Скачать:TXTPDF
Камень (сборник)

сильного зверя,

Или просто дух чобра,

растертого между ладоней.

Воздух бывает темным, как вода,

и всё живое в нем плавает, как рыба,

Плавниками расталкивая сферу,

Плотную, упругую, чуть нагретую, —

Хрусталь, в котором движутся колеса

и шарахаются лошади,

Влажный чернозем Нееры, каждую ночь

распаханный заново

Вилами, трезубцами, мотыгами, плугами.

Воздух замешан так же густо, как земля:

Из него нельзя выйти, в него трудно войти.

Шорох пробегает по деревьям зеленой лаптой.

Дети играют в бабки

позвонками умерших животных.

Хрупкое летоисчисление нашей эры подходит

к концу.

Спасибо за то, что было:

Я сам ошибся, я сбился, запутался в счете.

Эра звенела, как шар золотой,

Полая, литая, никем не поддерживаемая,

На всякое прикосновение отвечала

«да» и «нет».

Так ребенок отвечает:

«Я дам тебе яблоко», или:

«Я не дам тебе яблока».

И лицо его точный слепок с голоса, который

произносит эти слова.

Звук еще звенит, хотя причина звука исчезла.

Конь лежит в пыли и храпит в мыле,

Но крутой поворот его шеи

Еще сохраняет воспоминанье о беге

с разбросанными ногами,

Когда их было не четыре,

А по числу камней дороги,

Обновляемых в четыре смены

По числу отталкиваний от земли

пышущего жаром иноходца.

Так

Нашедший подкову

Сдувает с нее пыль

И растирает ее шерстью,

пока она не заблестит,

Тогда

Он вешает ее на пороге,

Чтобы она отдохнула,

И больше уж ей не придется высекать

искры из кремня.

Человеческие губы,

которым больше нечего сказать,

Сохраняют форму последнего сказанного

слова,

И в руке остается ощущенье тяжести,

Хотя кувшин

наполовину расплескался,

пока его несли домой.

То, что я сейчас говорю, говорю не я,

А вырыто из земли, подобно зернам

окаменелой пшеницы.

Одни

на монетах изображают льва,

Другие —

голову;

Разнообразные медные, золотые

и бронзовые лепешки

С одинаковой почестью лежат в земле.

Век, пробуя их перегрызть, оттиснул на них

свои зубы.

Время срезает меня, как монету,

И мне уже не хватает меня самого…

1923

Грифельная ода

Звезда с звездой – могучий стык,

Кремнистый путь из старой песни,

Кремня и воздуха язык,

Кремень с водой, с подковой перстень;

На мягком сланце облаков

Молочный грифельный рисунок

Не ученичество миров,

А бред овечьих полусонок.

Мы стоя спим в густой ночи

Под теплой шапкою овечьей.

Обратно в крепь родник журчит

Цепочкой, пеночкой и речью.

Здесь пишет страх, здесь пишет сдвиг

Свинцовой палочкой молочной,

Здесь созревает черновик

Учеников воды проточной.

Крутые козьи города;

Кремней могучее слоенье:

И все-таки еще гряда

Овечьи церкви и селенья!

Им проповедует отвес,

Вода их учит, точит время;

И воздуха прозрачный лес

Уже давно пресыщен всеми.

Как мертвый шершень, возле сот,

День пестрый выметен с позором.

И ночь-коршунница несет

Горящий мел и грифель кормит.

С иконоборческой доски

Стереть дневные впечатленья,

И, как птенца, стряхнуть с руки

Уже прозрачные виденья!

Плод нарывал. Зрел виноград.

День бушевал, как день бушует:

И в бабки нежная игра,

И в полдень злых овчарок шубы;

Как мусор с ледяных высот —

Изнанка образов зеленых —

Вода голодная течет

Крутясь, играя, как звереныш.

И как паук ползет по мне —

Где каждый стык луной обрызган,

На изумленной крутизне

Я слышу грифельные визги.

Твои ли, память, голоса

Учительствуют, ночь ломая,

Бросая грифели лесам,

Из птичьих клювов вырывая?

Мы только с голоса поймем,

Что там царапалось, боролось,

И черствый грифель поведем

Туда, куда укажет голос.

Ломаю ночь, горящий мел

Для твердой записи мгновенной,

Меняю шум на пенье стрел,

Меняю строй на стрепет гневный.

Кто я? Не каменщик прямой,

Не кровельщик, не корабельщик:

Двурушник я, с двойной душой.

Я ночи друг, я дня застрельщик.

Блажен, кто называл кремень

Учеником воды проточной.

Блажен, кто завязал ремень

Подошве гор на твердой почве.

И я теперь учу дневник

Царапин грифельного лета,

Кремня и воздуха язык,

С прослойкой тьмы, с прослойкой света,

И я хочу вложить персты

В кремнистый путь из старой песни,

Как в язву, – заключая в стык

Кремень с водой, с подковой перстень.

<1923>

«Язык булыжника мне голубя понятней…»

Язык булыжника мне голубя понятней;

Здесь камни – голуби, дома, как голубятни,

И светлым ручейком течет рассказ подков

По звучным мостовым прабабки городов.

Здесь толпы детские, событий попрошайки,

Парижских воробьев испуганные стайки,

Клевали наскоро крупу свинцовых крох,

Фригийской бабушкой рассыпанный горох.

И в воздухе плывет забытая коринка,

И в памяти живет плетеная корзинка,

И тесные дома – зубов молочных ряд —

На деснах старческих, как близнецы стоят.

Здесь клички месяцам давали, как котятам,

И молоко и кровь давали нежным львятам,

А подрастут они – то разве года два

Держалась на плечах большая голова.

Большеголовые – там руки поднимали

И клятвой на песке, как яблоком, играли.

Мне трудно говорить: не видел ничего,

Но все-таки скажу: я помню одного,

Он лапу поднимал, как огненную розу,

И как ребенок всем показывал занозу,

Его не слушали: смеялись кучера,

И грызла яблоки, с шарманкой, детвора,

Афиши клеили, и ставили капканы,

И пели песенки, и жарили каштаны,

И светлой улицей, как просекой прямой,

Летели лошади из зелени густой.

1923

«Как тельце маленькое крылышком…»

Как тельце маленькое крылышком

По солнцу всклянь перевернулось,

И зажигательное стеклышко

На эмпиреи загорелось.

Как комариная безделица

В зените ныла и звенела

И под сурдинку пеньем жужелиц

В лазури мучилась заноза:

Не забывай меня: казни меня,

Но дай мне имя, дай мне имя:

Мне будет легче с ним – пойми меня —

В беременной глубокой сини.

1923

1 января 1924

Кто время целовал в измученное темя, —

С сыновней нежностью потом

Он будет вспоминать —

как спать ложилось время

В сугроб пшеничный за окном.

Кто веку поднимал болезненные веки —

Два сонных яблока больших, —

Он слышит вечно шум – когда взревели реки

Времен обманных и глухих.

Два сонных яблока у века-властелина

И глиняный прекрасный рот,

Но к млеющей руке стареющего сына

Он, умирая, припадет.

Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,

Еще немного – оборвут

Простую песенку о глиняных обидах

И губы оловом зальют.

О, глиняная жизнь! О, умиранье века!

Боюсь, лишь тот поймет тебя,

В ком беспомощная улыбка человека,

Который потерял себя.

Какая боль искать потерянное слово,

Больные веки поднимать

И с известью в крови для племени чужого

Ночные травы собирать.

Век. Известковый слой в крови больного сына

Твердеет. Спит Москва, как деревянный ларь,

И некуда бежать от века-властелина…

Снег пахнет яблоком, как встарь.

Мне хочется бежать от моего порога.

Куда? На улице темно,

И, словно сыплют соль мощеною дорогой,

Белеет совесть предо мной.

По переулочкам, скворешням и застрехам,

Недалеко, собравшись как-нибудь, —

Я, рядовой седок, укрывшись рыбьим мехом,

Всё силюсь полость застегнуть.

Мелькает улица, другая,

И яблоком хрустит саней морозный звук,

Не поддается петелька тугая,

Всё время валится из рук.

Каким железным, скобяным товаром

Ночь зимняя гремит по улицам Москвы,

То мерзлой рыбою стучит, то хлещет паром

Из чайных розовых – как серебром плотвы.

Москва – опять Москва.

Я говорю ей: «здравствуй!

Не обессудь, теперь уж не беда,

По старине я принимаю братство

Мороза крепкого и щучьего суда».

Пылает на снегу аптечная малина,

И где-то щелкнул ундервуд;

Спина извозчика и снег на пол-аршина:

Чего тебе еще? Не тронут, не убьют.

Зима-красавица и в звездах небо козье

Рассыпалось и молоком горит,

И конским волосом о мерзлые полозья

Вся полость трется и звенит.

А переулочки коптили керосинкой,

Глотали снег, малину, лед,

Всё шелушится им советской сонатинкой,

Двадцатый вспоминая год.

Ужели я предам позорному злословью —

Вновь пахнет яблоком мороз —

Присягу чудную четвертому сословью

И клятвы крупные до слез?

Кого еще убьешь? Кого еще прославишь?

Какую выдумаешь ложь?

То ундервуда хрящ: скорее вырви клавиш —

И щучью косточку найдешь;

И известковый слой в крови больного сына

Растает, и блаженный брызнет смех

Но пишущих машин простая сонатина

Лишь тень сонат могучих тех.

1924

«Нет, никогда, ничей я не был современник…»

Нет, никогда, ничей я не был современник:

Мне не с руки почет такой.

О, как противен мне какой-то соименник,

То был не я, то был другой.

Два сонных яблока у века-властелина

И глиняный прекрасный рот,

Но к млеющей руке стареющего сына

Он, умирая, припадет.

Я с веком поднимал болезненные веки —

Два сонных яблока больших,

И мне гремучие рассказывали реки

Ход воспаленных тяжб людских.

Сто лет тому назад подушками белела

Складная легкая постель,

И странно вытянулось глиняное тело, —

Кончался века первый хмель.

Среди скрипучего похода мирового

Какая легкая кровать.

Ну что же, если нам не выковать другого,

Давайте с веком вековать.

И в жаркой комнате, в кибитке и в палатке

Век умирает – а потом

Два сонных яблока на роговой облатке

Сияют перистым огнем!

1924

«Вы, с квадратными окошками, невысокие дома…»

Вы, с квадратными окошками, невысокие дома,

Здравствуй, здравствуй,

петербургская несуровая зима.

И торчат, как щуки ребрами,

незамерзшие катки,

И еще в прихожих слепеньких

валяются коньки.

А давно ли по каналу плыл

с красным обжигом гончар,

Продавал с гранитной лесенки

добросовестный товар.

Ходят боты, ходят серые у Гостиного двора,

И сама собой сдирается с мандаринов кожура.

И в мешочке кофий жареный,

прямо с холоду домой,

Электрическою мельницей

смолот мокко золотой.

Шоколадные, кирпичные, невысокие дома,

Здравствуй, здравствуй,

петербургская несуровая зима.

И приемные с роялями, где,

по креслам рассадив,

Доктора кого-то потчуют

ворохами старых «Нив».

После бани, после оперы, —

всё равно, куда ни шло.

Бестолковое последнее трамвайное тепло.

1924

«Сегодня ночью, не солгу…»

Сегодня ночью, не солгу,

По пояс в тающем снегу

Я шел с чужого полустанка.

Гляжу изба: вошел в сенцы,

Чай с солью пили чернецы,

И с ними балует цыганка.

У изголовья, вновь и вновь,

Цыганка вскидывает бровь,

И разговор ее был жалок:

Она сидела до зари

И говорила: подари

Хоть шаль, хоть что, хоть полушалок.

Того, что было, не вернешь,

Дубовый стол, в солонке нож,

И вместо хлеба – еж брюхатый;

Хотели петь – и не смогли,

Хотели встать – дугой пошли

Через окно на двор горбатый.

И вот проходит полчаса,

И гарнцы черного овса

Жуют, похрустывая, кони;

Скрипят ворота на заре,

И запрягают на дворе;

Теплеют медленно ладони.

Холщевый сумрак поредел.

С водою разведенный мел,

Хоть даром, скука разливает,

И сквозь прозрачное рядно

Молочный день глядит в окно

И золотушный грач мелькает.

1925

«Я буду метаться по табору улицы темной…»

Я буду метаться по табору улицы темной

За веткой черемухи

в черной рессорной карете,

За капором снега, за вечным,

за мельничным шумом…

Я только запомнил

каштановых прядей осечки,

Придымленных горечью, нет —

с муравьиной кислинкой;

От них на губах остается янтарная сухость.

В такие минуты и воздух

мне кажется карим,

И кольца зрачков

одеваются выпушкой светлой,

И то, что я знаю о яблочной розовой коже…

Но всё же скрипели

извозчичьих санок полозья,

В плетенку рогожи глядели колючие звезды,

И били в разрядку копыта

по клавишам мерзлым.

И только и свету —

что в звездной колючей неправде,

А жизнь проплывет

театрального капора пеной;

И некому молвить:

«из табора улицы темной…»

1925

Новые стихи

Октябрь 1930 – июнь 1931

«Куда как страшно нам с тобой…»

Куда как страшно нам с тобой,

Товарищ большеротый мой!

Ох, как крошится наш табак,

Щелкунчик, дружок, дурак!

А мог бы жизнь просвистать скворцом,

Заесть ореховым пирогом —

Да, видно, нельзя никак

Октябрь 1930

Как бык шестикрылый и грозный

Здесь людям является труд

И, кровью набухнув венозной,

Предзимние розы цветут…

Октябрь 1930

Армения

1

Ты розу Гафиза колышешь

И нянчишь зверушек-детей,

Плечьми осьмигранными дышишь

Мужицких бычачьих церквей.

Окрашена охрою хриплой,

Ты вся далеко за горой,

А здесь лишь картинка налипла

Из чайного блюдца с водой.

2

Ты красок себе пожелала —

И выхватил лапой своей

Рисующий лев из пенала

С полдюжины карандашей.

Страна москательных пожаров

И мертвых гончарных равнин,

Ты рыжебородых сардаров

Терпела средь камней и глин.

Вдали якорей и трезубцев,

Где жухлый почил материк,

Ты видела всех жизнелюбцев,

Всех казнелюбивых владык.

И, крови моей не волнуя,

Как детский рисунок просты,

Здесь жены проходят, даруя

От львиной своей красоты.

Как люб мне язык твой зловещий,

Твои молодые гроба,

Где буквы – кузнечные клещи

И каждое словоскоба

3

Ах, ничего я не вижу, и бедное ухо оглохло,

Всех-то цветов мне осталось – лишь сурик

да хриплая охра.

И почему-то мне начало утро армянское

сниться,

Думал – возьму посмотрю,

как живет в Эривани синица,

Как нагибается булочник,

с хлебом играющий в жмурки,

Из очага вынимает

лавашные влажные шкурки…

Ах, Эривань, Эривань!

Иль птица тебя рисовала,

Или раскрашивал лев, как дитя,

из цветного пенала?

Ах, Эривань, Эривань!

Не город – орешек каленый,

Улиц твоих большеротых

кривые люблю вавилоны.

Я бестолковую жизнь,

как мулла свой коран, замусолил,

Время свое заморозил

и крови горячей не пролил.

Ах, Эривань, Эривань,

ничего мне

Скачать:TXTPDF

сильного зверя, Или просто дух чобра, растертого между ладоней. Воздух бывает темным, как вода, и всё живое в нем плавает, как рыба, Плавниками расталкивая сферу, Плотную, упругую, чуть нагретую, —