Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

мы возьмем помыслы, в свою защиту? Только от Христа, и только в Нем мы найдем их. Ибо если сердце верующего во Христа обвиняет его и упрекает его, свидетельствуя против него о том, что он совершил злое, он немедленно отвратится от злого и обратится за убежищем ко Христу и скажет: «Христос совершил достаточно для меня. Он праведен. Он — моя защита. Он умер за меня. Он сделал Свою праведность моей праведностью, и мой грех — Своим грехом. Если Он сделал так, что мой грех стал Его грехом, то я не имею [более] этого греха и свободен от него. Если Он сделал Свою праведность моею, то я праведен теперь и обладаю тою же праведностью, что и Он. Мой грех не может поглотить Его, но сам поглощается неизмеримыми и бездонными глубинами Его праведности, ибо Он Сам является Богом, благословенным навеки». Поэтому мы можем сказать: «… Бог больше сердца нашего…» (1Иоан.З:20). Защитник больше и величественней, чем обвинитель, неизмеримо больше. Бог является моим Защитником. Сердце мое обвиняет меня. Таковы ли эти отношения? Да, да, именно таковы! «Кто будет обвинять избранных Божиих?» Это все равно, как если бы он сказал: «Никто». Почему? Потому что «Бог оправдывает их». «Кто осуждает?» Никто. Почему? Потому что «Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Таким образом: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим.8:33,34,31). 21. «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» Как это возможно, что человек учит другого человека чему-то, не познав прежде этого сам? Тот, кто учит, должен, прежде всего, знать и быть научен тому, чему он учит других. Но Апостол очень ясно показывает, что он говорит здесь о духовном учении и наставлении в Законе, в котором те, которые учат других только лишь согласно букве, не обучены сами, послушайте, они не обучены сами, не говоря уже об обучении других, тому, что дела Закона должны совершаться от чистого сердца и с желанием. И, поскольку самые благородные, самые важные и самые угодные Богу части человека (то есть, его сердце и воля) не отличаются особым усердием [в исполнении Закона], они, несомненно, не исполняют Закона так, как того желает Бог, независимо от того, насколько сильно они упражняют самую основную часть — то есть, свою плоть [свое тело] в Законе — против его желания и не проявляя в этом никакой свободной воли. И потому Павел продолжает в том же духе (стихи 21-22): «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ‘не прелюбодействуй’, прелюбодействуешь? » Таким же образом Павел мог бы сказать: «Ты, говоря ‘не убивай’, убиваешь, что очевидно проявляется в убийстве Христа». Господь говорит о том же: «… На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Как нам узнать, правду, когда эти люди внешне, со стороны, кажутся праведными? Сам Господь говорит об этом в той же главе, и это, конечно, не было сделано без дел праведности. Как же им не поступать согласно делам, кажущимся добрыми, если не любить их, не соблюдать Закон только внешне и согласно букве, без участия в этом сердца (то есть, сопротивляясь этому сердцем), как если бы этого было достаточно. Вот как «они говорят» (то есть, учат Закону и читают его в точности, как он записан; их вина заключается не в этом и, следовательно, Апостол порицает их не за то, что они учат других Закону), но чего «не делают». Они не могут исполнять Закон, которому учат [других], если они не исполняют его с радостной и чистой волей — то есть с сердцем, обрезанным от всех порочных деяний, не стремясь соблюдать или не соблюдать Закон только лишь внешне, делами, но соблюдая или не соблюдая его также всей своей волей и всем своим сердцем, то есть, когда они свободны от порочных деяний, а также от грешных похотей сердца не только в совершенстве дел, и когда они готовы к добрым делам не только из плотской необходимости, но также по желанию разума. Таким образом, эти люди учат правильному и полному Закону, но они не поступают по нему и не исполняют его, я имею в виду исполнение его в сердце [доел.: «всем сердцем»] и осуществление руками. Отсюда следует, что «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их»575. Эта ноша — заповеди Закона, о которых сказано выше, что они должны соблюдать их. Но, будучи истолковываемы буквально, они становятся невыносимо тяжкой ношей, и тогда они убивают, а не животворят. Ибо, поскольку они учат, что Закон должен исполняться только делами, даже без участия в этом сердца, и когда они не показывают — где и как нужно искать этого исполнения Закона, они оставляют тех, кого учат, в безысходном положении, ибо эти люди не могут исполнить заповедей Закона, если не исполняют их от всего сердца [доел.: «всем сердцем»] . Но такие люди не хотят «и перстом двинуть», чтобы исполнить эти заповеди — то есть, они подходят к ним без сердца и исполняют их только внешне, делами. Таким образом, они становятся людьми, склонными к принятию пустых почестей, о чем далее говорится в библейском фрагменте: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди…» (Мат.23:5). Посмотрите, здесь Христос говорит, что они делают дела, однако до этого Он говорил, что они не хотят «и перстом двинуть». Эти утверждения, внешне кажущиеся противоречивыми, все же хорошо согласуются между собой, ибо эти люди совершают свои дела внешне, к тому же к этим делам добавляется стремление к тщетной славе, но внутренне они и пальцем не пошевелят для их совершения. Таким их делам, как Он говорит ранее, не следует подражать576, и при этом Он допускает, что они [эти дела] могут быть добрыми. Но они не являются на самом деле добрыми. Из сказанного здесь ясно, что такие понятия, как «исполнение дел Закона» в данном фрагменте, а также «прелюбодеяние», «воровство», «убийство» в рассматриваемой главе должны пониматься как желания внутреннего человека, ибо человек, желающий такого, предстает пред Богом, как совершающий это, о чем говорится ниже, в главе 7:16,18: «… делаю то, чего не хочу…», но «… чтобы сделать оное [то есть доброе], того не нахожу». Таким образом, они не могут ни понять эти слова, ни поверить в то, что являются такими людьми, на что указывается в Деян.(5:28) (то есть, они считают, что не убивали Христа, потому что они не делали этого собственными руками):»… Вы… хотите навести на нас кровь Того Человека», и в Деян.(7:25), когда Св.Стефан обвинил их в том же: «… убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы…», они «… скрежетали на него зубами» (Деян.7:54). Так же и в Прит.(30:20) эти люди названы «женой прелюбодейной» (синагога, льнущая к беззаконию своим сердцем, а к праведности — только лишь своим телом), которая «поела» (то есть, поглотила Христа, убив Его), «и обтерла рот свой» (утирается от своих грехов), «и говорит: ‘я ничего Худого не сделала'».577 Таким образом, поскольку они (как я уже говорил) не понимают слов Апостола и не верят, что являются людьми, проповедующими о недопустимости краж, но крадущими, Апостол показывает далее, что он говорит духовно, о духовных деяниях (стих 25): «Обрезание полезно…», и очень ясно далее (стих 28): «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти…», и снова (стих 27): «… Преступника закона при Писании и обрезании»578. «При Писании», говорит он. Таким образом, вы являетесь вором в Духе, хотя не по букве закона. Павел упоминает букву Закона особенно в той связи, что он хочет показать, что он говорил в Духе, дабы они могли понять то, что им следовало познать.

Но кто-то может возразить, сказав, что это обрезание сердца совершается только по благодати, ибо наша природа, как я говорил выше, склонна ко злу, неспособна делать доброе, скорее, ненавидит, чем любит Закон, побуждающий ее к добру и запрещающий зло, итак, сама по себе она не желает Закона, но лишь раздражается им. И, следовательно, без помощи свыше наша природа остается в плену у злых похотей, противостоя Закону и будучи исполнена порочных желаний, независимо от того, сколько добрых дел она может производить, когда ее вынуждают к этому внешние факторы — то есть, страх наказания или любовь к мирским благам. Но это [делание добрых дел] не согласуется с голосом природы или ветхого человека (Пс.118:113): «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю», или (Пс.118:103): «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим», или (Пс.18:11): «Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота». Ведь приведенные здесь слова принадлежат новому, духовному человеку, который продолжает (Пс.18:12): «И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда». Если это происходит через благодать, обвиняет ли Иудеев Апостол, или даже Сам Господь? Я отвечаю, что задача Апостола и его Господа целиком и полностью заключается в смирении надменных и приведении их к осознанию своего положения, в том, чтобы убедить [доел.: «научить»] их, что они нуждаются в благодати для уничтожения собственной праведности — с тем, чтобы в смирении они могли искать Христа, исповедать, что являются грешниками, таким образом приняв благодать и обретя спасение. И Павел заканчивает далее, в главе (11:32): «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». Однако они не хотели слышать этого и принимать это к сердцу. Услышав этот голос, они ожесточали свои сердца (Пс.94:8). Поэтому в Псалме 94:10-11 нам говорится, что «они не познали» путей Господних и не вошли в покой Его. Выражение «они не познали» должно пониматься следующим образом: «они не хотели познать» — точно так же, как мы говорим: «они не сделали этого», имея в виду, что «они не сделали того, что должны были сделать». То, что они «не познали», является не оправданием, но суровым обвинением, ибо им следовало познать, но они не познали. Павел говорит также в Рим.(10:16)579: «Но не все послушались благовествования…», это значит, что они не захотели слушать Евангелие, хотя

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн