Скачать:TXTPDF
Избранное: величие и нищета метафизики

всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца; (1Фес 2: 15-16). Эти слова — против тех иудеев, которые, будучи надменными и злыми убийцами пророков и Христа, преследовали христиан, чиня им препятствия для проповеди Евангелия своей клеветой, о чем здесь негодует ап. Павел. Он не имеет в виду — и это совершенно очевидно — еврейский народ как таковой, по поводу которого он говорит совсем иначе в Послании к Римлянам. Поскольку;дары и призвание Божие непреложны;,этот народ остается;всегда любимым ради отцов;.См.: Lagrange.?p?tre aux Romains, p. 266.

446Чтобы сыны Израиля не видели больше исчезновения сияния его лица. Символ временного характера Ветхого Завета.

447Ис 59: 20-21; 27: 9.

448 [См. выше прим. 70.]

449Ис 40: 13-14; Иов 41: 2 (heb.).

450Св. Фома Аквинский. In Joan., XVIII, lect. 1. — См. выше, с. 311.

451Организованного моим другом Борисом Миркиным-Гетзевичем, вицепрезидентом Высшей свободной школы, которое было посвящено Французскому университету в изгнании и трудам, выполненным им во время войны с замечательной самоотверженностью.

452Конгресс юристов, 1936.

453См.: Marie Syrkin. German Police Testifies, в , November, 1942.

454 Ibid., p. 27.

455Доклад, опубликованный польским правительством в изгнании , December, 1942).

456 Hitler’s Black Record (документация, собранная в нейтральной стране и затем переданная президенту Рузвельту Американским еврейским конгрессом), р. 4.

457 The Mayor of the Warsaw Ghetto. — , November, 1942.

458 Ibid., p. 5.

459Там же, (доклад, полученный в Тель-Авиве. November 10, 1940) и (сообщение, полученное польской еврейской рабочей партией;Бунд;).

460 , November, 1942, p. 5, 32.

461 Hitler’s Black Record, p. 5.

462 Hitler’s Black Record, p. 6. , p. 5.

463 Hitlers Black Record, p. 6.

464 Ibid.

465 , p. 4, 5.

466 Ibid., November, 1942, p. 30-31.

467 Ibid., p. 33. Hitler’s Black Record, p. 6.

468 , November, 1942, p. 28.

469 , January 23, 1943.

470См. выше, с. 384-386.

471 .См.: Grossraum Ordnung und Grossraum Verwaltung. — , Juin, 1942. Цит. Хаимом Гринбергом в , ноябрь 1942, с. 7.

472Перевод с английского. Сборник (;За справедливость;)включает те тексты об антисемитизме на английском языке, которые во избежание повторов не были переведены для данного сборника: и , 6 октября 1941; , речь на собрании Emergency Rescue Commitee 28 марта 1942; . — , 18 сентября 1942; . — , 25 сентября 1942.

473См. прим. 130.

474 , p. 47.

475Основная тема, избранная Union of American Hebrew Congregation для его 38-й конференции, была;Исцеление человечества;.

476Чтобы письменно изложить текст радиопередачи, я использовал, сократив их, несколько страниц статьи (, Oct. 8, 1941), которая не была включена в этот сборник.

477Радиопередача в Рождество 1943 г., не приведенная в этом сборнике.

478 …ДальшеХристос, распростертый

Над миром греховным

В бездне пространства цвета слоновой

кости… На четыре стороны света

Полыхает яростное пламя

Бедные евреи отовсюду уходят

Некому за них заступиться

Нет на земле для них места

Чтобы отдохнуть, ни единого камня Евреи — вечные скитальцы…

Раиса Маритен.;Шагал;,из;Ночного письма; (Paris, Descl?e De Brouwer, 1939).Пер. А. Анненковой.

479На самом деле именно в силу обманчивых личин истории, слишком похожих на действительность в том, что касается человеческих ошибок, из Христа насильственно сделалисимвол разделения между евреями и христианами. В глубинной реальности Его дела искупления, в самой тайне Его смерти на кресте, в вечном замысле Божьем нет разделения, но есть единение двух народов: Израиля и язычников,;Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду… И, пришед, благовествовал мир вам, дальним [язычникам] и близким [евреям]; (Ап. Павел. Еф 2: 14-17). См. выше, с. 383.

480 ,позже опубликованная Раисой Маритен в ее книге (Paris, Alsatia, 1954).

481Тот, кто не избран для жизни вечной. Иуда был избран вместе с двенадцатью для апостольства. Иисус с самого начала знал, что тот Его предаст.;Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол; (Ин 6: 70, 71-72). Но Он его выбрал, потому что любил, а не потому что Он знал, что Иуда Его предаст и потому, что в Его молитве о деле, на которое Он был призван, Иуда был указан вместе с одиннадцатью другими Отцом.

482О соотношении между вечным божественным позволением и свободой твари, являющейся первопричиной нравственного зла, первичная инициатива небытия которой предопределена в самом установлении вечного Божественного плана, см. книгу Жака Маритена , в особенности с. 93-98. — Прим. французского переводчика.

483 [Здесь речь идет о том, что выше (с. 318) мы назвали кара-состояние в отличие от кары-события. См гл. III, 3, с. 317-319.]

484См. выше, с. 311-312, 374-375 и особенно с. 380-384.

485Этот текст также ранее цитировался в настоящем сборнике; см. выше, с. 383-384.

486В статье ; см. прим. 127.

487 Le Droit et la vraie signification du Racisme, New York, 25 janvier 1943,в , New York, La Maison Fran?aise, 1945, ch. XXV. [См. выше, стр. 395-399. Отрывок со слов:;Направьте в определенную сторону…;и т.д. цитировался в моем письме, здесь я не привел его во избежание повтора.]

488 [По правде сказать, мы касаемся здесь очень важной проблемы. Навыки бесцеремонности и негибкости языка, по причине которых члены одной группы людей используют, даже не замечая этого, необычный словарный запас, в большей или меньшей степени оскорбительный с точки зрения другой группы людей (если эта последняя принимается за столь чуждую, что фактически не имеет реального существования, психологического и морального, для членов первой группы). Эти навыки заслуживают специального исследования и особого внимания ради их исправления. Добавлю, что это замечание относится к евреям, которые слишком часто убеждаются в неприятии христиан, как и для христиан, часто убеждающихся в неприятии евреев.]

489См. выше, гл. XIV.

490См.: John M. Oesterreicher. Pro Perfidis Judaeis. — , March 1947. Высочайшим постановлением Иоанна XXIII, датированным Великой Пятницей 1959 г., эти слова, впрочем, были устранены из литургии.

491См.: св. Фома Аквинский. Comm. in Ер. ad Romanos, с. XI, lect. 2.

492 [Хотя, с другой стороны, был достигнут большой прогресс. Однако христианская лексика в отношении к Израилю остается в основном еще далекой от той, какой ей следует быть. В разговоре о евреях христианину никогда нельзя использовать такие слова, как отвержение и падение, пусть даже во временном смысле, так как предписание самого ап. Павла запрещает нам это.;Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак; (Рим 11: 1). Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак; (Рим 11: 11). Этим я исправляю мою ошибку, так как из- за слишком поспешного редактирования мне случалось (по милости Божьей — редко) позволить себе не заметить одно или другое из этих двух слов в каком-нибудь из текстов, собранных здесь мною (и которые я исправлял для этого сборника).]

493См. выше, с. 308, 331-332, 443.

494Временным и секулярным государство Израиль является и в самом принципе, и на основе права, но на самом деле оно будет таковым, лишь когда ему удастся освободиться от теократического нажима, оказываемого меньшинством, называемым;ортодоксальным;,которое, вместо того, чтобы трудиться в религиозной сфере, вновь открывая вечные ценности, без которых немыслимо никакое духовное служение или миссионерство, упорствует в стремлении навязать в политическом аспекте некую видимость сакрального государства. Такие партии, как Национальная религиозная партия или;Агудат Израэль;,идут против потока истории.

495Пс 137(136): 5-6.

496Речь перед римской знатью 14 января 1964 г.

497 Andr? Chouraqui. Histoire du Juda?sme. Paris, Presses Universitaires de France, 1963, p. 21.

498 Ibid.

499Мы говорим здесь о мудрости в смысле познания, метафизике и теологии. Схоласты различают мудрость более высокую, в смысле сродства или соприродности божественному. Такая мудрость является одним из даров Святого Духа, она не ограничивается процессом познания, а познает с любовью и ради любви. 2 (Alb. Magnus (Jean de Castel). De adhaerendo Deo, cap. IX).

500 3 (св. Фома. In lib. II Metaph., lect. 2; Аристотель. Met., 1. И, с 1, 993 b 21).

501Ср.: Хуан de Санто-Томас. Cursus philos., t. I. Log. IIa P., q. 1; Cursus theol. (Vives, t. VI), q. 62, disp. 16, a. 4.

502Работа художника по преимуществу человеческая и не может быть выполнена домашней скотиной или механизмом. Поэтому человеческая продукция в норме должна быть художественной, т.е. принадлежать рукам определенного мастера; ведь художник не терпит обобществления. С моральной точки зрения, вещи должны быть в общем пользовании, однако, с точки зрения производства, они должны иметь конкретного владельца; в развилку этой антиномии св. Фома ставит общественное противоречие.

Если работа становится нечеловеческой или скотской, из-за того что труд теряет творческий характер и материя подавляет человека, цивилизация неизбежно тяготеет ккоммунизму и к самодовлеющему производству, при котором настоящие человеческие интересы забываются (и которое в конечном счете губит подлинное производство).

503Напротив, благоразумие есть правильное определение необходимых деяний (recta ratio agibilium), a наука — правильное определение познаваемых объектов (recta ratio speculabilium)7.

504Для простоты мы будем говорить здесь лишь о тех габитусах, которые совершенствуют субъект, однако же есть и такие задатки (например, пороки), которые предрасполагают его к злу. — Латинское слово габитус не столь выразительно, как греческое????,но постоянно употреблять этот последний термин было бы уж слишком большим педантством. Поэтому, за отсутствием французского эквивалента, мы оставляем повсюду латинское слово и надеемся, что эта неуклюжесть нам простится.

505Такие габитусы, совершенствующие не способности, а самую сущность, именуются сущностными.

506В данном случае

Скачать:TXTPDF

Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать, Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать бесплатно, Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать онлайн