Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

утверждаю, что Сам Дух ходатайствует, чтобы это не показалось странным, «что любящим Его, призванным по Его изволению[29]» [быть святыми], [12], что отсутствует в греческом оригинале, согласно Его предопределению, ибо не все призваны по предопределению, потому что «… много званных, а мало избранных» (Мат.22:14), «все», как доброе, так и злое, «содействует[30] ко благу», то есть ко спасению. 29. «Ибо, кого Он предузнал», кого Он предвидел еще до того, как они родились, «тем и предопределил»[31], определил заранее, учредил заранее, предызбрал, предложил [13] «(быть) подобными»[32] по славе и сиянию, равно как и по страданиям и позору, «образу», примеру и образцу, «Сына Своего», Иисуса Христа, «дабы Он был первородным», началом, образцом, образом всех, согласно Своей человечности, потому что согласно Своей божественности, Он — Единородный, не имеющий братьев, «между многими братиями», то есть среди всех избранных, число которых велико.[33] 30. «А кого Он предопределил», преднамерил, избрал, «тех и призвал» к вере Словом, «а кого призвал, тех и оправдал»[34] Духом веры, «а кого оправдал, тех и прославил», «возвысил», то есть прославил в вечной жизни. 31.Что же сказать», этим он как бы са и отвечает: «Ничего», «на это?» в противовес этим непреложным истинам. «Если Бог», лично, Сам Судья всего человекества, «за нас», не наша «невинная» жизнь, или добродетели нашей праведности, но Он, Тот, кто может все, «кто против нас?»[35], ибо все творения подвластны Творцу. 32. «Тот, Который» для того, чтобы показать, что Он за нас, а не против нас, «Сына Своего [14]» вечного «не пощадил», что касается Его присвоенной природы, «но предал Его за всех», ибо нет ни одного, кто не нуждался бы в нем, «нас», людей недостойных, «как с Ним не дарует [15] нам и всего?», этим он как бы говорит, что не даровать этого Ему было бы невозможно, поскольку в Своем Сыне Он сотворил и содержит все, Евр.(1:3): «… Держа все словом силы Своей…», и Пс.(32:6): «Словом Господа сотворены небеса…». 33. «Кто будет обвинять», то есть, кто будет обвинителем и выдвинет обвинение, если это Его нерушимое Слово избранных Божиих?» против нас, предопределенных. Абсолютно никто, ибо далее мы читаем следующие слова: «Бог оправдывает их», то есть, Он вменяет им [веру в] праведность и защищает их.[36] 34. «Кто осуждает?[17]»[37], ибо никто не в силах. Причина этого заключается в следующем: «Христос (Иисус)», наш Посредник и Защитник, то есть, Он — Тот, Кто «умер, но и воскрес», для того, чтобы Он мог быть поглощен смертью, но скорее для того, чтобы Он мог поглотить смерть: «Он и одесную Бога», в славе, «Он и ходатайствует» (он использует сдесь термин interpello, вместо postulo, использованного выше), «за нас», как наш Первосвященник, ибо если любовь Божья к нам столь безмерна, то как же мы можем не любить Его?» 35. «Кто отлучит нас», то есть так, чтобы мы большене любили Его, «от любви[38] Божией», то есть, «воли, пылающей божественной любовью», как говорит Августин в своей книге «О благодати и доброй воле», гл. 17, «скорбь», Св. Августин пишет: «Это заявление вытекает из более раннего выражения: ‘…Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться’ (Рим.8:17). Этот фрагмент целиком направлен на увещевание, чтобы слушатели не были сокрушены преследованиями, если они живут по плоти, которая страшится временных невзгод и бедствий и ищет временых благ», «или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?», другими словами: будем ли мы навеки разлучены, если страдаем от всего этого? Более того, написано, что мы должны испыьывать все это, «как написано:». 36. Пс.43:23, «‘За Тебя», то есть из-за Твоей любви и по воле Твоей[39], «умерщвляют нас», убивают, «всякий день», то есть постоянно, до конца мира сего; «считают нас», в Твоих глазах мы считаемся, «за овец, обреченных на заклание'», ибо, похоже должно быть больше «овец на выгоне» и овец для размножения, которые остаются в миру. 37. «Но все сие», зло «преодолеваем», будучи «более, чем победителями», твердо «укорененными и утвержденными в любви» (Ефес.3:18), «силою Возлюбившего нас», потому что Его любовь приводит нас к триумфу через нашу любовь к Нему.[40] 38. «Ибо я уверен»[41], он не говорит: «я думаю», потому что он держится Христа твердой верой, «что ни смерть», потому что «… Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан.11:25) и «… Не бойся убивающих тело…» (Мат.10:28), «ни жизнь», потому что мы должны пренебрегать нашей земной жизнью и презирать ее, из-за той вечной жизни, которую Христос нам дает, «ни Ангелы», имеются ввиду падшие, то есть демоны, «ни Начала», демоны, которые отпали от всех, «ни Силы», также и люди, отпавшие от всех, со всеми их явными безумиями, или тайными заблуждениями, что имеет место в случае с еретиками. Ибо Христос преодолел их, восторжествовав над ними Собою, верой (Кол.2:15), «ни настоящее», то есть добро и зло современного мира, «ни будущее», ни могущество (чего нет в греческом оригинале), то есть мирские силы, 39. «Ни высота», то есть все «высокое и величественное», что существует в этом мире, такие явления, как звание и сан, должность, благородство (знатность) семьи, богатство, слава, степени, «ни глубина», то есть, все, что внизу, как в случае с подчиненными людьми, «ни другая какая тварь», то есть все, что не вошло в уже перечисленное, но что можно было бы добавить в этот перечень, «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».[42]

Дополнительные примечания, составленные переводчиком английской версии:

[1] См. во второй части данной книги сравнение sapientia и prudentia.

[2] Лютер приводит это имя в скобках, следуя тем самым, предположению Фабера, который опустил его вовсе, полагая, что оно отсутствовало в оригинальном тексте.

[3] Августин извиняется за введение термина egrotabilis.

[4] De peccatorum meritis et remissione, I, 4f., Patrologia, Series Latina, XLIV, 111f.

[5] Слова filiorum dei опущены в тексте Фабера и Лютер также зачеркнул их.

[6] Сравните с тем, что говорится по этому поводу во второй части данной книги, а также в Patrologia, Series Latina, CLXXXII, 383.

[7] Лютер вычеркнул из текста слова si tamen.

[8] Опущено, в силу неактуальности для русского читателя.

[9] Сравн. Luther’s Works, 27, p.289. См. также: W, III, 504, 20 ff,; IV, 363, 1.

[10] Лютер подчеркнул слово illa, чтобы показать, что это спорный вариант. Очевидно, что он согласен с Фабером, который опустил данное слово из своего текста и пояснил это словами: «illa — это излишество».

[11] Лютер заключил слова filiorum Dei в скобки, следуя, вероятно, тексту Фабера.

[12] Лютер подчеркнул слово sancti, чтобы показать, что это спорный вариант. Фабер опустил данное слово в своем тексте.

[13] Prediffinivit, prestituit, preelegit, proposuit.

[14] Лютер зачеркнул suo в своем тексте. В тексте Фабера также опускается это слово.

[15] Лютер исправил здесь donavit, поставив глагол в будущем времени: donabit.

[16] См. также во второй части книги.

[17] Лютер принял вариант Фабер: condemnabit, зачеркнув est qui condemnet в своем печатном тексте.

[18] Сравн. стих 27 выше.

[19] В своих комментариях этого фрагмента Фабер Стапуленсис писал: «Есть такие, кто думают, что это говорит о любви Павла к Богу, как о состоянии исступления… но апостол похоже восхваляет не свою собственную любовь, но любовь Бога к нам» (W, LVI, 85, n.18).

[20] Augustine, De dratia et liberto, 17,34, Patrologia, Series Latina, XLIV, 902.

[1] Иоан.(6:56): «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь»,- то есть тот, кто верит в Меня,- «пребывает во Мне, и Я в нем».

[2] «Поддерживать Закон» — это учреждать и исполнять его, но «ослаблять» его — это обесценивать его, игнорировать и не исполнять его.

[3] 2Кор.(5:21): «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». И в Гал. (3:13): «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою,- ибо написано: ‘проклят всяк, висящий на древе’…» и т.д. Это именно то, о чем он говорит здесь: «… за грех и осудил грех…».

[4] Гал.(5:19) и далее: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, враждаПлод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера». И мы должны обратить внимание на то, что термин «дух» означает здесь внутреннего человека, что очевидно из противопоставления «плоти» и «духа». И далее (в Рим.8:10) он говорит: «… Дух жив для праведности». Но «дух», то есть внутренний человек, не существует, если человек не имеет Святого Духа. Следовательно, мы вполне можем допустить, что термин «плод духа» следует понимать, как плоды Святого Духа. Однако, лучше интерпретировать «дух» внутреннего человека, как доброе дерево, приносящее добрый плод, а «плоть» — как худое дерево, производящее худой плод. Лучше сказать, что Святой Дух делает дерево добрым, чем утверждать, что дерево является добрым само по себе.

[5] Поэтому пророк говорит (Пл.Иерем.3:51): «Око мое опечаливает душу мою…» (то есть мудрость плоти), а также Иов в 3-й главе своей Книги проклинает день своей мудрости, потому что это [то есть такая мудрость] не угодно Богу (противоречит воле Божьей) и ведет к тому, что благим и добрым начинает казаться нечто отличающееся от высшего блага,- а высшее благо — это Сам Бог, — однако то, что сотворено, приносит удовольствие и радость.

[6] Потому что похотливость не может покориться Богу, таким образом, мы не должны пытаться очиститься от нее, но мы должны трудиться для того, чтобы вырвать ее с корнем, как нам говорится в (Мат.12:33): «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим…» и т.д.

[7] Как сказано в Быт.(2:17): «… Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь», то есть, ты навлечешь на себя неизбежность смерти [то, что смерть станет неизбежной]. Ибо то, что неизбежно произойдет, рассматривается как нечто такое, что уже случилось.

[8] Но не настолько мертво, чтобы оно не могло ожить снова; в самом деле, оно будет воскресено.

[9] Ранее он использовал выражение «тело мертво» (стих 10) , однако здесь он говорит о «смертных телах». Блаженный Августин в своей книге «О добродетелях и прощении грехов», I, глава 5, говорит: «Он тщательнейшим образом избегает говорить «смертное», но скорее говорит «мертвое». Ибо, прежде чем тело преобразуется в то состояние нетления, которое обещано при воскресении святых, оно может быть «смертным», хотя не достигнувшим смерти. Точно также, как это наше тело [тело, которым мы обладаем сейчас] может, так сказать, «приболеть» [3], однако, при этом никогда не достигая болезни. Ибо чье тело не подвержено болезням?

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн