провозглашена и предопределена, покуда это имело отношение к людям. Он уже принял силу и власть надо всем и уже был Сыном Божьим, но до сих пор Он не использовал [не проявлял] эту силу и не был признан Сыном Божьим. Это было осуществлено только Духом освящения. Дух еще не был дан, поэтому Иисус еще не был прославлен. «Он прославит Меня»-говорит Иисус (Иоан.16:14). И именно через Апостолов Святой Дух указал и провозгласил, что Он был теперь Сыном Божьим, обладающий всякой властью, что все теперь было подвластно Ему, и что Бог Отец соделал Его Господом и Христом (см. Деян.2:36). Именно об этом Павел хочет сказать выражением «открылся Сыном Божьим». Этот Человек, Сын Давидов по плоти, теперь публично провозглашен Сыном Божьим в силе — то есть, имеющим власть над всем сущим. Ибо, как Сын Давидов, он был слаб и подвластен всему. Все это было произведено «по духу святыни». Ему приписывается прославление Христа, как утверждалось выше. Но Святой Дух совершил это только после воскресения Христа. Поэтому он добавляет: «чрез воскресение из мертвых», так как Дух Святой не был дан [послан] до воскресения Христа. Из этого утверждения видно, что перевод стиха 4 словами: «предопределенном Сыном Божьим в силе…»491 неудачен, потому что в греческом оригинале сказано: orisqentoj — то есть: «предназначенном», из чего мы получаем такие термины, как «предназначение» и «предопределение». Путем деривации492 в школах произвели термин orismoj; для обозначения, определения и описания того, что провозглашается как образец для следования и объект веры. Ибо «предопределение» — это извещение [сообщение] и заявление о чем-то. Поэтому данный фрагмент также должен пониматься следующим образом: Христос провозглашен Святым Духом в Евангелии и явлен Сыном Божьим в силе надо всем сущим. До воскресения это не было открыто, и об этом не было известно, но это было сокрыто во плоти Христовой. И когда Евангелие говорит: «по духу святыни»493 — вместо: «по Святому Духу», это существенно не меняет дела. С точки зрения Его действия, один и тот же Дух назван «Святым Духом» и «духом святыни». Также, когда библейский текст гласит: «в силе» — это должно пониматься как: «имеющим власть надо всем сущим», согласно пророчеству, данному в Пс.8:7494 и Евр.1:2: «…Которого поставил наследником всего…»
Давайте подытожим: Евангелие повествует о Его Сыне, рожденном от семени Давидова, но затем, посредством Духа Святого, данного со времени [Его] воскресения из мертвых, явленном (открытом) [нам] Сыном Божьим, имеющим власть надо всем сущим — об Иисусе Христе, Господе нашем. Итак, Евангелие — это весть о Христе, Сыне Божьем, Который сначала был уничижен, а затем прославлен Духом Святым. Конечно, нет уверенности, что фраза: «о Иисусе Христе, Господе нашем»495, является формой родительного падежа. Она может быть формой либо родительного, либо творительного падежа, поскольку греческий оригинал не позволяет судить об этом однозначно. Если переводить эту фразу в форме родительного падежа496, то ее необходимо сочетать со словом «воскресение» следующим образом: «чрез воскресение нашего Господа Иисуса Христа из мертвых». Если же переводить ее в форме творительного падежа, то она относится к словам: «О Сыне Своем, Который родился…»497. И то, что в нашем переводе498 сказано: «воскресение мертвых», несколько затрудняет понимание данного фрагмента, хотя и позволяет при этом сохранить дословность перевода. Таким образом мы полагаем, что лучше переводить не «слово в слово», но «смысл в смысл»499: «воскресение из мертвых?.
Вывод: Евангелие — это не только то, что написали Матфей, Марк, Лука и Иоанн, что достаточно ясно вытекает из рассмотренного фрагмента. Ибо здесь явно утверждается, что Евангелие — это Слово о Сыне Божьем, Который воплотился, пострадал и был прославлен. Поэтому не имеет значения, кто пишет и учит об этом, Матфей или Фома, и не так уж важно, какими словами или на каких языках они делают это- оно все равно остается тем же Евангелием Божьим. Нет никакой разницы — сколько писателей учат этому, и сколько книг об этом написано — потому что все учат одному и тому же. Таким образом, замечания Апостола о каком-то определенном ученике, «во всех церквах похваляемом за благовествование» (2Кор.8:18), вовсе не обязательно следует истолковывать, как имеющие отношение к Евангелию от Луки, но, скорее, здесь речь идет о доброй репутации того человека в деле провозглашения Евангелия (Благой Вести) — то есть, Слова Божьего. Подобным же образом оценивались Аполлос»500 и другие люди — то есть, о них говорилось, как о людях, знающих, как провозглашать Христа красноречивыми и разумными словами. Таким же образом, выражение «по благовествованию моему» (Рим.2:16; 16:25; 2Тим.2:8), не следует понимать, как ссылку на Евангелие от Св.Луки — будто Лука записал то, что Павел проповедовал, или будто первый записал то, что второй затем проповедовал. Но он говорит: «благовествование мое» [то есть: Евангелие мое] — потому, что он сам проповедовал весть, которая была Словом Божьим -«о Сыне Своем», как он говорит здесь.
16. «Потому что оно есть сила Божия…». Следует заметить, что слово virtus понимается здесь, как «сила» или «могущество», как Моglichkeit в бытовом (разговорном) значении, то есть: «возможность». И «сила Божья» понимается не как сила, за счет которой Он, по Своей сущности, могуществен (приобретает могущество), но как сила, добродетелью которой Он дарует могущество и силу. Как кто-то говорит: «дар Божий», «творение Божье» и т.п., так он говорит и «сила Божия» — то есть, сила, исходящая от Бога, как мы читаем в Деян.(4:33): «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа», и в Деян.(1:8): «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый…». А также в последней главе Евангелия от Луки мы читаем: «… Доколе не облечетесь силою свыше» (Лук.24:49), и в Лук.(1:35):»… И сила Всевышнего осенит тебя». Во-вторых, мы должны отметить, что в рассмотренном фрагменте сказано: «Сила Божия» — и это звучит, как противопоставление «силе человеческой»501. Последнее — есть то, посредством чего человек обретает плотскую силу и физическое здоровье, и при помощи чего он способен совершать плотские дела. Но эту силу Бог полностью отменил крестом Христовым для того, чтобы дать Свою собственную силу, посредством которой дух становится сильным и обретает спасение, и при помощи которой каждый способен совершать дела духа, Пс.(59:12-13): «… Ибо защита человеческая суетна. С Богом мы окажем силу…». И Пс.(32:16 и далее): «Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею». Это то же самое, что сказать: «Евангелие — это сила Божья»- то есть, Евангелие — это сила Духа или богатство, всеоружие, красота и все благое, что есть у Духа, от которого оно черпает всю свою силу — и это от Бога. Как говорится: богатство, оружие, золото, серебро, царства и тому подобное — это сила людская, которой они осуществляют все что делают и без которой не могут сделать ничего. Но все это, как я говорил, должно полностью свестись к нулю, по крайней мере, в плане желания этого. В противном случае — силы Божьей не будет в нас. Ибо богатство и власть не принимают Евангелия. То есть, они не принимают силы Божьей, как написано: «… Нищие благовествуют» (Лук.7:22)502, а также в Пс.(48:7): «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!»
Таким образом, в-третьих, необходимо заметить, что тот, кто воистину не верует, даже сегодня не просто стыдится Евангелия, но также противоречит ему, по меньшей мере, в своем сердце и своими поступками. Причина этого заключается в следующем. Находящий удовольствие и наслаждение в том, что от плоти и от мира, не может почувствовать или не может найти для себя удовольствия в том, что от Духа Божьего. Поэтому он не только стыдится провозглашать Евангелие окружающим, но борется против него и не желает, чтобы оно провозглашалось ему. Он ненавидит свет и любит тьму. По этой причине он не позволяет, чтобы целительная истина проповедовалась ему. Более того, стыд благовестия — это грех малодушия, присущий пасторам, но противостояние ему и отказ слушать его — это грех безумства, присущий членам церкви. Это бывает очевидно, когда проповедник, боясь силы, влиятельности и численности своих слушателей, воздерживается от высказывания важной истины, а также не возражает, когда невосприимчивый слушатель пренебрегает Словом, внешне смиренным и невзрачным. Таким образом это становится безумием и глупостью для него, как сказано в 1Кор.(2:14): «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно», а также Рим.(8:7): «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Таким образом, мы приходим к заключению: Тот, кто верует в Евангелие должен стать немощным и безумным пред людьми [в глазах людей] для того, чтобы ему сделаться сильным и мудрым в могуществе и премудрости Божьей, о чем нам говорится в 1Кор.( 1:27,25): «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков». Таким образом, когда вы слышите, что сила Божья проявляется бурно и стремительно, вам следует признать в этом проявление силы человеческой или силы плоти и мира сего. Итак, всей силе, премудрости и праведности следует быть скрытыми и не бросающимися в глаза — по образу и подобию Христа, уничижившего Себя, чтобы полностью скрыть Свою силу, мудрость и благость, облачась вместо этого в немощь, безумие и лишения. Таким же образом, всякий, кто силен, мудр и физически привлекателен, должен поступать со всем этим [с этими плотскими достоинствами], так будто он ничего этого не имеет. По этой причине жизнь князей мира сего, законников и всех, кому приходится поддерживать свое положение силой и мудростью, подвергается смертельным опасностям. Ибо, когда эти преимущества людей становятся неочевидными и скрываются хотя бы отчасти, с людьми перестают считаться. Однако, когда они явно видны, имеет место «смерть в котле» (4Цар.4:40) — особенно если обладатели этих преимуществ внутренне наслаждаются тем, что все это выставляется перед людьми и оценивается ими. Ибо трудно скрыть от собственного сердца и презирать то, что кому-то другому кажется весьма и весьма ценным.
17. «В нем [в благовествовании] открывается правда Божия». В человеческих учениях раскрывается и преподается праведность человека — то есть, повествуется о том, кто имеет и обретает праведность перед самим собой и перед