Скачать:PDFTXT
Знание и мудрость

praemissa de fide et naturalis ut elevata ab ilia» [Предпосылка от природы может сформировать единого посредника с посылкой от веры лишь при условии, что она будет подчинена последней, будет ею поправляться и оправдываться как высшей предпосылкой, на которой низшая предпосылка (от природы) основывает свою надежность. Далее, естественная предпосылка (от природы), связанная таким образом с высшей предпосылкой (от веры), действует в единстве с ней: не в различных направлениях, не под различным светом, но как со своим светом и со всей надежностью; так и образуется формальный аспект рассмотрения предмета как вещи (quae), который служит возможному и опосредованному откровению и в соответствии с которым предпосылка от веры и возвышенная естественная предпосылка действуют одинаковым образом].

63. Здесь еще первые принципы разума являются возвышенными — не потому, однако, что они как соучастники охватывают формальный аспект рассмотрения, даваемого откровением (как с ними происходит в богословии из-за их связи с принципами веры), но как применяемые, доказываемые и подтверждаемые самой наукой, подчиненной знанию блаженных.

64. Cf.: Jean de Saint-Thomas, loc. cit., a. 5.

65. Thomas Aquinas. Sum. theol. I, 1,2: «Sicut musica credit principia tradita sibi ad Arithmetico, ita doctrina sacra credit principia revelata sibi a Deo»[(KaK музыка принимает на веру принципы, разработанные арифметикой, так священное учение принимает принципы, данные Богом в откровении — лат.]. Отсюда, следовательно, вытекает то же, что мы видим в подчиненной науке по отношению к подчиняющей. Тогда понимание предмета основывается на заключениях, взятых из подчиняющей науки, но с тем же habitus, что у последней. Подчиняющая наука видит эти выводы, которые являются принципами подчиненной науки, а

203

подчиненная наука как таковая верит в них (если бы она их видела, то смешалась бы с подчиняющей наукой).

66. Thomas Aquinas. Sum. theol. I, 1,4.

67. В совершенном состоянии науки (лат.).

68. Cf. Saint-Thomas J., loc. cit., a. 5, № 12 et suiv.

69. Ibid., a. 3, № 12. Solesmes, t. I, p. 356 a.

70. Thomas Aquinas. Sum. contra gent. II, 4; см. выше, с.42.

71. Именно так св. Фома поступает в «Prima secundae», таким же образом в начале «Prima pars» он сосредоточивает сердцевину представленных знаний на природе с помощью спекулятивной философии, чтобы сразу подняться к первопричине. Богословие применяет, таким образом, как и философия, аналити-ко-синтетический метод. Но оно применяет его иначе, другим, не подходящим для философии способом. Последняя должна больше ползти ползком, больше запаздывать относительно собственных условий и принимаемых на веру причин вещей, которые обеспечиваю! ей ее собственные средства движения.

72. Комментарии св. Фомы к «Этике» и «Политике» соответствуют нравственной философии, но не богословию. Они соответствуют правильно понимаемой нравственной философии, но, согласно замечаниям, предложенным выше (с. 172 и след.), они еще больше соответствуют понятию пути к ней и только подготовки к адекватному практическому знанию.

КОММЕНТАРИИ ПЕРЕВОДЧИКА

Перевод выполнен с издания: Maritain J. De la philosophic chretienne // Maritain J. Oeuvres (1912-1929) / Choix, presentation et notes par Н. Bars. — [Paris]: Desclee De Brouwer, 1975. — P. 631-704.

С. 133*1. Opus rationis — труд разума (лат.).

С. 133″*. Лувенский университетуниверситет в бельгийскомт.Лувен (франц. Louvain), он же Лёвен (флам. Leuven), старейший бельгийский католический университет, основан в 1425 г. С 1968 г. франц. часть университета переведена в гг. Брюссель и Оттиньи.

С. 134». Гарригу-Лагранж (Garrigou-Lagrange) Гонтран-Мари (1877 1964) -теолог, доминиканец. Принял монашество в 1897 г. под именем Режинальд (имя друга Фомы Аквинского). Отсюда инициалы, проставляемые обычно перед его фамилией — Р. R. (Pere Reginald — Отец Режинальд). Учился богословию под руководством А. Гардея, в Сорбонне подружился с Маритеном, стал последователем Дюркгейма, Леви-Брюля и Бергсона. Неотомист. Автор работ по католицизму, томизму, философии религии.

Жильсон (Gilson) Этьен Анри (1884-1978) — франц. религиозный философ, неотомист, историк средневековой схоластики. Профессор Сорбонны (с 1929 г.).

204

Создал в Торонто (Канада) Папский институт средневековых исследований (Institut pontifical des etudes medievales). Стремился дать новый импульс развитию средневековой мысли, изложенной в трудах св. Августина, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Бернара Клервоского, Дунса Скота и др. теологов.

Марсель (Marcel) Габриэль (1889-1973) — франц. философ, драматург и критик, профессор Сорбонны, глава христианского экзистенциализма.

С. 134″‘. Древнегреческая богиня мудрости Минерва, согласно преданию, родилась из головы верховного 6?? а древних греков Зевса. Таким образом, одновременно указывается и на светский, не христианский характер традиционной философии, и на ее головной, то есть чисто рассудочный характер.

C.135’i. Брейс, Эмиль (Brehier, Emile, 1876-1952) — франц. философ. Преподавал философию в высших учебных заведениях гг. Ренна (1909 1912), Бордо (1912-1914) и Парижа (1919-1946). Возглавлял издание журнала «Revue philosophique» (вых. с 1940 гг.). Автор работ по древнегреческой и средневековой философии.

С. 135″‘. Блондель (Blondel) Морис (1861-1949) — франц. философ, с 1896 г, профессор в Экс-ан-Провансе. Стремился развивать интегральную философию, которая познает свой внутренний динамизм и, следовательно, свою недостаточность и потребность в дополнении через христианскую религию. Основные произведения: «Мысль» (La Pensee, 2 t., 1934),»Бытие и существа» (L’Etre et les etres, 1935), «Действие» (L’Aclion, 2 t., 1934 1937), «Философия и христианский дух» (La philosophic et 1’esprit chretien, 2 t., 1944 1946) .

C.137’i. Кардинал Дсшан (Dechamps) Виктор (1810-1883) деятель Католической церкви, епископ Намюра (с 1865 г.), архиепископ Мехелена (с 1867 г.), член консилиума в Ватикане (1869-1870), кардинал (с 1874 г.). Красноречивый оратор. Известен своей борьбой против светской школы в Бельгии.

С.137″‘. Гардей (Gardeil) Амбруаз (1859 1931) франц. теолог, монах, с 1911г. жил в Париже в монастыре Ссн-Жак. Профессор догматической теологии. Автор работ по католическому богословию и томизму, опубликованных главным образом в журналах, в том числе в «Revue thomiste». Основная тенденция его трудов — защита католического богословия, изучение духовносги и мистики.

С. 140″‘. Полная абстракция (лат.).

C.I 42*’. Совершенное создание разума (лат.).

С. 143». Способная к удвоению как таковая (лат.).

С.Ж^.Дю Bep(DuVair) Гийом (1556-1621)-франц. политический деятель при дворе Генриха IV, после 1617 г. — епископ в Лизье. Автор ряда трудов философского и религиозного характера: «Нравственная философия стоиков» (La philosophic morale des stoi’ques, 1585), «Размышление о псалмах» (Meditation sur les Psaumes, 1580).

C.143″»». Шаррон (Charron) Пьер (1541-1603) — франц. моралист. Наиболее известен его труд «Мудрость»(1а Sagessc, 1601), в котором он пересказывает мыслителей прошлого и своих современников (Сенеку, Плутарха, Дю Вера, Монтеня).

205

С. 143″»*. Hipostasierung (нем.) — гипостазирование, возведение в ранг самостоятельно действующего объекта, приписывание абстрактным понятиям самостоятельного существования.

С. 144». В эпоху, когда исповедуется Новый Завет, в эпоху христианства.

С.145·’.Исх.,3, 14.

С.145″‘. Начало и первое в вещах (греч.).

C.146’i. Логос — первоначально — слово, речь, язык; позже — в переносном смысле- мысль, понятие, разум, мировой закон. У Гераклита и стоиков — мировой разум, идентичный безличной, возвышающейся над богами закономерности Вселенной. У Филона, неоплатоников и гностиков греч. идея логоса сливается с представлением о Боге в Ветхом Завете. В христианстве (уже у евангелиста Иоанна, но по-настоящему — у отцов Церкви) логос становится обретшим плоть словом Бога, «сыном» Бога, сошедшим на землю, то есть идентифицируется с Иисусом Христом.

С. 147». Спор св. Августина с Академиками — критика св. Августином воззрений философов не-христиан, содержащаяся в его трудах «Против Академиков» («Contra academicos», 386) и «О граде Божием» («De Civitate Dei», 413-427).

С.147″*. Мальбранш (Malebranchc) Никола (1638-1715) — франц. философ, один из главных представителей контрреформаторской (неоэсхатологической) католической философии во Франции. Вместе с А.Гейлинксом (1624-1669) — глава окказионализма, учения о случайных причинах, в основе которого лежит идея дуализма тела и духа, не могущих взаимодействовать друг с другом. По мнению Мальбранша, внешние чувства не могут дать познания сущности вещи. Все в Боге и познается только посредством Бога, который оказывает влияние везде и всюду. Основное произведение — «О поиске истины»(0е la recherche do la verite), переведено на рус. яз.: «Разыскание истины», 2 т., СПБ, 1903-1906.

С. 148». Творение Слова-творение Бога. См. Евангелие от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1,1).

С. 149». Habitus (лат.) облик, образ, положение, состояние, особенности, характер.

С. 149″‘. Пиаже (Piaget) Жан (1896-1980) — щвейц. психолог, философ и логик, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии, директор (с 1955 г.) Международного центра генетической эпистемологии.

С.149′»‘ Брюнсвик (Brunschwicq) Леон (1869 1944) — франц. философ, профессор Сорбонны с 1909 г. Представитель «критического идеализма», продолжатель спиритуалистической традиции. Основные работы: «Модальность и суждение» (Modalite etjugement, 1897), «Введение в жизнь духа» (Introduction a la vie de 1’esprit, 1900),»Разум и религия» (La raison et la religion, 1939), «Возрасты yMa»(Les ages de 1’intelligence, 1934).

C.15P. Целительная благодать (лат.).

С. 151 «?. Как путеводная звезда· (лат.).

С. 152*’. «Евдсмова этика» — название одного из произведений Аристотеля, посвященного главным образом религиозно-нравственным вопросам.

206

С. 153». Оккам (Ockham) Уильям (1300-1349/50) — англ. философ-схоласт, один из основных представителей номинализма. Благодаря своему искусству аргументации получил прозвище «непобедимый учитель». Создал онтологию трансцендентального бытия, близкую к идеям Фомы Аквинского и Иоанна Дунса Скота. Ее разделяли Лейбниц и другие философы до Канта.

C.I 53″‘. Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803) — нем. философ, литературно-художественный критик, эстетик, теоретик литературного движения «Буря и натиск», друг И.В. Гете. Автор сочинений по философии истории, в которых исторический процесс представляется как прогрессивное развитие человечества по пути к гуманному обществу.

С.154*’. Бёме (Вбпгпе) Якоб (1575-1624) — немецкий философ-мистик, диалектика которого была воспринята поздним Просвещением (Гердер), романтизмом (Ф.Шлегель), Гегелем и Фейербахом.

Скачать:PDFTXT

Знание и мудрость Маритен читать, Знание и мудрость Маритен читать бесплатно, Знание и мудрость Маритен читать онлайн