знал по откровению, что является «избранным сосудом» (Деян.9:15), и мы также уверены в избранных и во всех нас. Ибо, хотя это точно и определенно, что избранные Божьи спасены, тем не менее, никто не уверен, что он был избран по всеобщему правилу. И это именно то, о чем данный фрагмент хочет сказать.
[42] Причина всего этого заключается в том, что «лев от колена Иудина победил» все это (см. Откр.5:5), о чем повествуется в Евангелии от Иоанна (16:33): «… Но мужайтесь: Я победил мир», и в Первом Послании Иоанна (4:4): «… Тот, кто в вас, больше того, кто в мире», и снова в (Иоан.10:27 и дал.): «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Меою … и никто не похитит их из руки Моей». И причина этого объясняется далее: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Иоан.10:29). Так пророк Михей (5:8) говорит нам: «И будет остаток Иакова между народами, среди многих племен, как лев среди зверей лесных…, который, когда выступит, … никто не спасет от него…» и т.д.
Глава 9
Краткое содержание: Апостол выражает сожаление по поводу упрямства Иудеев. Он показывает, что Иудеи не были лишены обетования, данного их отцам, и напоминает нам, что язычники были призваны.
1. «Истину говорю», а именно — относительно моего сожаления, «во Христе[1]», то есть в вере в Иисуса Христа и покорности Ему, «не лгу», как неверующие говорят обо мне, будто я притворяюсь, что сожалею, для того, чтобы ввести их в заблуждение[2], «свидетельствует мне совесть моя», то есть я говорю от всего сердца, нисколько не кривя душой, «в Духе Святом», потому что без Духа Святого моя совесть может обманывать и быть обманута. 2. «Что великая для меня печаль» по поводу их разорения — таковая является силой братской любви, «и непрестанное мучение сердцу моему», потому что как любовь не перестает любить, так она не перестает скорбеть. 3. «Я желал бы», я молился, как Моисей молился в Исх.(32:32), «сам быть отлученным», отсеченным «от Христа», от общения с Ним и с Его святыми, «за братьев моих», чтобы они могли быть во Христе, «родных мне[3]», не язычников, «по плоти», хотя они совершенно чужды и враждебны мне по духу, 4. «То есть,(1) Израильтян», но не язычников по плоти, «которым принадлежат», но не язычникам, (2), «усыновление» по плоти, «и (3) слава» Божья, потому что они — народ Божий, но в плотском смысле слова, «и (4) заветы», то есть заветы Божьи, а именно — ветхий и новый законы, «и (5) законоположение, и (6) богослужение», служение, обычаи поклонения, переданные через священников Аароновых, «и (7) обетования» о Христе и жизни грядущей; 5. «И их (8) отцы» родоначальники, отцы по плоти, «и от них», моих братьев по плоти, «Христос[4] по плоти», как человек, «сущий над всем Бог, благословенный во веки», навсегда, «аминь», то есть это должно быть исполнено, а именно — то, что он благословен вовеки. 6. «Но не то, чтобы Слово Божие не сбылось», то есть будто Слово Бога, Который обещает спасение Израилю[5] было отменено. «Ибо» причина в том, что «не все [1] те Израильтяне, которые от Израиля», но лишь немногие являются истинными Израильтянами.[6] 7. «И не все дети[7] Авраама, которые от семени его»,[Авраама[8]], то есть не в этом причина, несмотря на то, что они гордятся этим, как, например, в (Иоан.8:33): «… Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда», «но (сказано)» в Быт.21:12, «‘в Исааке», сыне обетования, «наречется тебе семя'», то есть твое потомство. 8. «То есть, не плотские дети суть дети Божии», этим он как бы говорит, что они не в Измаиле, который не вошел в обетование, но в Исааке, который один был рожден по обетованию; таким образом, те, кто подобны ему, будут детьми, а не другие; «но дети обетования», как Исаак был не только сыном по плоти, но [также] по обетованию Божьему, поскольку к тому времени его родители по плоти были уже неспособны к деторождению, «признаются за семя», то есть «признаются семенем»[9], или потомством. 9. «А слово обетования таково», оно доказывает, что сыны обетования являются сынами по той причине, что Исаак был сыном обетования, но он хочет, чтобы сыны обетования понимались также, как сыны избрания и предопределения: «‘в это же время», Быт.18:10, то есть по истечении года, «приду, и у Сарры будет сын'», то есть, он как бы говорит: «У Сарры не будет сынов, кроме одного, данного ей через обетование и избрание, а не только лишь по плоти».[10] 10. «И не одно это», то есть не она одна имеет сына обетования, «но так было и с Ревеккою», женой Исаака, то есть принятого обетования, «когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего» по плоти. 11. «Ибо[11], когда они еще не родились», что ясно из текста Быт.25:23 и далее, «и не сделали ничего доброго» по собственной добродетели, поскольку, я полагаю, они все еще были в утробе своей матери, «или худого,- дабы изволение Божие в избрании», то есть в предвидении и предопределении, по благодати, а не по доброделелям, «происходило», могло быть признано нерушимым. 12. «Не от дел», то есть не по его добродетелям, «но от Призывающего», от Бога, по благодати, из-за Его предызбрания Иакова,- «сказано было ей», Ревекке: «‘больший», то есть Исав, первенец, «будет в порабощении», то есть будет слугой,»у меньшего'», то есть у Иакова, который был учрежден господином, Быт.27:29, 13. «Как и написано», Мат.1:2 и далее, что, так как по призванию Божбему Иаков должен был стать большим [более великим]: «‘Иакова Я возлюбил» извечно, «а Исава возненавидел'[12]», также извечно. 14. «Что же скажем?» на эти примеры и на то, что следует из них, «Неужели неправда», беззакония «у Бога?» Ибо кажется, что так оно и есть, потому что Он осуждает одного, хотя он не сделал никакого зла, и любит другого, хотя он не совершил ничего хорошего». «Никак». 15. «Ибо Он», то есть Бог, «говорит Моисею: ‘кого миловать»[13],[14] кого Я извечно предопределил помиловать, » помилую», то есть дарую ему милосердие своевременно, и в соответствии с Моим обетованием; кого жалеть»[15],[16], кого Я решил пожалеть и простил извечно, «пожалею'», то есть прощу, или отпущу грехи в назначенное время и в соответствии с Моим обетованием. 16. «Итак помилование», спасение и праведность человеческая «зависит не от желающего», не от желания или любви человека, «и не от подвизающегося», его добродетельных действий, «но от Бога милующего», дающего благодать. 17. «Ибо» в этом заключается причина, «Писание говорит», то есть, он пересказывает то, что было сказано (Исх.9:16) «фараону: ‘для того самого Я и поставил тебя», ожесточив сердце твое против детей Израилевых, «чтобы», именно с той целью, чтобы «показать», что это работа милосердного Бога, «над тобою силу Мою», Мою силу и твое бессилие, а также, бессилие всех людей[17], «и чтобы проповедано было имя Мое», проповедано и провозглашено, а имена всех других богов были уничтожены, согласно Пс.(9:6): «…Имя их изгладил на веки и веки…»[18], то есть, так, чтобы стало ясно, что это деяние Бога милости «по всей земле». 18. «Итак», отсюда следует, что «кого хочет, милует», того, кто Ему угоден извечно; «а кого хочет ожесточает», что также угодно Ему[19]. 19. «Ты», мудрый по плоти человек, «скажешь мне: ‘за что же еще обвиняет?», то есть, почему же Бог выражает недовольство, что Он делает утверждая Закон, угрожая, обетованиями, как будто Он чувствует презрение, «ибо кто противостанет воле Его?'», что значит: «это невозможно[20], потому что «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Пс.113:11), и «… Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис.46:10). 20. И в самом деле, и более того, «А ты кто, человек, что споришь с Богом?», то есть перечишь Богу. «Изделие скажет ли сделавшему (его): ‘зачем ты меня так сделал?'»[21] Этим он как бы говорит: «Ему не следует отвечать таким образом, и он не может по справедливости делать этого, и, таким образом, человек не таков, как его Создатель». 21. «Не властен ли», не свободен ли в своих действиях, «горшечник над глиною, чтобы» по своему усмотрению, «из той же смеси», которая, сама по себе не имеет ни формы, ни … [4], «сделать один сосуд для почетного» и высокого употребления, а другой для низкого?»[22], то есть для постыдного применения. 22. «Что же, если Бог», который воистину является Создателем всего сущего, «желая», что очевидно из приведенных выше слов фараона, «показать» в сосудах для низкого применения, «гнев», который Он сейчас скрывает, «и явить могущество[23] Свое» в сосудах Его славы и милости, «с великим долготерпением», ибо Он оскорблен здесь весьма и весьма, «щадил», проявляя милостивое и доброе к ним обращение, и присматривая за ними, «сосуды гнева», то есть нечестивцев и негодяев, «готовые», созданные, «к погибели» на вечное проклятие. 23. «Дабы вместе явить», сделать известным для всех, «богатство», изобилие, которое Он сейчас скрывает, «славы Своей», которую сейчас Он оставляет в смутном, неясном виде, «над сосудами милосердия[24]», избранными сосудами, «которые Он приготовил» заранее, извечно, «к славе». 24. Даже «Над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?» 25. «Как и у Осии» (2:23) «говорит: ‘не Мой народ», то есть язычников, которые в те времена не были народом Божьим, «назову Моим народом», «Моим народом», потому что так это звучит по гречески, а также и в оригинальном фрагменте: «… И скажу Моему народу: ‘ты — Мой народ’, а он скажет: ‘Ты — мой Бог!», «и не возлюбленную — возлюбленною, (и ту, которая не помилована — помилованной)[25]»; 26. «И» произойдет как сказано в Ос.1:10, «на том месте», то есть, среди язычников, «где сказано им» Богом: «вы не Мой народ», вы, язычники, «там», среди язычников, «названы будут сынами Бога живого'», то есть пророк говорит, что Бог назовет сосуды милосердия среди язычников. 27. «А Исаия провозглашает», также, как Осия выше, относительно язычников, «об Израиле», то есть над, per, Израилем[26], то есть, что и из Израиля Бог призовет сосуды милосердия: «‘хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морский», то это не является основанием для их славы, потому что Ему нет дела до численности народа и