искажению Евангелия Христова. Все-таки в результате противостояния сильнейшая сторона может победить лучшую . Поэтому случается так, что праведность благодати и веры проигрывает, а другая праведность, праведность Закона и дел, возвышается и побеждает. Христос и Его сторона являются слабыми, а Евангелие — это “безумное” заявление [провозглашение] . С другой стороны, царство мира и дьявола и сам князь мира сего — сильны. Вдобавок, плотская мудрость производит глубокое впечатление. Но утешение наше заключается в том, что дьявол и его сторонники не могут достичь того, чего он желает. Он может повредить многим людям, но он не может уничтожить Евангелия Христова. Истина может подвергаться опасности, но она не может погибнуть [исчезнуть] навсегда. Она подвергается нападкам, но она непобедима. Ибо “Слово Господне пребывает вовек” (1Пет.1:25).
Учить Закону и добрым делам кажется простым [безобидным] и пустяковым делом, но это наносит больше вреда, чем человеческий разум может себе представить. Это не только разрушает и затуманивает знание о благодати, но также удаляет [устраняет] Христа со всеми Его благословениями и полностью опрокидывает Евангелие, как Павел говорит в рассматриваемом фрагменте. Причиной этого великого зла является наша плоть. Погруженная в свои грехи, она не видит иного способа выпутаться из этого положения, кроме совершения добрых дел. Вот почему она хочет жить в праведности Закона и уповать на свои собственные дела. Поэтому она не знает ничего или почти ничего об учении веры и благодати, без которого совесть человека не может обрести мира.
Из этих слов Павла: “…И желающие превратить благовествование Христово”, можно заключить, что лжеапостолы поступали дерзко и нагло в своем противодействии Павлу. Поэтому он противостоит им с усердием и весьма ревностно, будучи полностью уверен в своем призвании. Он превозносит свое служение над ними и говорит:
8. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
Здесь Павел раздувает огонь. Его усердие столь велико, что он начинает предавать анафеме чуть ли не самих Ангелов. Он говорит: “Даже если мы сами, мои братья, Тимофей и Тит, или я и все, кто со мною, не говоря уже о других, да, в самом деле, даже если Ангел с небес будет проповедовать вам… и т.д., то я хотел бы, чтобы скорее мои братья и я, да и даже Ангел с небес, были преданы анафеме, чем мое Евангелие было уничтожено”. В том, что он имеет смелость порицать не только самого себя и не только своих братьев, но даже Ангела с небес, проявляется его ревностное усердие. Греческое слово ??????? означает нечто проклятое, отвратительное, презренное, нечто такое, что не имеет совершенно никакого отношения к Богу. Так Иисус Навин говорит (6:16): “…Город [Иерихон] будет под заклятием [???????], и все, что в нем — Господу [сил]” . И в последней главе Книги Левит написано: “Только все заклятое, что под заклятием [???????] отдает человек Господу из своей собственности,— человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, — не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня “ (Лев.27:28). Божественный приговор был таким, что Амалик и некоторые другие города, предопределенные для ???????? обречены были на разрушение до основания (Исх.17:14). Таким образом, Павел имеет в виду следующее: “Я хотел бы, чтобы скорее я, другие люди, да, чтобы даже Ангел с небес, были преданы анафеме, нежели мы или другие проповедовали иное Евангелие, чем то, которое мы или другие проповедовали [до сих пор]”. Итак, Павел предает анафеме прежде всего себя самого, ибо умные спорщики обычно начинают критиковать самих себя для того, чтобы впоследствии иметь возможность проще и строже упрекать других.
Поэтому Павел заключает, что не существует иного евангелия, чем то, которое он сам [до сих пор] проповедовал. И что никакое другое евангелие не должно проповедоваться им или кем-то другим, будь он хоть Ангелом небесным. Ибо если голос Евангелия прозвучал однажды, то оно не будет отменено до самого Последнего Дня.
9. “Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема”.
Павел повторяет то же самое еще раз. Но здесь он говорит уже о других людях. До этого он предавал анафеме себя, своих братьев и [даже] самого Ангела небесного. Здесь же он говорит: “Если кто-то другой, кроме нас, проповедует вам иное евангелие, не то Евангелие, которое вы приняли от нас, то да будет он также предан анафеме”. Таким образом, он ясно отвергает [отлучает от церкви] и предает анафеме всех учителей вообще: себя, своих братьев, Ангелов, и вдобавок — вообще всех своих противников, лжеучителей. То, что Апостол имеет смелость проклинать всех учителей на земле и на небе, показывает, что он весьма горяч духом [очень сильно пылает духом]. Ибо все люди должны либо уступить тому Евангелию, которое проповедовал Павел, либо быть осуждены и преданы анафеме.
Замена личностей [в последней фразе] весьма примечательна. Павел говорит по-разному в первом и во втором случаях, предавая анафеме проповедующих иное евангелие. В первом случае он говорит: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам…” Во втором же случае мы читаем: “…Не то [Евангелие], что вы приняли”. Он делает это преднамеренно, чтобы галаты не могли сказать: “Павел, мы не меняли Евангелия, которое ты проповедовал нам. Мы поняли тебя неверно, но просто те учителя, которые пришли после тебя, объяснили нам все правильно”. Павел как бы говорит: “Я не имею с этим ничего общего. Они ничего не могут ни добавить, ни исправить [в том, что я проповедовал]. То, что вы слышали от меня, было чистым Словом Божиим. Пусть только это останется в силе. Я сам не хочу быть иным учителем Евангелия, не таким, как я был, так же, как я не хочу, чтобы вы были другими учениками. Поэтому если вы слышите, что кто-то учит евангелию, отличному от того, что вы слышали от меня, или бахвалится, что он принесет вам нечто лучшее, чем вы приняли от меня, то да будет он и его последователи преданы анафеме”.
Таким образом служители сатаны вторгаются и проникают в умы людей, обещая, что они принесут им нечто лучшее. Они признают, что те, кто учили Евангелию до них, хорошо начали, но этого, как они утверждают, еще недостаточно. Поэтому в наши дни фанатики делают нам комплимент, что мы правильно начали евангельскую работу. Однако по той причине, что мы презираем и порицаем их богохульное учение, они называют нас “неопапистами “, которые вдвое хуже прежних папистов. Так воры и разбойники посягают на стадо Господне, “чтобы украсть, убить и погубить” (Иоан.10:10). Сначала они подтверждают наше учение, но затем они исправляют нас и утверждают, будто истолковывают более ясно то, что мы понимали неверно или частично. Именно так лжеапостолы нашли подход к галатам. Они сказали: “Да, Павел заложил основы христианского учения. Но он не учит истинному пути оправдания, потому, [дескать] что он склоняет людей отворачиваться от Закона. Посему то, чего он не мог дать вам [то, чему он не мог вас правильно научить], вы должны принять от нас”. Однако Павел никому не позволяет учить чему-то иному и всячески возражает против того, чтобы галаты слушали и принимали что-либо, кроме того, чему он сам учил их ранее и что они слышали и приняли от него. Поэтому: “…Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема”,— говорит он.
Рассматриваемый фрагмент содержит не так уж много наставлений, скорее одни лишь примеры. Мы не подошли еще к главному учению, обсуждаемому в данном Послании. Потому что первые две главы не содержат почти ничего, кроме оправдательных выражений и опровержений. Тем не менее нам представляется здесь пример, из которого мы делаем определенный вывод: то, что папа римский имеет исключительное право истолкования Священного Писания , или то, что Церковь имеет власть над Писанием, — является отвратительной ложью. Это то, о чем беззаконно провозгласили канонисты и сентенциарии на следующем основании: “Церковь одобрила [приняла] только четыре Евангелия, и по этой причине их только четыре. Ибо если бы она приняла больше Евангелий, то их было бы больше. Из того, что Церковь имеет право принимать и одобрять столько Евангелий, сколько она хочет, следует, что Церковь имеет превосходство над Евангелиями [выше или главнее Евангелий]” . Бесподобный аргумент! Я одобряю Писание. И поэтому я превосхожу Писание. Иоанн Креститель признает и исповедует Христа. Он указывает на Него пальцем. Поэтому он имеет превосходство над Христом [выше Христа]. Церковь одобряет христианскую веру и учение. Значит церковь имеет превосходство над ними.
Для опровержения этой их безбожной доктрины вам дается здесь ясное свидетельство из Писания и мощный аргумент . Здесь Павел подчиняет себя, Ангела с небес, земных учителей, всех других господ — Священному Писанию. Оно должно править , и все должны повиноваться и быть покорны ему. Папа, Лютер, Августин, Павел, Ангел небесный — они не должны быть господами, судьями или арбитрами, но [им следует быть] только свидетелями, учениками и проповедниками Писания. И также никакая иная доктрина не должна преподаваться в церкви, кроме чистого Слова Божия. В противном случае, пусть учителя и те, кто слушают их, будут преданы анафеме вместе со своим учением.
10. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога?
Эти слова произносятся с тем же пылом, что и раньше. Этим он как бы говорит: “Разве я, Павел, столь неизвестен среди вас, после того как я публично проповедовал в ваших церквях? Разве вы все еще не знаете о моих серьезных разногласиях и диспутах с иудеями? Мне думается, что из того, что и как я проповедую, и из тех многих и великих бед и несчастий, которые мне пришлось перенести, должно быть очевидно, кому я служу — людям, или Богу. Все видят, что своею проповедью я навлек на себя не только повсеместные гонения, но также злобную ненависть как со стороны моих соотечественников, так и со стороны всех остальных людей. Поэтому очевидно, что своею проповедью я не стремлюсь заслужить благосклонность или похвалу людей, но ищу благодати и славы Божией”.
Мы могли бы сказать без лишнего бахвальства, что своею проповедью мы также не стремимся к обретению благосклонности людской. Ибо мы учим, что все люди порочны. Мы осуждаем свободную волю человека, его естественные [природные] силы, его мудрость, его праведность, а также изобретенную