к Богу, обманом и заблуждениями так же, как открытыми грехами, такими, как убийства, прелюбодеяния, блуд, воровство, грабительство и тому подобное. Короче говоря, лучшие проявления мира сего — это его худшие проявления вдвойне. Аналогичным же образом, пока Бог не просветил нас Евангелием, мы были вдвойне порочны, пребывая в папстве — все это, конечно, [существовало] под видом религии и ведения святой жизни.
Таким образом, пусть эти слова Павла остаются такими, как они есть — истинными и точными, без приукрашивания и искажения смысла: настоящий мир лукав [порочен]. Не позволяйте разубедить себя в этом, потому что у многих людей имеется немало добродетелей и потому что лицемеры прекрасно имитируют святость. Но внимательно и вдумчиво отнеситесь к тому, что говорит Павел. На основании его слов вы можете смело и свободно провозгласить приговор этому миру — то, что мир, со всею его мудростью, праведностью и властью, является царством дьявола, от которого нас может избавить только Бог, посредством Своего единственного Сына.
Итак, давайте прославим Бога Отца и вознесем Ему благодарения за Его неописуемое милосердие, [проявившееся в том,] что когда мы были неспособны сделать этого собственными силами, Он избавил нас от царства дьявола, в котором мы были пленниками, и сделал [Он] это посредством Собственного Сына. И давайте исповедуем вместе с Павлом, что все наши дела и вся наша праведность, которыми мы не можем нанести дьяволу ни малейшего урона, являются тщетою и сором (Филип.3:8). И давайте бросим под ноги всю власть свободной воли, всю мудрость и праведность мира, все религиозные ордены, все мессы, обряды, обеты, посты, власяницы и тому подобное, и проникнемся к этому отвращением, как к запачканной одежде (Ис.64:6) и смертельному дьявольскому яду. И при этом давайте славить и превозносить славу Христа, Который избавил нас Своею смертью не только от этого мира, но от этого “лукавого века”.
Итак, у вас есть два определения — “мира” и “Христа”, или царства мира и царства Христова. Царство мира — это царство греха, смерти, дьявола, богохульства, отчаянья и вечной смерти. Царство же Христово — это царство благодати, прощения грехов, утешения, спасения и вечной жизни, в которое мы были введены (Кол.1:13) нашим Господом Иисусом Христом, Которому да будет слава вовеки. Аминь.
…по воле Бога и Отца нашего…
Павел выбирает и располагает все слова в этой фразе таким образом, что каждое из них противостоит тем, кто извращает учение об оправдании. “Христос, — говорит он, — избавил нас от этого порочного царства дьявола и мира, совершив это по воле, доброму соизволению и заповеди Отца. Следовательно, мы были избавлены не по нашей собственной воле и не нашими стараниями (Рим.9:16), равно как и не нашею мудростью и не по [нашему] собственному замыслу. Мы были избавлены потому, что Бог проявил к нам милосердие и возлюбил нас.” Как написано в другом библейском фрагменте (Иоан.1:13): “Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились”. Таким образом, по благодати, а не благодаря [нашей] собственной добродетели, мы были избавлены от “настоящего лукавого века” [порочного мира]. Павел столь многословен и пылок в своем восхвалении благодати, что он выбирает и тщательно оттачивает каждое слово, направленное против лжеапостолов.
Существует еще и другая причина, по которой Павел упоминает здесь о воле Отца, — причина, приводимая также во многих фрагментах Евангелия от Иоанна, где Христос, заявляя о данном Ему поручении, призывает нас вернуться к воле Отца, так, чтобы в Его [Христовых] словах и деяниях мы смотрели не на Него, но на Отца. Ибо Христос явился в мир для того, чтобы овладеть нами, сделав это так, чтобы мы, пристально взирая на Христа, могли направляться прямо к Отцу. Как мы уже предупредили вас раньше, нет никакой надежды, что хоть какое-то спасительное знание Бога может придти путем размышлений о величии Божием. Оно может придти, только если ухватиться за Христа, Который по воле Отца предал Себя на смерть за наши грехи. Когда вы понимаете это, тогда прекращается всякий гнев и страх и трепет исчезают. И Бог предстает пред вами не кем иным, как Богом Милосердным, Тем, Кто не пощадил Своего Собственного Сына, но отдал Его за всех нас (Рим.8:32). Чрезвычайно опасно размышлять о величии Божием и Его ужасающих судах — о том, как Он уничтожил весь мир Великим Потопом, о том, как Он стер с лица земли Содом и т.д. Ибо это повергает людей в крайнее отчаянье и ведет их к погибели, что уже было показано мною выше.
…Бога и Отца нашего.
Это слово — “нашего” — должно относиться и к Богу, и к Отцу, чтобы значение этой фразы было таково: “Бога нашего и Отца нашего”. Тогда Отец Христа и наш Отец — один и тот же. Поэтому Христос говорит Марии Магдалине в Евангелии от Иоанна (20:17) : “Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”. Итак, Бог является нашим Богом и нашим Отцом, но через Христа. В такой манере выражается и Апостол. Он не подбирает свои слова столь тщательным образом, но тем не менее говорит весьма соответственно и пылко.
5. Ему слава во веки веков. Аминь.
Иудеи имели традицию перемешивать свои писания с прославлениями и благодарениями , и эта традиция соблюдалась как иудеями, так и Апостолами, что весьма часто можно наблюдать у Павла. Ибо к имени Господа следовало относиться с величайшим почтением, и оно никогда не должно было упоминаться без хвалы и благодарения, которые являются своего рода поклонением и божественным служением. В мирских делах, когда мы произносим имя царя или князя, мы по традиции делаем это с каким-либо изящным жестом, почтительным реверансом и коленопреклонением. Тем более мы должны проявлять величайшую почтительность , когда говорим о Боге, и нам следует упоминать имя Божие с благодарностью и величайшим благоговением.
6. Удивляюсь…
Вы видите здесь то искусство и то мастерство, с которыми Павел обращается к своим галатам, отпавшим от веры и ведомым на погибель лжеапостолами. Он не нападает на них резкими и суровыми словами. Он говорит по-отечески, не только терпимо относясь к их падению, но даже оправдывая их в чем-то. Он проявляет к ним материнскую любовь и обращается к ним мягко, но при этом все же отчитывает их , хотя и такими словами, которые очень уместны и ведут к достижению поставленной цели. Что же касается их предателей, он, напротив, относится к ним с негодованием, чрезвычайно резко и нетерпимо. Он порицает в них все, и в самом начале своего Послания он обрушивается на них с резким протестом. “Кто благовествует, — говорит он, — вам не то, что вы приняли, да будет анафема” (Гал.1:9). Далее, в пятой главе, он осуждает их: “А смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение” (Гал.5:10). Он также извергает на них ужасное проклятие: “О, если бы удалены были возмущающие вас!” (Гал.5:12 ). Это ужасные слова, направленные против праведности по плоти, или по Закону.
Павел мог бы относиться к галатам с меньшей учтивостью и осудить их более резко, например так: “Будь неладно ваше вероотступничество! Мне стыдно за вас. Ваша неблагодарность ранит меня. Я зол на вас”. Или он мог бы разразиться трагической тирадой, что-нибудь вроде: “О времена! О нравы!” . Однако, поскольку его цель заключается в том, чтобы поднять павших и с отеческою заботою призвать их от заблуждений назад, к Евангелию, он воздерживается от подобных резких слов, особенно в начале, и обращается к ним с величайшею мягкостью и добротою. Он стремился исцелить израненных, и поэтому было бы неправильно, если бы он наложил на их саднящие раны “болезненный пластырь”, тем самым причинив им боль и страдания вместо исцеления. Поэтому он не мог найти более сладкозвучных и мягких слов, чем это: “Удивляюсь”. Говоря так, он ясно показывает, что его печалит и ему не нравится то, что они отпали от него.
Здесь Павел действует согласно собственному правилу, которое он приводит далее, в шестой главе (Гал.6:1): “Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости…” и т.д. Мы также должны следовать этому примеру. Нам следует показывать тем несчастным ученикам, которых совратили с пути истинного, что мы испытываем к ним чувства, подобные тем, которые родители испытывают к своим детям, чтобы они видели наше отеческое усердие и материнские чувства по отношению к себе и чтобы они могли понять, что мы стремимся к их спасению. Однако когда дело доходит до дьявола и его слуг — инициаторов и создателей извращений [извращенных учений] и сектантства, — мы [также] должны следовать примеру Апостолов. Нам следует быть нетерпимыми, гордыми, резкими [язвительными] и жесткими, мы должны презирать и осуждать их позор так резко и сурово, как только мы можем. Когда ребенка кусает собака, родители гонят и травят эту собаку, но утешают и успокаивают рыдающего ребенка самыми сладкими словами.
Павел прекрасно умеет обходиться со встревоженною совестью падших людей. В отличие от него, папа [римский], как тиран, извергает свои протесты и проклятия на тех, кто пребывает в ничтожном и жалком состоянии и испытывает терзания совести, что можно видеть в его буллах, и особенно — в булле по поводу Причастия . И епископы ничуть не лучше отправляют свои обязанности. Они не проповедуют Евангелие и не заботятся о спасении человеческих душ. Все, к чему они стремятся своими словами и делами, — это установление и поддержание верховной власти над людьми.
…так скоро…
Вы видите, что Павел сетует о том, как легко можно отпасть от веры. Аналогичным же образом он предупреждает христиан в другом библейском фрагменте: “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (1Кор.10:12). На собственном опыте мы ежедневно убеждаемся в том, как трудно для разума обрести и сохранить твердую веру и как трудно представить перед Господом совершенный народ. Человек может трудиться целое десятилетие, чтобы организовать и надлежащим образом наставить какую-то маленькую церковь. И как только ему это удается, приходит какой-то фанатик, который не умеет делать ничего, кроме как клеветать и оскорблять честных проповедников Слова, и в мановение ока он разрушает все! Кто же не будет возмущен такими оскорбительными делами?
Мы, по милости Божией, здесь, в Виттенберге, образовали христианскую церковь. Среди нас Слово преподается чисто и Таинства отправляются в истинном [чистом] виде, имеют место проповеди и