Скачать:TXTPDF
Избранное: величие и нищета метафизики

практическом отношении того, что касается мира и мировой истории. Но с точки зрения христианина, это сближение видится как первый исторический этап в направлении к конечному примирению, которое, по словам Корнелиуса а Лапида, великого толкователя ап. Павла, не должно называться обращением Израиля, но его полнотой, — как полнотой Израиля, так и полнотой Церкви, которая описана ап. Павлом как невыразимое богатство и оживотворение мира, чудесное обновление веры и Воскресение.

Лишь тогда, я полагаю, когда Синагога и Церковь примирятся и когда, с другой стороны, человеческий труд будет если не совершенным, то, по крайней мере, отвечающим на основные запросы души освобожденных от рабства людей; только тогда можно будет говорить об исцелении человечества475 — настолько полном, насколько это возможно на земле — перед тем абсолютным исцелением нашей расы, которое произойдет при последнем откровении и вечной славе Царствия Божия.

XII Страдания Израиля (1944)

Радиопередача из Нью-Йорка 5 января 1944 г. Напечатано в

(New York, La Maison Fran?aise, 1945; Paris, Hartmann, 1945)476

В прошлый раз477 я напомнил, что мы, христиане из язычников, были привиты, по словам ап. Павла, к маслине Израиля и были призваны войти, как говорит Церковь, в славу Израиля.

В эти годы, когда повсюду в Европе меч гнусных убийц обрушился на еврейский народ, ставший жертвой как садистской жестокости палачей, так и бесчестной политики, в Рождество мы приглашаем задуматься о тайне Израиля. Тайна Израиля, о которой ап. Павел говорил в таких возвышенных словах, что их помнит каждый христианин, сейчас представляется в трагическом свете. Это страдания Израиля, которые происходят на наших глазах.

Когда дочери Иерусалима плакали при виде Иисуса, вознесенного на крест, Он сказал им:;Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших… Если так обращаются с зеленым деревом, что сделают с деревом сухим?;

Сегодня один свидетель массовых убийств в Харькове в 1941 г. рассказывал, что в лагере, куда, перед тем, как убить, немцы поместили евреев, одна еврейская женщина, у которой в Рождественскую ночь начались родовые схватки, кричала Господу:;Сделай так, чтобы я родила мертвого ребенка и его не убили люди;.

Паскаль сказал, что Иисус Христос пребывает в агонии до скончания мира. Христос страдает в каждом невинно преследуемом, это Его агония в криках множества людей, униженных и истязаемых. Все это Он принял на Себя, и нет такой раны, которую бы Христос не почувствовал и в которой не было бы капли и Его крови, в каждом шаге на этом страшном пути — след Его сострадания.

Иисус Христос страдает в страдании Израиля. Тот, кто преследует дом Израилев, преследует и Христа, но не в Его мистическом теле, как в случае преследований Церкви, ав Его плотском корне, в Его забывчивом народе, который Христос не переставал любить и призывать. В страданиях Израиля Христос страдает и действует как Пастырь Сиона и Мессия Израиля, страдает для того, чтобы постепенно Его народ обратился к Нему.

Мир дает нам понять, что чудовищными расистскими преследованиями сам Израиль вовлечен на путь Голгофы, потому что он активен и стимулирует земную историю и потомучто торговцы рабами не прощают ему требований, которые он и его Христос положили в основу временной жизни мира: они всегда будут говорить;не/и;тирании и торжествующему беззаконию.

Вопреки своей воле Израиль поднимается к Голгофе, бок о бок с христианами, и эти, такие разные, попутчики иногда удивляются, оказавшись вместе: как на замечательнойкартине Шагала, где ничего не понимающие несчастные евреи увлечены великим ураганом распятия:;ДальшеХристос, распростертый над миром греховным;478.

Центральным фактом, имеющим несомненно важнейшее значение с точки зрения философии истории и достоинства человеческого рода, является то, что отныне страдания Израиля все более и более отчетливо принимают вид крестных страданий.

Евреи и христиане преследуются вместе и одними и теми же врагами: христиане — за то, что они верны Христу, а евреи — за то, что они Христа дали миру. Как стало возможно,что столько христиан закрывают глаза на сверхъестественное значение драмы, которую лишь они одни и могли бы расшифровать? Зачем молчанием в мире прибавлять жестокости зверствам палачей? Эта проблема касается не только тех, кто непосредственно вовлечен в эти события; есть и другие бесчисленные жертвы, да, но евреи — первые и единственные, кого хотят стереть с лица земли как расу и как народ. Это не только проблема справедливости и естественного права, требующего, чтобы истина возвещаласьна кровлях. К этому причастен Сам Бог, это Его унижают, бьют, оскорбляют, оплевывают во время антисемитских преследований. Отныне Христос больше не разъединяет, но соединяет евреев и христиан479.

5января 1944 г.

XIII ;Время пришло! Пробудись! Veni, Domine Jesu Christe!;

(1944)

Радиопередача из Нью-Йорка, 12 января 1944 г. Опубликовано в (New York, La Maison Fran?aise, 1945; Paris, Hartmann, 1945)

Сегодня в продолжение наших размышлений о страдании, перенесенном Тем, Кто родился в Вифлееме как наша крепость, наше утешение, наш Бог, я хотел бы ограничиться чтением отрывка из неизданной поэмы480, автор которой предоставил ее мне; это поэма или, скорее, молитва, написанная

В память тех

кого ад истребил

кого Гитлер убил

кого мир наш обрек умирать

но страдая во мраке душа

Богу принадлежит,

и — с Ним — будет вечно жива.

Авраама, Исаака и Иакова

Бог наш благостный, любящий, истинный

отыщи для нас слово разумное

приоткрой нам божественный замысел

бесконечных страданий земных.

Разум немощен человеческий

вдалеке от луча,

Света Истины

Но позволь же сказать мне в безумии,

охватившем меня

В эти дни, адским злом

наводненные

когда сети тоска расставляет

Не спастись никому без желания Твоего

сократить окаянные

дни владычества мира сего.

Свято верим, что все от Тебя —

благо

И Ты управляешь вселенной

мудростью высшей

Но мы нашу веру несем

в сумраке крови

за то, что жестокость и злоба

землю покрыли

своим неуемным потоком

за то, что жалости нет…

За это, наш Бог,

Ты покинул нас

Истины Ангел молчит,

Отражая Твое безразличъе,

Нас предоставив себе.

Крик отчаянья;Отче! Спаси!;

Возвращаешь Ты нам,

как стрелу,

не сумевшую цели достичь.

Погружаемся в темную ночь

словно мы потеряли

Отца

сущего на небесех

Словно море раскинулось меж —

Тобою и нами

И Ты не желаешь его перейти.

Мудрость высшая скрылась от нас

Мы утратили след

Жизни радости и благодать

ускользнули от нас

Свежесть всякой травинки исчезла,

исчезла сырая земля

заливные удачи луга.

Время пришло! Пробудись!

Veni, Domine Jesu Christe!

Ты, кто сердце, как наше,

обрел,

Чтобы нас от страданий

спасти Дай нам света и

мира слова

Дай нам радостный дар понимать

через мудрость Твою,

Говорить силой разума той

Утешать милосердием тем,

что возможны с Тобой лишь одним.

Преступления останови

Помяни невиновного и

Пожалей Твой народ

Всех униженных и угнетенных

и евреев, гонимых от века.

Дай апостолов, что уврачуют

наше горе

любви Твоей силой

нежностью Духа Святого

Как когда-то Ты благость явил

в псалмопевцах

и дал вдохновенье

и прозренье пророкам Своим

ради нашего, Боже, спасенья12.

12января 1944 г.

XIV Христианское учение о Распятии (1944)

Письмо (на английском) Хаиму Гринбергу в журнале , август 1944 г. Далее опубликовано в (New York, Lа Maison Fran?aise, 1945)и затем в (Paris, Tuf, 1947)

Сердечно благодарю Вас за Ваше трогательное;Письмо христианскому священнику;.Я не только прочел его с чрезвычайным интересом, но и восхищен тем, как Вы выразили христианскую точку зрения на тайну распятия Христа народом Божьим. Я не могу не думать о том, что сам по себе факт, что еврейский ученый, усвоивший наиболее ясные и глубокие знания своей традиции, смог выйти, с христианской точки зрения,;за пределы;такого понимания, является бесценным знаком родства, существующего между христианским и еврейским духом. Во всяком случае, для христианина осознание значения своего собственного кредо, приговора и смерти Христа являет собой божественную тайну, которая суть самое необычайное вторжение тайных замыслов Божьих в ход человеческой истории, тайна, которая раскрывается лишь в свете сверхъестественной веры, и Вы совершенно правы, утверждая, что;до тех пор, пока Ваши ученики будут рассматривать эту проблему в плане линчевания или судебной фальсификации, она останется на нижайшем неметафизическом уровне, не имеющем ничего общего с христианством;.

Именно потому, что я полностью согласен с Вами по существу вопроса, я думаю, Вы позволите мне сделать несколько замечаний, и прежде всего критических: выражение трагическая вина (tragic guilt) не может не быть приблизительным и неполным, так как оно сродни главной концепции фатализма. Но с христианской точки зрения (как и прежде — с точки зрения Ветхого Завета), ошибка — не фатальна. Она включена в нерушимый план вечной мудрости, однако человеческая свобода остается, по воле Божией, реальной, и она свободна творить добро, которое Бог извечно решил предопределить, или зло, которое Бог извечно решил позволить. (В том же самом порядке идей Христос не выбрал Иуду в качестве того, кто Его предаст. Он знал тех, кого Он избрал (в греческом языке используется множественное число — Ин 13: 18:;Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал;.Иуда не был из тех, он был известен как тот, кто не избран481.) Ни в чем

Скачать:TXTPDF

Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать, Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать бесплатно, Избранное: величие и нищета метафизики Маритен читать онлайн