Скачать:TXTPDF
Избранное: величие и нищета метафизики

чего нельзя должным образом исследовать ни руссоизм XVIII в., ни янсенизм XVII.

304В некотором смысле, все заблуждения Руссо происходят от того, что он, справедливо взыскуя, как благих, исконных человеческих склонностей, ошибочно ищет их в чувственной индивидуальности, а не в сущности, а потому не обнаруживает изначального предназначения естественной нравственности, но впадает в самопотакание.

305;Ах, не будем портить человека — и он без всякого труда всегда будет добр; (Эмиль, I, 4,;Исповедание веры…;).

306В;Письме к г-ну де Бомону;Руссо называет догмат о первородном грехе;богохульным; (?d. Hachette, III, 67).

307См. выше, с. 252.

308С точки зрения исторической преемственности идей, руссоистская идея доброты от природы, без сомнения, восходит к сильному натуралистическому течению, идущему от Возрождения и Декартовой реформы, особенно в той мере, в какой они готовили извращение христианской догматики. Его истинные истоки должно искать не только в;добром дикаре;,изобретенном неблагоразумной апологетикой миссионеров XVIII в., но также, и гораздо более коренным образом, в натурализации самой идеи благодати — процессе, который заметен в школе Фенелона (см.: Seill?re. F?nelon et mme Guyon pr?curseurs de J.-J. Rousseau), -и, с другой стороны, как мы показали в;Раз мышлениях об интеллекте; (гл. 9), в янсенизме и протестантизме как таковых: в еретическом преувеличенном пессимизме многих историков относительно духа христианства, вследствие которых они смотрели на преимущества невинного состояния как на заслуженно принадлежавшие человеческой природе прежде, чем она сущностно повредилась первородным грехом.

309В правильном понимании эта истина означает: 1) что фактическим состоянием, в котором был создан человек, было состояние доброты, праведности и блаженства — это было благодатным и сверхъестественным преимуществом, первым залогом нашего предназначения; 2) что в метафизическом отношении человеческая природа в своей сущности и первоначальных наклонностях добра и обращена к благу, так что всякое дело разума и культуры, во избежание наихудших бед, должно в своем развитии следовать за природой- она есть как бы первая опора человеческой жизни. С этой точки зрения, филиппики Руссо против современного общества, глубоко испорченного искусственностью и противоестественностью жизненных условий, более чем оправданны, и некоторый разумный;возврат к природе;в том, что касается самых основ строя и гигиены личной и общественной жизни (см. замечательные работы д-ра Картона), кажется все более и более необходимой реакцией на него.

Но все это не отменяет немощи человеческой природы и язв, оставленных первородным грехом, не отменяет того, что в конкретном и индивидуальном отношении природа каждого человека полна зародышей бесчинства и постоянно находится в опасности, идущей от;очага греховных помыслов в себе;.;Наши первые побуждения;далеко не всегда;законны; [Примечание автора.;Даже в том униженном состоянии, в котором мы пребываем в этой жизни, все наши первые побуждения законны; (Эмиль, I, 4,;Исповедание веры…;).Двусмысленность здесь в слове;первые;,под которым Руссо понимает не только метафизически исконные склонности — в этом случае его утверждение верно, — но и эмпирически первоначальные, то есть предшествующие рассуждению — движения, спонтанно вырастающие в каждом из самых потаенных и сокровенных его глубин. (См. также в;Письме к г-ну де Бомону;:;Первые движения природы всегда праведны;и в;Новой Элоизе;,ч. V, Письмо 3:;Нет заблуждения в природе;.)]Напротив, воля всякого человека, оставленная на произвол одних лишь естественных сил, в падшем состоянии не может действительно избрать Бога своей конечной целью:для этого потребна благодать (см.: Sum. theol., I-II, 89, 6; 109, 3-4).

310Рассуждение о происхождении неравенства…

311Эмиль, I, 4,;Исповедание веры…;.

312Второе письмо к Софи (Oeuvres et correspondance in?dites.?d. Streckeisen- Moulton, 1861; Masson, II, p. 55).

313Второе письмо к Софи (Masson, II, 56). Далее (письма 2 и 4) Руссо пишет:;Я хочу говорить с вашим сердцем, а спорить с философами не берусь. Сколько бы они мне ни доказывали, что правы, я чувствую, что они лгут, и убежден, что и они это чувствуют… Если вы почувствуете, что я прав, — большего мне не надо;.См. еще в Третьем письме к Софи:;Субстанция, душа, тело, вечность, движение, свобода, необходимость, последовательность и проч. — в философии это всё слова, которые приходится употреблять ежесекундно и которых никто никогда не понимал…;Если он говорит о себе, то тут он прав.

314Эмиль, I, 4,;Исповедание веры…;.

315См. о философской вере Руссо в его письме к Вольтеру от 18 августа 1756 г.:;Что до меня, признаюсь вам простодушно, что светом одного разума ни утверждение, ни отрицание на сей счет не кажется мне доказанным, и если теист опирает свое чувство лишь на вероятность, то атеист еще менее ясен и мне кажется, что его чувство тоже опирается лишь на возможность, но противоположную. К тому же споры тех и других вовсе неразрешимы, ибо говорят они о вещах, о которых человек не может иметь настоящего понятия. Я соглашаюсь со всем этим, и все же верю в Бога так же крепко, как верю во всякую иную истину, потому что верить или не верить менее всего зависит от меня, потому что состояние сомнения слишком тяжко для моей души, потому что вера, когда мой разум в неопределенности, не может долго оставаться в таком положении и укрепляется помимо него, наконец, потому что множество поводов предпочтительно увлекает меня на более утешительную сторону и на чашу весов разума кладет гирю надежды.

…Я не возражаю, если то, что я называю;доказательствами чувства;,назовут;предрассудком;,и не ставлю этого упрямого убеждения в образец, но с беспримерным, может быть, чистосердечием выставляю его как непобедимое расположение моей души, которое никогда ничто не сможет одолеть, о котором мне никогда прежде не приходилось жалеть и на которое нельзя нападать без жестокости; (Correspondance g?n?rale. Publ. par Th. Dufour, II, p. 319-320).

316 Masson, II, 261 (25июня 1761).

317Новая Элоиза, ч. III, Письмо 28. См. еще ч. VI, Письмо 8:;Я желала бы, — пишет Юлия о г-не де Вольмаре, — всю кровь мою отдать, чтобы он уверовал: если не для блаженства на том свете, то для счастья на этом;.

318 M?moires de madame d’?pinay,?, 394-395 (Masson, I, 185).

319 Masson, II, 261,266.

320;Блаженные вымыслы заменяют ему действительное счастье — да что я говорю? он один и счастлив прочно, поскольку земные блага ежеминутно могут каким угодно образом ускользнуть от того, кто мнит обладать ими, но ничто не может отнять воображаемых благ у того, кто умеет им радоваться; ими он обладает без опасений, без страха; (;Второй диалог;).

321Г-н Массон, также отметивший это (II, 262), ссылается на брошюру: A. Schinz. Rousseau, a forerunner of pragmatism. Chicago, 1909, — и статью: Irving Babbit. Bergson et Rousseau (trad. J. Scialtiel). — , 7 dec. 1912.

322Письмо дону Дешану (25 июня 1761).

323Эмиль, I, 4,;Исповедание веры…;.

324Там же.

325Письмо к г-ну де Бомону.

326Письмо к Д’Аламберу.

327Письмо к неизвестному (из Бургуена), 15 января 1769 г.

328Письмо к г-ну Пердрио, 28 сентября 1754 г. (Correspondance g?n?rale… II, 134).

329Исповедь, кн. VIII.

330Третье письмо с горы.

331 Masson, II, 259.К вопросу о том, что он называет;пигмалионизмом;Жан- Жака: сам Руссо в;Пигмалионе;вкладывает в уста герою слова:;Боги могучие, боги благодетельные, боги народа, знавшие страсти человеческие! Ах! вы сотворили столько чудес для меньших причин! Воззрите на сей предмет, воззрите на сердце мое и заслужите ваши алтари;.

332Эмиль, I, 4,;Исповедание веры…;.Ср. письмо к Вольтеру от 18 августа 1756 г.:;Величайшая из идей, которые я могу иметь о Провидении — что каждое материальное существо наилучшим возможным образом поставлено в отношение к целому, а каждое существо разумное и чувствительное — наилучшим возможным образом к себе самому; (Correspondance g?n?rale, II, 318).Об отношении к Богу тут речи вовсе нет.

333Письмо к Генриетте (де Можен?), 4 ноября 1764 г. (Masson, II, 228). См. также;Мечтания…;,Прогулка вторая:;Я постепенно приучался питать свое сердце собственным своим существом, искать злачные долины внутри себя;.

334;Эмиль;,;Исповедание веры…;.

335;Мечтания…;,Прогулка пятая. См. также: Masson, II, 230.

336 Masson, II, 120.

337Эмиль,;Исповедание веры…;.

338Письмо к аббату Каронделе от 6 января 1764 г.

339С теми же чувствами;благочестия без веры;будут причащаться и праздновать Пасху ученики савойского викария (Masson, III, 62-63).

340См.: Исповедь, I, 6; Masson, I, 68.

341Исповедь, там же.

342;Истинная непорочность в разврате, — говорил Лютер в 1518 г. (Weim., I, 486), — и чем гнуснее разврат, тем прекраснее непорочность;.;Бессмертная память невинности и наслаждения! — писал Жан-Жак. — Мои сладострастные картины потеряли бы всякую прелесть, не будь в них сладостного оттенка невинности;.

343;Человек по природе добр, как я верю и как имею счастье чувствовать; (Ответ Борду, примечание).

344Исповедь, I, 6.

345;Совесть, — писал Лютер, — не должна иметь ничего общего с законом, с делами и с земным правосудием; (In Galat., I, 172).Только гражданская власть должна заниматься законом и законопослушанием — Моисеем и делами его. 79 (Opp. exeg. lat, XXII, 415). Упражнение в законе и добрых делах относится к;гражданской справедливости;,гражданским добродетелям (ibid., XXIII, 221). Такая неустранимая противоположность;нравственности;и;законности;сыграла впоследствии значительную роль в немецкой мысли.

346Ясно, что мы говорим здесь не о свободе воли — сущностного свойства человека. Мы говорим о свободе в смысле отсутствия принуждения.

347Св. Фома. Sum. contra Gent., IV, 22.

348 Imitatio Christi, III, 5.

349Св. Бернард. De diligendo Deo.

350В частности, я убрал ряд повторов (но, увы, их осталось еще много; что делать с текстами, относящимися к одной теме, но написанными в самое различное время для различных читателей и аудиторий?) Я добавил также подзаголовки в III главе.

351Текст в квадратных скобках является добавлением.

352;В Апологии «De Adventu Messiae praeterito», написанной около 1070 г. обратившимся иудеем из Марокко раввином Самюэлем де Фезом, свидетельство божественного установления усматривается в том факте, что лиризм синагоги унаследован Церковью, которая одна поет новую вселенскую песнь, ожидавшуюся пророками; (H. Cl?rissac. Le Myst?re de l’Eglise).Ср.: Вот Rabory. Le chant chr?tien preuve de la divinit? du christianisme. — , 10 juillet 1912.

353;Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать; (Рим 11: 32);;но Писание

Скачать:TXTPDF

Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать, Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать бесплатно, Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать онлайн