лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(Печь)
***
Глаза мои — два огня.
Сердце, бензином согретое,
Стучит в груди у меня.
Я жду терпеливо и молча
На улице, у ворот,
Пугает в пути народ.
***
Вот зеленая гора,
В ней глубокая нора.
На колесах и с трубой,
Хвост волочит за собой.
(Паровоз)
***
Из темницы сто сестер
Выпускают на простор,
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два
Загорится голова.
(Спички)
***
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик.
(Самовар)
***
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого:
Что ни шаг
То овраг.
***
Как пошли четыре братца
Под корытом кувыркаться,
Понесли меня с тобой
По дороге столбовой.
(Четыре колеса)
***
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тихо так,
Тихо так.
(Часы)
***
По дорожкам, по тропинкам
Он бежит.
А поддашь его ботинком
Он летит.
На лугу.
Головой его бодают
На бегу.
(Мяч)
***
Мы поймали нашу речку,
Привели ее домой,
Жарко вытопили печку
И купаемся зимой.
***
Как безлиственная ветка,
Я пряма, суха, тонка.
Ты встречал меня нередко
В дневнике ученика.
(Единица)
***
Трех с половиной лет.
Он зажигает без огня
Во всей квартире свет.
Он щелкнет раз
Светло у нас.
Он щелкнет раз
И свет погас.
(Электрическая лампочка)
***
Я конем рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадет он без меня.
***
Она меня впускает в дом
И выпускает вон.
В ночное время под замком
Она хранит мой сон.
Не просится гулять.
На миг заглянет в коридор
И в комнату опять.
(Дверь)
ДЕТИ НАШЕГО ДВОРА
Дети нашего двора,
Вы — его хозяева,
На дворе идет игра
В конницу Чапаева.
Едет по двору отряд,
Тянет пулеметы.
Что за кони у ребят
Собственной работы!
Что за шашки на боку!
Взмахом этой шашки
Лихо срубишь на скаку
Голову ромашки.
Сделаться моложе,
Я за вами на коне
Поскакал бы тоже!
Суховат и суковат
Но я слышу, как стучат
Все его подковы!..
—
Дети нашего двора,
Чкаловского дома,
Улетали вы вчера
Вдаль с аэродрома.
Ваша эскадрилья,
И штурвал, и крылья.
Вы стрелой взлетали ввысь,
Заломив пилотки,
Или по морю неслись
На моторной лодке.
Вам во всем послушный:
То он вам — простор морской,
—
На дворе у нас живут
Многие герои.
Но ребята признают
Правило такое:
Ты гордись своим отцом,
Знатным гражданином,
Но и сам будь молодцом,
А не только сыном.
Есть Чапаев на дворе.
Но своим Чапаем
Мы пока еще в игре
Не его считаем.
А Егоров Николай
Из всего отряда
Лучшего не надо.
Бьется он геройски.
А Чапаев — рядовой
У Чапая в войске.
Пусть он прежде подрастет,
Так мы рассуждаем,
И придет ему черед
Быть у нас Чапаем!
—
Дети нашего двора,
Крепнут ваши крылья,
И вчерашняя игра
Завтра станет былью.
Тот, кто водит самолет
Дома по паркету,
Завтра в небо поведет
Самолет-ракету.
Кто построил на дворе
Мост через канаву,
Мост на Волге, на Днепре
Выстроит на славу.
Дети нашего двора,
Крепнут ваши крылья.
Завтра станет былью.
Вы готовитесь в игре
Строить Днепрострои.
Вы растете на дворе,
Где живут герои.
—
В нашем доме с давних пор
Чкалов жил Валерий.
Выходил он к нам во двор
Вот из этой двери.
Поглядев па небосвод,
Подзывал он сына
И шагал с ним до ворот,
Где ждала машина.
Гордостью квартала.
Наша улица теперь
Чкаловскою стала.
Дети нашего двора,
Моряки, пилоты,
И для вас придет пора
Боевой работы.
И, взлетая на простор
Или волны роя,
Вы припомните тот двор,
Где живут герои!
Первое
Сентября,
Первое
Сентября!
Первое
Сентября
Календаря,
Все девчонки
И мальчишки
Городов
И деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки
И помчались в первый раз
В класс!
Это было в Барнауле,
В Ленинграде
И в Торжке,
В Благовещенске
И в Туле,
На Дону
И на Оке,
И в станице,
И в ауле,
И в далеком кишлаке.
Это было
На морском
Берегу,
Там, где берег
Изгибается
В дугу,
Где ребята
По-грузински
Говорят,
Где на завтрак
Носят
Это было
На Алтае,
Между гор.
Это было
На Валдае,
У озер.
Это было
На Днепре,
Среди полей,
Там, где школа
За стволами
Тополей.
Кто успел
Прожить на свете
Восемь лет,
Тех сегодня
До обеда
Дома нет,
Все девчонки
И мальчишки
Городов
И деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки
И помчались в первый раз
В класс!
ШКОЛА НА КОЛЕСАХ
Посвящается вагону-школе путевой машинной станции э 61 В этой школе учатся дети железнодорожных рабочих, ремонтирующих пути. Школа ездит вместе с ребятами
За перегоном — перегон,
Леса, озера, села.
Бежит по рельсам наш вагон
Кочующая школа.
Здесь нет на полках багажа,
А вместо лавок — парты.
И шелестят, слегка дрожа,
Развешанные карты.
Стоит иль мчится паровоз,
У нас идет ученье.
И славно вторит гром колес
Нам на уроках пенья.
Отцы и матери у нас
Ремонтная бригада.
И в тех местах стоит наш класс,
То мы в сибирскую тайгу
С крутых ступенек сходим,
То на кавказском берегу
Костер в пути разводим.
УРОК РОДНОГО ЯЗЫКА
В классе уютном, просторном
Заняты школьники делом
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым,
Перьями пишут и мелом:
«Нам не нужна
Война!»
Стройка идет в Ленинграде,
Строится наша Москва.
А на доске и в тетради
Школьники строят слова.
Четкая в утреннем свете,
Каждая буква видна.
Пишут советские дети:
«Мир всем народам на свете.
Нам не нужна
Война!»
Мир всем народам на свете.
Наши советские дети
Так изучают язык.
Он пионером был в Артеке,
У моря теплого — в Крыму.
И с этой осени навеки
Артек запомнился ему.
Здесь — у подножья Аю-Дага
Горнист окрестности будил.
К подъему солнца выходил.
Звенела от шагов площадка.
С тех пор промчалось два десятка
Военных лет и мирных лет.
И тот, кто смуглым мальчуганом
На берегу встречал восход,
Во флоте служит капитаном,
Он каждый раз глядит из рубки
На свой Артек, на дальний флаг,
На взморье, где ходил он в шлюпке,
На каменистый Аю-Даг.
Далекой юности, что снова
Встает на несколько минут.
АРТЕК
Флаги, белые палатки,
Звуки трубные с утра,
И линейка на площадке,
На горах, у чистых рек…
Но во всей стране Советской
К морю теплому прильнув,
Пушкин, ездивший в Гурзуф,
Где о берег бьется дерзко
Черноморская волна,
Там построила страна.
Не забуду я вовеки
Теплой ночи в октябре,
Звонкой музыки в Артеке,
Над заливом, на горе.
За Артек веселый ваш
СТАРШЕ МОРЯ, ВЫШЕ ЛЕСА
Крутые волны пенятся,
Вскипая на бегу.
Палатки юных ленинцев
Стоят на берегу.
За ними — склоны горные,
Восходит до небес.
Меж скалами щербатыми
Горит, дымит костер.
Идет между ребятами
Негромкий разговор.
— Я вижу море Черное
И на Дону у нас.
Где малыми ребятами
Еще не так давно
Мы рыли рвы лопатами,
Теперь морское дно.
Где утки в мелкой лужице
Плескались в летний зной,
Морские чайки кружатся
Над шумною волной.
Со всем отрядом спорю я
Никто не верит мне,
Что вырос в синем море я
На самом-самом дне.
Какой мне год — не спрашивай.
Одно скажу в ответ:
Я старше моря нашего
На целых десять лет!
Другой из юных ленинцев
Промолвил: — А у нас
В степи сажают сеянцы:
И дуб, и клен, и вяз.
Бурят колодцев скважины,
Где не было воды.
А возле них посажены
Вишневые сады.
Хоть роста небольшого я,
Но к нынешней весне
Сады, леса дубовые
По пояс были мне!
Забилась, точно пленница,
Волна меж серых скал.
Подумал и сказал:
— Годами я не стар еще
Рожден перед войной,
Но старше я, товарищи,
Росли не только здания,
Но улицы при мне,
Я помню их названия,
Прибитые к сосне.
Привез с собой тетрадь,
Чтоб эту всю историю
Подробно записать.
Давайте все напишем мы
Для будущих годов,
Что были леса выше мы
И старше городов!..
Крутые волны пенятся,
Вскипая на бегу.
Палатки юных ленинцев
Стоят на берегу.
ПИОНЕРАМ ВОЖАТЫМ ОКТЯБРЯТ
Я бы тоже стал вожатым
Октябрят.
Это дело интересней
Всяких дел.
На досуге я бы песни
С ними пел.
Мел бы с ними коридоры,
Школьный зал
И паркет, как полотеры,
Натирал.
С октябрятами ходил бы
Я в поход.
Вместе с ними я водил бы
И журнал,
А подчас и в кошки-мышки
Поиграл.
Я бы песни и заметки
В меру сил
Для веселой стенгазетки
Сочинил.
А когда порою вешней
Ждут скворцов,
Мы бы строили скворешни
Для птенцов.
Но боюсь, что трудно сбросить
Столько лет,
Средства нет.
Я пишу стихи ребятам,
Но навряд
Суждено мне стать вожатым
Октябрят!
ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ
День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень,
Шли куда попало
Шли куда попало
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!
КОТ И ЛОДЫРИ
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.
Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.
Не попить без грамоты,
Не поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
На коньках катаемся
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
ПОРОСЯТА
Весной поросята ходили гулять.
Счастливей не знал я семьи.
«Хрю-хрю», — говорила довольная мать,
А детки визжали: «И-и!»
Но самый визгливый из всех поросят
Сказал им: «О, братья мои!
Все взрослые свиньи «хрю-хрю» говорят,
Довольно визжать вам «и-и»!
Послушайте, братья, как я говорю.
Чем хуже я взрослой свиньи?»
Бедняжка! Он думал, что скажет «хрю-хрю»,
Но жалобно взвизгнул: «И-и!»
С тех пор перестали малютки играть,
Не рылись в грязи и в пыли.
И все оттого, что не смели визжать,
А хрюкать они не могли!
—
Мой мальчик! Тебе эту песню дарю.
Рассчитывай силы свои.
И, если сказать не умеешь «хрю-хрю»,
Визжи, не стесняясь: «И-и!»
ПРО ОДНОГО УЧЕНИКА И ШЕСТЬ ЕДИНИЦ
Пришел из школы ученик
— Где твой дневник? — спросила мать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: «Очень плохо».
Чем заслужил ты единицу?
— Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
— За это, — мать сказала строго,
— У нас отметки меньше нет!
— За что вторая единица?
Спросила старшая сестрица.
— Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
За что ты третью получил?!
— Я думал, что гипотенуза
Река Советского Союза.
— Ну, а четвертая за что?
Ответил юноша: — За то,
Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.
— А пятая? — спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.
— Задачу задали у нас.
Ее решал я целый час,
И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.
— Ну, а шестая, наконец?
Спросил рассерженный отец.
Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин…
Вздохнув, сказала мать.
И отправляйся спать!
—
Улегся на покой.
И захрапел. И в ту же ночь
Увидел сон такой.
Жужжали зебры на кустах
В июльскую жару.
Цвели, качаясь на хвостах,
Живые кенгуру.
В сыром тропическом лесу
Ловил ужей и жаб
На длинном Ванином Носу
Лежал несчастный землекоп
Без ног, без головы.
Никто не мог без слез…
— Кто от него отрезал треть?
Послышался вопрос.
— От нас разбойник не уйдет.
Найдем его следы!
Угрюмо хрюкнул бегемот
И вылез из воды.
— Я в