Скачать:PDFTXT
Знание и мудрость

потоке. Время Огюста Конта и Ренана требовало мудрости от науки.

Но эта иллюзия быстро рассеялась. В структуре науки математика поглотила все то, что могло еще остаться на долю 4)илософии. Математика и эмпирические науки изгнали онтологию. Наука (поскольку она отличается от философии) все более и более бесповоротно тяготеет, таким образом, к своему чистому виду, что по существу подразумевает невозможность признать ее мудростью, но — в той самой мере, в какой она образует мир, поддающийся её собственному суверенному объяснению, — она предстает концептуальной символизацией, сохраняющей мир внешних явлений и целиком направленной на постижение реальности, но таинственным образом и в тени разумного существа, основанного inге'»\ Но тогда мудрости вообще больше нет, а это дурной знак и для науки, и для мира.

28

Знание и мудрость

Не забудем, однако, что наука сама по себе является благом. Как все, что поднимает духовную энергию в поиске истины, она есть некая естественная сакральность. И горе тому, кто не понимает этого ее высокого достоинства! Каждый раз, когда во имя самой высокой истины неустойчивые представители мудрости дают настроить себя на презрение или пренебрежение к науке и ее скромным, простым истинам, они бывают жестоко наказаны, и поделом. Но наука подобна искусству: они хороши сами по себе, а человек может извлечь из них зло и использовать их во зло; но пока он обращается к мудрости6 как к добродетели, он может использовать её только во благо.

Разумеется, речь не идет о возвращении в Средние века, об отказе от мощного и чудодейственного развития наук в течение последних веков.

Напротив, собственная проблема века, в который мы вступаем, будет состоять в примирении знания и мудрости, в гармонии жизни и духа. И разве не кажется, что науки сами зовут разум к этой работе? Вот они освобождаются от остатков материалистической метафизики, которая скрывала их подлинное лицо, вот обращаются к натурфилософии, и замечательные открытия современной физики возвращают ученым чувство тайны, явленное через атомы и вселенную. Но с помощью одной лишь науки ученый не в силах достичь онтологического знания природы.

Условия примирения, о котором мы говорили, состоят, на наш взгляд, в том, чтобы создать, в совершенно новом, я хотел сказать, в подлинно реалистическом и метафизическом духе, критику знания. Тогда можно будет в глубинах духа выделить уровни знания, различаемые по их особенностям и значимости, и показать, как они соотносятся с изначальными типами объяснения, которые не могут быть заменены одни другими. Мы увидим, как один и тот же порыв, как бы он ни менялся, всегда остается порывом духа в поисках бытия, пронизывает разнообразные типы познания, от самого скромного лабораторного исследования до метафизического или богословского умозрения и даже вплоть до сверхрационального опыта и мистической мудрости благодати.

Науки и философия более не будут, как это довольно часто бывало в Средние века, в положении служанок богословия; полное и реальное признание их самостоятельности — это драгоценный плод исторических усилий на протяжении истекших столетий, и этот плод принят. Но в то же время, пусть самостоятельность науки,

Знание и мудрость

29

ее законное место в ряду ценностей будут признаны также и по отношению к наивысшим формам знания, формам, образующим мудрость.

(1935)

ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА

1. Пусть это слово св. Фомы не возмути г учеников г-на Блонделя: как и о совершенстве религиозного состояния, об этом совершенстве разума следует сказать, что оно представляет собой требование, которое стимулирует, а не обладание, которое удовлетворяет — perfectio acquirenda. совершенство, которое предстоит обрести, но которое так никогда и не обретается.

2. Втор., 30, 12; Рим., 10, 6: «Кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам…» «Кто взошел на небо и взял ее, и снес с облаков?… Нет никого, знающего путь ее… Но Знающий все знает ее… Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу своему Иакову и возлюбленному своему Израилю. После того он явился на земле и обращался между людьми.» (Вар., 3, 29-38).

3. Об отличительных чертах философского обращения и христианского обращения см. исследования Артура Пока в его книге «Обращение».»

4. Thomas Aquinas. Sum. theol., Ill, 34, 1, ad. 1.

5. Maritain J. L’esprit de Descartes // Oeuvres (1912-1939). — [s. 1.]: Desclee de Brouwer, 1975.-P. 131-196.

6. Мудрость бывает не только умозрительной, но и практической, либо, если она содержит в себе, как в философии, практический вид, отличный от вида умозрительного, либо, если на своем высшем уровне она проявляется одновременно ч как богословская мудрость, и как мудрость благодати, формальной и в высшей степени умозрительной и практической.

30

Знание и мудрость

КОММЕНТАРИИ ПЕРЕВОДЧИКА

Перевод выполнен с издания: Maritain J. Science et sagesse // Ma-ritain J. Oeuvres (1912 -1929) / Choix, presentation et notes par Н. Bars. — [Paris]: Desclee De Brouwer, 1975. — P. 859-885.

С.9.·’ Св. Иоанн Креста (Хуан де да Крус, 1542-1591) — священник и Учитель Церкви, уроженец Испании, монах-кармелит, мистик, богослов, поэт.

C.IO.’i Philosophia percnnis (лат.) — вечная философия; термин, употребляющийся в философии и означающий незыблемые основы философии. Восходит к произведению Стехуса Эвгубинуса «De philosophia pcrennis».

C.I I.*1 Слабость мира сего (лат.).

С. II.»‘ Гносис (греч. — знание, познание) основное понятие религиозно-теософического движения поздней античности, впоследствии получившего название «гностицизм», — проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога. Такое преде гавление о познании но существу близко к представлению неоплатонизма, возникшего примерно в ту же эпоху (111 в.) и оказавшего большое влияние на выработку догматики христианства. Основными идеями неоплатонизма в этой области были: мистически-интуитивное познание высшею, существование ряда ступеней при переходе от высшею, от «единого и всеобщею» к материи, восхождение человека, материально обремененного, к

чистой духовносч и с помощью экстаза и аскетизма.

С. 12.» Приверженность к Богу (санскр.) Религиозное течение в индуизме,

получившее широкое распространение в X11-XVI1 вв.

С. 13.»‘ Джаггсрнаут (искаж. санскр. Джаганнатх, букв. — владыка мира) -одно из воплощений индуистского бога Вишну. Во время празднества в его честь, в июне июле, изображение Джапсрнаута провозится на огромной колеснице

высотой больше 13м.

С. 13.»‘ Ожидая, я ожидал (лаг.).

С.16.·’ Филон Александрийский (Филон Иудей; ок. 20 до н.э.  50 н.э.) -выдающийся представитель еврейского эллинизма, апологет иудейства.

С. 17.·’ Из ничего (лат.), С.17.»‘ On неопределенное местоимение франц. языка ^.(ср. с нем. «man»).

речь идет об анонимном существовании, о «мире толпы».

С.18.» Св. Юсгин (Иусгин, ок. 100 — ок. 155). — св. отец и учитель церкви,

один из первых христианских писателей-апологетов.

С. 18.»‘ Св. Августин (354 430) величайший из отцов древней Церкви христианскою Запада, философ и теолог, автор широко известной

«Исповеди» (М. 1997). С.19.*’ Uti (ut) -как, каким образом; frui наслаждаться, пользоваться (лат.).

Знание и мудрость

С. 19.»‘ Св. Фома (Фома Аквинский, Фома Аквинат, 1225/1226-1274) средневековый философ и теолог, основатель томизма; см. перевод работы Ж.Маритена «Святой Фома, Апостол современное! и» в настоящем издании.

С.20.» В таинстве воплощения открывается, скорее, нисхождение божественной полноты в природу человеческую, нежели восхождение, будто уже существующей, человеческой природы к Богу (лат.).

С.20.»‘ Лютер Мартин (1483-1546) немецкий мыслитель и общественный деятель, основатель немецкого протестантизма (лютеранства).

С.20.'»‘ Пелагианство — течение в христианстве, возникшее на рубеже IV -V вв. и названное по имени его основателя Пелагия (наст. имя — Морган, ок. 360 418 г.). Пела! папе отрицали божественное предопределение, считали, что первородный грех не до конца извратил положительные качества человека, не верили в грешную природу человека, утверждали свободу воли, приуменьшали значение благодати и личной веры и придавали большее значение добрым делам. С.20.»»‘ Нисхождение божественной полноты на него (лат.). С.20.·»»‘ Янсенизм — религиозно-политическое неортодоксальное католическое течение во Франции и Голландии в XVI! XVIII вв., принципы которого изложил голландский теолог К.Янсений (1585-1638); в ряде положений (отрицание свободы воли, признание предопределения) тяготел к протестантизму. С.22.·’ Бытие потому что бытие (лат.). С.24.·’ Букв.: «Без чего нет» (лат.); непременное условие. С.24.»‘ В XIV в. в Париже вели преподавательскую деятельность видные представители номинализма, в том числе Иоанн Дунс Скот. На основе объединения идеи английского номинализма (Иоанн Дунс Скот, Оккам) с идеями французских номиналистов (Дюран из Сент-Гульена, Пьер Ореоль) развернули свою деятельность парижские оккамнсты XIV в. — Буридан, Николай Орем, Николай из Отрскура. Пытаясь возродить демокритовский материализм и призывая к опытному изучению природы, оккамисты готовили почву для появления антисхоластической философии, тесно связанной с естествознанием.

С.24.»·’ Альберт Великий (1193 1280)  немецкий философ, теолог и ее гсствоиспытатель; за эцциклопедичность своих познаний удостоился почетною звания граф Альберт фон Болынтсдт, носил почетное звание «doctor universalis» («всеобъемлющий доктор»).

С.25.» Аверроизм — философско-теоло! ическое направление эпохи средневековья и Возрождения, восходящее к воззрениям арабского философа XII в. Аверроэса (лат. от Ибн-Рущд, Мухаммед, 1126-1198). Аверроэс развил учение о вечности материи и движения, отвергнув акт единовременного божественного творения. Аверрронсты отрицали сотворение и индивидуальное бессмертие души. Критикуя церковное учение, они использовали его отдельные положения, в частности то, в котором утверждается, что представления религии являются лишь аллегорически выраженными чистыми (философскими) истинами. В Х111 в. авсрроизму противостояли традиционное августинианство и христианский аристотслизм (Альберт Великий, Фома Аквинский).

32

Знание и мудрость

С.25.»‘ Сигер Брабанч ский (ок. 1235- ок. 1282) — нидерландский схоласт, один из основателей аверроизма; профессор Парижского университета. Защищал независимость философских учений от церковных догм. Дважды представал перед судом инквизиции. Убит при папском дворе.

С.25.'»‘ Данте Алигьери (1265-1321),-итальянский поэт и философ. Теологи часто упрекали Данте за то, что он разделял взгляды Аверроэса и его метафизику света, родственную учению неоплатоников (см. работу Э.Жильсопа «Дух среднсвекон философии» («L’esprit de la philosophic medievale»), опубликованную в 1932г.

С.27.» Соответствующая тому, что есть (лаг.).

С.27.»‘ В самом деле, фактически, в

Скачать:PDFTXT

Знание и мудрость Маритен читать, Знание и мудрость Маритен читать бесплатно, Знание и мудрость Маритен читать онлайн