Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

сыны получают его, то получаю не я, но лишь они одни, хотя Он обещал: ‘тебе и потомкам твоим’. Если же это исполняется во время моей жизни, то все мое семя не будет более обладать всем этим». И, таким образом, обетования Божьи всегда кажутся плотскому рассудку противоречивыми и невозможными.

[22] Ибо это две вещи, которые делают веру трудным делом. Во-первыхпотому что вера — это «уверенность в невидимом» (Евр.11:1) — действительно, кажется, что это противоречит тому, что предстает пред глазами, или — что это что-то такое, чего не может быть, когда вся природа восстает против того, что это может иметь место. И, когда это препятствие преодолено, появляется второе, даже еще более трудное, а именно — беспокойство в сердце о том, что Бог, возможно, передумал и поступает сейчас как-то по-другому. Первое препятствие касается всемогущества Божьего, второе — Его верности. Непреложность Божья — как внутренняя, так и внешняя — это то, что ридает нам силу и крепость в обоих случаях.

[23] См. Чис.24 [23:19]: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» Но человек (так как он подвержен изменениям и не всесилен) нарушает данное словоиногда даже против собственной воли — потому что он не может исполнить всего, что обещал; например, когда он сталкивается с препятствием, которое не в силах преодолеть. Такого не может случиться с Богом.

[24] Здесь он делает свое заявление и завершает тезис, который хотел изложить.

Глава 5[1]

Краткое содержание: Апостол демонстрирует силу веры в оправдании верующих, потому что смерть царствовала от Адама до Христа.

1. «Итак, оправдавшись»[1],- в результате того, что Бог вменил нам это [в праведность],- «верою»,- а не делами,- «мы имеем [1] мир»,- в сознании и духе,- «с Богом»,- хотя пока еще не с людьми, не с плотью, не с миром — и не с дьяволом, с которыми мы, на самом деле, имеем еще больше проблем,- «через Господа нашего Иисуса Христа»,- как через нашего Посредника, а не через себя самих, хотя мы и оправданы уже верой. 2. «Чрез Которого»,- как через нашего Посредника [Ходатая],- «верою»,- потому что без веры никакого спасения через Христа не будет,- «и получили мы доступ»,- к Богу, любя, зная и получая удовлетворение в Нем,- «к той благодати»,- мира, отпущения грехов, и оправдания,- «в которой стоим»,- твердым исповеданием веры,- «и хвалимся»,- не существующим положением вещей, пред людьми, но,- «надеждою славы»,- превознесения, то есть — прославления в жизни грядущей[2],- «Божией»[3],- славы сынов Божьих [см. предыдущие примечания.-Перев.], то есть — тех, кто от Бога. 3. «И не сим только»,- то есть — мы прославляемся не только в нашей надежде разделения славы Божьей,- «но хвалимся»,- также и тем, что имеет место в настоящей ситуации — ситуации, которая характеризуется путаницей (смятением) и преследованиями,- «и скорбями, зная»,- на опыте своих многочисленных страданий,- «что от скорби происходит»,- порождается и совершенствуется,-[4] «терпение»,- для тех, кто стоит твердо в вере, а для тех, кто не пребывает в вере — напротив, порождается недостаток терпения. 4. «От терпения опытность»[5],- чтобы мы могли быть испытаны Богом, и чтобы Он не нашел в нас лукавства, хитрости и лицемерия,- «от опытности надежда»,- то естьнадежда,- «славы Божьей»,- о которой говорилось выше (стих 2). 5. «А надежда не постыжает»,- потому что она никогда не покидает и не подводит нас. Все это, говорю я вам, происходит «потому что любовь…» и т.д.,- «потому что любовь»[6],- которая создает непреодолимую привязанность к Богу,- «Божия»,- то есть [происходящая] от Бога,- «излилась»,- снизошла в виде дара, а не получена по заслугам,- «в сердца наши»,- потому что любовь совершает свои дела добровольно; ибо дела, совершенные без желания и по принуждению, не переносятся [не пребывают с],- «Духом Святым Данным нам»,- через Христа, от Бога Отца. 6. «Ибо[7]»,- в то время (denique), для нашего великого превознесения,- «Христос, когда еще мы были немощны»,- то есть — когда мы не исполняли Закона и потому были грешниками, о чем он говорит далее,-[8] «в определенное время»,- хотя, согласно Декреталии о предопределении, мы были святыми от начала,- «умер за нечестивых»,- что является великим основанием для надежды и прославления даже во время наших страданий. 7. «Ибо»,- говорю я вам, это совершенно нетипично, умирать за неправедных,- «едва ли кто умрет за праведника»,- то есть — бывает еще такое, что умирают ради правды и истины [4],- «разве за благодетеля, может быть кто и решится умереть». 8. «Но Бог»,- Отец,- «Свою любовь»,- которой Он возлюбил нас,- «к нам»,- то естьлюбовь, которая была дана нам,- «доказывает»,- то есть — Он делает это [страдания и смерть Христа] более похвальным и достойным любви, чем все остальное,- «тем, что [в определенное время]»,- (выражение, которого нет в греческом оригинале [и в русском Синодальном переводе.-Перев.] в этом месте, но которое упоминалось выше),- «Христос умер за нас»,- нечестивых, чтобы мы обрели возможность не умереть вечной смертью,- «когда мы были еще грешниками»,- что он выразил выше (стих 6) словами: «когда еще мы были немощны». 9. «Посему тем более ныне»,- после того, как мы стали праведными,- «будучи оправданы»,- и наши грехи прощены,- «Кровию Его»,- то есть — добродетелью [заслугой] крови Его,- «спасемся Им от гнева»,- грядущего суда, 19. «Ибо, если, будучи врагами»,- из-за наших грехов,- «мы примирились»,- так, что не заслуживали погибели,- «с Богом»,- не своими собственными заслугами и не заслугами кого-то там еще, но,- «смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся»,- как принадлежащие Ему,- «жизнию Его»,- в Его воскресении к жизни вечной.[9] 11. «И не довольно сего»,- то есть — мы не только радуемся в скорбях,- «но и хвалимся Богом»,- то естьпотому, что мы имеем Бога, и Он — наш Бог, потому что Он предал Себя за нас,- «чрез Господа нашего Иисуса Христа»,- нашего Посредника,- «посредством Которого мы получили[10] ныне примирение»,- отпущение грехов, так, чтобы мы могли принять Самого Бога через Того, говорю я вам, через Христа. 12. «Посему»,- поскольку все это так обстоит, также истинно, что,- «как одним человеком»,- который совершил действительный [фактический] грех, а именно — Адамом,- «грех»,- первородный грех,- «вошел[11] в мир»,- то есть — появился среди людей этого мира помимо их дел,- «и грехом»,- свойственным нам по природе,- «смерть[12], так и смерть перешла во всех человеков[13]»,- здесь мы видим объяснение значения термина «мир», а именно — это все люди на земле, от первого до последнего,- «потому что в нем»,- в первородном грехе,- «все согрешили»,- стали грешниками, даже если они не совершают [сами] никаких порочных поступков. 13. «Ибо и до закона»,- до того, как было дано откровение Закона через Моисея,- (первородный) «грех был в мире»[14],- то есть — в людях мира,- «но грех»,- первородный грех сам по себе, хотя фактические грехи, конечно же, вменялись,- «не вменяется [5]»,- или не засчитывается; действительно — он не замечается,- «когда нет закона»[15],- который, на самом деле, существовал, но не был признан. 14. «Однако же смерть царствовала»,- потому что она целиком и полностью обладала нами, до самой преисподней. Однако, во время праведности человека, смерть была лишь служанкой — действительно, она имела власть,- «от Адама до Моисея»,- который первым указал на этот грех, Быт.3,- «и над несогрешившими»,- особенно детьми, не совершавшими греха своими действиями, и для того, чтобы тот, кто говорит: «в нем все согрешили» (стих 12), не противоречил сам себе, он добавляет слова: «подобно»,- здесь идет речь о сходстве с фактическим грехом,- «преступлению Адама»,- это то же самое, что сказать, что все согрешили, но не так, как это сделал Адам[16],- «который есть образ будущего»,- то естьобраз грядущего Христа; то естьпример, отображение, если рассматривать это с точки зрения передачи и размножения греха; но не как что-то, передаваемое через размножение, или нечто заразное. Таким образом, отсюда следует[17]: 15. «Но дар благодати не как преступление»,- то естьгрех не подобен благодати и не имеет с ней ничего общего, потому что через Адама передаеется преступление, но через Христа — благодать. «Ибо, если»,- это вторая часть сравнения, повторяющая, в то же время, первую,- «преступлением одного подверглись смерти многие (plures)»,- то есть — так или иначе — все[18],[19]- «то тем более благодать Божия»,- которая во Христе,- «и дар»,- который Он принял от Бога Отца для того, чтобы дать людям,- «по благодати»,- которой Он Сам угоден Богу в Своей добродетели,- «одного Человека[20], Иисуса Христа»,- чтобы никто не полагался на милость Божью без Христа,- «преизбыточествуют для многих»[21],- то есть — для очень многих, в жизни любого человека, [что проявляется] даже путем воздержания от наказания за другие грехи. 16. «И дар»,- то есть — дар не только отличается от того одного греха[22] одного согрешившего человека,- «не как суд за одного согрешившего (peccatum)»,- или того одного человека, который грешит (peccantem) [6]; наказание в виде смерти было навлечено на всех только одним человеком, который согрешил,- «ибо»,- положив Себя [за нас] Он, как Св.Августин выразил это, понес на Себе [8],- «суд за одно преступление»,- за грех Адама,- «к осуждению»,- на временную и вечную смерть,- «а дар благодати»,- то есть милости,- «к оправданию от многих»,- поскольку он принимает во внимание многие грехи многих грешников,- «преступлений»,- то есть — от многих преступлений — как личного, так и общего характера. 17. «Ибо, если[23] преступлением одного»,- то есть — Адама, которым была заслужена,- «смерть»,- [которая],- «царствовала посредством одного»,- а именно — Адама, то естьтого человека, который совершил грех ко смерти,- «то тем более»,- люди, преданные Христу, «приемлющие обилие благодати»,- которым не только одно то преступление, но также и другие грехи прощены,- «и дар праведности»,- потому что наша праведность является даром и благодатью, то есть — она дается в милосердии и благодати, и, когда они восторжествуют над смертью, они,- «будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа»,- Творца праведности, которая приносит жизнь. 18. «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение»[24],- то естьосуждение на смерть,- «так правдою одного» ,- Христа, по благодати,- «всем человекам оправдание к жизни»,- то есть — это пришло ко многим, или ко всем, кто оправдан не иначе, как Его праведностью, и т.д.[25] 20.

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн