Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

верным [искусным] врачом, озабоченным нашими немощами, Он избрал людей, которые подобны нам и знакомы нам — то есть [подобных нам] созданий, которых мы, по крайней мере, не боимся. Поэтому Его работа среди нас продвигается весьма успешно и плодотворно, ведь того страха, который во времена древних пророков люди испытывали всякий раз, получая весть от Бога или от ангела, более не существует. Даже Моисей не мог выдержать этого страха. Потому что Слово тогда еще не стало плотью, и мы еще не были способны постичь его по причине его возвышенности и нашей слабости. Но теперь оно смилостивилось к нам, облачилось в форму плоти и было провозглашено нам людьми, которые сами состоят из плоти и крови. Но из этого не следует, что мы можем бояться и любить его меньше. Оно является тем же Словом, что и прежде — даже если оно и не наводит на нас страх, а пробуждает в нас любовь. Однако придет время, когда оно будет наводить еще больший страх на тех, кто сейчас отказывается почитать и любить его.

«Избранный к благовестим Божию». Это предложение может быть понято двояко.

Во-первых, оно может быть понято в соответствии со словами, написанными в Деян.(13:2): «… Дух Святый сказал: ‘отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их'».484 В подобном случае значение этих слов таково485, что ему было отдельно назначено апостольское служение язычникам — точно так же, как Петр и другие Апостолы были призваны на служение обрезанным и Иудеям. Этой фразой он объясняет свое служение подробнейшим образом, ибо он не только «раб Иисуса Христа» и Апостол Божий, но также и тот, кто был отделен от других (избран среди других) для того, чтобы быть посланным именно к язычникам. Однако это может быть истолковано и иначе, а именно — в соответствии с фрагментом (1:15-16) из Послания к Галатам: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам…». В таком случае значение этих слов может быть следующим: уже в утробе своей матери он был из числа всех других Иудеев предопределен [поставлен, назначен] Богом быть Апостолом для язычников. Это предрекал Иеремия, говоря (Иерем.1:5): «… Прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». И Павел наполнил эти слова истиной. Термины «освящать»486, «отделять» и «избирать» означают в Писании почти одно и то же. Однако называть себя «избранным» или «отделенным» — это намного более скромная и смиренная позиция, нежели называть себя «освященным», что звучит несколько хвастливо и надменно. Ибо то, что свято и посвящено Богу, очевидно, является также избранным и отделенным от какого-либо общения со всем нечестивым, злым и порочным, а потому является и освященным. Во всяком случае, выражение «освятитесь» означает то же, что и слова: «отделитесь от мирского». Такова святая воля Божья, чтобы в аллегорическом смысле вы отделялись от порочных людей и в моральном [этическом] смысле — от греха. Поэтому фраза «избранный к благовестим Божию» равноценна тому, если бы он сказал: «Будучи освобожден от всего другого [от всех своих других дел и обязанностей], я был посвящен, принят и освящен для одного этого служения — то есть, для того, чтобы учить Благовестию точно так же, как священник избран и отделен для принесения жертв». Это значение кажется мне более предпочтительным, чем первое.

Наконец, этими словами он упрекает тех, кто, несмотря на свое избрание к божественному служению и несмотря на тот факт, что они принадлежат Господу, включаются в другие, мирские дела, как будто они от мира сего. Соответственно, Апостол особо отмечает, что он избран [отделен] не для любых дел, но для особого дела, а именно — для провозглашения Евангелия. Это — как если бы он сказал: «Моя основная работа заключается в проповеди Евангелия, как я говорю в 1Кор.(1:17): ‘Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать’. Возможно, что другие Апостолы имеют другие цели и задачи, я же был избран [отделен] для проповеди Евангелия».

2. «Которое Бог прежде обещал». Он говорит это для того, чтобы мы не думали, будто данный дар был получен благодаря нашим добродетелям или будто это является следствием человеческой мудрости. Величайшая сила и доказательность Евангелия заключается в том, что оно содержит в себе свидетельства ветхозаветного Закона и древних пророков о том, что этому надлежит исполниться. Ибо Евангелие провозглашает только то, что должно было провозглашаться согласно пророчествам — так, чтобы мы могли сказать, что исполнение этого было установлено Богом заранее, еще до того, как оно свершилось, и что один только Бог может быть прославлен за это учение, а не наши добродетели, старания и усилия, ибо очевидно, что Евангелие было заповедано еще до нашего существования, как оно само говорит нам (Прит.8:23): «От века я помазана, от ‘начала…’ — то есть, в виде Закона- ‘прежде бытия земли…'» — то есть, церковь, которая была, конечно же, создана ею (мудростью). Ибо Благовестие, являющееся силой и премудростью Божьей (1 Кор. 1:24), учредило церковь и совершает для собственной славы и хвалы все, что мудрость говорит о себе в данном фрагменте . Поэтому мы читаем в (Амос.3:7): «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам своим, пророкам». И в (Ис.48:5) говорится: «Поэтому и объявлял тебе задолго, — то есть, в ветхозаветном Законе, — прежде нежели это приходило, и объявлял тебе, чтобы ты не сказал: ‘идол мой, — то есть плоды моего воображения и моей мудрости, — сделал это, и истукан ной и изваянный мой повелел этому быть’. Ты слышал, — во времена Закона и пророков, а теперь, — посмотри на все это, — то есть — теперь, во времена благодати» — и т.д.

«Чрез пророков Своих, в святых писаниях». Он говорит это , желая указать на отличие от обетования, данного до начала всех времен, о котором он говорит в Тит.(1:2): «В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен». Ибо это обетование является извечным предопределением всего грядущего. Но через пророков обетование было дано в форме человеческой речи и тогда, когда уже существовали времена. Это есть чудесное доказательство милосердия Божьего, что, помимо и сверх вечных обетовании, Он дает обетование также и в форме человеческих слов — и не только слов произнесенных, но также и слов написанных. Все это было сделано так, чтобы, когда обетование Божье исполнится, из этих слов было очевидно, что именно таков был Его замысел, чтобы мы могли признать, что христианская «религия»487 — это не случайное явление, возникшее в результате стечения обстоятельств, и что она не была «предопределена» положением звезд, как полагают многие пустоголовые люди по своему невежеству488, но что ее возникновение определяется конкретным замыслом и предопределением Божьим — то есть, что Он преднамеренно и заранее определил, что этому надлежит быть именно так. И он добавляет, весьма кстати, еще одну причину: «в святых писаниях». Ибо, если бы он хотел сказать только: «чрез пророков Своих», это могло бы быть злонамеренно истолковано так, будто он претендует на власть и авторитет умерших, то есть тех, кто уже отсутствует вместе со своими словами. Но таким образом он определенно ссылается на их писания, существующие и поныне.

3-4. «О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем». Этот фрагмент, насколько мне известно, никогда и никем не был истолкован правильно или достаточно полно. Экзегеты древней церкви объясняли его слишком неполно, что же касается более современных экзегетов, они нуждались в Духе Святом. И тем не менее, опираясь на помощь других, мы отважимся испытать наши умы в этом, не нарушая благочестивости нашей веры. Я думаю, что Апостол имеет в виду следующее: сущность и цель Евангелия или, как другие489 говорят, его тема — это Иисус Христос, Сын Божий, рожденный от семени Давидова по плоти и теперь помазанный Царем и Господом надо всем в силе, и это — согласно Святому Духу, воскресившему Его из мертвых. Здесь очень полезен греческий текст, утверждающий следующее: «О Своем Сыне, рожденном от семени Давидова, который был избран»490 или предназначен, провозглашен, предопределен и т.д., быть Сыном Божьим в силе, согласно Духу освящения, посредством воскресения из мертвых, об Иисусе Христе, Господе нашем». Теперь давайте рассмотрим отдельные выражения. «О Сыне Своем». Это Евангелие, которое говорит не только о Сыне Божьем вообще, но о Том, Кто воплотился и происходит от семени Давидова. Фактически он говорит: «Он уничижил [опустошил] Себя и сделался слабым. Тот, Кто раньше был всем, и Кто создал все, теперь имеет начало Себя [то есть, не является более сущим ‘прежде всех веков’], и был сотворен (рожден)[то есть не является ‘несотворенным’]». Но Евангелие говорит не только об уничижении Сына Божьего, которым Он опустошил Себя, но также о Его славе и силе, которую после уничижения Себя Он принял от Бога в Своей человеческой сущности. Говоря другими словами, как Сын Божий стал сыном Давидовым, смирив и уничижив Себя в слабости плоти, так же, с другой стороны, Сын Давидов через слабость плоти был затем учрежден и предызбран Сыном Божьим во всей силе и славе. И как относительно Своей Божественной формы [Божественного облика] Он уничижил Себя (Филип.2:7) до плотского ничтожества, родившись в этом мире, так же вознесением на небеса в облике раба Он привел Себя к совершенству, к полноте божественной сущности. Обратите внимание на то, как Апостол точно подбирает выражения. Он не говорит: «Который был сотворен Сыном Божьим в силе» таким же образом, как он говорит: «…Который родился… по плоти». Ибо от самого момента зачатия Христа, по причине единства двух Его сущностей, можно было не греша против истины сказать: «Этот Бог является Сыном Давидовым, и Этот Человек является Сыном Божьим». Первое верно потому, что Его Божество [Его божественное существо] было уничижено и сокрыто во плоти. Второе верно потому, что Его человеческая сущность была доведена до совершенства и претворена в Божество. Однако, хотя и истинно то, что Он не был со делан [сотворен] Сыном Божьим, но лишь Сыном Человеческим, тем не менее, одна и та же Личность [Ипостась] всегда была и остается Сыном Божьим. Но эта сущность не была избрана,

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн