Мартин Лютер Лекции по Посланию к Римлянам.
Глава 1[1].
Краткое содержание [1]: Апостол показывает, что он любит римлян и затем осуждает заблуждения тех [из них], кто следует собственным похотям.
1. “Павел, раб Иисуса Христа».- Поскольку Павел имеет столь великого Господа, он должен приниматься с тем же почтением, как если бы он был Самим[2] Христом, Который говорит (Лук.10:16): «Слушающий вас Меня слушает». «Призванный [5] Апостол[3]»,- не какой-то самозванец, или человек, вмешивающийся в чужие дела, руководствующийся собственными амбициями- подобно лжеапостолу, который «не дверью входит … но перелазит инде». Эти лжеапостолы приходят по собственной инициативе- и потому они являются ворами, а не пастырями; как говорит нам Иоан, в 10-ой главе своего Евангелия. Евр.(5:4): «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон». «Избранный». Деян.(13:2): «Дух Святый сказал: отделите [изберите] Мне … Савла [Павла]». «К благовестию Божию».- К благовествованию необрезанным, точно также, как Петр был избран для благовествования обрезания. 2. «Которое Бог прежде обещал»,- в Ветхом Завете, потому что в Книге Амоса (3:7) сказано: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны… и т.д.»,- так, чтобы наше торжествование и упование могло прекратиться. «Чрез пророков Своих»,- не через пророков Вааловых, как мы видим в Иерем.(31:31) и Пс.(108:2 и далее), и это описывается в Послании к Евреям во многих местах. «В святых писаниях»,- из которых следует, что, хотя весть пророков была выражена устной речью, тем не менее, они хотели отобразить дух в написанном Слове. 3. «О Сыне[4] Своем»,- не в общем смысле этого слова, но в отношении Его воплощенного Сына, о чем показывают следующие далее слова. «Который родился»- у Девы Марии [7],- «от семени Давидова по плоти»,- в соответствии с обетованием из Псалма (131:11): «От плода чрева твоего…» 4. «И открылся[5]»,- то есть предопределен, предписан, уготовлен[6],- «Сыном Божиим»,- так, что Он Сам, Человек Христос, является Сыном Божьим не по плоти, но по Духу,- «в силе»,- то есть через принятие Его владычества и власти надо всем, согласно Пс.(8:7-9) и Пс.(109:1). «По духу святыни»,- то есть, согласно Святому Духу, потому что Он имеет это Свое превознесенное состояние не на основании своего естественного рождения [рождения во плоти], но потому, что Дух вознес Его,- «чрез воскресение»,- потому что Дух не прославил Его до Его воскресения,- «из мертвых»,- из числа тех, кто умер,- «о Иисусе Христе Господе нашем»[8]. 5. «Чрез Которого»,- потому что мы действительно все имеем от Бога, но только через Христа,- «мы получили»,- все верующие, потому что все служение для пользы всех, как учит 4-я глава Послания к Ефесянам. «Благодать»,- посредством которой он [верующий] становится достоин служения[7],- «и апостольство»,- высшее служение, существующее в церкви,- «чтобы во имя Его»,- то есть, для и на месте Самого Христа, как мы видим во 2Кор.5:20,- «покорять вере»[8],-[9] не с целью господствования и превосходства, как сейчас. То есть так, чтобы все язычники могли покориться и подчиниться вере. И это проясняет — что же подразумевается под словами «апостол язычников», как он утверждает выше: «избранный к благовествованию Божию». «Все народы»,- эти слова говорят о том, что его служение является всеобъемлющим и распространяется не только на одну церковь язычников, но на все церкви. 6. «Между которыми находитесь и вы»,- как часть язычников, которые покорны в вере,- «призванные»,- по Его благодати,- «Иисусом Христом»,- такой Личностью, говорю я. Павел говорит вам следующее. 7. «Всем находящимся»,- по гречески: «вам, тем, кто есть»,- «в Риме возлюбленным Божиим»,- потому что Его любовь является начинанием всего доброго в нас.[10] «Призванным[11] святым»,- освященным через Христа. «Благодать»,- которая дарует отпущение грехов,- «вам и мир»,- который облегчает муки совести,- «от Бога Отца нашего»,- от Которого мы имеем все,- «и Господа»,- не от людей и не от мира, потому что: «… не так, как мир дает вам, Я даю вам» (Иоан.14:27),- «Иисуса Христа». 8. «Прежде всего[12] благодарю Бога моего»,- от которого это, как и все благое исходит,- «через Иисуса Христа»,- Который является нашим единственным Посредником,- «за всех вас[13], что вера ваша»,- то есть вера, которой вы веруете во Христа, а также, вера, которая оправдывает,- «возвещается»,- что совершается верными, а не противниками,- «во всем мире»,- через все церкви мира, потому что это пробуждает других намного сильнее, чем в том случае, если бы вы не были римлянами. 9. «Свидетель мне Бог»,- Ему принадлежит роль гаранта истинности повествуемого,- «Которому служу»,- то есть по отношению к Котому я являюсь слугой,- «духом[14] моим»,- в духовном человеке: «… дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:27),- «в благовествовании»,- путем истолковывания и учения,- «Сына Его»,- того же Сына, о котором сказано выше [10], потому что Он — Господь всего,- «что непрестанно воспоминаю о вас[15]»,- 10. «Всегда»,- точнее говоря, не «всегда», а во всех молитвах,- «прося[16] в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне»,- так и каждый верный пастор призван [должен] искать не того, что имеет стадо [паства] — но стремиться к самому стаду, и любовь полностью способствует выполнению этого,- «прийти к вам». 11. «Ибо я весьма желаю»,- речь идет о духовном стремлении, происходящем от дружелюбия [11],- «увидеть вас»,- не город Рим или отдельных людей, как (обычно) хотят любопытные, но «вас» — то есть верующих и христиан. И он хочет видеть их не просто так, не беспричинно, но, как он говорит: «для вас», а не «для меня самого»,- «чтобы преподать вам»,- не для того, чтобы искать собственных выгод, или удовольствий — как поступает любовь (как поступают из любви) к сладострастию — но «вам»,- «духовное»,- духовный дар, а именно — служение учения [назидания],- «к утверждению вашему»[17],- в ком уже насажена вера, чтобы вы могли укрепиться посредством дополнительного назидания. 12. «То есть утешиться с вами [в оригинале: ‘в вас’, отсюда дальнейшие комментарии]»,- лучше: «с вами», потому что в Боге утешение наше верой,- «верою общею»,- нашей взаимной верой,- «вашею и моею».[18] 13. «Не хочу»[19],- чтобы вы знали, что проблема была не во мне, но что даже сейчас я готов и желаю,- «братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам»,- я был готов принести это, хотя надлежало скорее прийти, чтобы обрести столь великий дар,- «но встречал препятствия даже доныне»,- то есть, я был обязан посетить много мест, где нужно было проповедовать,- «чтобы иметь некий плод и у вас»,- не только среди тех, чья вера еще только зарождается, но особенно среди тех, кто развивается в этом отношении и (среди) тех, кого следует привести к совершенству [12],- «как и у прочих народов»,- как я принес плод среди греков и арабов. 14. «Я должен»,- из-за своего апостольского служения[20],- «и Еллинам и варварам[21]»,- и грекам и варварам, и не только им, но также и -«мудрецам и невеждам»,- как среди греков, так и среди варваров. 15. «Итак, что до меня, я готов»,- то есть я полон решимости,- «благовествовать и вам, находящимся в Риме». 16. «Ибо я не стыжусь благовествования Христова»[22],- несмотря на то, что сказано в 1Кор.(1:23): «Для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие»,- «потому что оно есть сила[23]»,- то есть могущество,- «Божия[24] ко спасению[25] всякому»,- как язычнику, так и иудею,- «верующему»,- и, с другой стороны, к осуждению тому, кто не имеет веры,[26]- «во-первых Иудею»,- потому что одни только иудеи имеют Обетование [14],- «потом и Еллину»,- то есть язычникам. 17. «Ибо в нем открывается»,- потому что формально это считалось скрытым и заключалось в собственных делах человека, но теперь это «открывается», потому что никто не праведен, если не верует; как сказано в последней главе Евангелия от Марка (16:16): «Кто будет веровать…»,- «правда Божия» [15],- которой человек [становится] достоин такого спасения, и лишь благодаря которой [вообще] существуют люди, праведные пред Богом,- «от веры в веру, как написано:»- Авв.(2:4),- «Праведный»,- а именно — праведный в глазах Божьих,- «верою жив будет» [16],- то есть он будет спасен только лишь полной верой в Бога. Это — вечная жизнь Духа. 18. «Ибо открывается гнев Божий»[27],- а именно- в том же Евангелии говорится, что Бог разгневан, хотя Он по сей день откладывает наказание,- «с неба на всякое нечестие»,- из-за того, что они отвратились от истинного Бога ,- «и неправду»,- из-за того, что они обратились к идолопоклонничеству,- «человеков»,- особенно язычников,- «подавляющих»,- через отказот прославления Бога, благодарения Его и поклонения Ему,- «истину»,- то есть — истинного Бога или истинных знаний о Боге,- «неправдою»,- то есть — отдаванием [приписыванием] Его чести — другим. И далее он показывает, что они имели истину Божью, но теперь скрыли ее. 19. «Ибо[28], что можно знать о Боге»,- то есть знания о Боге,- «явно для них»,- то есть — они имеют проявление Его в себе,- «потому что Бог явил им»,- то есть — он показал им в достаточной мере, как они могут узнать Его, а именно,- 20. «Ибо невидимое Его»,- такие свойства, как благость, всеведение, праведность и т.д.- «вечная сила Его»,- Его могущество, ибо об этом провозглашают Его деяния,- «и Божество»,- то есть — то, что Он есть истинный Бог,- «от создания мира»,- то есть — от момента сотворения,- «чрез рассматривание творений»,- то есть — через деяния: когда они видят, что есть деяния, они также признают, что должен быть и Творец,- «видимы»,- постижимы не органами чувств, но разумом и пониманием,- «так что они безответны[29]»,- как и многие из тех, кто сознательно грешил таким образом, и прежде всего — как те, кого они сделали своими последователями, через столь великое невежество. 21. «Но»,-[30] таким образом им нет извинения [нет оправдания их поведения],- «как они, познавши Бога»,- как было показано выше. Но это знание они подавили в неправедности своей.- «Не прославили Его, как Бога»,- но, скорее, приписали славу такого познания себе самим, как будто они познали это благодаря собственной проницательности и талантливости,- «и не возблагодарили»,- за столь обильные блага сотворения и за познание самих себя,- «но осуетились»,- лишись истины. Они осуетились [стали тщетными] и потеряли какую бы то ни было ценность, хотя — в глазах людей они [напротив] обрели величие, мудрость и всеведение,- «в умствованиях своих»,- то есть — в своих изысканиях, мудрствованиях и размышлениях,- «и омрачилось несмысленное их сердце»,- из-за слепоты их разума, потому что, имея слабое и неверное понимание природы и