Скачать:PDFTXT
Сочинения в четырех томах. Том первый. Стихи, сказки, песни

детьми

Хвастается силой.

Говорит он: — Эй, мальки!

Побежим вперегонки!

Объявляю летний кросс

От крыльца к сараю.

Три щелчка мне дайте в нос,

Если проиграю!

Или я, ребята, вам

Три щелчка на память дам!

Любит Гришка обижать

Тех, кто помоложе.

Но согласен с ним бежать

Комаров Сережа.

А уж Петя Комаров

У ворот сарая

Притаился между дров,

Гришку поджидая.

Раз-два-три-четыре-пять!

Гришка бросился бежать.

Добежал он, чуть дыша,

Обливаясь потом,

И увидел малыша,

Подбежав к воротам.

Был он очень удивлен,

Даже скорчил рожу,

Оттого что принял он

Петю за Сережу.

Слишком тихо ты бежишь! —

Говорит ему малыш. —

Сядь-ка, длинноногий,

Отдохни с дороги!

— Не хочу я отдыхать,

Побежим с тобой опять!

В десять раз быстрее

Бегать я умею!

— Ладно! — Петя говорит. —

Добежим до дома.

Кто кого опередит,

Даст щелчка другому!

Раз-два-три-четыре-пять!

Гришка кинулся бежать.

Все быстрей и все быстрей

Мчится он вприпрыжку

А Сережа у дверей

Поджидает Гришку.

— Ну-ка, Гришка, где твой нос?

Проиграл ты этот кросс!

______

Говорят, что с этих пор

Не ходил ни разу

К братьям маленьким во двор

Гришка долговязый.

Приключение в дороге

По мостовой,

Взметая пыль,

Шел грузовой

Автомобиль.

На нем катили дети

Сережа с братом Петей.

А рядом, охраняя кладь,

Сидели бабушка и мать.

Смотрели пассажиры

На темный лес вдали.

Из городской квартиры

На дачу их везли.

На дачу, на дачу,

Пыхтя, вздымая пыль,

По мостовой горячей

Бежал автомобиль.

______

Ворчала бабушка сквозь сон,

Стараясь быть построже:

— Испортишь, Петя, патефон!

Оставь кота, Сережа!

В большой корзине кот сидел,

Подушками обложенный,

И подозрительно глядел

На прут в руке Сережиной.

Был этот кот мохнат и рыж,

Не из простого рода.

В последний раз поймал он мышь

Тому назад три года.

Но тут, встревоженный прутом,

Он вылез из корзины,

Вскочил на стол, махнул хвостом

И — прыг за борт машины!

Никто никак не ожидал,

Что он займется спортом…

Сережа первый увидал

И крикнул: — Кот за бортом!

Вскричала бабушка: — Шофер!.. —

Шофер ее не слышал,

Но вот, остановив мотор,

Он из кабины вышел.

Сейчас же бабушка, и мать,

И Петя, и Сережа

Кота отправились искать.

Шофер поплелся тоже.

______

— Кота не видели? — спросил

Прохожего Сережа.

— В Москву поехал! — пробасил

Внушительно прохожий.

Играли школьники в футбол.

Один, мигнув лукаво,

Сказал: — Налево кот пошел. —

Другой сказал: — Направо.

Пробрался в пригородный сад

Сквозь изгородь Сережа.

Там на сосну он бросил взгляд

И увидал — кого же?

Сидел на ветке рыжий кот.

Он слушал щебет птичий

И ждал, что в когти попадет

Сама собой добыча.

Позвал Сережа: — Кис-кис-кис! —

Но кот слезать не думал вниз.

Еще повыше он полез,

Соседних птиц тревожа.

А Петя думал: «Кот исчез..

Теперь исчез Сережа.

Пойду попробую найти!»,

Пошел искать он брата.

Бредет и видит по пути:

Крадется кот мохнатый.

Погнался Петя за котом,

Да опоздал немножко:

Пушистый кот в соседний дом

Шмыгнул через окошко.

Остался Петя у крыльца

И сел на пень устало,

Решив дождаться беглеца

Во что бы то ни стало.

______

Шоферу жалуется мать:

— Ну вот, пропал Сережа,

А Петя стал его искать

И потерялся тоже!

Пошел на поиски шофер,

Вошел в ворота дома

И невзначай попал во двор,

Где жил старик знакомый.

Старик траву в саду косил

И, весь дрожа от кашля,

Шофера шепотом спросил:

— Вот этот кот не ваш ли?

Шофер глядит: мохнатый кот

Сидит на горке, будто ждет,

И чинно лижет лапку.

Должно быть, наш! — сказал шофер.

И вдруг, взбежав на косогор,

Схватил кота в охапку.

______

По мостовой шофер идет,

А вот идет Сережа.

У одного под мышкой кот,

И у другого тоже.

Выходит Петя из ворот,

Бежит к машине прямо.

В руках у Пети — третий кот.

Кота несет и мама.

Седая бабушка — и та

Несет под мышкою кота.

Хороший кот, пушистый кот,

Да, к сожалению, не тот…

А тот сидит в корзине

На грузовой машине.

Он прогулялся по дворам,

На завтрак съел лягушку

И поспешил вернуться сам

На мягкую подушку.

По мостовой,

Взметая пыль,

Шел грузовой

Автомобиль.

Книжка про книжки

1

У Скворцова

Гришки

Жили-были

Книжки —

Грязные,

Лохматые,

Рваные,

Горбатые,

Без конца

И без начала,

Переплеты —

Как мочала,

На листах —

Каракули.

Книжки

Горько

Плакали.

2

Дрался Гришка с Мишкой.

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове —

Вместо книжки стало две.

3

Горько жаловался Гоголь:

Был он в молодости щеголь,

А теперь, на склоне лет,

Он растрепан и раздет.

У бедняги Робинзона

Кожа содрана с картона,

У Крылова вырван лист,

А в грамматике измятой

На странице тридцать пятой

Нарисован трубочист.

В географии Петрова

Нарисована корова

И написано: «Сия

География моя.

Кто возьмет ее без спросу,

Тот останется без носу!»

4

— Как нам быть? — спросили книжки. —

Как избавиться от Гришки?

И сказали братья Гримм:

— Вот что, книжки, убежим!

Растрепанный задачник,

Ворчун и неудачник,

Прошамкал им в ответ:

— Девчонки и мальчишки

Везде калечат книжки.

Куда бежать от Гришки?

Нигде спасенья нет!

— Умолкни, старый минус, —

Сказали братья Гримм, —

И больше не серди нас

Брюзжанием своим!

Бежим в библиотеку,

В свободный наш приют, —

Там книжки человеку

В обиду не дают!

— Нет, — сказала «Хижина

Дяди Тома», —

Гришкой я обижена,

Но останусь дома!

— Идем! — ответил ей Тимур. —

Ты терпелива чересчур!

— Вперед! — воскликнул Дон-Кихот.

И книжки двинулись в поход.

5

Беспризорные калеки

Входят в зал библиотеки.

Светят лампы над столом,

Блещут полки за стеклом.

В переплетах темной кожи,

Разместившись вдоль стены,

Словно зрители из ложи,

Книжки смотрят с вышины.

Вдруг

Задачник

Неудачник

Побледнел

И стал шептать:

Шестью восемь

Сорок восемь,

Пятью девять

Сорок пять!

География в тревоге

К двери кинулась, дрожа.

В это время на пороге

Появились сторожа.

Принесли они метелки,

Стали залы убирать,

Подметать полы и полки,

Переплеты вытирать.

Чисто вымели повсюду.

И за вешалкой, в углу,

Книжек порванную груду

Увидали на полу —

Без конца и без начала,

Переплеты — как мочала,

На листах — каракули

Сторожа заплакали:

— Разнесчастные вы книжки,

Истрепали вас мальчишки!

Отнесем мы вас к врачу,

К Митрофану Кузьмичу.

Он вас, бедных, пожалеет,

И подчистит, и подклеит,

И обрежет, и сошьет,

И оденет в переплет!

6

Песня библиотечных книг

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные

Библиотеки!

Книжки-бродяги,

Книжки-неряхи,

Здесь из бумаги

Сошьют вам рубахи.

Из коленкора

Куртки сошьют,

Вылечат скоро

И паспорт дадут,

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные

Библиотеки!

7

Вышли книжки из больницы,

Починили им страницы,

Переплеты, корешки,

Налепили ярлыки.

А потом в просторном зале

Каждой полку указали.

Встал задачник в сотый ряд,

Где задачники стоят.

А Тимур — с командой вместе

Встал на полку номер двести.

Словом, каждый старый том

Отыскал свой новый дом.

8

А у Гришки неудача:

Гришке задана задача.

Стал задачник он искать.

Заглянул он под кровать,

Под столы, под табуретки,

Под диваны и кушетки.

Ищет в печке, и в ведре,

И в собачьей конуре.

Гришке горько и обидно,

А задачника не видно.

Что тут делать? Как тут быть?

Где задачник раздобыть?

Остается — с моста в реку

Иль бежать в библиотеку!

9

Говорят, в читальный зал

Мальчик маленький вбежал

И спросил у строгой тети:

— Вы тут книжки выдаете?

А в ответ со всех сторон

Закричали книжки: — Вон!

ОТ АВТОРА

Написал я эту книжку

Много лет тому назад,

А на днях я встретил Гришку

По дороге в Ленинград.

Он давно уже не Гришка,

А известный инженер.

У него растет сынишка,

Очень умный пионер.

Побывал у них я дома,

Видел полку над столом.

Пятьдесят четыре тома

Там стояли за стеклом.

В переплетах — в куртках новых,

Дружно выстроившись в ряд,

Блещут книги двух Скворцовых,

Точно вышли на парад.

А живется им не худо, —

Их владельцы берегут.

Никогда они отсюда

Никуда не убегут!

Мастер-ломастер

Я учиться не хочу.

Сам любого научу.

Я — известный мастер

По столярной части!

У меня охоты нет

До поделки

Мелкой.

Вот я сделаю буфет

Это не безделка!

Смастерю я вам буфет

Простоит он сотню лет.

Вытешу из елки

Новенькие полки.

Наверху у вас — сервиз,

Чайная посуда.

А под ней — просторный низ

Для большого блюда.

Полки средних этажей

Будут для бутылок.

Будет ящик для ножей,

Пилок, ложек, вилок.

У меня, как в мастерской,

Все, что нужно, под рукой:

Плоскогубцы и пила,

И топор, и два сверла,

Молоток,

Рубанок,

Долото,

Фуганок.

Есть и доски у меня.

И даю вам слово,

Что до завтрашнего дня

Будет все готово!

Завизжала

Пила,

Зажужжала,

Как пчела.

Пропилила полдоски,

Вздрогнула и стала,

Будто в крепкие тиски

На ходу попала.

Я гоню ее вперед,

А злодейка не идет.

Я тяну ее назад

Зубья в дереве трещат…

Не дается мне буфет.

Сколочу я табурет,

Не хромой, не шаткий,

Чистенький и гладкий.

Вот и стал я столяром,

Заработал топором.

Я по этой части

Знаменитый мастер!

Раз, два —

По полену.

Три, четыре

По колену.

По полену,

По колену,

А потом

Врубился в стену.

Топорищепополам,

А на лбу остался шрам.

Обойдись без табурета.

Лучше — рама для портрета.

Есть у дедушки портрет

Бабушкиной мамы.

Только в доме нашем нет

Подходящей рамы.

Взял я несколько гвоздей

И четыре планки.

Да на кухне старый клей

Оказался в банке.

Будет рама у меня

С яркой позолотой.

Заглядится вся родня

На мою работу.

Только клей столярный плох:

От жары он пересох.

Обойдусь без клея.

Планку к планке я прибью,

Чтобы рамочку мою

Сделать попрочнее.

Как ударил молотком, —

Гвоздь свернулся червяком.

Забивать я стал другой,

Да согнулся он дугой.

Третий гвоздь заколотил —

Шляпку набок своротил.

Плохи гвозди у меня —

Не вобьешь их прямо.

Так до нынешнего дня

Не готова рама

Унывать я не люблю!

Из своих дощечек

Я лучинок наколю

На зиму для печек.

Щепочки колючие,

Тонкие, горючие

Затрещат, как на пожаре,

В нашем старом самоваре.

То-то весело горят!

А ребята говорят:

— Иди,

Столяр,

Разводи

Самовар.

Ты у нас не мастер,

Ты у нас ломастер!

Про одного ученика и шесть единиц

Пришел из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

— Где твой дневник? — спросила мать.

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

Увидев надпись: «Очень плохо».

Узнав, что сын такой лентяй,

Отец воскликнул: — Негодяй!

Чем заслужил ты единицу?

— Я получил ее за птицу.

В естествознании я слаб:

Назвал я птицей баобаб.

— За это, — мать сказала строго, —

И единицы слишком много!

— У нас отметки меньше нет! —

Промолвил мальчик ей в ответ.

— За что вторая единица? —

Спросила старшая сестрица.

— Вторую, если не совру,

Я получил за кенгуру.

Я написал в своей тетрадке,

Что кенгуру растут на грядке.

Отец воскликнул: — Крокодил,

За что ты третью получил?!

— Я думал, что гипотенуза

Река Советского Союза.

— Ну, а четвертая за что? —

Ответил юноша: — За то,

Что мы с Егоровым Пахомом

Назвали зебру насекомым.

— А пятая? — спросила мать,

Раскрыв измятую тетрадь.

— Задачу задали у нас.

Ее решал я целый час,

И вышло у меня в ответе:

Два землекопа и две трети.

— Ну, а шестая, наконец? —

Спросил рассерженный отец.

Учитель задал мне вопрос:

Где расположен Канин Нос?

А я не знал, который Канин,

И указал на свой и Ванин…

— Ты очень скверный ученик, —

Вздохнув, сказала мать. —

Возьми ужасный свой дневник

И отправляйся спать!

______

Ленивый сын поплелся прочь,

Улегся на покой.

И захрапел. И в ту же ночь

Увидел сон такой.

Жужжали зебры на кустах

В июльскую жару.

Цвели, качаясь на хвостах,

Живые кенгуру.

В сыром тропическом лесу

Ловил ужей и жаб

На длинном Канином Носу

Крылатый баобаб.

А где-то меж звериных троп,

Среди густой травы,

Лежал несчастный землекоп

Без ног, без головы.

На это зрелище смотреть

Никто не мог без слез…

— Кто от него отрезал треть? —

Послышался вопрос.

— От нас разбойник не уйдет.

Найдем его следы! —

Угрюмо хрюкнул бегемот

И вылез из воды.

— Я в порошок его сотру! —

Воскликнул кенгуру.

— Он не уйдет из наших лап! —

Добавил баобаб.

______

Вскочил с постели ученик

В шестом часу утра.

Пред ним лежал его дневник

На стуле, как вчера…

Знаки препинания

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал

Чудак

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

— Ура!

Долой!

Караул!

Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задает он всем вопросы:

— Кто?

Кого?

Откуда?

Как?

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие

И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые:

— Мы особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

— Если нет над вами точки,

Запятаязнак пустой! —

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,

Закричало: — Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой. —

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

— Нет… — сказало многоточие,

Еле глазками ворочая, —

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие

Вопросительный знак

Удивился: — То есть как? —

Восклицательный знак

Возмутился: — То есть как!

— Так, — сказала точка,

Точка-одиночка. —

Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

Кот и лодыри

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идет.

Спрашивают лодыри

У него:

— Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

— Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте

Не учен.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь

Скачать:PDFTXT

детьми Хвастается силой. Говорит он: — Эй, мальки! Побежим вперегонки! Объявляю летний кросс — От крыльца к сараю. Три щелчка мне дайте в нос, Если проиграю! Или я, ребята, вам