Скачать:PDFTXT
Статьи, выступления, заметки, воспоминания

книготорговец. Созданное им печатно-издательское предприятие выпускало самую разнообразную литературу, в том числе и низкосортную.

34 Асбьернсен Петер Кристен (1812-1885) — крупный норвежский фольклорист. Вместе с Иергеном My издал «Норвежские народные сказки» (1841), затем — «Норвежские волшебные сказки и народные сказания» (1845-1848).

35 Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) — немецкий писатель-романтик. Для детей им написаны «Щелкунчик л мышиный король», «Чужое дитя» и др.

36 Гауф Вильгельм (1802-1827) — немецкий писатель-романтик, автор сказок, в которых использованы сюжеты и образы немецкого фольклора и мотивы восточных сказок.

37 Лабуле Эдуард-Рене (1811-1883) — французский публицист, ученый и общественный деятель, автор сказки-памфлета «Принц-собачка» и нескольких серий политических сказок.

38 Топпелиус Захарий (1818-1898) — шведско-финский поэт и прозаик, автор сказок для детей.

39 В круг детского чтения вошли следующие произведения Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888): «Лягушка-путешественница» (1887) и «Attalea princeps» (1880).

40 Кроме «Корейских сказок», из произведений Н. Гарина (псевдоним Михайловского Николая Георгиевича, 1852-1906) вошли в круг детского чтения повести «Детство Темы» (1892) и «Гимназисты» (1893).

41 «Тысяча и одна ночь» — арабские сказки, получившие мировую известность после появления французского перевода А. Галлана (начало XVIII в.). Специально для детей выпускается в России с середины XIX века («Аладдин и волшебная лампа», «Алибаба и сорок разбойников», «Синдбад-мореход» и др.).

42 Перро Шарль (1628-1703) — французский писатель. Известен сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с моральными наставлениями» (1697), куда вошли сказки «Красная Шапочка», «Золушка» и др., созданные на основе фольклора.

43 Братья Гримм, Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) — немецкие ученые-филологи. Им принадлежит знаменитый сборник «Детских и семейных сказок» (2 тт., 1812-1814).

44 Киплинг Редьярд Джозеф (1865-1936) — английский писатель. Ему принадлежат сборник «Просто так сказки для маленьких детей» (1902) и «Книга джунглей» (1894-1895).

45 Ричард Львиное Сердцеположительный персонаж романа английского писателя В. Скотта «Айвенго».

46 Имеется в виду следующее высказывание К. Маркса из его работы «Теория прибавочной стоимости»: «…Так как в механике и т. д. мы ушли дальше древних, то почему бы нам не создать и свой эпос? И вот взамен «Илиады» появляется «Генриада» («К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве», т. I, «Искусство», М. 1967, стр. 175).

47 В 20-30-х годах группа критиков-вульгаризаторов под предлогом защиты детей от влияния буржуазной идеологии, от мистицизма и суеверия объявила вредным любое использование фантазии и вымысла в детских книгах. Была сделана попытка наложить запрет на произведения народного творчества, в частности, на сказку. Еще большее недоверие этим критикам внушала современная сказка, прежде всего, произведения Чуковского (см. об этом главу «Борьба за сказку» в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти»). Эти же «теоретики» детского чтения выступали против игрового начала в литературе для детей, утверждая, что «с ребенком надо говорить всерьез». Статья под таким названием появилась в 1929 году на страницах «Литературной газеты» (э 37, 30 декабря). Ее автор, Е. Флерина — председатель комиссии по детской книге НКП РСФСР, поддерживала нападки на Маршака и Чуковского (Д. Кальм, Против халтуры в детской литературе. — » «Литературная газета», 1929, э 35, 16 декабря). Е. Флерина писала, в частности, что не стоило бы говорить о Чуковском и Маршаке, «если бы они не создавали направления, если бы объединение на их платформе вокруг журнала «Еж» и Ленгиза не было бы столь организованным и значительным по талантливости авторов данной группы. Мы далеки от того, чтобы ставить знак равенства между К. Чуковским и С. Маршаком, но в основе своих тенденций они солидаризируются. Тенденция позабавить ребенка, дурачество, анекдот, сенсация и трюки даже в серьезных общественно-политических темах — это есть не что иное, как _недоверие к теме и недоверие, неуважение к ребенку, с которым не хотят говорить всерьез о серьезных вещах»_. Против подобной трактовки деятельности С. Я. Маршака протестовали К. Федин, В. Каверин, Б. Пастернак и многие другие (см. «Литературная газета», 1929, э 37, 30 декабря). В защиту Ленинградской редакции и ее творческих принципов выступил А. М. Горький (см. статьи: «Человек, уши которого заткнуты ватой». — «Правда», 1930, э 19, 19 января, и «О безответственных людях и о детской книге наших дней». — «Правда», 1930, э 68, 10 марта).

Постановление ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по улучшению детской и юношеской печати» (1928) и «Об издательстве «Молодая гвардия» (1931) указали на порочность идеологических позиций вульгаризаторской критики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей А. М. Горький уделил особое место роли сказки в социальном воспитании.

48 Доде Альфонс (1840-1897) — французский писатель. Для детей и подростков издавалась «Прекрасная нивернезка» (1886), «Малыш» (1868), «Удивительные приключения Тартарена из Тараскона» (1872).

49 Ожешко Элиза (1841-1910) — польская писательница. Некоторые ее рассказы о тяжелой жизни крестьян издавались для детей — «Добрая пани» (1883) и др.

50 Конопницкая Мария Юзефовна (1842-1910) — польская писательница. В России для детей издавались ее произведения: «История о гномах и о сиротке Марысе» (1895), «Мендель Гданьский» (1889) и др.

51 «Задушевное слово» (1877-1918) — детский журнал благонамеренного направления. Издавался для детей младшего и среднего возраста. Печатал статьи познавательного характера, оригинальные и переводные стихи, рассказы, повести. Значительное место на страницах журнала занимали рассказы и повести Л. Чарской. Более подробный отзыв Маршака об этом журнале см. в статье «О наследстве и наследственности» (т. 7 наст. изд.).

52 Донон — содержатель известного в свое время петербургского ресторана.

53 Фильдинг Генри (1707-1754) — английский писатель, автор романа «История Тома Джонса, Найденыша» (1749).

54 Речь идет о героине романа Чарлза Диккенса (1812-1870) «Домби и сын».

55 Ряд романов Чарлза Диккенса, принадлежащих к жанру «романа воспитания», стали излюбленным детским чтением: «Приключения Оливера Твиста» (1838, русск. пер. — 1841), «Домби и сын» (1848, русск. пер. — 1847-1848), «Дэвид Копперфильд» (1849, русск. пер. — 1849), «Большие ожидания» (1861, русск. пер. — 1861) и др.

56 Такие произведения Виктора Гюго (1802-1885), как «Ган Исландец» (1823, русск. пер. — 1833), «Бюг Жаргаль» (1826, русск. пер. — 1887), «Собор Парижской богоматери» (1831, русск. пер. — 1862), «Отверженные» (1862, русск. пер. — 1862), «Труженики моря» (1866, русск. пер. — 1866), «Человек, который смеется» (1869, русск. пер. — 1869), вошди в круг чтения детей всего мира.

57 Купер Джеймс Фенимор (1789-1851) — американский писатель. Среди подростков пользуются популярностью его романы, посвященные североамериканским индейцам («Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан», «Кожаный чулок» и «Прерия») и морской теме («Лоцман» и др.).

58 Льюис Кэрролл (псевдоним Чарлза Латуиджа Доджсона, 1832-1898) английский детский писатель, священник и математик, профессор Оксфордского университета, автор сказочной повести «Алиса в стране чудес» (1865) и ее продолжения — «В Зазеркалье» (1871).

59 Станюкович Константин Михайлович (1843-1903) — русский писатель. Его книги «Морские рассказы», «Вокруг света на «Коршуне» и повесть «Севастопольский мальчик» вошли в круг чтения детей и юношества.

60 Лукашевич Клавдия Владимировна (1859-1937) -детская писательница, выступавшая в разных жанрах (повести, рассказы, пьесы, биографии великих людей). В рассказах из народной жизни идеализировала крестьянский быт. См. более подробную характеристику ее творчества в статье Маршака «О наследстве и наследственности…» (т. 7 наст. изд.).

61 Повесть Александра Сергеевича Неверова (псевдоним Скобелева, 1886-1923) «Ташкент — город хлебный» (в переработке для детей — «Мишка Додонов», 1925) была одним из самых популярных произведений детской литературы 20-х годов.

62 Бляхин Павел Андреевич (1887-1961) — автор повести «Красные дьяволята», которая пользовалась большим успехом в 20-е годы. «С нею, в сущности, впервые в детскую книгу входила революционная героическая темаПовесть Н. Бляхина являлась, с одной стороны, попыткой заменить бульварную, переводную приключенческую литературу, оживавшую в годы нэпа, и одновременно — вывести на страницы детской книги нового юного героя, воодушевленного идеалом современной революционной борьбы. В этом было значение этой повести, хотя исключительные ситуации в ней заслоняли характеры и мешали создать жизненный образ юного героя» (Л. И. Тимофеев, Введение. — В кн.: История русской советской литературы, т. I. Изд-во АН СССР, М. 1958, стр. 80).

63 Григорьев (псевдоним Сергея Тимофеевича Григорьева-Патрашкина, 1875-1953). Впервые выступил в детской литературе с рассказом «Красный бакен» (1923). Повести, упоминаемые Маршаком, разрабатывали историко-революционную тему в творчестве писателя. Григорьев был одним из зачинателей исторической повести для детей («Берко-кантонист» — 1927, «Мальчий бунт» — 1925) и принял участие в создании научно-художественной и фантастической литературы («Гибель Британии» -1926, «Радио на Маре-Сале», 1929).

64 Повесть Льва Евгеньевича Остроумова (1892-1955) «Макар-Следопыт» (кн. 1-3, 1925-1928) рассказывала о приключениях деревенского паренька, ставшего в годы гражданской войны разведчиком в Красной Армии, и пользовалась большой популярностью в детской аудитории.

65 «Родина» (1879-1917) — иллюстрированный журнал с большим количеством бесплатных приложений. Авторы, печатавшиеся в журнале, в стихах и прозе прославляли царствующий дом.

66 Кожевников Алексей Бенедиктович (р. 1891) в 20-30-х годах писал в основном для детей, был постоянным сотрудником пионерской периодической печати.

67 «Мир приключений» (1910-1930) — сначала ежемесячный иллюстрированный сборник, с 1914 года — журнал, печатавший романы, повести, рассказы.

68 «Всемирный следопыт» (1925-1931) — журнал, печатавший приключения, путешествия и краеведческие статьи.

69 Кервуд Джеймс Оливер (1878-1927) — канадский писатель, охотник, натуралист и путешественник, автор авантюрно-психологических романов и повестей о животных («Казан» — 1914, «Гризли» — 1917 и др.).

70 Лоскутов Михаил Петрович (1906-1943) издал для детей две книги об освоении пустыни: «Тринадцатый караван. Записи о пустыне Кара-Кум», «Молодая гвардия», М. 1933, и «Рассказы о дорогах», Детгиз, М. 1935.

71 Речь идет о книге М. Ильина (псевдоним Ильи Яковлевича Маршака, 1896-1953) «Горы и люди (Рассказы о перестройке природы)».

72 Григорьев Николай Федорович (р. 1896) — детский писатель. В детской литературе начал работать с 1931 года при творческой поддержке С. Я. Маршака.

73 Имеется в виду книга Константина Дмитриевича Золотовского (р. 1904) «Подводные мастера (Повесть о водолазах)», «Молодая гвардия», Л. — М. 1933, над редактированием которой, по свидетельству В. Беляева, много поработал С. Я. Маршак (см. сб. «Я думал, чувствовал, я жил…», «Советский писатель», М. 1971).

74 Речь идет о романе Жюля Верна «Путешествия и приключения капитана Гаттераса» (1866).

75 Сетон-Томпсон Эрнест (1860-1946) — канадский писатель и художник-анималист. Его книги «Животные-герои», «Маленькие дикари», «Рольф в лесах» многократно издавались для детей.

76 Роберте Чарлз (1860-1943) — канадский писатель, последователь Сетон-Томпсона. Одно из лучших его произведений- «Рыжий лис» (русск. пер. 1905).

77 Лонг Вильям (1866-1952) — американский писатель, автор книг «Школа лесов» (русск. пер. — 1905-1907), «В царстве птиц» (русск. пер. — 1905), «Чаплаган» (русск. пер. — 1904).

78 Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954)русский писатель. Для детей им созданы: «Матрешка в картошке» (1925), «Ярик» (1927), «Еж» (1928), «Рассказы егеря Михал Михалыча» (1928) и др. Итог работы писателя для ребят — сборник

Скачать:PDFTXT

Статьи, выступления, заметки, воспоминания Маршак читать, Статьи, выступления, заметки, воспоминания Маршак читать бесплатно, Статьи, выступления, заметки, воспоминания Маршак читать онлайн