Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

о другом, «а живущие по духу», люди, рожденные свыше от Духа и от Бога для того, чтобы стать новыми творениями, помышляют «о духовном», то есть о добром, о несотворенном, о том, что является Самим Богом.[4] 6.»Помышления [в версии перевода Библии, использовавшейся Лютером, здесь используется слово «мудрость».-Прим.] плотские», то есть размышления, проявление согласия, уважения и одобрения к плотским делам, «суть смерть», а именно — вечная смерть души, «а помышления [«мудрость».-см. прим. выше] духовные», то есть размышления, проявление согласия, уважения и одобрения к вещам духовным, к тому, что относится к духу обновленного человека — «жизнь», то есть жизнь души пред Богом, «и мир», внутренний мир в сердце. 7.»Потому что плотские», относящиеся к ветхому человеку, «помышления» — (sapientia), то же слово, которое выше было переведено, как «мудрость» (prudentia) [1] [см. предыдущие прим. по тексту], немецкое слово Gutdьnckel, то есть размышления, суждения, «суть вражда против Бога», потому что они не от Бога, но от дьявола, это то, о чем в Книге Бытие (3:7) сказано: «И открылись глаза у них обоих»[5]. Существует причина для такой вражды: «ибо закону Божию не покоряются», потому что они следуют своим похотям и не отказываются от них, «да и не могут».[6] Однако, по благодати человек также вполне очищается от этого. 8. «Посему живущие по плоти», из-за своей похоти и своих дел плоти, «Богу угодить не могут», потому что очень многие из них, тем не менее, самонадеяны и дерзки, то есть, потому что они получают удовлетворение от духовно благих вещей из-за плотских помышлений, которые «суть вражда против Бога». 9. «Но вы не по плоти живете», то есть не в ветхом человеке, а потому и не в его помышлениях и не в его вражде по отношению к Богу, «а по духу», то есть в обновленном человеке, в помышлениях Духа и в мире с Богом, «если только», в греческом оригинале сказано: «если в самом деле», то есть, причина этого заключается в том, что «Дух Божий», то есть Святой Дух, Который созидает нового человека Своим присутствием, «живет в вас» по благодати. «Если же кто Духа Христова не имеет», даже если он называется христианином [носит имя Христа] и имеет все духовные дары и великие дела, «тот и не Его», потому что он подчинен букве Закона и является мертвым членом [и духовно мертв]. 10. «А если Христос в вас» , «то тело», ваше тело, «мертво», то есть подчинено смерти, то есть неизбежно умрет[7],[8] «для греха, но» ваш «дух», то есть внутренний человек жив для праведности». В греческом оригинале праведность — iastitia, то есть добродетелью веры во Христа, которая оправдывает. [Комментируемый Лютером вариант библейского перевода в данном месте имеет несколько иной оттенок. Переведенный дословно, он выглядит следующим образом: «А если Христос в вас» верой, как мы уже неоднократно упоминали выше, «хотя тело» ваше тело, «мертво», то есть подчинено смерти, — значит неизбежно умрет из-за греха», не из-за человеческоой слабости, но в качестве наказания за грех, «но» ваш «дух жив из-за праведности».- Перев.] 11.»Если же Дух», Святой Дух, «Того», Бога Отца, «Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа (Иисуса) [2] из мертвых», то есть Бог Отец «оживит», то есть даст вам жизнь вечную, ибо Он воскресил не Его одного, «и ваши смертные тела», чтобы они могли не быть более ни мертвыми, ни смертными,[9] «Духом Своим, живущим в вас», то есть тем Духом, который воскресил ваш дух к вечной жизни. 12. «Итак, братия», поскольку Дух Божий обитает в нас, «мы не должники плоти», то есть, мудрости и похоти плоти,[10] «чтобы жить по плоти», то есть по собственному усмотрению, самим по себе. 13. «Ибо, если живете по плоти», повинуясь похоти плоти, как было описано выше, в главе 6, «то умрете», духовно и навеки, потому что сейчас вы живы, «а если духом», посредством духа, по милости [благодатью], которой обладает внутренний человек «умерщвляете дела», то есть поступки и желания «плотские»[11], так, что они не преобладают, «то живы будете», вы будете иметь духовную жизнь вечно. 14. «Ибо все, водимые», то есть движимые, или побуждаемые «Духом Божиим», Святым Духом, «суть сыны Божии», как и те, кто с усердием и готовностью, то есть, исключительно по милости, борятся против дел плоти.[12] 15. «Потому что вы не приняли», как те, которые не являются сынами Божьими, потому что они не водимы Духом, «духа рабства», который делает нас рабами, а не сынами, «чтобы опять жить в страхе», который правит волей, нежелающей исполнять дела Закона, «но приняли Духа», Святого Духа, посредством Которого Бог принимает нас Своими сынами, «усыновления»[13] [сынами Божьими], [5],- слова, которых нет в греческом оригинале, «Которым взываем» голосом сердца, то есть разумом веры и безо всякого страха: «‘Авва», что значит: «Отче!'»[14]. 16. «Сей Самый Дух» Святой Дух, «свидетельствует», укрепляя нашу веру в Бога, «духу нашему, что мы — дети Божии».[15],[16]. Ибо мы являемся теми, кто мы есть согласно нашей вере, и мы имеем столько, сколько у нас есть, согласно нашей вере. Таким образом, тот, кто всей душой верует и уповает, что он — сын Божий, воистину является Сыном Божьим, потому что а Евангелии от Марка (11:24) мы читаем: «… Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам». А также в Евангелии от Матфея (9:29): «По вере вашей да будет вам». 17. «А если дети, то и наследники» всего благого, что Божье, «наследники Божии», Бога Отца, «сонаследники же Христу», потому что по благодати мы являемся братьями Того, Кто есть Сын Божий по плоти, «если только», при условии [7], в греческом оригинале сказано «если только» (eipe) [что совпадает с Синодальным переводом русской Библии.- Прим.] «с Ним страдаем»[17], то есть вместе со Христом и испытываем подобное, «чтобы с Ним и прославиться», то есть, чтобы мы могли вместе со Христом принять славу и наследство. 18. «Ибо думаю, что нынешние временные», этим он как бы говорит: «относящиеся к этому краткому и ограниченному периоду», «страдания», то есть несчастья, «ничего не стоят», как и в самом деле они ничего не стоят[18], «в сравнении с тою славою», которая уже уготовлена Богом, но еще не открыта, «которая откроется в нас», то есть в тех, кто избран. 19. «Ибо[19] тварь», то есть сооружение, структура [материя], составляющая весь мир, «с надеждою», потому что она в рабстве и в плену у недостойного, «ожидает», жаждет «откровения», в воскресении и прославлении «сынов Божиих,-«. Почему вы говорите, что она ожидает этого? 20. «Потому что тварь покорилась суете», то есть была порабощена «не добровольно», то есть не по своей воле, но по нужде, «но по [Его] воле», воле Божьей [в русской версии слово Его отсутствует.-Перев.] покорившего (ее),- в надежде,», то есть покорил ее недостойному. 21. «Что и сама тварь», Мат.(24:35): «Небо и земля прейдут…», «освобождена будет от рабства тлению»,[20] в котором она пребывает, изменившись в нетленное служение, в самом деле, в свободу, то есть «в свободу славы»[21], то есть в славу, «детей Божиих», потому что это служение действительно будет Его свободой, точно также, как праведный, можно сказать, был избавлен от рабства греху, к служению праведности, или, скорее — в свободу праведности. Потому что служить Богу — это значит господствовать. 22. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно», ибо «призванным по Его изволению, все содействует ко благу», как мы читаем далее, в Рим.(8:28), «стенает» об искуплении и славе детей Божьих и о себе,[22] «и мучится»[23], но не была рождена «доныне». 23. «И не только она» [в оригинале: «и не только тварь», откуда вытекают последующие комментарии.- Перев.], чего нет в греческом оригинале [10], «но и мы сами», верующие, избранные, «имея начаток Духа»,[24] мы пока еще не обладаем всем урожаем целиком, потому что мы — «начатки Его созданий» (Иак.1:18). Но в будущем мы будем совершенны, согласно 1Иоан.(3:2): «… Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть», «и мы в себе стенаем», то есть внутри себя, где никто не видит нас, какие мы есть, кроме Бога, и мы молимся, стеная и уповая, «ожидая» горячо и ревностно жизни грядущей и «усыновления [принятие нас Сынами Божьими],[11]. Данный фрагмент отсутствует в Синодальном переводе русской версии перевода Библии; Лютер также отмечает это в своих комментариях словами: «Чего нет в оригинале».- Перев.], «искупления тела нашего»[25], его изменения [перехода] от смертности к бессмертию, от тления к славе. 24. «Ибо мы спасены» вечным спасением «в надежде», в которой мы ожидаем, «Надежда же», на то, что с упованием ожидается, «когда видит, не есть надежда;», и он поясняет свою мысль следующими словами: «ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?», потому что он уже имеет и удерживает это. 25. «Но когда надеемся того, чего не видим», и чего не имеем и не держим, «тогда ожидаем в терпении», ибо неоправдавшаяся надежда [надежда, которая откладывается] огорчает душу. 26. «Также и Дух», Святой Дух, «подкрепляет (нас)» мольбами и ходатайствами, «в немощах наших»[26] в наших физических слабостях, в нашем бессилии; «ибо мы не знаем, о чем», что касается нашего прошения, «молиться, как должно», что касается состояния нашего ума, или манеры [способа] нашей молитвы, как мы читаем в (Мат.(20:22): «… Не знаете, чего просите», и в Иоан.(13:7): «… Что Я делаю, теперь ты не знаешь», «но Сам Дух», Святой Дух, «ходатайствует», заступается «за нас воздыханиями неизреченными», воздыханиями, которые не могут быть выражены словами никем из людей, как не могут быть поняты никем, кроме Бога.[27] Они не похожи на все другие воздыхания. Но один лишь Бог, 27. «Испытующий же сердца», самые глубокие помышления человеческие, и даже луче, чем мы сами, «знает», понимает и утверждает[28] [одобряет], «какая мысль», желание, ибо для Бога эти воздыхания не являются неизреченными, «у Духа», Святого Духа. Таким образом, говорю я, Он знает, «потому что Он ходатайствует», заступается «за святых по воле Божьей», то есть за то, что угодно Богу и согласуется с Его волей. Так как он [Павел] сказал, что всякая тварь и мы сами, и Дух — все воздыхаем о святых, он подтверждает это следующими словами: 28. «Притом знаем», я говорю и

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн