верой (лат.).
(обратно)
[XLVI]
Формальное отношение «который» (лат.).
(обратно)
[XLVII]
Формальное отношение «под которым» (лат.).
(обратно)
[XLVIII]
О едином Боге (лат.).
(обратно)
[XLIX]
Кайетан, он же Якоб Кайетанус (Jacob Cajetanus) — псевдоним Томмазо Дс Вио (Tommaso De Vio, 1469–1534), итальянского богослова, философа, одного из видных деятелей Римско-католической церкви. Из его работ наиболее известны комментарии к произведениям Аристотеля и Фомы Аквинского, последние считаются особенно авторитетными.
Иоанн св. Фомы (здесь: Jean de Saint-Thomas, 1589–1644) — испанский богослов, один из виднейших философов-томистов. Имя, принятое им в монашестве и приведенное Ж. Маритемом во франц. версии, более известно в исп. (Juan de Santo Tomas) или в португ. (Joao de Santo Tomas) варианте, был духовником короля Испании Филиппа IV (1643–1644), горячий поклонник св. Фомы Аквинского, которому подражал в образе жизни.
(обратно)
[L]
«Заметим, что в науке имеются две точки зрения, с которых может быть познан объект: это либо рассмотрение объекта как вещи, либо рассмотрение объекта как объекта, или еще — либо в аспекте «который» (quae), либо в аспекте «под которым» (sub qua).
Формальное рассмотрение в аспекте «объект как вещь» — это рассмотрение того реального объекта, действие которого является предшествующим и свойства которого передаются другим объектам, подчиненным им, и служат там прежде всего средствами доказательства, как сущность в метафизике, количество в математике и движение в естествознании.
Формальное рассмотрение в аспекте «объект как объект», или (sub qua), — это выделение тем или иным способом нематериальных свойств и отнесение их, там, где речь не идет о материи вообще, — к метафизике, там где речь идет о мыслимой материи, — к математике, там, где речь идет об ощутимой материи, к естествознанию…» (лат.).
(обратно)
[LI]
Став на точку зрения ratio formalis sub qua, можно заметить, что объекты познания подразделяются на «познаваемые в свете метафизики, — это средство, освещенное отсутствием всякого следа материи; в свете математики, — это средство, освещенное чувственной нематериальностью, но оттенено мыслимой материей; в свете физики, это средство оттенено ощутимой материей, освещено же выделением индивидуальных материальных условий; и в свете божественном, — средство излучает божественный свет. Здесь утверждается то, что познается богословием. Единство и специфические различия наук находятся в зависимости от единства и специфических отличий от формального аспекта рассмотрения объектов как объектов, под которым познается реальность… Соображение, по которому богословие признано наукой, может быть приписано единству формальных аспектов sub qua или «объект как объект», а именно божественного света откровения. Bce, о чем здесь сказано, рассматривается богословием, поскольку речь идет о божественных вещах, постигаемых через откровение.
… Божеству соответствует только формальное направление рассмотрения, адекватное его объектам, это — рассмотрение объектов как объектов, и это божественный свет. Но такой формальный аспект будем не специфическим, а родовым, он разделяется под всепроницающим божественным светом на открывающий божественный свет, рассматриваемый отдельно от очевидности и неочевидности, и неочевидный божественный свет. Первый из них — это аспект sub qua богословия блаженных; второй — нашего богословия, а третий — веры. Таким образом, в силу единственного формального аспекта рассмотрения объекта как веши мы имеем специфическое отличие формального аспекта рассмотрения объекта как объекта (данного), а следовательно, и специфического отличия его habitus (лат.).
(обратно)
[LII]
Бог под знаком своей собственной значимости (лат.).
(обратно)
[LIII]
Субъектом нравственной философии является целенаправленная человеческая деятельность (лат.).
(обратно)
[LIV]
Благодаря материи (лат.).
(обратно)
[LV]
Наука первая провела различие между бесконечным и конечным; причем конечная наука проводит разделение между спекулятивным и практическим (лат.).
(обратно)
[LVI]
Свет божественного откровения (наряду с богословием) как направление или способ познания объекта, «под которым» открылся предмет, доступный знающему, так создается единство пауки… Свет священного учения помогает выработке единственной общей точки зрения, пригодной как для умозрительного, так и для практического применения: разумеется, настолько, насколько простирается божественное откровение… потому что эта наука имеет сходство с познанием Бога, который есть сам наука, познающая себя и свои труды (лат.).
(обратно)
[LVII]
Способный двигаться, действовать (лат.).
(обратно)
[LVIII]
С мощью света — расширение знания (лат.).
(обратно)
[LIX]
Направлять — дело мудрых (лат.).
(обратно)
[LX]
Отпечаток божественного знания, оно одно и совсем простое (лат.).
(обратно)
[LXI]
Все, к чему прикоснулось св. учение под разумом Божиим… Иначе говоря, все, что определяется св. учением, понимается под Богом; не как часть или разряд, или случай, а как направление некоторым образом к себе. Св. учение рассматривает не Бога и его творение равным образом, но прежде всего Бога, а потом творение, как вторичное по отношению к Богу, как к началу или как к концу. Откуда единству науки нет препятствий (лат.).
(обратно)
[LXII]
Соответственно себе самим (лат.).
(обратно)
[LXIII]
Рассматривает только как направленные к Богу (лат.).
(обратно)
[LXIV]
Под разумом Бога (лат.).
(обратно)
[LXV]
Изменяя то, что изменяется (лат.).
(обратно)
[LXVI]
Поскольку человек знает Бога по его творениям, то кажется, что он имеет большее отношение к знанию того, что с ним связано формально, чем к мудрости, с которой это связано материально. И когда, напротив, мы судим о творениях по делам Божиим, то мы скорее приходим к мудрости, чем к знанию (лат.).
(обратно)
[LXVII]
В состоянии, соответствующем званию подлинно практической науки; в ранге истинно практической науки (лат.).
(обратно)
[LXVIII]
Речь идет о «Сумме теологии» Фомы Аквинского.
(обратно)
[LXIX]
Выводы подчиняющей науки делаются очевидными на основании и в рамках ее принципов непосредственно, без каких бы то ни было посредников, имеющих иной habitus; выводы подчиненной науки очевидными делаются на основе принципов опосредованно, или при посредстве habitus подчиняющей науки. В этом содержится существенное и естественное (per se) различие между подчиняющей и подчиненной наукой. Другие последствия возникают, когда наука становится подчиненной не полностью, не в чистом виде. Например, одна наука представляет собой «факт, который» (quia), а другая «основание, почему» (propier quid); или — объект одной науки придает внешнее и случайное отличие объекту другой науки. Это, действительно, будет условием подчиненности по объекту; тa явится истинным условием подчиненности по первопричинам, определяемым ее предметом.
По своей природе habitus первых принципов подчиненной науки — это научный habitus подчиняющей науки. Подчиняющая и подчиненная науки не обязательно различаются с точки зрения предмета или объекта, но скорее по условиям их света. Так происходит потому, что свет подчиняющей науки непосредственно связан с самоочевидными принципами, тогда как свет подчиненной связан с ней опосредованно, через habitus другого вида (лат.).
(обратно)
[LXX]
«Средние» пауки (лат.).
(обратно)
[LXXI]
Благодаря материи (лат.).
(обратно)
[LXXII]
Ле Пле (Le Play) Фредерик Пьер Гийом (1806–1882) франц. социолог, экономист и горный инженер. В историю социологии вошел своими эмпирическими исследованиями. В трактовке социального развития сочетал идеи технологического и географического детерминизма с идеями ведущей роли религиозного и нравственного авторитета, Его мысли ценил и пропагандировал известный в России церковный и политический деятель К.П.Победоносцев.
(обратно)
[LXXIII]
От первопричины (лат.)
(обратно)
[LXXIV]
По причинам, ввытеающим из собственных обстоятельств (лат.)
(обратно)
[LXXV]
«О правлении государей» (лат.) Название трактата Фомы Аквинского, отражающего его взгляды на государственную власть, в которых соединяются восходящие к Аристотелю представления о человеке как об общественном существе, об общем благе как цели государства и т. д. с католическими догматами о верховном авторитете Папы римского.