Скачать:PDFTXT
Послание в Йемен

мудрецы, чтобы тех поразило безумие и они безнадежно запутались в своих вычислениях.

А в оправдание Саадьи33 скажем следующее. По-видимому, к вычислению сроков привело его — вопреки известному ему запрету, налагаемому Торой, — положение, возникшее в те времена (экспансии христианства и ислама, расцвета караимской ереси и жестоких гонений на еврейскую религию), когда многие пошатнулись в вере. Если бы не раби Саадья Гаон, да пребудет он в мире, Тора Всевышнего могла быть предана забвению многими. И он открыл народу некоторые из тайн Торы и с ее помощью укрепил ослабевшую в нем (в народе) веру. И он возвестил срок устами и пером своим34, ибо, исходя из своего понимания положения в целом, он стремился объединить народ исчислением сроков, дабы укрепить его и вдохнуть в него надежду. И все это он совершил во имя Небес. Не следует обвинять его, что он ошибся в сроке, поскольку намерения его были таковы, как я показал.

Однако же обнаруженное тобой влечение к исчислению (конца дней) по звездам и их скоплениям (их констеляциям) в прошлом и будущем — все это изгони из сердца и из сознания и очисти разум свой, как отмывают от нечистот загрязненные одежды. Ибо это нечто, лишенное подлинности и не признаваемое за истину настоящими мудрецами, даже теми, кому не ведома Тора, а тем более ее приверженцами. Проистекающий от этого вред подробно разъяснен (нашими мудрецами). Их доводы35 неопровержимы, и нет смысла к этому возвращаться.

И все же выслушай самую малость из того, что об этом сказано в Торе. Знай, что когда восстал Моше, (чтобы возглавить исход из Египта), все звездочеты в один голос утверждали, что народ этот (Исраэль) никогда не воспрянет, что он обречен на вечное рабство. И именно в тот час, когда (звездочеты) полагали, что звездная констеляция для сынов Исраэля безнадежна, произошло (событие) самое благоприятное — родился среди них лучший из людей (Моше). Все (звездочеты) были единодушны в том, что Египту предстоит период изобилия и расцвета, а обитателям его обеспечен покой и благоденствие. Но именно тогда начались казни египетские, как сказал Йешайяу: «Где же они, мудрецы твои? Пусть скажут тебе, пусть узнают, что решил Бог воинств небесных о Египте» (Йешайя 19:12) .

То же произошло с царством Навухаднэцэра. Когда все его астрологи и предсказатели, все, именуемые мудрецами, единодушно заявляли, что Бавэлю (Вавилону) предстоит возвышение, расширение и укрепление власти (над другими народами), именно тогда власть его была подорвана и пришла к концу в полном соответствии с тем, что предсказал Пресвятой, благословен Он (через Йешайяу, Йермияу и других пророков). />

И сказал Йешайяу, насмехаясь и издеваясь над Бавэлем, над его мудрецами, кичившимися своей мудростью, и над самими (вавилонянами), говорившими, что есть среди них мудрецы, мудрость которых (их способность предсказывать будущее) благоприятствует им: «Истомилась ты (страна Бавэль) от множества советчиков твоих, пусть же встанут и спасут тебя распорядители небес, созерцатели звезд, предвещающие месяц за месяцем, что произойдет с тобой» (Йешайя 47:13).

Подобное произойдет во времена Машиаха, да придет он вскорости! Когда народы будут убеждены в том, что этот народ (Исраэлъ) уже никогда не обретет независимости, что не избавиться ему от порабощения и рабства, и будут единодушны в этой своей уверенности, — именно тогда Пресвятой, благословен Он, отвергнет их убежденность и их предсказания, которым не дано сбыться. И тогда явится Машиах. Потому что сказано об этом у Йешайяу: «Так сказал Всесильный, избавляющий тебя, создающий тебя во чреве (материнском): Я — Всесильный, создаю все, распростираю небеса, Я Один, Сам расстилаю землю, упраздняю знамения измышляющих ложное36, разоблачаю чародеев, пристыживаю мудрецов, обнажая в их познаниях глупость; воплощаю слово раба Своего и совет посланцев Своих исполню, Я, говорящий о Йерушалаиме: “Он будет заселен” — и о городах Йеуды: “Они будут отстроены”. И Я восстановлю развалины ее» (Йешайя 44:24—26).

И не придавайте значения тому, что говорят — «большое скопление» (светил) или «малое скопление». Ты пишешь, — что у вас в стране (Тэйман) мудрость умалилась и покинула вас, а причину усматриваешь в скоплении (светил, в том числе Сатурна и Юпитера), в тригоне земли37.

Следует знать тебе, что ныне это (умаление мудрости) характерно не только для вашей страны, но для всего Исраэля. Истребление мудрецов и иссякание творческой мысли — об этом говорил пророк от имени Пресвятого, благословен Он: «Посему вот, Я снова изумлю народ этот чудесами из чудес, и иссякнет мудрость мудрецов его, и разум разумных исчахнет» (Йешайя 29:14). И причина этого не в тригоне земли и не в тригоне огня. Доказательством тому служит то, что царь Шломо, о котором сказано: «И был он мудрее всех людей» (Мэлахим, алеф 5:11), — жил во времена скопления (светил, в том числе Сатурна и Юпитера), в тригоне земли38. И точно так же праотец наш Авраам, да пребудет он в мире, — опора мироздания, тот, кто открыл Первопричину и возвестил об этом всем мудрецам и заложил фундамент монотеизма для всего человечества.

И точно так же Ицхак и Яаков, которые (как и Авраам) несли в сердцах своих престол славы Божьей и воистину познали Его, как сказано: «Праотцы — колесница Его» (Брэшит Раба 80:82), а (о Яакове): «И вознесся от него Всесильный» (Брэшит 35:13).

Вот перед тобой праотцы. Все трое (родились) «под знаком» земного тригона… А также царь Шломо и царь Давид… либо стремятся истребить Тору и уничтожить веру. Такие события, как всемирный потоп или уничтожение Содома, которые были карой Всевышнего за грехи человеческие, они объясняют, как последствия констеляции светил. И так всякое деяние Всевышнего, любое изъявление Его воли они изображают, как жестко детерминированный результат определенного расположения звезд и планет. Цель же их — подрыв основ веры.

Далее Рамбам, демонстрируя превосходное знание отрицаемой им астрологии, приводит данные о длительности и периодичности констеляций, опровергающие распространенные в то время астрологические предсказания конца времен. Он призывает раби Яакова Альфаюми не доверять всему, что пишут в книгах, «ибо лжец останется лжецом, независимо от того, лжет ли он устами своими или при помощи пера своего». Ссылающиеся, устно или письменно, на знамения светил — либо глупцы, либо плуты-насмешники,

Против подобных заблуждений Пресвятой, благословен Он, предостерег нас в Торе своей, сказав, что если мы будем гневить Его, за наши грехи постигнут нас бедствия. Если станете думать, что они постигли вас случайно, — говорит Всевышний, — а не за великую скверну вашу, то и Я тоже добавлю вам от этих «случайностей», умножив их многократно. Ибо сказано в Торе: «Если же пойдете Мне наперекор39 и не захотите слушать Меня, …то и Я тоже пойду вам наперекор» (Ваикра 26:21, 24).

Слово «наперекор» (в первом случае) означает ненамеренное, непроизвольное непослушание. Всевышний говорит: «Если бедствия, постигшие вас, воспримете как случайность, то эту “случайность” (т. е. бедствия) Я умножу семикратно по отношению к грехам вашим.»

Из сказанного уясни, что проблема (прихода) Машиаха никак и никоим образом не зависит от расположения звезд40… (Астрологические вычисления конца времен) лишь навлекли на нас ужесточение бедствий изгнания. Необоснованные, бессмысленные надежды…

Но мужайтесь, братья, и Всевышний укрепит сердца ваши, уповающие на Него. Будьте опорой друг другу, укрепляйте в сердцах ближних ваших веру в скорый приход избавителя. «Укрепите руки обессилевшие и колени ослабевшие утвердите!»

И знайте, что Пресвятой, благословен Он, оповестил нас через пророка Йешайяу, принесшего благую весть Исраэлю, что многие, изнуренные длительностью и все возрастающими страданиями изгнания, начнут думать, что Пресвятой, благословен Он, оставил нас, лишив нас Своей милости. Но Он свидетельствовал о Себе, что не оставит нас и не предаст забвению.

Сказано: «И скажет Цион: Оставил меня Бог, забыл меня Господь!» (Йешайя 49:14). Но сразу же за тем сказано: «Забудет ли женщина младенца своего, не пожалеет сына чрева своего?! И эти (женщины) могут забыть, но Я не забуду тебя» (Йешайя 49:15). И через первого из пророков (Моше рабэйну), да пребудет он в мире, передал нам Пресвятой, благословен Он: «Ибо Властелин милосердный Бог Всесильный твой. Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, о котором Он дал им клятву» (Дварим 4:31). «И возвратит Бог Всесильный твой изгнанников твоих и смилуется над тобою, и снова соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Бог, Всесильный твой» (Дварим 30:3).

И в этом, братья наши, одно из важнейших оснований веры Исраэля. Она такова: совершенно исключено, что не поднимется из потомства царя Шломо муж, который соберет (нас), рассеянных (по всей земле), униженных изгнанников наших, откроет (всем народам и утвердит) истинную веру и сокрушит всех, кто восстает против слова Его, ибо обещал нам Пресвятой, благословен Он: «Вижу его, но не ныне, смотрю на него, но издалека. Взойдет звезда Яакова, и поднимется скипетр от Исраэля, и сокрушит пределы Моава, и повергнет всех сынов Шета. И будет Эдом покорен, и Сэир покорится врагам своим; Исраэль же исполнится доблести (победоносной)» (Бэмидбар 24:17,18).

Во времена Машиаха постигнет евреев великое бедствие, и «когда увидит Он, что ослабела рука их и почти не осталось (у них) ничего от (драгоценности) сокрытой и от того, что оставлено (на виду)»41 (Дварим 32:36), — тогда Пресвятой, благословен Он, явит его (Машиаха) и исполнит все обещания. Пророк, прозревая то время, когда явится Избавитель, сказал потрясенный: «И кто выдержит (переживет) день пришествия его и кто устоит при появлении его?!» (Малахи 3:2). Такова истина, мы верим в это.

Но на времена эти уже был пролит свет речениями Даниэля, Йешайяу и других наших учителей, благословенна память их: пришествие Машиаха состоится, когда окрепнет власть Эдома и Аравии и царства их широко раскинутся на земле, — так, как ныне. В этом нет сомнения, и от этого невозможно отрешиться. Даниэль, рассказав о царстве Ишмаэля и о появлении Мухамеда, говорит вслед за этим о пришествии Избавителя. И точно так же Йешайяу разъясняет, что указанием на предстоящий приход Машиаха станет появление безумца42. Ведь сказал Йешайяу: «И увидит колесницу с парой наездников, всадника на осле, всадника на верблюде, и прислушается внимательно, с великим вниманием» (Йешайя 21:7). Всадник на осле — это Машиах, о котором сказано: «беден и восседает на осле и на осленке, сыне ослицы» (Захарья 9:9).

И он явится сразу же, как только возникнет всадник на верблюде, а это царь аравийский. «Пара наездников» — (военный) союз двух народов, а именно Эдома и Ишмаэля43. Это становится ясным из описаний сна об идоле (Даниэль 2) и сна, упомянутого выше (Даниэль 7), из

Скачать:PDFTXT

Послание в Йемен Моше читать, Послание в Йемен Моше читать бесплатно, Послание в Йемен Моше читать онлайн