Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

Который правит своими чадами в любви,- «да приносим плод Богу»[6],- для того, чтобы вы могли совершать добрые дела.[7] Но если кто-то, по невежеству своему, возразит: «Разве мы уже не приносили плод Богу?»,- подобно иудеям, самонадеянно утверждающим, что они уже были частично праведны, то ответ таков: «Нет, на самом деле вы приносили плод смерти». И это он доказывает теперь следующим образом: 5. «Ибо, когда мы жили по плоти,- без благодати,- «тогда страсти греховные»,- наши желания и наклонности ко греху, созидающие нашего ветхого человека и человека необращенного,- «обнаруживаемые законом»[8],- то есть — властью Закона, это значит, что они признавались существующими и усиливались Законом[9],- «действовали»,- то есть — они доминировали и преобладали, путались и мешались, принося беспокойства,- «в членах наших, чтобы приносить плод»,- совершать свои порочные деяния,- (ведущие к) «смерти»,- потому что: «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). 6. «Но ныне»,- поскольку мы в духе,- «умерши»,- по благодати веры,- «для закона[10]»,- то есть — для власти Закона, порождающей гнев и смерть, хотя сам Закон при этом нисколько не был ослабоен,- «которым были связаны»,- находясь в подчинении у него из-за нашего неисполнения его,- «мы освободились от него, чтобы нам служить (Богу)»,- чтобы мы служили и поклонялись Богу,- «в обновлении духа»,- то есть — в новой жизни, через благодать возрождения, в духе нового человека,- «а не по ветхой букве»[11],- то есть — не в духе ветхого человека. 7. «Что же скажем?»- потому что он сказал: «страсти греховные, обнаруживаемые законом»,- (стих 5) и :»закон смерти»,- (стих 6) [в русском Синодальном переводе эти слова отсутствуют.-Перев.],- «неужели от закона грех?»- кажется, что отсюда это логично вытекает, ибо без Закона нет греха. «Никак; но»,- мы должны сказать следующее: «я не иначе узнал грех»,- то есть — я не познал бы греха иначе, (хотя и не избежал бы его),- как посредством закона»,- как мы читаем выше (3:20): «Ибо законом познается грех»,- «ибо я не понимал бы и пожелания»,- то есть — это желание [порочное вожделение] существовало, но я не знал о его существовании,- «если бы закон не говорил: ‘не пожелай'». 8. «Но грех, взяв повод»,- то есть — воспользовавшись предоставленной возможностью, хотя эта возможность и не была представлена Законом, потому что там, где нет греха — Закон не дает никакой поблажки, что очевидно в случае со святыми и праведными людьми,- «от заповеди»,- без ослабления заповеди Закона,- «произвел»,- то есть — довел до моего понимания,- «во мне всякое»,- то есть — довел до полного совершения,- «пожелание»,- о котором я не ведал ранее, которого, как мне казалось, не было во мне до тех пор, пока не пришел Закон[12],-[13] «ибо без закона»,- без знания о Законе,- «грех мертв».- Он не был известен мне. Таким образом, объясняя смысл сказанного, он продолжает: 9. «Я жил некогда»,- как и любой другой человек, не потому что Закона не было,- «без закона»,- без знания Закона, а также потому и без [знания] греха,- «но когда пришла заповедь»,- то есть — она стала известна,- «то грех»,- который до того был мертв, потому что не был известен,- «ожил»[14]. Блаженный Августин говорит: «Грех становится очевидным» [6]. 10. «А я умер»,- я знал это в духе моем. И это объясняет все — я умер, но думал, что жив,- «и таким образом заповедь»,- по сути и сама по себе,- «данная для жизни»,- через знание Закона — в самом деле, это было открыто мне через Духа — потому что в Мат.(19:17) нам говорится: «… Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»,- «послужила мне к смерти».[15] Ибо «буква убивает» (2Кор.3:6). 11. «Потому что грех»,- закон членов,- «взяв повод»,- как выше (стих 8),- «от заповеди, обольстил меня»,- соблазнил меня, сделав меня более похотливым[16], потому что он утверждает, что все, противоречащее Закону, является добрым и сладким, и делает в наших глазах Закон суровым и трудным,- «и умертвил ею»,- то есть — заповедью. 12. «Посему закон свят»,- то есть — чист и безгрешен,- «и заповедь свята и праведна и добра»,- сама по себе, и также — в тех, кто свят, праведен и добр. Блаженный Августин говорит [9]: «Закон добр, однако, без благодати Закон лишь показывает грехи, но не устраняет их». 13. «Итак неужели»,- он как бы говорит: не следует ли отсюда, что,- «доброе сделалось мне смертоностным?»- само по себе. «Никак»,- таким образом он, начиная с этого момента и до конца главы, совершенно ясно сам объясняет нам то, о чем он упоминал перед этим,- «но грех»,- который без Закона, сам по себе скрыт,- «оказывающийся грехом потому, что посредством доброго»,- то естьчерез Закон,- «причиняет мне»,- заставляет меня понять,- «смерть»,- как тела, так и души,- «так-что грех»,- корень греха сам по себе,- «становится крайне грешен»,- становится грешником через фактические грехи,- «посредством заповеди»,- то есть — посредством возможности, предоставляемой заповедью. 14. «Ибо мы знаем, что закон духовен»,- потому что он нуждается в Духе и выдвигает требования, касающиеся обладания Духом,- «а я»,- так же как и любой другой человек, которого вы хотите назвать,- «плотян, продан»,- через грехопадение Адама, даже без моего греха (конкретной вины с моей стороны),- «греху». 15. «Ибо не понимаю, что делаю»,- а делаю я зло — согласно плоти моей, которая пребывает в похотях — потому что по плоти это [зло] кажется мне добрым и хорошим, и, таким образом, плоть заблуждается и гибнет,- «потому что не то делаю, что хочу»,- в духе любви, то есть — в соответствии с тем, что говорит Закон,- «а что ненавижу»,- что ненавидит мой внутренний человек ( Духом),- «то делаю»,- что проявляется не в совершении конкретных поступков, но в похотливости, которая восстает и проявляет себя даже несмотря на то, что Дух того не желает. 16. «Если же делаю»,- плотью своею,- «то, чего не хочу» (в духе),- а именно — похоть,- «то соглашаюсь с законом, что он добр». Ибо я хочу доброго также, как Закон, который говорит: «Не желай…» (Исх.20:17). Таким образом — я одновременно являюсь и грешником и праведником, ибо я совершаю зло и ненавижу то зло, которое совершаю. 17. «А потому уже не я»,- как духовный человек, пребывающий в Духе Божьем,- «делаю то»,- то есть — делаю похоть,- «но живущий во мне»,- на протяжении всей моей жизни,- «грех»,- одновременно — корень греха (склонность ко греху) и похоть. Блаженный Амвросий, в своей работе «De sacramento regenerationis» говорит: «Грех производит многое в нас. Очень часто наслаждения и развлечения возрождаются и снова восстают, будто из могилы — даже если мы не желаем этого».[17] 18. «Ибо знаю»,- духом, испытывая сопротивление греху,- «что не живет во мне»,- как в плотском человеке, от которого все это исходит,- «то есть в плоти моей»,- в моем внешнем человеке,- «доброе»,- то есть чистое, не подверженное похоти,-[18] «потому что желание добра есть во мне»,- то есть — я не пожелаю того, что Запрещает Законблагодаря Святому Духу, через любовь,- «но чтобы сделать»,- поскольку этого более нет во мне,- «оное»,- то есть — доброе, то, в чем нет похоти,- «того не нахожу»,- в этой жизни, но это будет в жизни грядущей.-[19] 19. «Доброго, которого хочу, не делаю[20], а злое, которого не хочу, делаю».[21] Он повторяет это для того, чтобы сильнее выразить свое сокрушение и жалобу. 20. «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».[22] 21. «Итак я нахожу» на [собственном] опыте, «закон», удовольствие и благословение, ибо благодать дает это мне, но не моя сущность, «что, когда хочу делать доброе», это значит, что я не похотлив, «прилежит мне», в плоти моей, несмотря на то, что я духовен, «злое», то есть похотливость.[23] 22. «Ибо по внутреннему человеку», в то время, как внешний человек люто ненавидит Закон Божий и не видит ничего радостного в том, что он [Закон] существует, «нахожу удовольствие», которого не может породить ничто другое, кроме как любовь[24], «в законе Божием», то есть мне нравится Закон и я готов исполнять его [по внутреннему человеку]. 23. «Но в членах моих вижу» на своем опыте, «иной закон», закон, противоположный Закону Божьему, то есть закон склонности ко греху и похоти, «противоборствующий», то есть направляющий мои члены к тому, что противно «закону ума моего», то есть любви, которая является духовным законом, да, самим Духом,[25] «и делающий меня пленником», потому что я действую согласно этому [то есть согласно упоминаемому далее закону греховному], как это было показано выше, поскольку я есть плотское существо, «закона греховного, находящегося в членах моих». Он говорит это для того, чтобы никто не понимал сказанное так, будто оно относится к написанному закону, от которого он [Павел] освобожден Духом. 24. «Бедный я человек! кто избавит меня», то есть: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» [Перев.: см.Филип.1:23], «от сего тела смерти?», от этого подверженного разложению тела, являющегося телом греховным, а следовательно также и телом смертным.[26] 25. «Благодарю Бога[27] (моего) Иисусом Христом», верой в Него, «Господом нашим. Итак тот же самый я», как человек, являющийся одновременно духовным и потским, потому что «умом (моим)», то есть духовно, внутренним своим человеком, служу Закону Божию», то есть я не похотлив, но скорее люблю Бога и все, что Божье, «а плотию», внешним своим человеком, я служу «закону греха», то есть я склонен ко греху и похоти, потому что я испытываю вожделение [к грешным вещам] и ненавижу все, что от Бога.[28]

Дополнительные примечания, составленные переводчиком английской версии:

[1] Первая часть краткого содержания (до данного места) зачеркнута в лютеровской рукописи.

[2] Это замечание на полях написано вместо зачеркнутого фрагмента в кратком содержании, стоящего выше в тексте.

[3] Истолкование Августина взято из: Expositio quarundam propositionum ex epistula ad Romanos, 36, Patrologia, Series Latina, XXXV, 2069.

[4] Patrologia, Series Latina, XLIV, 203 f. Лютер цитирует Августина по этому источнику во второй части данной книги.

[5] Эта аналогия может быть основана на наблюдениях Августина, изложенных в работе: De civitate Dei, XXI, 4,3, Patrologia, Series Latina, XLI, 713.

[6] Августин, Expositio … ad Romanos, 38, Patrologia, Series Latina, XXXV, 2070.

[7] Лира [Николай Лирский] утверждает: «Апостол говорит от имени человеческой расы, которая, таким образом, поглощена тьмою» [То есть имеется ввиду, что сам он будто

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн