переплавленное». Таким образом, тот, кто думает, что он понимает Закон «Не пожелай…» — даже по отношению к самому себе глуп и невежественнен, ничем не отличаясь от всех еретиков. Но любой праведный человек, за исключением Христа, по мере того, как он продвигается от порочной похотливости к очищению, переходит также от незнания Закона к его пониманию. Таким образом, каждый праведный человек должен молиться о том, что мы читаем в Пс.(24:7): «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай». «Грехи юности моей» — это скрытые грехи, которые продолжает иметь даже и духовный, возрожденный человек. Таким образом, мы можем сказать только по вере (Пс.50:5): «… Беззакония мои я сознаю…»,- потому что за этими словами следует далее: «Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость» (Пс.50:8). Это самая большая тайна Закона: знание, которое никогда не достигает совершенства, но которое «является внутрь» для того, чтобы [человек] мог уверовать. Таким образом, тот, кто не желает исповедовать больше грехов, чем те, что он знает и признает в себе, исповедует лишь несколько [весьма немного] грехов, и не может сказать: «Исповедаю Господу преступления мои» (Пс.31:5).
[16] Св.Августин в 4-ой главе De Spiritu et littera говорит: «Я не понимаю, каким образом именно то, чего я желаю, становится более приятным, как только попадает под запрет» [10]. И еще: «Запретный плод более сладок. Эта сладость является поводом ко греху, которая проходит через заповедь, и, когда мы ищем ее [этой сладости], она, конечно же обманывает нас, потому что она повергает нас в еще большую горечь и озлобленность» [11].
[17] Св.Августин [12].
[18] Во Христе Бог восстанавливает человека, очищает испорченного, разложившегося человека: от его вины — немедленно, а от его порочности — постепенно.
[19] Блаженный Августин, в произведении Contra Julianum пишет: «Эта борьба является характеристикой [признаком] верных христиан. В Крещении существует отпущение всех грехов. Но в тех, кто был крещен, сохраняется своеобразная разновидность «гражданской войны», во время которой люди сражаются со своей порочностью» [13]. Он говорит также: «Закон греха противостоит закону ума [разума, сознания], и этот закон греха, присутствовавший даже в членах великого апостола, прощается при Крещении, но он не прекращает на этом своего существования» [14].
[20] Это «делание» означает не исполнение наших обязанностей, но попытки поступать и желание совершать так. Поэтому он также различает слова : «делать» (facere) и «совершить» (или «сделать») (perficere) (стих 18). Такова позиция блаженного Августина в Contra Julianum, III, 26, 62 [15]. И это доказано во многих других фрагментах из Писания, как например, в (Иерем.48:30): «Но это — ненадежно; пустые слова его (Моава): не так сделают»,- и далее (в стихе 36). И Господь сказал Иуде (Иоан.13:27): «… Что делаешь, делай скорее»,- то есть — то, что ты пытаешься и намереваешься сделать. Мат.(23:3): «… Ибо они говорят и не делают». И ошибка тех, кто истолковывает данный фрагмент, как относящийся к плотскому человеку, заключается в том, что они не обращают внимания на то, что апостол определенно различает «делать» (agere) и «делать» (facere) от «совершать» (perficere), так что «делать» (facere), «делать (agere) и «делать» (operari) — означают не реальные дела, но намерение, или желание совершать что-то, или же попытку совершения, однако, «совершать» (perfiсere) — означает осуществление или реализацию этих намерений конкретными делами, и достижение желаемого, как, например, в (Гал.5:16), нам говорится: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти»,- а также выше (Рим.6:12): «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его»
[21] Блаженный Августин в работе Contra Julianum, II, 3,5, говорит: «Разве апостол Павел не был крещен? Тогда почему же он говорит такое? Если не потому, что этот закон греха, присутствующий в членах тела, одновременно прощен посредством духовного возрождения и, при этом, остается в нашем смертном теле: прощен в том смысле, что вина устранена таинством, которым неверующие рождены свыше — но грех остается в том смысле, что он совершает то, что хочет, то, против чего борются верующие». И он продолжает далее: «Похоть прощена в отношении ее вины и пребывает фактически (то есть действительно или активно действуя), как это сказано здесь: «… которого не хочу делаю» и т.д. [16]. И Киприан, комментируя Молитву Господню [«Отче наш»], говорит: «Ибо существует борьба и повседневное соперничество между плотью и духом — так, что мы не совершаем того, что хочем, поскольку дух стремится к небесному и божественному, но плоть похотлива и жаждет земного и мирского. Таким образом, мы молимся об установлении, с помощью Божьей, гармонии между двумя этими сторонами» [17].
[22] Он использует термин «грех» потому, что, согласно блаженному Августину, хотя крещение приносит прощение вины, все же вина фактически [на самом деле] остается и снова обращает [подталкивает, направляет] нас ко греху.
[23] Перев.: Для полной ясности русскому читателю не мешало бы ознакомиться с современным переводом данного фрагмента, поскольку в Синодальном переводе здесь явно используются устаревшие термины, значение которых не всем понятно. Соответственно, могут возникнуть и затруднения с пониманием лютеровских комментариев. Итак, в переводе на современный русский язык это звучит следующим образом: «Я обнаружил, что здесь действует такой закон: когда я хочу делать добро, то рядом со мной уже стоит зло».
[24] Потому что «любовь к правде и ненависть к беззаконию» являются качествами, которыми обладает Христос, о чем свидетельствуют Пс.44:8 и Пс.1:2: «Но в законе Господа воля его», а также лишь те, кто принадлежат Ему через Дух Христов.
[25] Строго говоря, это является противоположностью похотливости и «закону, находящемуся в членах». Гал.(5:17): «Ибо плоть желает противного духу…», то есть порочное желание противостоит благому желанию. И оба они являются живыми [действующими] законами, пытающимися умертвить друг друга. В Быт.(3:15) Он не говорит «торжество» [победа, триумф], но: «И вражду положу… между семенем твоим и между семенем ее…». Торжество, однако следует за этим: «Оно будет поражать…» и т.д. [Перев.: В англ. переводе: «… между Семенем ее…» и далее: «Он сокрушит»].
[26] Он использует слово «сего» потому, что он вовсе не говорит о физической смерти, которой он действительно желает. Блаженный Августин, в работе Contra Julianum, II, 3,6 говорит: «Освобождение от смертного тела означает следующее: то, что является сейчас телом смертным, становится телом жизни, когда сама смерть умирает в смерти, то есть это конец дисгармонии, но не природы. Это не завершается в этой жизни, о чем свидетельствует тот же мученик [18] в послании о бессмертии [19], где он говорит, что по этой причине апостол Павел желает освободиться от своих земных уз [оков, обязательств] и быть со Христом, чтобы не быть более в том ужасном греховном и порочном состоянии, в каком пребывает плоть» [20].
[27] В греческом оригинале сказано: «Благодарение Богу», точно также, как в 1Кор(15:57): «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом».
[28] Тот, кто грешит против этого закона, поступает хорошо и совершает «грех греха», согласно утверждению из Сирах.(42:14): «Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина,- женщина, которая стыдит до поношения», [фрагмент из Книги Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, которая не является канонической и потому отсутствует в Русском синодальном переводе Библии.- Перев.], то есть дух, грешащий против закона [греховного] лучше [22].
Глава 8
Краткое содержание: Он показывает, что мы должны твердо примкнуть к закону Христову, поскольку Его закон является законом жизни и законом Духа.
1. «Итак нет ныне никакого осуждения», хотя грех остается, как мы уже говорили, потому что они служат «плотию закону греха» (Рим.7:25), «тем, которые» верою «во Христе Иисусе», и Христос в них[1], «живут не по плоти», следуя похотям плоти в своих делах, хотя они и чувствуют эти похоти и побеждают их Духом, в котором они ходят. В греческом оригинале добавлены слова: «но по духу». [которые присутствуют также и в русском Синодальном переводе.-Прим.] 2. «Потому что закон духа», написанный «перстом Божиим» (Втор.9:10), то есть «любовь Божияизлилась в сердца нашиДухом Святым» (Рим.5:5), «жизни», потому что он «животворит», в то время, как «буква убивает» (2Кор.3:6), «во Христе Иисусе», верой в Него, «освободил меня от закона греха», то есть освободил от желаний членов моих и плоти моей, а именно — от закона буквы, потому что он писал ранее, что это является законом человеческим (Рим.7:2) [законом замужества. — Прим.], понимая под этим термином грех и разложение, или «страсти греховные» [Рим.7:5,- Прим.], «и смерти». 3. «Как закон, ослабленный плотию был бессилен», а именно — он был бессилен освободить нас от закона наших членов, так, что он не мог осудить грех и избавить нас от него, но он, напротив, становился все слабее и слабее, а грех все возрастал, достигая ужасающих масштабов, что касается слов «ослабленный плотию», то причина этого заключается в том, что он [Закон] не был исполнен. Этот Закон учрежден только духом веры, ибо, что невозможно для Закона, то возможно для веры; и Закон учрежден, подтвержден и обоснован на том, что возможно, как он говорит выше (3:31): «Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем»,[2] «то Бог послал Сына Своего», с тем чтобы Он воплотился [вочеловечился], «в подобии плоти греховной», потому что Он не был греховной плотью, но все же Он был подобен нам во всех отношениях, кроме греха, (здесь идет речь о том подобии, которое имело место с медным змеем из Чис.21), «в жертву за грех», то есть, чтобы Он понес на Себе наказание за грех, не за тот грех, который был в Его плоти [ибо Он безгрешен], но за тот грех, который Он принял на Себя, «и осудил», то есть Он уничтожил «грех»[3], то есть разложение и похотливость «во плоти», то есть тот грех, который существует в нашей плоти. 4. «Чтобы оправдание закона», то есть то удовлетворение, которого требует Закон, «исполнилось» Духом, излитым ради Христа «в нас», верующих во Христа, «живущих не по плоти», то есть не в похотях плоти, совершая их в своих делах, хотя мы и чувствуем эти похоти, «но по духу». Но они являются делами Духа, даже когда наша плоть восстает. 5. «Ибо живущие по плоти», в природном, плотском состоянии, не рожденные свыше от Духа через Крещение или покаяние, «о плотском помышляют», то есть о добрых делах, совершаемых творениями; о таких вещах, которые угодны им и кажутся добрыми и хорошими им самим, а потому они не соглашаются «с законом, что он добр» (Рим.7:16), но помышляют