своими сердцами. Они рассматривают Его, как физический портрет, или как нечто такое, что выглядит похожим на человека лишь телесно [внешне] — и что также «тленно».
[37] Вполне ясно, что он ссылается здесь не на отдельных язычников, но говорит обо всех вместе, собирательно, потому что не только отдельные личности поклоняются образам людей и птиц, но одни поклоняются образам людей, другие — образам птиц, что хорошо известно.
[38] Это известно всем, читавшим книги язычников и другие источники. Однако он ничего не говорит о звездах, небесных телах и о других сотворенных вещах, потому что поклоняющиеся созданным [18] людьми предметам, также будут поклоняться и тому, что сотворено Богом, ибо это подразумевается и вытекает само собой из меньших и не столь примечательных примеров.
[39] Апостол описывает такой образ жизни смущенно и уклоняясь от прямых выражений, используя для его порицания такие слова, как: «нечистота» и «бесчестие». Ибо как с физической точки зрения, в глазах людей является бесчестием, когда чье-то тело уродливо и искажено, но почести ему воздаются обильно — так и, если говорить с точки зрения морали и в присутствии Духа Божьего, его честь — это воздержанность и целомудрие, а его бесчестие — это распутство, развратный и разгульный образ жизни. Подобным же образом, мы также должны говорить о чистоте и нечистоте, то есть — что-то является физическим аспектом, и здесь одно может быть лучше другого, как мы понимаем, когда размышляем о увядании и разложении, а что-то относится к духовным аспектам.
[40] Похоже, что апостол придерживается этого выражения по причине своего иудейского религиозного воспитания. Потому что иудейские раввины, упоминая имя Божье, каждый раз добавляли два слова: «Святой, Благословенный» [22]. Поэтому он говорит здесь: «Святой и Благословенный». По этой же причине и Каиафа говорил: «… Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Благословенного Бога?» [23]
[41] Слова «естественное употребление» не означают отношений без греха, таких, как в браке, но это половые отношения, являющиеся внебрачными.
[42] Это выражение: «как они не заботились»,- [которое, если переводить его дословно, а не цитировать из Синодального перевода русской Библии, звучит так: «не сочли подходящим»] может быть понято двояко. Во-первых — в смысле пробы, попытки совершения чего-то или внимания к чему-либо, подобно тому, как говорится в 1Фессал.(5:21): «Все испытывайте…»,- то есть: «пробуйте и исследуйте». Во-вторых — в значении «одобрять» или «считать достойным». Более привлекательным кажется такой вариант: «Они не посчитали Бога достойным своего внимания»,- то есть они решили, что Бог недостаточно велик, чтобы познавать Его, и приняли, скорее, нечто большее, чем Бог, а именно — свою собственную тщету. [В переводе Нового Завета на современный русский язык здесь сказано: «… Они посчитали чем-то ненужным».- Прим.перев].
[43] Все это, как я уже говорил выше, должно пониматься следующим образом: Не все совершали такие дела, но некоторые из них были подвержены чему-то одному из перечисленного, другие были склонны к чему-то другому, некоторые совершали больше порочных деяний, другие меньше. Тем не менее, они являются единым телом, и против этого здесь выступает апостол.
[44] Потому что выше (стих 20) мы читаем: «Ибо невидимое Его…»,- и один из таких невидимых атрибутов — это сама по себе праведность Божья. Ибо знающий Бога, знает также, что Он праведен, благ и могущественнен.
[45] Слова «они не понимают» излишни и ненужны, [Перев.: в русском Синодальном переводе Библии они отсутствуют] и на самом деле являются неудачным добавлением в латинском тексте, потому что они противоречат предыдущему фрагменту: «Они знают»,- и даже отрицают его.
[46] Местоимение «кто» [Перев.: используемое в версии Библииой, комментируемой Лютером] в обоих местах является излишеством [Прим.: в русском Синодальном переводе эти местоимения отсутствуют].
Глава 2
Краткое содержание: Апостол опровергает заблуждения иудеев, утверждая, что, с точки зрения их вины, они ничем не отличаются от язычников, а некотором отношении — даже хуже последних.
1. «Итак»,- поскольку те, кто поступают таким образом, достойны смерти, то отсюда следует,- (что) «неизвинителен ты»,- точно также, как если бы вы, несмотря ни на что, верили бы, что сами выносите себе приговор,- «всякий человек»,- находящийся вне Христа и пока еще не духовный,- «судящий другого»,- независимо от того, насколько хорошо, или даже лучше, чем они, вы делаете это, и так, как судите их[1],- «ибо тем же (судом)»,- имеются ввиду осуждение за какие-то конкретные порочные дела или поступки,- «каким судишь другого»,- считаете его злым и порочным,- «осуждаешь себя»,- хотя, возможно, пока вы и не совершаете того же греха[2],- «потому что»,- здесь дается объяснение,- «судя другого [2], делаешь то же»,- хотя не все, но некоторое из упомянутого выше.[3] Ибо судья, прежде всего, должен быть неповинен в том, в чем он осуждает других. 2. «А мы знаем, что по истине»,- ибо он сам по себе является неизменной истиной,- «есть суд Божий»,- но не ваш суд, хотя он может и совпадать с Его судом, а именно — что они достойны смерти,- «на делающих такие дела»,- ибо Он — единственный, Кто не совершает тех дел, которые судит, то есть Он единственный истинный Судья. 3. «Неужели думаешь»,- какая самонадеянная и дерзкая мысль,- «ты, человек»,- ты, мудрый по плоти и на путях человеческих,- «что избежишь суда Божия»,- этим он как бы говорит: «Нет, потому что за подобные порочные дела будет объявлено аналогичное наказание»,- «осуждая делающих такие дела»,- вышеупомянутые порочные поступки,- «и (сам) делая то же?»- то есть подобные вещи.[4] 4. «Или пренебрегаешь»,- как будто ты в этом не нуждаешься,- «богатство»,- изобилие,- «благодати»,- по которой Он неутомимо творит добро для тебя и всегда готов прощать зло,- «кротости»,- с которой Он сносит многие твои великие пороки,- «и долготерпения Божия»,- с которым Он терпеливо ждет, когда же ты исправишься, хотя ты и не торопишься сделать это,- «не разумея»,- что Он столь великодушен по отношению к тебе не для того, чтобы ты мог грешить дальше еще свободней, чем раньше, но для того, чтобы ты быстрее пришел к покаянию,- «что благость Божия ведет тебя к покаянию?»- а не к увеличению твоих грехов. Но, подобно развращенным людям, мы злоупотребляем этим — что приводит к противоположному [результату]. 5. «Но, по»,- то есть — из-за,- «упорству твоему и нераскаянному сердцу[5], ты сам себе собираешь»,- ты сам накапливаешь,- «гнев»,- наказание гнева Божьего,- «на день[6] гнева»,- Судный день,- «и откровения»,- когда все откроется и останется открытым навеки,- [6] «и праведного суда от Бога»[7],- который пребудет вовеки. 6. «Который воздаст»,- именно тогда,- «каждому»,- и хорошему и плохому,- «по делам его». 7. «Тем»,- то есть — добрым людям,- «которые постоянством в добром деле»,- то есть — тем, кто терпеливо и постоянно совершают добрые дела,- «ищут»,- преданно и верно трудясь и живя святой жизнью,- «славы»,- то есть — известности и похвалы,- «чести и бессмертия»,- для тела и идуши,- «жизнь вечную»,- а не тщету мира сего. 8. «А тем»,- злым и безбожным,- «которые упорствуют»,- то есть тем, которые нетерпимы и неутомимо борятся друг против друга,- «и не покоряются»,- не веруют, или не хотят быть приведенными к вере,- «истине» (евангельской),- «но предаются»,- потому что считают себя мудрыми и справедливыми, как иудеи, или только потому, что евангелие не кажется им истиной, как в случае с язычниками,- «неправде»,- порочным деяниям и тому, что противоречит истине веры,- «ярость и гнев»,- то есть — последствия гнева и негодования, имеющие место не в Боге, но в твари, которая должна быть наказана. 9. «Скорбь и теснота»,- которые так сковывают человека, что он не может освободиться от них[8] [избежать их],- «всякой душе человека, делающего злое»,- но злое делает тот, кто не имеет веры, как открывается далее, независимо от того, насколько велики его деяния,- «во-первых Иудею»,- потому что им обо всем этом было сказано в начале [в первую очередь],- «потом и Еллину»,- то есть язычникам. 10. «Напротив слава»,- хвала, как объяснялось выше,- «и честь»,- почтение,- «и мир»,- как внутренний, так и внешний,- «всякому, делающему доброе»,- но ни одно доброе дело не сделано без веры,- «во-первых Иудею, потом и Еллину! «- Я говорю Иудею, а потом Еллину (потому, что),- 11. «Ибо нет лицеприятия у Бога»,- а именно — лицеприятия, проявляющегося в наказании или вознаграждении иудеев более, чем язычников — или наоборот.[9] 12. «Те, которые не имея закона»,- а именно написанного Закона, то есть — все люди, которые существуют и живут[10],- «согрешили»,- как язычники,- «вне закона»,- именно этого закона — даже если они поступали хорошо, согласно другому закону- закону, имеющемуся у них в сердцах,- «и погибнут»,- то есть будут осуждены,- «а те, которые под законом согрешили»,- то есть — согрешили, живя под законом, подобно иудеям,- «по закону»,- который они знают и принимают,- «осудятся»,- будут осуждены. 13. «Потому что не слушатели закона»[11],- подобные тем, которые говорят: «Господь, мы пророчествовали во имя Твое». К ним же относятся и те, кто исполняют дела Закона, но без желания, против воли, а значит — они не исполняют их.- «Праведны пред Богом»,- то есть считаются праведными Богом,-[12] «но исполнители»,- которые единственные являются обладателями благодати, побеждающей злую волю,- «закона оправданы будут»,- то есть — они будут считаться праведными перед Богом. 14. «Ибо, когда язычники»,- которых он описал выше как живущих «вне закона»,- «не имеющие закона»,- а именно — написанного Закона,- «по природе»,- именно по природе, а не по традиции, как иудеи[13],- «законное делают»,- те дела, которые предписаны в данном, записанном Законе,- «то, не имея закона, они»,- язычники,- «сами себе закон»,- то есть они могут назидать сами себя, без назидания такого Закона. 15. «Они показывают»,- доказывают другим своими внешними поступками и сами себе — внутренне,- «что дело закона»,- то есть — закон исполнения таких дел,- «у них написано»,- а именно — перстом Божьим,- «в сердцах»,- закон природы [естества] неизгладимо запечатлен в их разуме, и это является их природным свойством [свойством, данным им от рождения],- «о чем свидетельствует[14]»,- доброе свидетельство о добрых делах и недоброе свидетельство о порочных делах. Каким образом? Совестью; сейчас — перед ними самими, а в Судный День — пред Богом,- «совесть[15] их и мысли их»,- [9] которыми они объясняют сами себе — что они за люди,- «то обвиняющие»,- в том, что они делают неверно,- «то оправдывающие»,- в том, что они делают правильно»,- «одна другую»,- то есть обоюдно, друг против друга. 16. «В день»,- то есть все это сделано сейчас и имеет место сейчас, так,