 и сл.).
ШУНАКА — имя по отцу различных людей, в частности знаменитого грамматика; шуна — значит собака; Ш. — распространённое мужское имя.
ШУРА — витязь, богатырь; во мн. ч. название народа; мужское имя; имя отца Васудэвы и деда Кришны. В санскрите слово «шура» требует дополнения в местном или инструментальном падеже, чтобы показать, относительно кого или чего проявлены воинские доблести (ср. русскую пословицу: «Молодец против овец, а против молодца — сам овца»).
ШУРПАРАКА — название страны, области и города в ней, во мн. ч. название народа, населяющего эту область; шурпа — особая плетёнка, употребляющаяся при веянии зерновых культур.
ШЬЯМАКА — темнокожий (с разными отливами: синеватым, зеленоватым); наряду со швета (светлый) шьяма употребляется также для определения чего-либо нравящегося, красивого, отсюда слово получает характер собственного мужского и женского имени; в частности, Шьяма — имя одного из братьев Васудэвы. Среди множества значений слова есть и название злакового растения.
Э
ЭКАРАТРА — одиночный, соответствует русскому выражению «однодневный» в смысле односуточный.
ЭКАХАНСА — один (единственный) день; название криницы.
ЭТАВАРНА — мужское имя.
Ю
ЮВАНАШВА — жеребчик; раджа из рода Икшваку, в тексте он называется также Саудьюмна — потомок Судьюмны.
ЮГА — сопряжённое (время). Так называется мировой период, состоящий из четырёх разделов, в целом образующих «сутки» Брамы или Манвантару; день, ночь и два раза «сумерки». Длительность и жизненная сила юг постепенно убывают. Первая юга называется «совершенная» («крита»), длительность которой 4000 лет + по 400 лет утренних и вечерних сумерек = 4800 лет; вторая юга характеризуется тройкой, отчего и называется «трета». Длительность её 3000 лет для дня и для ночи + по 300 лет утренних и вечерних сумерек = 3600 лет; третья юга характеризуется двойкой, отчего называется «двапара» (двойственная) юга; длительность её дня и ночи 2000 лет + по 200 лет утренних и вечерних сумерек = 2400 лет; четвёртая — самая бедственная юга, «чёрное (кали) время», длительность её дня и ночи 1000 лет + по 100 лет утренних и вечерних сумерек = 1200 лет. С каждой югой жизнь людей укорачивается, общественные нравы падают, жизнь природы слабеет и, наконец, приходит к растворению, когда деятельность её на время, равное времени четырёх юг, прекращается. По-видимому, сначала считали обычными годами, но чем дальше, тем больше развивалось учение об особом «космическом» времени. В «сутках» Брамы стали насчитывать 20 000 юг, а «век» Брамы приобрёл более «космическую» значимость — 285 420 000 земных лет.
ЮГАНДХАРА — носитель ярма; особое заклятие оружия; во мн. ч. название народа; название одной горы, одного леса; мужское имя; название местности.
ЮДХИШТХИРА — стойкий в битве; имя первого старшего из пяти братьев Пандавов. Однако считалось, что отцом Ю. был бог справедливости и правды, само олицетворение Закона — Дхарма. Обычно два мифологических образа — Дхарму и Яму — сливают в один: блюстителя закона, загробного судьи и владыки подземного царства Ямы. Но по отношению к Юдхиштхире это не так: мне неизвестно ни одного места в «Махабхарате», где бы Ю. был назван сыном Ямы; неукоснительно его называют сыном Дхармы. Три старшие Пандава — единоутробные братья и по роду матери называются Партхами, то есть сынами Притхи.
ЮПА — ритуально убранный жертвенный столб, к которому привязывалось жертвенное животное. Во время богатых жертвенных обрядов таких столбов ставилось несколько.
ЮЮБА — держидерево; сизифус; дерево выпускает грубые , сильно ранящие колючки; его мелкие, похожие на чай, листья обладают странным анестезирующим свойством; у пожевавшего листок совершенно исчезает на некоторое время способность воспринимать сладкое (избирательная вкусовая анестезия). Дерево цветёт мелкими жёлтыми цветочками, сильно ароматичными. Плод похож на финик, но мельче, косточка сильно спаяна с «мякотью» — волокнистой клетчаткой, покрытой жёсткой, светло-коричневой кожицей. Получается впечатление ваты, слегка смоченной подслащенной водой.
Я
ЯВАКРИ — сын Бхарадваджи (ява, явака — злак, в частности ячмень).
ЯДАВА — потомок Яду, сына Яяти, раджи страны и города Чеди; Кришна — потомок Яду, его часто называют Ядава.
ЯДЖАНА — 1) жертвоприношение; место совершения жертвоприношения; название криницы. 2) Яджана — доставление предметов жертвоприношения (для кого-нибудь — родительный падеж); название криницы.
ЯДЖНАСЕНИ — родовое имя по отцу Кришнаа-Драупади, общей жены Пандавов, а также Шикхандина (Хохлатый), нанесшего Бхишме смертельные раны.
ЯКША — мн. ч. якши — особые духи, «хозяева местности»: источника, леса, горы; любители сокровищ, якши образуют наряду с гухьяками, свиту Куберы. К людям якши относятся неровно: то благосклонно, то враждебно. Слово происходит от глагола «якш» — стремиться вперед, реять.
ЯМА — близнец, укротитель; так назван был первый человек, сын Ману-Вивасванта (Солнца). Близнецом его звали потому, что вместе с ним родилась сестра Ями. Девочка очень любила брата и тайно совершала особые обряды; она передавала ему свою жизненную силу, чтобы Яма не умер. Когда настала пора, Яма покинул свое плотское тело и стал судьей и царём мёртвых. По-видимому, довольно рано образ Ямы стал сливаться с Дхармой. Дхарма есть сам Закон, Долг, Правда, а Яма — осуществитель этих абстрактных идей. Однако, хотя эти два мифических образа очень сблизились, в «Махабхарате» полного их слияния не произошло. Образ Ямы сливался и с образом Калы, смерти. Это — своеобразный мифолого-философский процесс, требующий особого рассмотрения. Образ Ямы широко использовал северный буддизм. Яму можно сблизить с древнемесопотамским царём Утнапишти, пережившим потоп и получившим от богов бессмертие. Имя Утнапишти означает «нашедший жизнь» или «нашедший жизнь долгих дней».
ЯМУНА — название крупного притока Ганги. Я. отождествляется с Ями, сестрой Ямы. См. также Яма.
ЯТИ — отшельник, занимающийся самообузданием. Понятие «яти» не лишено отрицательных черт: я. — отшельник, но ещё не утвердившийся на правильном пути, отшельник буддистов, к которым брамины относились как к «нигилистам» (мистикам), которых часто называли «яти». Образ я. могли принимать и злые духи, ракшасы. Так Равана, осуществляя похищение Ситы, принял вид яти.
ЯЯТИ — раджа страны Чеди, прославившийся своим необычным чувством справедливости, сострадания и самоотверженности, что показано в легенде «О Голубе и Соколе». В Индии и теперь, желая отметить нравственные качества человека, сравнивают его с Яяти. У Яяти были сыновья: Яду и Пуру. Яду был родоначальником ядавов, к которым принадлежал Кришна, а от Пуру пошёл род кауравов, из которого потом выделился род пандавов.
2
* В это понятие давно пора включить и древнюю Индию. Ещё сравнительно недавно под Древним Востоком понимались страны Передней Азии, не восточнее Персии, и Северо-Восточной Африки (ср. Б. А. Тураев «История Древнего Востока»). Излагать историю культуры Двуречья без учета культуры среднего и нижнего Инда в настоящее время немыслимо.
3
** Рой М. История индийской философии. М., 1958, с. 134.
4
* Вероятно, опечатка в тексте. Нужно: «врагов победитель» (см. гл. 145, 4 или гл. 147, 26). (прим. ред.).