детьми
Хвастается силой.
Говорит он: — Эй, мальки!
Побежим вперегонки!
Объявляю летний кросс —
От крыльца к сараю.
Три щелчка мне дайте в нос,
Если проиграю!
Или я, ребята, вам
Три щелчка на память дам!
Любит Гришка обижать
Тех, кто помоложе.
Но согласен с ним бежать
Комаров Сережа.
А уж Петя Комаров
У ворот сарая
Притаился между дров,
Гришку поджидая.
Гришка бросился бежать.
Добежал он, чуть дыша,
Обливаясь потом,
И увидел малыша,
Подбежав к воротам.
Был он очень удивлен,
Даже скорчил рожу,
Оттого что принял он
Петю за Сережу.
— Слишком тихо ты бежишь! —
Говорит ему малыш. —
Сядь-ка, длинноногий,
Отдохни с дороги!
— Не хочу я отдыхать,
Побежим с тобой опять!
В десять раз быстрее
Бегать я умею!
— Ладно! — Петя говорит. —
Добежим до дома.
Кто кого опередит,
Даст щелчка другому!
Гришка кинулся бежать.
Все быстрей и все быстрей
Мчится он вприпрыжку…
А Сережа у дверей
Поджидает Гришку.
— Ну-ка, Гришка, где твой нос?
______
Говорят, что с этих пор
Не ходил ни разу
К братьям маленьким во двор
Гришка долговязый.
Приключение в дороге
По мостовой,
Взметая пыль,
Шел грузовой
На нем катили дети —
Сережа с братом Петей.
Смотрели пассажиры
На темный лес вдали.
Из городской квартиры
На дачу их везли.
На дачу, на дачу,
Пыхтя, вздымая пыль,
По мостовой горячей
Бежал автомобиль.
______
Стараясь быть построже:
— Испортишь, Петя, патефон!
Оставь кота, Сережа!
В большой корзине кот сидел,
Подушками обложенный,
И подозрительно глядел
На прут в руке Сережиной.
Был этот кот мохнат и рыж,
Не из простого рода.
В последний раз поймал он мышь
Тому назад три года.
Но тут, встревоженный прутом,
Он вылез из корзины,
Вскочил на стол, махнул хвостом
Что он займется спортом…
Сережа первый увидал
И крикнул: — Кот за бортом!
Вскричала бабушка: — Шофер!.. —
Шофер ее не слышал,
Но вот, остановив мотор,
Он из кабины вышел.
И Петя, и Сережа
Кота отправились искать.
Шофер поплелся тоже.
______
— Кота не видели? — спросил
Прохожего Сережа.
— В Москву поехал! — пробасил
Внушительно прохожий.
Играли школьники в футбол.
Один, мигнув лукаво,
Сказал: — Налево кот пошел. —
Пробрался в пригородный сад
Там на сосну он бросил взгляд
И увидал — кого же?
Сидел на ветке рыжий кот.
Он слушал щебет птичий
И ждал, что в когти попадет
Сама собой добыча.
Позвал Сережа: — Кис-кис-кис! —
Но кот слезать не думал вниз.
Еще повыше он полез,
Соседних птиц тревожа.
А Петя думал: «Кот исчез..
Теперь исчез Сережа.
Пойду попробую найти!»,
Бредет и видит по пути:
Крадется кот мохнатый.
Погнался Петя за котом,
Да опоздал немножко:
Остался Петя у крыльца
И сел на пень устало,
Решив дождаться беглеца
Во что бы то ни стало.
______
Шоферу жалуется мать:
— Ну вот, пропал Сережа,
А Петя стал его искать
И потерялся тоже!
Пошел на поиски шофер,
Старик траву в саду косил
И, весь дрожа от кашля,
Шофера шепотом спросил:
— Вот этот кот не ваш ли?
Шофер глядит: мохнатый кот
Сидит на горке, будто ждет,
И чинно лижет лапку.
— Должно быть, наш! — сказал шофер.
И вдруг, взбежав на косогор,
Схватил кота в охапку.
______
По мостовой шофер идет,
А вот идет Сережа.
У одного под мышкой кот,
И у другого тоже.
Выходит Петя из ворот,
Бежит к машине прямо.
В руках у Пети — третий кот.
Кота несет и мама.
Седая бабушка — и та
Несет под мышкою кота.
Да, к сожалению, не тот…
А тот сидит в корзине
На грузовой машине.
Он прогулялся по дворам,
На завтрак съел лягушку
И поспешил вернуться сам
На мягкую подушку.
По мостовой,
Взметая пыль,
Шел грузовой
Книжка про книжки
1
У Скворцова
Гришки
Жили-были
Книжки —
Грязные,
Лохматые,
Рваные,
Горбатые,
Без конца
И без начала,
Переплеты —
Как мочала,
На листах —
Книжки
Горько
Плакали.
2
Дрался Гришка с Мишкой.
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове —
Вместо книжки стало две.
3
Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щеголь,
А теперь, на склоне лет,
Он растрепан и раздет.
У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона,
У Крылова вырван лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист.
В географии Петрова
Нарисована корова
И написано: «Сия
География моя.
Кто возьмет ее без спросу,
Тот останется без носу!»
4
— Как нам быть? — спросили книжки. —
Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм:
— Вот что, книжки, убежим!
Растрепанный задачник,
Прошамкал им в ответ:
— Девчонки и мальчишки
Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки?
Нигде спасенья нет!
Сказали братья Гримм, —
И больше не серди нас
Брюзжанием своим!
Бежим в библиотеку,
Там книжки человеку
В обиду не дают!
— Нет, — сказала «Хижина
Дяди Тома», —
Гришкой я обижена,
Но останусь дома!
— Идем! — ответил ей Тимур. —
Ты терпелива чересчур!
— Вперед! — воскликнул Дон-Кихот.
И книжки двинулись в поход.
5
Беспризорные калеки
Входят в зал библиотеки.
Светят лампы над столом,
Блещут полки за стеклом.
В переплетах темной кожи,
Разместившись вдоль стены,
Словно зрители из ложи,
Книжки смотрят с вышины.
Вдруг
Побледнел
И стал шептать:
География в тревоге
К двери кинулась, дрожа.
В это время на пороге
Появились сторожа.
Принесли они метелки,
Стали залы убирать,
Подметать полы и полки,
Переплеты вытирать.
Чисто вымели повсюду.
И за вешалкой, в углу,
Книжек порванную груду
Увидали на полу —
Без конца и без начала,
Переплеты — как мочала,
На листах — каракули…
Сторожа заплакали:
— Разнесчастные вы книжки,
Истрепали вас мальчишки!
Отнесем мы вас к врачу,
К Митрофану Кузьмичу.
Он вас, бедных, пожалеет,
И подчистит, и подклеит,
И обрежет, и сошьет,
И оденет в переплет!
6
Песня библиотечных книг
К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные
Библиотеки!
Книжки-бродяги,
Книжки-неряхи,
Здесь из бумаги
Сошьют вам рубахи.
Из коленкора
Куртки сошьют,
Вылечат скоро
И паспорт дадут,
К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные
Библиотеки!
7
Вышли книжки из больницы,
Починили им страницы,
Переплеты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой полку указали.
Где задачники стоят.
А Тимур — с командой вместе
Встал на полку номер двести.
8
А у Гришки неудача:
Гришке задана задача.
Заглянул он под кровать,
Под столы, под табуретки,
Под диваны и кушетки.
Ищет в печке, и в ведре,
И в собачьей конуре.
Гришке горько и обидно,
А задачника не видно.
Остается — с моста в реку
Иль бежать в библиотеку!
9
Говорят, в читальный зал
И спросил у строгой тети:
— Вы тут книжки выдаете?
А в ответ со всех сторон
Закричали книжки: — Вон!
ОТ АВТОРА
Написал я эту книжку
А на днях я встретил Гришку
По дороге в Ленинград.
Он давно уже не Гришка,
У него растет сынишка,
Побывал у них я дома,
Видел полку над столом.
Там стояли за стеклом.
В переплетах — в куртках новых,
Дружно выстроившись в ряд,
Блещут книги двух Скворцовых,
Точно вышли на парад.
А живется им не худо, —
Их владельцы берегут.
Никуда не убегут!
Мастер-ломастер
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
По столярной части!
У меня охоты нет
До поделки
Мелкой.
Вот я сделаю буфет —
Это не безделка!
Смастерю я вам буфет —
Простоит он сотню лет.
Вытешу из елки
Новенькие полки.
Наверху у вас — сервиз,
А под ней — просторный низ
Для большого блюда.
Полки средних этажей
Будут для бутылок.
Пилок, ложек, вилок.
У меня, как в мастерской,
Все, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы и пила,
И топор, и два сверла,
Есть и доски у меня.
И даю вам слово,
Что до завтрашнего дня
Будет все готово!
Завизжала
Пила,
Зажужжала,
Как пчела.
Пропилила полдоски,
Вздрогнула и стала,
Будто в крепкие тиски
На ходу попала.
Я гоню ее вперед,
А злодейка не идет.
Я тяну ее назад —
Зубья в дереве трещат…
Не дается мне буфет.
Сколочу я табурет,
Чистенький и гладкий.
Вот и стал я столяром,
Заработал топором.
Я по этой части
Раз, два —
По полену.
Три, четыре —
По колену.
По полену,
По колену,
А потом
Врубился в стену.
А на лбу остался шрам.
Обойдись без табурета.
Лучше — рама для портрета.
Бабушкиной мамы.
Только в доме нашем нет
Подходящей рамы.
Взял я несколько гвоздей
И четыре планки.
Оказался в банке.
С яркой позолотой.
Заглядится вся родня
На мою работу.
От жары он пересох.
Обойдусь без клея.
Планку к планке я прибью,
Чтобы рамочку мою
Сделать попрочнее.
Как ударил молотком, —
Гвоздь свернулся червяком.
Забивать я стал другой,
Да согнулся он дугой.
Шляпку набок своротил.
Плохи гвозди у меня —
Не вобьешь их прямо.
Так до нынешнего дня
Не готова рама…
Унывать я не люблю!
Из своих дощечек
Я лучинок наколю
На зиму для печек.
Щепочки колючие,
Тонкие, горючие
Затрещат, как на пожаре,
В нашем старом самоваре.
То-то весело горят!
А ребята говорят:
— Иди,
Разводи
Ты у нас не мастер,
Ты у нас ломастер!
Про одного ученика и шесть единиц
Пришел из школы ученик
— Где твой дневник? — спросила мать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: «Очень плохо».
Чем заслужил ты единицу?
— Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
— За это, — мать сказала строго, —
— У нас отметки меньше нет! —
— За что вторая единица? —
Спросила старшая сестрица.
— Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
За что ты третью получил?!
— Я думал, что гипотенуза —
Река Советского Союза.
— Ну, а четвертая за что? —
Ответил юноша: — За то,
Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.
— А пятая? — спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.
— Задачу задали у нас.
Ее решал я целый час,
И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.
— Ну, а шестая, наконец? —
Спросил рассерженный отец.
Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин…
Вздохнув, сказала мать. —
И отправляйся спать!
______
Улегся на покой.
И захрапел. И в ту же ночь
Увидел сон такой.
Жужжали зебры на кустах
В июльскую жару.
Цвели, качаясь на хвостах,
Живые кенгуру.
В сыром тропическом лесу
Ловил ужей и жаб
На длинном Канином Носу
Лежал несчастный землекоп
Без ног, без головы.
Никто не мог без слез…
— Кто от него отрезал треть? —
Послышался вопрос.
— От нас разбойник не уйдет.
Найдем его следы! —
Угрюмо хрюкнул бегемот
И вылез из воды.
— Я в порошок его сотру! —
Воскликнул кенгуру.
— Он не уйдет из наших лап! —
Добавил баобаб.
______
Вскочил с постели ученик
В шестом часу утра.
На стуле, как вчера…
Знаки препинания
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак —
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
— Ура!
Притащился кривоносый
Задает он всем вопросы:
— Кто?
Кого?
Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие
И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые:
— Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
— Если нет над вами точки,
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: — Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой. —
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
— Нет… — сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, —
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Ставят многоточие…
Удивился: — То есть как? —
Возмутился: — То есть как!
— Так, — сказала точка,
Точка-одиночка. —
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Кот и лодыри
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.
Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь