Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

не мог бы подойти к этому сейчас. Таким образом, Он долготерпит их, чтобы [Он мог] простить; Он прощает для того, чтобы явить Свою праведность или: ”наше оправдание верой, в умилостивлении в крови Его». [Перев.: Данный фрагмент, действительно, является довольно сложным — поэтому, возможно, не лишним будет привести его современный перевод: «Его кровь стала искупительной жертвой для всех, кто верит. Так Бог пожелал проявить свою справедливость и простить людям грехи, совершенные прежде. Он долго терпел, чтобы сейчас показать свою праведность. Он сам праведен, и оправдывает также всех, кто верит в Иисуса»].

[26] Выражение «мы признаем» [в оригинале: «мы придерживаемся»,- отсюда последующие комментарии.-Перев.] в данном фрагменте, в действительности не следует понимать в смысле: «имеем мнение». Потому что было бы непочтительно сомневаться или только лишь иметь мнение, что человек оправдывается верой. Скорее, нам следует веровать и знать об этом наверняка, с полной твердостью. По меньшей мере, выражение: «мы признаем»,- означает, что мы «способны признать» («способны считать»).

Выражение, которое он использует, является довольно слабым (нерешительным), хотя на самом деле он имеет ввиду нечто очень определенное и однозначное, как если бы он использовал антитезу: Они полагают (arbitrantur), что человек оправдывается делами, что является всего лишь навсего мнением и суждением (arbitrium); однако «мы считаем» (мы признаем, arbitramum), то есть мы знаем и уверены… и т.д.

[27] Потому что отсюда следовало бы, что, если они оправданы Законом, то только иудеи праведны, потому что они одни имеют Закон Божий, а значит — Он был бы «Богом только Иудеев».

[28] Некоторые люди различают выражения: «по вере» [«на основании веры»] (ex fide), и «чрез веру» (per fidem) таким образом, что иудеи переходят от прежней веры, как от некой разновидности terminus a quo — к новой вере, а язычники не имеют terminus a quo и, таким образом, обретают только новую веру.

[29] Следовательно, в Деян.21:28,27 они сказали: «… Этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего…»,- и: «наложили на него руки».

Глава 4

Краткое содержание: На примере Авраама апостол показывает, что вера необходима для обретения спасения, а также — что древнего (ветхого) закона для спасения недостаточно.

1. «Что[1] же скажем»,- он как бы говорит: «абсолютно ничего»,- по крайней мере, пред Богом,- «Авраам, отец наш, приобрел по плоти?»- то естькоторый является праотцом нашим по плоти, потому что вы думаете, что он обрел праведность своими делами. И, поскольку такой человек, как Авраам, не обрел ничего, мы — [тем более] ничего не обретем. 2. «Если»,- он проверяет предположение о том, что Авраам не обрел ничего пред Богом,- «Авраам оправдался делами»,- как полагают невежественные иудеи и неверующие — но, тем не менее, это неправда,- «он имеет похвалу»,- то есть — у него есть повод для славы и причина для гордости,- «но не пред Богом»,- нет, только перед самим собой и перед людьми. 3. «Ибо что говорит Писание?»- Это — как если бы он сказал: «Разве Писание, в самом деле, говорит, что он (Авраам) был оправдан делами? Ничего подобного, как раз наоборот — совершенно ясно, что оно говорит: «Поверил… и т.д.».[2] В нем сказано не то, что Авраам совершал добрые дела, но то, что он поверил. «Поверил Авраам Богу, и это»,- эта самая вера, даже без дел,- «вменилось ему»,- Богом,- «в праведность»,- так, что в результате он смог стать праведным пред Богом. И, таким образом, дело не в том, кто совершает дела, но в Боге, Который принимает веру человека и вменяет ее в праведность ему. Таким образом, он оправдан по благодати Божьей. 4. «Воздаяние делающему»[3],- кем бы он ни был, тому, кто заслуживает этого своими делами, или кто по своим делам достоин награды,- «вменяется»,- как это сделано здесь,- «не по милости»,- то есть — не по благодати,- «но по долгу»,- то есть награда не вменяется ему по милосердию, как если бы она была незаслуженной, но она по праву принадлежит ему. 5. «А не делающему»,- то есть если он даже не совершает дел, или если он не имеет дел, но лишь верует[4],- «но верующему в Того»,- то есть в Бога,- «Кто оправдывает»,- по милости,- «нечестивого»,- то естьтого, кто сам по себе не представляет ничего и является порочным человеком пред Богом,- «вера его»,- такое упование,- «вменяется»,- даром, Богом,- «в праведность»,- так, что он становится праведен пред Богом, «согласно предназначению», то есть — предопределению, «благодати Божьей» — выражение, которого нет в греческом тексте [1]. 6. «Так и Давид называет»,- то есть — утверждает или провозглашает,- «блаженным человека»,- имея ввиду то блаженство, которым он является благословенным (получает благословение) пред Богом и благословляется Богом, а именно — блаженство человека,- «которому Бог вменяет»,- то есть которого Бог считает [праведным][5]; но Он вменяет только верующему и никому кроме верующего,- «праведность независимо от дел»,- то естьбезо всякой помощи дел; или же людям, которые этого совершенно не заслуживают. 7. «‘Блаженны»,- а именно те люди, которые не думают, что они не имеют греха, или же, если они имеют его, то не верящие в то, что они делаются праведными своими собственными делами, но,- «чьи беззакония»,- здесь как бы говорится: потому что они все имеют беззакония, поэтому прощение необходимо для всех,- «прощены»,- то есть — (прощены) Богом, Который, по благодати, не вменяет им (грехов),- «и чьи грехи покрыты»,- что является повторением той же мысли. 8. «Блажен человек, которому Господь не вменит греха'»,- не тот, который не вменит греха самому себе, ибо в действительности — Господь вменит грех тому, кто сам не вменит его себе. 9. «Блаженство сие относится к обрезанию (?)»,- то есть — только лишь к плоти или только к тем, кто является иудеями по плоти,- «или к необрезанию?»- то есть — они относятся и к язычникам? «Мы говорим»[6],- то есть — мы уже говорили; и из того, что уже говорилось, по его мнению вытекает, что будет совершенно ясно: это блаженство распространяется также и на необрезанных, ибо очевидно,- «что Аврааму вера вменилась в праведность». 10. «Когда[7] вменилась?[8] по обрезании»,- то есть — после того, как он был обрезан — или до того,- «или до обрезания? Не по обрезании»,- что достаточно ясно вытекает из текста,- «а до обрезания». 11. «И знак обрезания»[9],- то есть внешнее свидетельство,- «он получил»,- что ясно вытекает из текста главы 17[10],- «как печать»,- потому что это, само по себе, не было чем-то вещественным, но означало праведность верой, которой сердце очищено и обрезано,- «праведности»,- которая, сама по себе, является явлением внутренним,- «чрез веру”,- от веры, данной ему,- «которую имел в необрезании»,- это вера, данная ему до обрезания, или же — которая имеется в язычниках,- «так-что он стал отцом»,- то есть — духовным отцом,- «всех верующих»,- и что они, в результате этого, могли стать подобными ему в духе, как сыну следует уподобляться своему отцу,- «в необрезании»,- то есть — тем, кто не обрезан,- «чтобы и им вменилась праведность»,- благодаря их вере; точно также, как это было в случае с Авраамом. 12. «И отцом»,- то есть — не только по плоти, но одновременно также и в духе,- «обрезанных»,- иудеев, которые являются таковыми из-за обрезания,- «не только принявших обрезание»,- то есть — тех, кто был обрезан только по плоти и в буквальном смысле этого слова, отцом которых он является по плоти,- «но и»,- иудеев по духу обрезания, отцом которых он является одновременно по плоти и по духу,- «ходящих по следам веры»,- то есть — тех, кто являются не только его семенем, но, одновременно, являются его семенем и подражают ему,- «отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании».[11] 13. «Ибо не законом»,- то естьиз-за Закона, или через принятие Закона; то естьчерез праведность и дела Закона, потому что в иначе это было бы плотским, временным и мирским обретением,- «даровано Аврааму, или семени[12] его, обетование»,- обетование стало принадлежать Аврааму и его детям, «- быть наследником»,- обладателем,- «мира»,- но, скорее, наоборот, как показано ниже (стих 15),- «но праведностью веры»,- которой он веровал в Бога, как мы видели выше (стих 1), а именно — что через эту праведность он и сыны Авраамовы могут стать обладателями всего мира, потому что доказано, то, что [это достигается] не через Закон. 14. «Если утверждающиеся»,- те из его сынов, которые утверждаются ,-«на законе» [5],- то есть — только на плоти,- «суть наследники»,- то есть — обладатели обетования, которое должно быть исполнено, то есть — обещания о обладании всем миром,- «то тщетна вера»,- потому что при таких обстоятельствах пропадает необходимость в вере и достаточно того, что они — сыны по плоти. Если они могут совершать это через семя [то есть физическую наследственность], то зачем нужна вера? [13]- «бездейственно обетование»,- то есть — оно отброшено, не нуждается в исполнении и не выполняется, и, таким образом, нет необходимости веровать в него.[14] Это очевидно, 15. «Ибо закон производит гнев»,- и, таким образом, он не достоин обладания. Ибо, он скорее является причиной гнева, нежели способствует наследованию и нежели исполняет обетование, таким образом, обетование ни в коем случае дается не через Закон[15],- «потому что, где [6] нет закона, нет и преступления»,- и, таким образом, нет гнева, а следовательно — весь гнев имеет место [происходит] когда Закон порождает его. 16. «Итак по вере» (они наследники),- которая лишь одна подтверждает обетование Божье,- «чтоб было по милости»,- милости Бога, Который не вменяет (ее) по делам тех, кто хвалятся Законом,- «дабы обетование[16] было непреложно»,- то естьбыло исполнено, учреждено, подтверждено и утверждено[17],- «для всех, не только по закону»,- то есть среди иудеев,- «но и по вере потомков Авраама»,- потому что они имеют туже веру, что Авраам, и через эту веру они являются семенем Авраамовым,- «который есть отец»,- духовный отец по вере,- «всем нам,-» как иудеям, так и язычникам. 17. «Как написано:»( Быт.17:5[18]) «‘Я поставил тебя отцом»,- по духу и вере,- «многих народов’,- пред Богом, Которому он поверил»[19],-[20] этих последних слов нет в тексте на древнееврейском языке, но добавлены как опровержение иудеев, из писаний которых апостол, несомненно, взял их,- «животворящим мертвых»,- путем воскресения плоти, а также духа,- «и называющим»,- Он мягко побуждает, но не принуждает,- «несуществующее»,- как по природе, так и по

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн