Скачать:PDFTXT
Знание и мудрость

Ирана в V1I-VI вв. до и. э. в результате реформирования древнеиранской религии — маздеизма — пророком Заратуштрой (древнегреч. Зороастр, средневеков. Иран. — Зардушт). Основная идея зороастризма зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти.

С.77″‘. Прудон (Proudhon) Пьер Жозеф (1809-1865) — франц. философ, социолог, экономист, теоретик анархизма. Высказывания по вопросам веры, религии и Церкви содержатся в ряде его работ, главным образом, в работе «О справедливости в лоне Революции и Церкви» («De la Justice dans la Revolution et dans 1’Eglise»). В основном труде Прудона «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» («Systcme dcs contradictions economiques, ?? Philosophic de la misere.» — 2 t. — 1846) он определяет свое отношение к религии не как атеизм, а как «антитеизм».

С.77*»1. Вольтер (Voltaire, наст. имя: Мари Франсуа Аруэ — Arouet, 1694-1778) — франц. писатель и философ-просветитель, деист, почетный член Петербургской академии наук (с 1746 г.). Выступал с острой критикой феодализма и освящавшей его Церкви. Происхождение религии объяснял, главным образом, как результат невежества и обмана. В числе аргументов против религии и Церкви подчеркивал их социальный вред как источников взаимной ненависти между людьми на почве религиозного фанатизма. Вместе с тем, считал целесообразным сохранение веры в Бога как основания нравственности народных масс и средства сдерживания их посягательств на собственность и интересы имущих классов.

С.77″»‘. Сен-Симон (Saint-Simon) Клод-Анри де Рувруа, граф (1760-1825)-франц. философ, утопист, ученик философа-просветителя, одного из «энциклопедистов», Ж.Л.Д’Аламбсра. Его утопическая программа улучшения положения рабочего класса основывалась на идее братской любви, а также религиозной реформы, призванной утвердить новое христианство, без священников и догм.

С.78″‘. Конт (Comte) Огюст (1798-1857) — франц. философ, один из основоположников позитивизма и социоло! ии. Во взглядах на историю и социологию находился под влиянием К.-А. Сеп-Симона, с которым одно время был дружен. По мнению О. Конта, для ускорения исторического процесса необходима активизация чувств с помощью религии, высшим предметом которой является само человечество. Требования этой религии — любовь как принцип, порядок как основа, прогресс как цель.

125

С.78″‘. Какой правитель, такая и религия (лат.).

С.78′»‘. Свод канонического права (сост. в 1582 г.) — кодекс правовых норм римско-католической церкви, основанных на решениях католических церковных соборов и постановлениях римских пап. Этими нормами регулировались вопросы внутрицерковной организации, а также некоторые семейные и имущественные отношения.

С.78″»‘. С точки зрения вечности (лат.).

С.78″‘»‘. Честертон, Гилберт Кит (1874-1936) англ. писатель, автор юмористических и детективных рассказов, романов, в частности, романа «Человек, который был Четвергом». Кроме того, создал ряд работ по истории христианства, в том числе о святых Франциске Ассизском и Фоме Аквинском См.: Честертон Г.К. Вечный человек. — М. 1991.

С.79’». ДостоевскийФ.М. «Идиот». -Л.: Лениздат, 1987. -С. 565.

С.8Р. Джеме (James) Уильям (1842-1910) — амер. философ, представитель антиматериалистического «радикального эмпиризма» и основатель прагматизма. Его философия религии, или психология религии, сходна с этикой и основывается на персоналистском толковании душевных сил во Вселенной.

С.85». В духовном, в духовной сфере (лат.). См. прим. к с.58» и фрагмент, который оно комментирует.

С.86*’. «Силлабус» (лат.: перечень) — приложение под названием «Перечень главнейших заблуждений нашего времени» к энциклике «Quanta cura» папы римского Пия IX от 8 декабря 1864 г., в котором перечислены и осуждены общественно-политические и религиозные движения, научные принципы, подрывающие учение католической церкви и авторитет римского папы, в том числе социализм и коммунизм, атеизм и требование свободы совести, рационализм и т.п. В 1907 г. был издан еще один «Силлабус», направленный против прогрессивных общественных движений, свободомыслия, достижений науки, против католического модернизма.

С.86″‘. Мф, 8, 22; Лк, 9, 60.

С.87*’. «Пользование должно приносить выгоду всем».

С.87″‘. Право употреблять и злоупотреблять (право использовать по своему усмотрению — лат.).

С.89». Вестфальский мир 1648 — два мирных договора, подготовленные в Мюнстсре и Оснабрюке (Вестфалия, Германия) и завершившие собой Тридцатилетнюю войну (1618-1648). Вестфальский мир фактически закрепил за германскими князьями права суверенных государей. В результате Священная Римская империя, как единое целое, фактически перестала существовать, хотя формально еще сохранялась. Конец ее существованию был положен в 1806 г. Наполеоном I, который в соответствии с условиями заключенного с Австрией Пресбургского мира (1805 ?., Пресбург — ныне Братислава, Словакия) заставил Франца II отказаться от титула германского императора.

С.89″‘. Буквально: к цели. Здесь: имеющее цель, целенаправленное (лат.).

С.93». Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 32, с. 267.

126

С.94». Латеранский договор заключен 11 февр. 1929 г. между Ватиканом и правительством Италии. По существу — договор о создании города-государства Ватикан.

С.95*’. Макиавеллизм — так обычно называют политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали; названа по имени Ник-коло Макиавелли (1469 -1527), итальянского политического деятеля и мыслителя.

С.95″‘. В лагере Кальвина, то есть среди кальвинистов (см. комм. к с.74″»‘).

Вебер (Weber) Макс (1864-1920)- нем. социолог, разрабатывавший вопросы методологии социального познания, культурологии, экономики; оказал большое влияние на современное ему обществоведение исследованиями по социологии религии и исторической роли протестантизма. Он утверждал, что кальвинистское понимание предопределения к спасению избранных сделало деловой успех симптомом избранности, что из всех мировых религий протестантизм в наибольшей степени соответствовал духу капитализма, результатом чего явился быстрый культурно-исторический прогресс Западной Европы и США.

С.95′»‘. Сейер (Seillicre) Эрнест (1866-1955), барон — франц. моралист и социолог, автор работ: «Философия империализма» («La philosophic de 1’imperia-lismc) (1903-1908)», «Аполлон или Дионис? Этюд о Ницше» («Apollon ou Diony-sos? Etude sur Nietzsche») (1905), «Романтическое зло: очерк о неразумном империализме» («Le mal romantique: essai sur 1’imperialisme irrationel») (1908).

C.95″»‘. Речь идет об особенности учения французского философа, физика и математика Декарта (Decartes) Рене (1596-1650), требовавшего пытливого изучения вещей ради научения отчетливо и ясно усматривать истину; «ангелу ясных идей» он противопоставляет «злого гения», вводящего человека в заблуждение даже в самой достоверной из наук. Философию Декарта Ж.Маритен анализирует в работе: «Декарт, или воплощенный ангел» (Maritain J. Descartes ?? ?? ange incarne // Oeuvres (1912-1939). — [P.], 1975.

С.96». Весь во зле лежит мир (лат.).

С.96″1. Грютейзен (Groeothuysen) Бернард (1880-1946) — философ, социолог, ученик В.Дильтея, жил в Париже. Автор работ по философии, политологии, социологии, монографии о Ж.-Ж. Руссо, М.Монтене, В.Дильтее,

С.96′»1. На мою шею (букв.: спину) творили грехи (лат.).

С.97’».См. комм. к с.53″‘.

С.97″‘. См. комм. к с.75’1.

С.97′»‘. Ниневитяне — жители Ниневии, столицы Ассирийского царства (704 до н.э. — 612 до н.э.). См.: «Ниневитяне восстанут на суд рядом с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной» (Мф, 12, 41; Лк, 11, 32).

С.98». Жиллет, Иоганн Фридрих (Gillett Johann Friedrich) — швейц. ученый, автор книги «Вольтерреформатор» (Gillett J. F. Voltaire der Reformator. — Bern, 1792.-46 S.).

C.99*’. В лоне Церкви (лат).

127

С.99″1. О.Конт ввел в научный обиход термин «социология»; благодаря ему социология была разработана как определенная научная система.

C.99′»‘. Своего рода (лат.).

C.IUO’·. Озанам, Антуан-Фредерик (Ozanam, Antoine Frederic, 1813-1853) -франц. историк католицизма, профессор Лионского университета, а затем -Сорбонны (с 1841 г.).

Фогельзанг, Карл-Фридрих (Vogelsang, Karl Friedrich, 1818-1890) — общественный деятель, основа гель христианско-социалистического движения в Австрии.

ЛаТурдю Пен, Рене-Шарль-Гамбар (LaTourdu Pain, Reno Charles Hambard, 1834-1924) — франц. социолог, один из теоретиков социологии христианства. Автор работ «Фазы развития социального движения в христианстве» (1847), «К христианскому общественному порядку» (1907) и др.

С. 100″‘. Имеются в виду папские энциклики Льва Х111 и Пия XI, в которых рассматривались актуальные вопросы жизни современного им общества. Таковы были, например, энциклики Льва Х111 «Rerum novarum» (см. комм. к с.118?, и «Aeterni patris» («Отцу вечному», 1879) где, воскрешая учение Фомы Аквинского, он пытался с помощью томизма примирить католицизм с современной цивилизацией. Из энциклик Пия XI наибольшую известность получили «Quadragesimo anno» («В год сороковой». 1931 г.), — о модели корпоративизма как наиболее близком христианам пути решение социальных проблем, а также осуждающая коммунизм энциклика «Divini redennptoris» («Божественного искупителя», 1937г.).

С. ???*’. Местр, Жoзeф-Mapидe(Maistre, Joseph Mariede, 1754-1821) -франц. писатель и политический деятель. В своем произведении «О папе» (1819) развивал теократическую концепцию общества, считая, что всякая власть должна подчиняться Богу, а на земле — папе римскому как непререкаемому авторитету всех народов и суверенов.

С. ???»‘. Ламенле, Фелисите-Робер де (Lamennais, Felicite Robert de, 1782-1854) — франц. философ, один из основателей христианского социализма. Отстаивал права человека, выступал за свободу совести, свободу печати и т. д. Развивал идеи совершенствования социального устройства путем христианской любви. Автор работ: «Религия и ее связь с политическим и гражданским устройством» (La religion consideree dans ses rapports avec I’ordrc politique et civil) — 2 . (1825-1826); «Слова верующего» (Paroles d’un croyant, 1833).

С. 102». Декларация прав человека и гражданина — название нескольких документов, изданных во время Великой Французской революции 1789-1791 гг. Ее основные идеи: естественное право личности на свободу и равенство и принадлежность верховной власти всей нации.

С. 103*’. Он уже осужден (лат.).

С.104». Пройдя сквозь них, удалился (лат. Лк, 4, 30).

С.106». См. комм. к с.35″‘.

С.107″‘. Также и к добродетелям (лат.).

С. 109». Всемирный театр (лат.).

128

С.109″1. Нарочитое смешение героев различных произведений драматургической классики: Эдип и Сфинкс — персонажи трагедии Софокла «Царь Эдип», Антигона и Полиник — персонажи его же трагедии «Антигона», Ромео и Венецианский мавр (т.е. Отелло) — из общеизвестных трагедий В.Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Отелло», Федра — из одноименной трагедии Ж.Расина, эпизод с сонетом Оронта — из комедии Ж.Б.Мольера «Мизантроп

Скачать:PDFTXT

Знание и мудрость Маритен читать, Знание и мудрость Маритен читать бесплатно, Знание и мудрость Маритен читать онлайн