Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

только эти еретики слышали это!

[12] Это направлено против надменных слушателей и самонадеянных учеников.

[13] Это направлено против надменных учителей и дерзких судей.

[14] А также в Пс.(109:2): «Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона».- То есть: «Он не придет, покуда Господь не пошлет Его».

[15] Одним этим словом: «благовествовать» [т.е. «проповедовать Евангелие»],- апостол доказывает, что они не могут проповедовать, не будучи посланы. Ибо «благовествовать» [«проповедовать Евангелие»]- это то же, что «провозглашать» [объявлять]. Но человек не может провозглашать Слово Божье и быть посланником Божьим, если Бог не послал его и не дал ему Своего Слова. Ибо никто не может «захватить» (украсть) Слово Божье — оно дается только когда Бог привлекает и посылает человека . Но, если этого не происходит — несомненно, провозглашается только ложь, даже если она и выглядит как истина. Наконец, той же самой фразой он чудесно описывает сущность мира и всего благого, а именно — что они могут быть услышаны только в Слове и постигнуты только верой, но отнюдь не являются видимыми, как того ожидали Иудеи.

[16] Некоторые считают, что это заявление относится к вере, которая уже была обретена.

[17] Как сказано у пророка Аввакума (3:2): «Господи! услышал я слух Твой [весть о Тебе] и убоялся…». Поэтому мы истолковываем это в пассивном смысле, полагая, что имеется в виду услышанное слово, а не слушание как действиепоскольку было бы абсурдно говорить о вере в «слушание» другого человека.

[18] Иезек.(7:26): «Беда пойдет за бедою и весть за вестью…»,- то есть, мы также не имеем ничего, кроме Слова, и мы не способны явить ничего. Поэтому они не веруют в то, что мы утверждаем лишь устами, не будучи в состоянии показать (сделать ощутимым для рук и глаз). Такой метод часто используется в Писаниях — например, в Авд. (1:1): «… Весть услышали мы от Господа…»,- или в Пс.(17:45): «По одному слуху о мне повинуются мне». Иногда это переводится словом «молва» — например, в Пс.(111:7): «Не убоится худой молвы…»,- и в Авв.(3:2): «…услышал я слух Твой [молву о Тебе]…». И, хотя для читающих по-латыни термин «молва» [слушание] (audito) был бы более понятным, чем «услышанное» (auditis) — точно также, как «исполненное [сделаное]» (acta) лучше, чем «деяния» (actus) апостолов — все же он таким образом пытается выразить мысль об истинном проповедовании Слова или передаче [как действии] Слова Божьего «на слух». Ибо Писание, а точнее — переводчик говорит в такой же манере о видении, как, например,в Деян.(9:10): «… И Господь в видении (visu) сказал ему…»,- то есть, в чем-то таком, что видимо (viso) — или видении (visione). И в Ис.(1:1) говорится о «видении Исаии» — то есть о чем-то таком, что можно увидетьВидение…, которое он видел об Иудее и Иерусалиме».

[19] Как бы говоря: «Точно также, как вы возвели себе другого «бога», которым вы разгневали Меня, так и Я возведу другой народ, которым, когда это произойдет, Я буду раздражать вас, воздавая вам тем же, что вы сделали Мне».

[20] В нашем переводе сказано: «Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их» [вариант, приводимый Лютером в точности совпадает с русским Синодальным переводом данного фрагмента, поэтому он здесь и приводится.- Прим.] (Втор.32:21). Следовательно, становится очевидно, что выражение «не народом» используется здесь не в винительном, а в творительном падеже.

[21] Иудеи более всего не желали слышать, что они были изгнанны прочь. Поэтому они даже хотели сбросить Христа с вершины горы п за то, что Он сказал, что «много вдов было в Израиле во дни Илии»,- (Лук.4:25 и далее), но,- «… ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (то есть к язычникам), а также, что: «Многобыло прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина»,- то есть, опять же, язычника. Ведь из-за этих слов они чувствовали себя изгнанными прочь — даже более, чем язычники — и ощущали себя недостойными, что было для них, людей надменных, кичащихся кровью своих отцов и праведностью Закона, совершенно невыносимо.

[22] Ибо причина гнева Иудеев и корень их неверия в том, что язычники, которых они не считали и по сей день не считают достойными жизни, не говоря уже о мудрости, праведности и благодати Божьей, видите ли, хвастаются обетованиями открытыми им, в то время как Иудеи, желающие быть единственным народом Божьим, отвергнуты. По этой причине они считают почти невозможным, чтобы милость Божья могла пребывать среди язычников, в стороне от них. Таким образом, подобно дьяволу, иудеи, а также все надменные люди не терпят разговоров о своем отвержении.

[23] Перев.: В комментируемой Лютером версии последний фрагмент дословно звучит следующим образом: «…который не верует и противоречит Мне». Лютер поясняет это так: «…который не верует»,- в слова апостолов, народ упрямый, строптивый, неверующий,- «и противоречит»,- тому, что услышал от апостолов,- «Мне»,- чего нет в греческом оригинале.

Глава 11

Краткое содержание: Апостол отрицает оскорбление Иудеев язычниками и описывает реальную [имевшую место в то время] слепоту Иудеев. Он заканчивает рассмотрением глубин премудрости Божьей.

1. «Итак спрашиваю[1]: неужели Бог отверг»,- потому что Он обозлил и оттолкнул их,- «народ Свой? Никак[2]. Ибо и я Израильтянин»,- и, тем не менее, я не был отвергнут; но ведь я должен бы быть отвергнут, если бы Он отверг Свой народ,- «от семени Авраамова»,- то есть, я сын по естеству [по природе],- «из колена Вениаминова». 2. «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал»,- то есть, не те Его народ, кто лишь по плоти являются таковым — но те, кого Он предузнал. «Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии?»- пророке, в 3Цар.19:10, ибо у вас то же понятие, что было у него — поэтому, как он заблуждался, так и вы заблуждаетесь,- «как он жалуется»,- то есть ходатайствует, как выше, в Рим.8:26: «Дух ходатайствует»,- ибо это то же самое слово в греческом языке [1],- «Богу на Израиля»,- на неверных среди Израиля,- «говоря:» 3. «‘Господи! пророков Твоих убили»,- ради пророков Вааловых, которых они утвердили ,- «жертвенники Твои разрушили»,- предпочтя их жертвенникам Вааловым, и царь Ахав и его князья делали все это из ревности по Богу, но не по «просвещенной ревности» [«не по рассуждению»] (Рим.10:2). Потому Ахав назвал Илию «возмутителем Израиля» [ досл.:»смущающим Израиля»] и преследовал его по закону (2Цар.18:17),- «остался я один, и моей души ищут'»[3],- пытаются лишить меня жизни. 4. Но, как бы говоря, что не все были отвергнуты, и он не остался один, апостол продолжает: «Что же говорит ему (Божеский [2]) ответ? ‘Я соблюл Себе»,- в то время, когда другие двигались к беззаконию [3],- «семь тысяч человек»,- не только по имени, но фактически сильных и непреклонных в своей вере в Бога,- «которые не преклонили колена»,- по гречески: gonu, то есть, они не служили и не поклонялись,- «пред Ваалом'»,- или каким-либо иным идолом. 5. «Так и в нынешнее время»,- действительно, как и во все времена,- «по избранию благодати сохранился»,- то есть, был избран,- «остаток»,- спасен только остаток, в то время, как большинство осуждено. 6. «Но, если по благодати»,- то есть — из милости, или посредством милости,- «то не по делам»,- то есть — не благодаря чьей-то собственной праведности. Он подтверждает, что это невозможно,- «иначе благодать не была бы уже благодатию. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело»[4].- 7.- «Что же? Израиль»,- по плоти,- «чего искал, того не получил»,- а именно — праведность, потому что их усилия, как мы читаем в Рим.9:32, основывались на делах, и они «искали не по вере»,- «избранные же»,- то есть, избранные от Израиля,- «получили»[5],- обрели праведность по вере,- а прочие ожесточились»,- из-за праведности других людей и их собственной праведности — через ненависть к первой и любовь к последней. 8. «Как написано»,- в Ис.(6:10),- [4] «‘Бог дал»,- через Слово Евангелия, которое было принято другими,- «им»,- из-за их неверия, надменности и упования на свою праведность,- «дух усыпления»[6],-тщетного усердия и ревности, который дразнит и жалит, раздражает и кусает[7],- «глаза, которыми не видят»,- ибо злоба странным образом ослепляет их,- «и уши, которыми не слышат»[8],- все это — порождение их рвения и «духа усыпления [оцепенения]»,- «даже до сего дня». Этого нет у Исаии, но апостол добавляет это от себя. 9. «И Давид говорит»,- Пс.68:22 и далее — [6] о тех же людях,- «‘да будет трапеза их»,- Святое Писание [7],- «сетью»,- то есть — уловкой, подобной той, в которую попадаются дикие животные и рыбы,- «им[9]»,- здесь он как бы говорит: «Причиной этого является их собственная надменность»,- «тенетами и петлею»,- ловушкой и камнем преткновения,- «в возмездие им»,- как отмщение за их гордость — в то время как другим Оно [Писание] несет благодать; 10. «Да помрачатся глаза их»,- в то время как глаза других людей просветятся,- «чтоб не видеть»,- по причине того, что глаза других просвещены так, чтобы они (другие) могли видеть[10],- «и хребет их да будет согбен»,- их разум, чтобы они не заботились о благодати,- «навсегда'»[11],- в то время как Ты побуждаешь остальных взирать на благодать, которая перед ними. 11. «Итак спрашиваю: неужели»,- как бы подразумевая, что это не так,- «они преткнулись»,- опустились, будучи оскорбленными,- «чтобы совсем пасть?»- до такой степени, когда уже не производится никакого плода. «Никак. Но от их падения»,- от их греха,- «спасение язычникам[12]»,- то есть, потому, что они не захотели [принять его], оно пришло к язычникам, но оно пришло к язычникам не иначе, как для того, чтобы потом вернуться назад, к Иудеям,- «чтобы возбудить в них ревность»,- о язычниках, показывающую, что Иудеи могли бы подражать вере язычников. 12. «Если же падение их»,- неверие,- «богатство миру»,- возможность для мира обогатиться верой,- «и оскудение их»,- то есть то, что они были отрешены и лишены веры,- «богатство язычникам, то тем более полнота их».[13] 13. «Вам говорю, язычникам»,- то есть — о тех богатствах, которые были даны мне [как апостолу язычников]: «как Апостол язычников, я прославляю»[14],- славлю и восхваляю,- «служение мое»,- 14. «Не возбужу ли ревность»,- чтобы они могли подражать язычникам в принятии Слова через мое служение,- «в сродниках моих по плоти»[15],- в моих собратьях Иудеях, с которыми

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн