энциклике «Aeterni Patris» изучать доктрину св. Фомы в самом живом источнике — его произведениях, ex ipsis ejus fontibus, советовал нам также утолять жажду из чистых и светлых вод этого источника, rivi integri et illumes, и обходить другие потоки, в которые добавлено много чуждых и нецелебных вод, rivi qui exinde fluxisse dicuntur, re autem alienis et поп salubribus aquis creverunt.
Но при всех личных дарованиях и всевозможной человеческой помощи со стороны традиции, комментаторов и толкователей мы ничего не выигрываем, если даже то, что является объектом и целью разума, пределом его естественной склонности, не является также объектом и пределом нашей добровольной склонности, желания, которое целиком влечет нас к нашему благу; мы ничего не выиграем, если мы не будем любить истину от всего сердца, если не попытаемся любить ее так, как любил ее он сам, этот великий Доктор, спокойные глаза которого источали слезы — так тяжело было у него на душе в ожидании видения.
Если мы любим истину всей душой, если мы понимаем, что мир изнемогает от жажды, если мы готовы отдать все ради утоления этой жажды, если мы любим истину в Церкви, если мы понимаем значение слов Бенедикта XV, повторенных Пием XI: «Церковь провозгласила, что учение св. Фомы есть ее собственное учение», тогда нас не слишком задержат трудности обучения, и мы сможем надеяться приобщиться к свету св. Фомы, действительно понять — intellectu conspicere[[XXXVI] — Постижение разумом (лат.).] — вещи, которым он учил, и принять участие, по мере наших — столь слабых — сил в этой всеобщей работе по возрождению в истине, которую совершал Учитель истории.
ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
[1] Pie XI. Encicl. «Studiorum ducem».
[2] Согласно справедливому замечанию П. Петито, можно сказать, что св. Фома Аквинский, который велел читать ему ежедневно доклады Кассиана, всегда глубоко вникал в суть бенедиктинской духовности, столь мало рефлективной, столь мало занимавшейся «психологией».
[3] Ср.: Garrigou-Lagrange R. La premiere donnee de 1’intelligence // Melanges thomistes, 1923.
КОММЕНТАРИИ ПЕРЕВОДЧИКА
Перевод выполнен с издания: Maritain J. Saint Thomas, apotre des temps modernes // Maritain J. Oeuvres (1912–1929). — [Paris]: Desclee De Brouwer, 1975. P. 197–225.
[1]Первейшая истина — Иисус Христос, который говорил о себе: «Я есмь путь и истина и жизнь (Ин, 14, 6; см. также Ин, I, 17).
[2] «Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф 6 13).
[3] Автаркия, автономия (греч.).
[4] Истина сделает вас свободными (Ин, 8, 32).
[5] Слово мудрости (лат.).
[6] Ангельский доктор (Doctor angelicus) — звание, посмертно присвоенное Фоме Аквинскому Католической церковью.
[7] Святой Людовик — король Франции (1226 1270) Людовик IX Святой.
[8] Немой Бык, Сицилийский Бык — прозвища св. Фомы Аквинского, полученные им в годы обучения в Парижском университете за высокий рост, неповоротливость, полноту и редкое участие в дискуссиях.
[9] Монастырь Монте-Кассино — главный монастырь ордена бенедиктинцев. Расположен на середине пути из Рима в Неаполь на месте святилища Аполлона. Основан в 529 г, св. Бенедиктом. Объявлен национальным памятником.
[10] Орден бенедиктинцев был основан в начале VI в. св. Бенедиктом Иурсийским. В соответствии с Уставом ордена было предусмотрено постоянное пребывание его члена в монастыре, повиновение выборному аббату и общность имущества. Среди занятий видное место отводилось литературным трудам.
[11] Доминиканцы — члены нищенствующего монашеского ордена, основанного в, 1215 г. св. Домиником де Гусманом (Испания). Главной целью ордена считалась борьба против распространения еретических учений. Поэтому члены ордена готовились к полемическим дискуссиям, для чего требовалась большая теологическая подготовка. В результате члены ордена буквально заполонили все богословские кафедры в университетах, а затем подчинили своему влиянию и всю систему образования в Западной Европе. В 1233 г. инквизиция была фактически передана доминиканцам. Широко развернулась и миссионерская деятельность ордена, которая затем стала его многовековой традицией.
[12] Облат- человек, живущий в монастыре и предоставивший ему свое имущество (франц.).
[13] Графиня Теодора Ландольф — мать Фомы Аквинского.
[14] Тяжело слышать такие речи (лаг.).
[15] На пути открытий (лат.).
[16] На пути рассуждений (лат.).
[17]Орем, Никола (Oresme, Nicolas, 1323–1382) — франц. ученый. Разрабатывал теорию отношений, ввел дробные показатели степени. С его именем связывают первые попытки построения системы прямолинейных координат, введение понятия ускорения и средней скорости. Автор трудов по астрономии.
Леонардо да Винчи (1452–1519) — итальянский живописец, ученый и инженер. Ему принадлежат многочисленные открытия в области математики, естествознания, механики; отстаивал мнение о решающем значении опыта в познании природы.
Галилей, Галилее (1564–1642) — итальянский ученый, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания. Заложил основы современной механики. В области астрономии активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции, вынудившему его отречься от учения Коперника (в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда ошибочным и реабилитировал Галилея). Боролся против схоластики, считал основой познания опыт.
[18] В Евангелии от Матфея Иисус на вопрос одного из фарисеев — «какая наибольшая заповедь в законе?» — отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всем разумением твоим» — сия же есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22, 35–40; аналог.: Мк 12, 28; Лк 10, 27)
[19] Гульельмо ди Токко (Guglielmo di Тоссо, род. около 1238 — ум. между 1323 и 1325 гг.) — монах-доминиканец, быв. ученик Фомы Аквинского, генеральный инквизитор Неаполя (с 1309 г.), собирал документы о жизни св. Фомы в связи с его предстоящей канонизацией, автор первой биографии Фомы Аквинского.
[20] О борьбе Фомы Аквинского со сторонниками св. Августина см.: Честертон Г. Вечный человек. М. 1991.
[21] Красноречивый, необузданнейший, исключительный, почтенный зачинатель (лат.).
[22] Мудрость снаружи вещает, на улицах голос подает (лат.).
[23] Прекрасный риск (греч.).
[24] Регинальд (Реджинальд да Пиперно) — монах, друг, секретарь и врач Фомы Аквинского, завершивший работу над его основным трудом «Сумма теологии».
[25] «Руководство к научным занятиям» (лат.).
[26] Имеется в виду орден францисканцев. Орденом меньших братьев (миноритов) его назвал основатель этого нищенствующего монашеского ордена католиков св. Франциск Ассизский. Под этим названием в 1223 г. орден был утвержден папой римским.
[27] Если не стать как маленькие дети (лат.).
[28] Природная (от Бога прирожденная) (лат.).
[29] См. молитву царя Соломона к Богу (3 Цар 3, 7–8).
[30] И которая учит постижению умом (лат.).
[31] Я вас назвал друзьями (лат.).
[32] В 1274 г. папа Григорий X созвал в Лионе вселенский собор, в котором приняли участие около 500 епископов не только западной, но и восточной ветвей христианской церкви, так как в замысел папы входила попытка воссоединить восточное и западное христианство. Для участия в этом соборе Григорий X пригласил и Фому Аквинского. Тот согласился и отправился в Лион, но по дороге внезапно заболел и скончался в бенедиктинском монастыре в Фоссануове 7 марта 1274 г… Спустя шесть веков в 1879 г. папа Лев XIII издал энциклику «Aeterni Patris» («Отцу вечному»), в которой обратился к памяти и авторитету св. Фомы и признал его философскую систему «единственно истинной философией» католицизма.
[33] Католический праздник Пресвятою Тела и Крови Христа отмечается 3 июня.
[34] Петр Ломбардский (Petrus Lombardus)(ок. 1100–1160) — итал. схоласт, епископ (с 1159 г.). В четырех «Книгах сентенций» (Sententiarum libri IV) суммировал изречения теологических авторитетов, положив начало понятию и жанру «суммы». Эта литературная форма была воспринята и развита последующими теологами и философами.
[35] Александр Гэльский (Alexander Halensis) (1170/1180-1245) — англ, схоласт, принадлежал к монашескому ордену францисканцев. Известен своим динамико-реалистическим учением об идеях. Его главный труд «Summa theologica» был издан по указу Папы после смерти автора, и это сыграло большую роль в углублении доказательства бытия Божия в духе Аристотеля и св. Августина.
[36] Постижение разумом (лат.).
Примечания
[1]
Pie XI. Encicl. «Studiorum ducem».
[2]
Согласно справедливому замечанию П. Петито, можно сказать, что св. Фома Аквинский, который велел читать ему ежедневно доклады Кассиана, всегда глубоко вникал в суть бенедиктинской духовности, столь мало рефлективной, столь мало занимавшейся «психологией».
[3]
Ср.: Garrigou-Lagrange R. La premiere donnee de 1’intelligence // Melanges thomistes, 1923.
[I]
Первейшая истина — Иисус Христос, который говорил о себе: «Я есмь путь и истина и жизнь (Ин, 14, 6; см. также Ин, I, 17).
[II]
«Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф 6 13).
[III]
[IV]
Истина сделает вас свободными (Ин, 8, 32).
[V]
Слово мудрости (лат.).
[VI]
Ангельский доктор (Doctor angelicus) — звание, посмертно присвоенное Фоме Аквинскому Католической церковью.
[VII]
Святой Людовик — король Франции (1226 1270) Людовик IX Святой.
[VIII]
Немой Бык, Сицилийский Бык — прозвища св. Фомы Аквинского, полученные им в годы обучения в Парижском университете за высокий рост, неповоротливость, полноту и редкое участие в дискуссиях.
[IX]
Монастырь Монте-Кассино — главный монастырь ордена бенедиктинцев. Расположен на середине пути из Рима в Неаполь на месте святилища Аполлона. Основан в 529 г, св. Бенедиктом. Объявлен национальным памятником.
[X]
Орден бенедиктинцев был основан в начале VI в. св. Бенедиктом Иурсийским. В соответствии с Уставом ордена было предусмотрено постоянное пребывание его члена в монастыре, повиновение выборному аббату и общность имущества. Среди занятий видное место отводилось литературным трудам.
[XI]
Доминиканцы — члены нищенствующего монашеского ордена, основанного в, 1215 г. св. Домиником де Гусманом (Испания). Главной целью ордена считалась борьба против распространения еретических учений. Поэтому члены ордена готовились к полемическим дискуссиям, для чего требовалась большая теологическая подготовка. В результате члены ордена буквально заполонили все богословские кафедры в университетах, а затем подчинили своему влиянию и всю систему образования в Западной Европе. В 1233 г. инквизиция была фактически передана доминиканцам. Широко развернулась и миссионерская деятельность ордена, которая затем стала его многовековой традицией.
[XII]
Облат- человек, живущий в монастыре и предоставивший ему свое имущество (франц.).
[XIII]
Графиня Теодора Ландольф — мать Фомы Аквинского.
[XIV]
Тяжело слышать такие речи (лаг.).
[XV]
На пути открытий (лат.).
[XVI]
На пути рассуждений (лат.).
[XVII]
Орем, Никола (Oresme, Nicolas, 1323–1382) — франц. ученый. Разрабатывал теорию отношений, ввел дробные показатели степени. С его именем связывают первые попытки построения системы прямолинейных координат, введение понятия ускорения и средней скорости. Автор трудов по астрономии.
Леонардо да Винчи (1452–1519) — итальянский живописец, ученый и инженер. Ему принадлежат многочисленные открытия в области математики, естествознания, механики; отстаивал мнение о решающем значении опыта в познании природы.
Галилей, Галилее (1564–1642) — итальянский ученый, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания. Заложил основы современной механики. В области астрономии активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции, вынудившему его отречься от учения Коперника (в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда ошибочным и реабилитировал Галилея). Боролся против схоластики, считал основой познания опыт.
[XVIII]
В Евангелии от Матфея Иисус на вопрос одного из фарисеев — «какая наибольшая заповедь в законе?» — отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всем разумением твоим» — сия же есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего,