Павла слушателям Слова делиться всяким имуществом с теми, кто учит. Он говорит коринфянам (1Кор.9:11): “Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?” Посему прихожанам следует служить в материальных нуждах тем, от кого они получают блага духовные. Однако ныне крестьяне, городской люд и дворяне только злоупотребляют нашим учением о том, как стать богатым. Прежде, под властью папы, не было никого, кто бы ежегодно не платил священникам за так называемые ежегодные мессы , заупокойные и т.д. Нищенствующие монахи также получали свое. Торговля с Римом и ежедневные пожертвования тоже кое-что давали. Наш народ был освобожден Евангелием от этих и от других бесчисленных вымогательств. Но люди столь далеки от благодарности за эту свободу, что они из щедрых жертвователей сделались ворами и разбойниками, не дающими даже малого пожертвования ни ради Евангелия и его служителей, ни ради бедного святого. Это наивернейший признак того, что они уже утратили Слово, веру и отлучили себя от нашего благовестия, ибо невозможно, чтобы истинно верующие позволяли своим пасторам терпеть нужду. Но из-за того, что они шутят и смеются, когда их пасторы терпят какие-либо несчастья, и из-за того, что они отказывают им в поддержке, либо не поддерживают их так преданно, как следовало бы,— они, конечно же, хуже язычников. Скоро они на собственном опыте узнают, какие беды последуют за этою неблагодарностью, ибо они лишатся своих материальных и духовных благ. Суровое наказание должно последовать за этим грехом. Я уверен, что единственная причина, по которой церкви Галатии, Коринфа и др. так смущались лжеапостолами, заключалась в том, что они пренебрегали своими собственными преданными наставниками. В конце концов, в высшей степени справедливо, что отказывающий в гроше Богу, предлагающему ему всякое благо и жизнь вечную, должен кончить, давая золотую монету дьяволу, предлагающему ему всяческие несчастья и вечную погибель. Всякий, кто не желает служить Богу в малом ради собственной огромной пользы, пусть в большом служит дьяволу, к собственному величайшему ущербу. Только теперь, когда сияет Слово, мы можем наконец видеть, чем является мир и дьявол.
Когда Павел говорит: “Всяким добром”, это не следует понимать в том смысле, что каждый должен делиться со своим проповедником всем своим имуществом. Нет, это означает, что ему следует обеспечивать проповедника свободно, давая ему столько, сколько необходимо для поддержания его жизни в удобстве. Слово ????????????? известно каждому, кто знает греческий.
7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.
Апостол столь серьезен в отстаивании этого вопроса о поддержке проповедников, что к своим обличениям и увещеваниям добавляет угрозу, говоря: “Бог поругаем не бывает”. Этим он попадает не в бровь, а в глаз , насколько это имеет отношение ко нравам наших соотечественников. В своей крайней самоуверенности они свысока смотрят на наше служение, считая его некою разновидностью шутки или игры. И поэтому они, в особенности дворяне, пытаются подчинить себе своих пасторов, как если бы те были низкими рабами. Если бы у нас не было государя, благочестивого и любящего истину , они бы уже давно прогнали нас с этой земли. Когда пасторы просят свою плату или жалуются на то, что терпят нужду, соотечественники восклицают: “Священники алчны! они хотят полного изобилия. Никто не может утолить их ненасытную алчность. Если бы они были истинными евангелистами, то им следовало бы оставить всякое личное имущество, следуя за нищим Христом как нищие и терпя всяческие унижения”. Здесь Павел высказывает ужасную угрозу в адрес прекрасных людей подобного рода, совершающих такие вещи и при этом желающих производить впечатление, что они не шутят, но что они являются истинными евангелистами, благоговейно поклоняющимися Богу. “Не обманывайтесь, — говорит Павел, — Бог поругаем не бывает”. Это как если бы он говорил: “Конечно, вы обманули не Бога, но только самих себя. Не вы будете смеяться над Богом, но Бог посмеется над вами” (Пс.2:4). Хорошо известен стих, провозглашающий: “Ты обманываешь не Меня, своего Учителя, но самого себя” . Однако своевольных дворян и крестьянское сословие вовсе не трогает эта ужасная угроза. Но когда наступит агония, они выяснят, обманывали ли они самих себя или нас (хотя в действительности не нас, а, как говорит здесь Павел, Самого Бога). И из-за того, что они высокомерно презирают наши предупреждения, мы говорим это ради собственного утешения, поскольку знаем, что лучше претерпеть обиду, чем нанести ее, ибо терпение всегда невинно. Кроме того, Бог не позволит нам, Его служителям, погибнуть от голода. Но когда богатые будут терпеть нужду и голод, Он будет кормить нас, и в дни голода будет нас обеспечивать.
Что посеет человек, то и пожнет.
Все это относится к теме поддержки служителей. Я не люблю толковать такие фрагменты, ибо кажется, что они прельщают нас, что они в действительности и делают. К тому же если усердно выпячивать эти вопросы перед своими слушателями, это придаст вам алчный вид. Тем не менее людей следует учить и на сей предмет, чтобы они знали, что обязаны уважать и поддерживать своих проповедников. Христос учит тому же самому (Лк.10:7): “Ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои”, и Павел говорит в другом фрагменте (1Кор.9:13-14): “Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования”. Нам, находящимся в служении, важно знать это, чтобы не омрачать свою совесть фактом принятия платы за нашу работу, берущейся из папского имущества. Хотя оно и было нажито явным обманом, все же Бог лишил египтян (Исх.3:22), т.е. папистов, их имущества, передав его добродетельным и благочестивым. Этого не происходит, если дворяне захватывают его, конфискуя для собственного употребления; это происходит тогда, когда провозглашающие славу Господню и преданно наставляющие молодежь получают из него средства к существованию. Невозможно, чтобы один человек занимался своими домашними обязанностями день и ночь ради содержания себя и одновременно уделял внимание изучению Священного Писания, как этого требует учительское служение. Поскольку Бог внушает и устанавливает это, нам следует знать, что мы можем с доброю совестью пользоваться тем из церковного имущества, что дает достаточную поддержку нашей жизни, чтобы давать нам возможность посвящать себя своему долгу. И никто не должен позволять себе никаких угрызений совести по этому поводу, как если бы пользоваться этою собственностью было недопустимо.
8. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
Здесь Павел добавляет метафору и аллегорию. Он применяет общее утверждение о сеянии к частному случаю обеспечения служителей, говоря: “Сеющий в дух, — т.е. обеспечивающий проповедников Слова, — совершает духовный труд и пожнет жизнь вечную”. Далее вопрос заключается в том, достойны ли мы вечной жизни благодаря добрым делам, ибо это то, что Павел, очевидно, утверждает в данном фрагменте. Ранее (гл. 3) мы обсуждали достаточно продолжительно фрагменты, говорящие о труде и вознаграждении . Особенно необходимо, следуя примеру Павла, побуждать верующих совершать добрые дела, т.е. развивать их веру добрыми делами, ибо если эти дела не сопутствуют вере, это несомненнейший из существующих признаков неподлинности веры. Посему Апостол говорит: “Сеющий в плоть свою , — т.е. тот, кто не делится ничем со служителями Слова, а кормится лишь сам, заботясь только о себе, как желает его плоть, — от плоти пожнет тление не только в грядущей жизни, но даже в жизни настоящей. Имущество нечестивых разрушится, и в конце концов сами они жалким образом сгинут”. Апостол ревностно увещевает прихожан быть щедрыми к своим проповедникам. Скверно, если злоба и неблагодарность людская такова, что предупреждения подобного рода необходимы в церквях.
Энкратиты поносят этот фрагмент и, отстаивая свое фанатическое убеждение против брака, истолковывают его следующим образом: “Сеющий в плоть, пожнет тление, т.е. тот, кто женится, будет проклят. Посему жена есть нечто, заслуживающее проклятия, а сам брак есть зло, ибо в нем мы сеем в плоть” . Эти непотребные скоты настолько лишились здравого смысла, что вовсе не поняли, о чем говорит Апостол. Я предостерегаю вас от этого, чтобы вы могли видеть, что дьявол через своих посредников с легкостью может отвращать простые сердца от истины. Скоро у него будет неисчислимое множество таких посредников. По существу, в Германии их уже много, потому что верующих преследуют и убивают в одних местах и презирают их в других. Давайте же вооружаться против этих и им подобных заблуждений. Давайте учиться постигать подлинный смысл Писания. Как может видеть любой человек, вооруженный обычным здравым смыслом, Павел не говорит здесь о браке, он говорит о поддержании служителей церкви. И хотя это поддержание материальное, он все-таки называет его “сеянием в дух”. С другой стороны, скаредность в деньгах и своекорыстие он называет “сеянием в плоть”. Он провозглашает совершающего первое благословенным как в этой, так и в грядущей жизни, а совершающего второе — проклятым как в этой жизни, так и в грядущей.
9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
Поскольку Павел собирается заканчивать послание, он переходит от частного к общему и наставляет нас ко всяким добрым делам, как бы говоря: “Давайте будем добрыми и великодушными не только к служителям Слова, но и ко всем людям, и давайте не будем унывать”. Ибо легко сделать добро раз или два, но продолжать совершать его все время, не обращая внимания на неблагодарность или злобу тех, кому помогаешь,— это труд, и труд тяжкий. Посему он призывает нас не только делать добро, но также не унывать, делая добро. Чтобы убедить нас в этом еще успешнее, он добавляет: “Ибо в свое время пожнем, если не ослабеем”. Он как бы говорит этим: “Бодрствуйте, ожидая вечного урожая, который должен появиться. Тогда никакая людская неблагодарность или злоба не сможет разубедить вас делать добро. Во время жатвы вы получите самые обильные плоды от своего посева”. Этими прекрасными словами он увещевает верующих делать добро.
10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Такова концовка наставления Павла о щедром поддержании служителей церкви и о великодушных пожертвованиях всем нуждающимся. Это как если бы он сказал (Инн.9:4): “Давайте делать добро, доколе есть день; ибо когда приходит ночь, мы не можем делать его больше”. Когда гаснет свет истины, люди действительно стараются сделать как можно больше дел, но все напрасно, ибо идущие во тьме не знают, где идут. Посему их жизнь, труд, стремления и смерть напрасны. Этими