другими людьми, а также — как это происходит. Только в Евангелии открывается праведность Божья503 (то есть, кто имеет и обретает праведность пред Богом, и как это происходит), обретаемая только верой в Слово Божье, как написано в последней главе Евангелия от Марка (16:16): «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Ибо праведность Божья является причиной спасения. И здесь снова, под праведностью Божьей мы не должны понимать ту праведность, посредством которой Он праведен Сам по Себе, но это та праведность, посредством которой Бог делает нас праведными. Это происходит через веру в Евангелие. Поэтому блаженный Августин пишет в главе 11 своей работы «О Духе и Букве»: «Она называется праведностью Божьей потому, что, вменяя ее, Он делает людей праведными — точно так же, как фраза ‘От Господа спасение’504 указывает на то, посредством чего Он спасает».505 О том же Августин говорит и в 9 главе этой книги. Праведность Божья названа таковой для того, чтобы ее можно было отличить от праведности человеческой, происходящей от дел, как совершенно ясно показал Аристотель в своей «Этике».506 Согласно Аристотелю, праведность является следствием дел и зарождается в них. Однако Бог говорит нам, что, праведность предшествует делам, и поэтому дела являются следствием праведности — точно также, как ни один человек не может исполнять обязанности епископа или священника до тех пор, пока он сначала не будет освящен и избран [«отделен»]507 на это. Праведные дела людей, еще не являющихся праведными, подобны делам человека, исполняющего функции священника или епископа, не будучи на самом деле таковым. Иначе говоря, такие дела глупы и ненадежны, и их, вернее всего, можно сравнить с ужимками торгашей на рынке. Во-вторых, следует отметить, что здесь сказано: «от веры в веру», и это истолковывается по-разному. Николай Лирский предлагает понимать это следующим образом: «От веры необразованной [несформированной, бесформенной] — к вере образованной [сформированной]».508 Однако это едва ли можно принять как адекватное истолкование, потому что ни один праведный не жив «необразованной верой», равно как и правда Божья не открывается [не исходит] от нее. Однако он упоминает оба эти явления в рассматриваемом фрагменте. Можно было бы еще допустить, что он понимает под «необразованной верой» веру начинающего [только что пришедшего к вере человека], а под верой «образованной» — веру человека, достигшего определенного совершенства в этой области. Однако «необразованная вера» — это вовсе не вера, а, скорее, мишень для веры [объект для воздействия со стороны веры]. Я не думаю, что человек может веровать какой-то «необразованной верой». Единственное, что он может в таком случае делать — так это видеть, во что он должен веровать и, таким образом, оставаться в неопределенности и сомнениях.509
Другие истолковывают это следующим образом: «От веры отцов, от веры ветхого Закона — к вере нового Закона».510 Эту экзегезу можно принять, несмотря на то, что она, очевидно, может быть подвергнута нападкам и оспариваться на том основании, что праведный не живет верой прошлых поколений, хотя сказано: «Праведный верой жив будет». Наши отцы веровали в то же, во что и мы. Существует только одна вера, хотя возможно, что раньше она не была такой ясной. Все это подобно тому, как образованные люди в наше время веруют в то же, во что веруют необразованные, но для них это более ясно. Следовательно, похоже, что значение данного фрагмента следует понимать так: Праведность Божья целиком и полностью происходит от веры, но таким образом, что в своем развитии [усовершенствовании] она не увеличивается, а становится более ясной верой — подобно сказанному во 2Кор.(3:18): «… Преображаемся «. от славы в славу…», а также в Пс.(83:8): «Приходят от силы в силу». Также и «от веры в веру» — все возрастая и возрастая — так, чтобы совершалось сказанное в Откр.(22:11):»… Праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще». Иначе говоря, никто не должен полагать, будто он уже достиг (Филип.3:12), и потому перестать возрастать — то есть, начать приходить в упадок. Блаженный Августин говорит в главе 11 своей книги «О Духе и Букве»: «От веры исповедующих своими устами — к вере повинующихся».511 Павел Бургосский говорит: «От веры синагоги (как точки отправления) — к вере церкви (как цели)».512 Но Апостол говорит, что праведность происходит от веры , однако язычники не имеют веры, от которой они могли бы быть ведомы к другой вере, чтобы получить оправдание.
19. «… Что можно знать о Боге…».513 Это специфический греческий оборот; данную фразу вернее было бы перевести отвлеченно: «Известное Божье», то есть: «Всеведение Божье»514, как мы читаем в 1Кор.(1:25): «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» — то есть, слабость и немудрость Божьи сильнее, могущественнее и мудрее, чем сила, могущество и мудрость людей. Так сказано о Боге не потому, что это присутствует в Нем515, но потому что это приходит к нам от Него и существует в нас. Таким образом, немудрость и слабость Божьи — это то же самое, что жизнь по Евангелию, посредством которой Бог делает нас такими, что со стороны, в глазах людей мы кажемся безумными и немощными. Но мудрость и сила Божьи — это жизнь по Евангелию или основной принцип жизни по Евангелию, той жизни, при помощи которой Он делает нас мудрыми и сильными в Его глазах и начинает считать нас таковыми внутренне, по сути нашей516. Таким образом, все меняется местами: слабость и немудрость Божьи пред людьми — это мудрость и сила пред Богом и наоборот: мудрость и сила мира сего — это слабость, безумие и даже смерть пред Богом [в глазах Божьих], о чем говорится далее, в 6-ой главе.
18. «Ибо открывается гнев Божий». Апостол противостоит здесь, главным образом, сильным и мудрым мира сего, потому что если смирятся они, то их последователи и необразованные тоже легко смирятся, но также еще и потому, что они противостояли Благовестию, Слову и крестной жизни Христа и подстрекали к этому других. Поэтому он вменяет им вину и грех, провозглашая гнев Божий на них так, словно они одни виноваты.
Никому проповедь Евангелия не кажется столь безумной, как философам и людям, обладающим властью, потому что это полностью противоречит их мироощущению.
20. «От создания»517. Некоторые люди (и в их числе, если я не ошибаюсь, автор «Сентенций», Книга I, Различие II)518 истолковывают это следующим образом: «Творением мира сего» — то есть, человеком- «невидимое Божье видимо». Но это может быть легко отвергнуто на основании греческого текста, в котором мы читаем: «Еще от создания мира», или в Мат.(25:34): «… От создания мира». Или же таким образом: «От сотворения мира» (то есть — «еще от самого сотворения мира», а не от начала настоящих времен) всегда было истинно, что невидимая природа Божья проявляется через Его деяния, что будет показано ниже. Таким образом, значение данного фрагмента таково: даже если мудрые мира сего не принимают сотворения мира, они могут признать невидимое Божье через дела сотворенного мира, а именно — путем принятия за Слово и Писание тех деяний, которые свидетельствуют о Боге — как в 1Кор.(1:21) нам говорится: «Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божьей, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».519 Кажется, будто это противоречит утверждению, что они пришли, чтобы познать Бога. Однако это мнимое противоречие тут же рассеивается утверждением: хотя они и познали Бога, однако «не прославили Его» — то есть, по их поступкам кажется, что они не знают Его.
Для обретения еще более ясного понимания мы должны заметить, что этот упрек Апостол адресует не только римлянам, как полагают многие. Он упрекает не отдельные личности, но всех людей, подобных язычникам и римлянам. В этом можно совершенно однозначно убедиться, прочтя слова, которые Апостол пишет далее, в Рим.(3:9): «… Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом». Поскольку он говорит: «все», значит он не исключает никого. Следовательно, мы должны истолковывать рассмотренный фрагмент так, что в этом своем письме Апостол рассматривает весь мир, как единое тело. И дело обстоит вовсе не так, словно отдельные члены этого тела совершили все те грехи, в которых Апостол их здесь обвиняет потому, что члены имеют индивидуальные особенности. Но все члены тела совершили эти грехи [как единое тело] — некоторые из них — одни, а некоторые — другие, и Апостол показывает, что все упомянутые здесь грехи присутствуют в теле, а не только в голове. Нет никакого сомнения, что не все римляне совершали все указанные проступки, точно так же, как не все язычники совершали их, однако, будучи людьми, живущими вне Христа, они были членами одного тела, и потому порицались вместе со всеми другими. Таков метод Писания, основанный на втором и четвертом правилах истолкования Писания — то есть, переход от частного к целому и наоборот, от вида к роду.520 Писание говорит на одном дыхании о добрых и злых, делая это именно таким образом. Оно решительно осуждает первых и наказывает их вместе со злыми. С другой стороны, оно благословляет и питает злых вместе с добрыми. Этому правилу, как ясно вытекает из практического опыта, должен подчиняться каждый, имеющий отношение к общине, в которой, конечно же, не все члены повинны в одном и том же или в равной мере достойны похвалы. Однако он упрекает римлян и людей просвещенных более строго, потому что они, обладая лидерскими полномочиями, властью и знанием, были и остаются управителями мира. Таким образом, он начинает с них, как с головы (по аналогии с порядком крещения), постепенно спускаясь к другим членам, пока, наконец, не охватывает всех, говоря: «Так что они исполнены всякой неправды…» (Рим. 1:29). Моральное [этическое] правило.521 Согласно ему проповедники и учителя Евангелия должны порицать прежде всего и более всего человеческих лидеров [руководителей]. Разумеется, это должно производиться не их собственными словами — то есть словами, являющимися порождением их больного воображения — но словами Евангелия — то есть, они должны показывать, как и почему жизнь этих людей противоречит Евангелию. Однако в наши дни осталось немного таких верных сотрудников. Полагают, что Иоанн Креститель при крещении нашего Господа обливал Его водой начиная с головы — причем не той водой, которую он сам произвел, но водой из Иордана. Обратите также внимание на то, что вы не можете провозглашать Евангелие в припадке гнева.
Таким образом, послание