Скачать:TXTPDF
Избранное: величие и нищета метафизики

граждан.

10Как часть (лат.).

11Самостоятельным и самодеятельным (лат.).

12Гал 2: 19-20.

13По-немецки, как и по-французски, слово;разум;женского рода.

14Все умозрительные науки суть не истинные… науки, а заблуждения (лат.).

15Иоганн Таулер (ок. 1300-1361) — богослов-мистик, последователь Мейстера Экхарда.

16Лк 22: 27.

17Очевидно, имеется в виду Уильям Джемс.

18Винцент Лютославский (1863-1954) — один из поздних представителей польского мессианизма.

19Каетан (Томмазо де Вио из Каеты, 1469-1534) — богослов, один из авторитетнейших комментаторов Фомы Аквинского.

20Антуан Леонар Тома (1732-1785) — литератор, член Французской академии.

21Туренъ — французская провинция, где родился Декарт.

22Пути послушания (лат.).

23В предварении (лат.).

24Разрешения в материи (лат.).

25Сияние предмета (лат.).

26В осуществляемом акте (лат.).

27Умопостигаемая форма, в соответствии с которой творит Зиждитель (лат.).

28Спор древних и новых — полемика рубежа XVII и XVIII в., во многом определившая направление развития французской литературы. Буало и Расин в ее ходе отстаивали необходимость опираться на образцы классической древности, а упоминаемые ниже поэт и критик Шарль Перро (1628-1703), поэт Антуан Удар де Ла Мот (1672-1731), литератор Бернар Ле Бовье деФон-тенель (1657-1757) и др. утверждали безусловное превосходство новой словесности как более развитой.

29Луи Ружье (1889-1982) — философ, последователь логиков Венского кружка), историк. Здесь речь идет о его работе;Схоластика и томизм; (1925).

30Вечной философии (лат.).

31Гюстав Лансон (1857-1954) — ведущий литературовед-позитивист конца XIX в.

32Фердинан Брюнетьер (1849-1906) — теоретик литературы, католический мыслитель.

33Суждение о таких мужах подобает произносить скромно и осмотрительно (лат.).;Гуроны;и;топинамбуры; -презрительные клички, которые Буало давал своим противникам.

34Тереза — гражданская жена Руссо.

35;Доброй маменькой;Руссо называл г-жу де Варане, хозяйку имения, где он жил в ранней молодости. Ле Шармет — ее поместье.

36;По рассуждению человеческому; (Рим 6: 19).

37Оливье де Корансе (ум. 1810) — издатель;Парижского дневника;Руссо.

38Возможно, имеется в виду Бенуа Лабр (см. ниже в тексте).

39Бомье — публицист и стихотворец конца XVIII в.; биографических сведений о нем не имеется.

40Амадис Гальский — герой одноименного рыцарского романа, опубликованного в 1508 г.

4lМигель де Молимое (1628-1696) — испанский теолог, родоначальник квиетизма; Жанна Мари Бувье де Ла Мот-Гюйон (1648-1717) — одна из известнейших писательниц этого религиозного направления.

42;Не успокоится сердце наше,;пока не найдет Тебя;; (бл. Августин).

43Когда был среди людей, менее был человеком (лат.).

44Правительство для совершенных, следовательно, совершенное правительство (лат.).

45 1789г.

46Леман — другое название Женевского озера.

47Романдия — франкоязычные кантоны Швейцарии.

48Менций — латинизированная форма имени Мэн-цзы (IV в. до Р. X.), авторитетнейшего, наряду с самим Конфуцием, учителя конфуцианства.

49Будучи сынами Воскресения… равны ангелам небесным (Лк 20: 36).

50Бенуа Жозеф Лабр (1748-1783) — подвижник римской церкви, прославившийся крайним нестяжанием.

51;Аз рех: Бози есте; (Пс 81: 9).

52Снятие запретов (лат.).

53В плане влечения (лат.).

54;Сила… в немощи совершается; (2Кор 12: 9).

55Имеется в виду исповедание согласия с энцикликой (1907), осуждавшей модернизм.

56Врачующая благодать (лат.).

57;;Аз еемь лоза истинная, и;Отец Мой делатель есть; (Ин 15: 1).

58Любовь моя — бремя мое (лат.).

59Рим 8: 15.

60 2Кор З: 17;Гал5: 18.

61Иоганнес Кохлеус (1479-1552) — католический богослов, автор многочис-леных сочинений против Лютера.

62Га! Это не я, не я! (лат.).

63Сей Цербер, безудержно лающий, и Антей, на земле оставшийся неодо-ленным (лат.).

64Нем. Turmerlebnis.

65Нет Филлиды сисястей нашей монашки (лат.).

66Сии дурные помышления томили меня более нескончаемых моих трудов. Сколько раз я обнимал и щупал свою обнаженную жену, чтобы сим ощущением прогнать таковые сатанинские помышления (лат.).

67Уверен можешь быть через вероятное предположение и через то доверие, которое возникает из чистой совести (лат.).

68Не оставляет нас Бог в полном неведении о благодати, ибо дает нам знать ее через аффективное познание в опыте и в ощущении Божией сладости, сущей в благодати (лат.).

69Приемлемо суждение, что опытным знанием можем знать о пребывании в нас благодати (лат.).

70Если же убивать всякого человека, пребывающего в достоинстве, само по себе есть зло, то, напротив, убивать человека согрешившего бывает благом, как и убить зверя, ибо злой человек злее зверя и более вредит, как Философ говорит в I книге;Политики;,глава 2, и в VII книге;Этики;,глава 6 (лат.).

71Общее благо гражданства и единичное благо единой личности различаются не как многое и малое, но соответственно формальному различию. Ибо различны понятия Блага общего и Блага единичного, как различны понятия целого и части. Так же и Философ в книге I;Политики;пишет, что нехорошо говорят те, кто утверждает, будто бы город и дом и прочее подобное различаются лишь по количеству, а не по виду (лат.).

72Поскольку же цель благой жизни, которой живем в настоящем, — небесное блаженство, по этой причине к царской должности принадлежит обеспечивать множеству благую жизнь, что совпадает с путем к небесному блаженству, и, конечно, предписывать то, что ведет к небесному блаженству, противное же тому, елико возможно, запрещать. А что именно находится на истинном пути блаженства и каковы на нем помехи, познается из Закона Божия, научение которому принадлежит к священному служению (лат.).

73Так и греши, грешник, крепко, но крепче того веруй и радуйся о Христе, Который есть Победитель греха, смерти и мира. Должно нам грешить, поскольку мы таковы; эта жизнь- не юдоль праведности, но узрим, как вещал Петр, новое небо и новую землю, в них же правда живет. Довольно нам признать богатством славы Божией Агнца, понесшего грех мира; тогда он не отринет нас во грехе, хотя бы тысячи и тысячи раз на дню мы блудили и убивали. Или думаешь, столь малым было возмещение и искупление наших грехов, чтосвершилось в такой-то или такой-то год? (лат.).

74Ее [математическую науку];следует черпать не из книг, но из собственного упражнения и искусства… Но не все люди к ней способны: к тому требуется математический дар, который следует шлифовать упражнением (лат.).

75Запечатленной формы (лат.).

76Ибо каждая из них есть вещь только мыслящая (лат.).

77;Подобно тому, как актеры, дабы скрыть стыд на лице своем, надевают маску, так и я, собирающийся взойти на сцену в театре мира сего, в коем был до сих пор лишь зрителем,предстаю в маске; (пер. Я.А. Ляткера).

78 1января 1619 г. (лат.).

79Употребление же законов и добрых дел должно быть иным, а относится оно до дисциплины плоти и гражданских нравов (лат.).

Тайна Израиля

Перевод выполнен H.В. Занемонец по изданию: J. Maritain. Le Myst?re d’Isra?l et autres essais. Paris, Descl?e De Brouwer, 1965.

1Да не будет! {лат.).

2Разводное письмо (лат.).

3Предательство иудеев (лат.).

4Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства (лат.).

5Глупости (лат.).

6Мистическое тело (лат.).

7Без сучка, без задоринки (лат.).

8Соглашения (лат.).

9 J.О. С. — Jeunesse ouvri?re chr?tienne,;Христианская рабочая молодежь; -организация, созданная в 1927 г.

10Неужели Бог отверг народ Свой? Никак (лат.).

11Присущего человеку милосердия (лат.).

12Перевод А. Анненковой.

13См. выше прим. 3.

14См. выше прим. 4.

15Не обращение, но полнота (лат.).

16Прииди, Господи Иисусе (лат.).

Искусство и схоластика

Это исследование, посвященное томистской эстетике, было написано в 1918-гг. и впервые опубликовано в журнале , сент.-окт. 1919 г. В г. работа вышла отдельной книгой. Перевод основного текста и примечаний автора 1 — 136 выполнен Н.С. Мавлевич по 4-му изданию: J. Maritain. Art et scolastique. Paris, Descl?e De Brouwer, 1965.Примечания 137-150, 152-179 переведены В.П. Гайдамака. Примечания переводчика написаны Н.С. Мавлевич (№ 8, 34, 63, 64, 79, 86, 87, 102, ПО) и В.П. Гайдамака.

1Моей дорогой Гертруде-Раисе. Половина моей души, она исполнила половину труда (лат.).

Имя Гертруда носят несколько католических святых. Вероятно, Маритен имеет в виду Гертруду Хельфтскую (Гертруду Великую) (1256 — 1302 или 1303), монахиню ордена цистерцианцев, известную своими мистическими сочинениями.

2Созерцание философов осуществляется благодаря совершенству созерцающего и потому остается в уме; таким образом, цель их при этом — познание, достигаемое умом. Созерцание же святых — созерцание истинно верных — осуществляется благодаря любви к самому созерцаемому Богу; поэтому, сообразно своей конечной цели, оно не остается в уме в виде познания, а переходит в чувствование в виде любви (лат.).

3Цель практического знания — дело, ибо даже когда;практики;,т. е. люди деятельные, стремятся познать истину, как она пребывает в некоторых вещах, они, однако же, исследуют ее не в качестве конечной цели. Ведь они рассматриваютистину не саму по себе и не ради нее самой, а сообразно с целью действия, или применительно к чему-то частному и определенному и к какому-то определенному времени (лат.).

4Наслаждению истиной (лат.).

5Разумного животного (лат.).

6Правильное суждение о том, что надлежит создать (лат.).

7Букв.: правильное суждение о том, что надлежит совершить; правильное суждение об исследуемом (лат.).

8Жан Гаспар Феликс Лаше Равессон-Молъен (Ravaisson-Mollien) (18?? 900) -французский философ, автор сочинений (;Опыт о метафизике Аристотеля;,в 2-х т., 1837-1846) и (;О привычке;, 1838).

9Набухшие сосцы души (лат.).

10Творческое расположение относительно блага, расположение творить благо (лат.).

11Ведь практический ум, собственно, полагает мерило и правило тому, что надлежит сделать. И, таким образом, истина его касается не бытия, а долженствующего быть согласно правилу и мерилу дела, в коем он нас направляет (лат.).

12Данте Алигъери. Божественная комедия, Рай, XIII, 78.

13Хорошо жить на протяжении всей жизни (лат.).

14Искусство правильно

Скачать:TXTPDF

Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать, Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать бесплатно, Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать онлайн