Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

и должны были сделать это.

22. «… Гнушаясь идолов, святотатствуешь580?» Святотатство — это ограбление или кража из святого места. Иудеи совершали такое ограбление двумя путями. Во-первых, отвращая свои сердца и души от истины и Духа и подчиняя их своим собственным представлениям. Второй путь, которым они совершают это — еще ближе к нашей теме. Они, путем извращения их и придания им ложного значения, вырвали [удалили] из Писания буквы и слова, которые являются не просто святыми, но которые святее святого — «отлив», таким образом, из них «духовного идола». В Книге Иезекииля (16:17) говорится: «И взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения…». Святотатство, таким образом, заключается в том, что жители Иерусалима взяли золото и серебро (то есть, что они произвольно вырывали слова из Святого Писания). Но еще хуже идолопоклонничество, заключающееся в том, что они сотворили себе Идолов и изображения идолов — то есть, породили упрямые и безжизненные заблуждения, учредив их в храме своих сердец. Согласно букве, они ненавидят идолов, но в духе они не только принимают их, но даже создают их для себя. Мы читаем у пророка Осии (8:4): «… Из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттудагибель». А также в Ос.(6:8): «Галаад — город нечестивцев, запятнанный кровью»581 (то есть людей, порождающих ложное и обманное учение). Апостол упоминает это святотатство более всего (придавая ему наибольшее значение), потому что порождать заблуждения — это не столь большой грех по сравнению с порождением ложных истолкований Святого Писания — то есть, с устранением их святого образа [свойства, характера, символа]. Следовательно, это тоже может пониматься просто — также, как и в предыдущем случае — следующим образом: Вы святотатствуете в воле и желаниях своих, даже если не совершаете ничего подобного [о чем помышляете] фактически, на деле.

26. «Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона». Здесь Апостол говорит о необрезанных, которые веруют во Христа. Он противопоставляет их Иудеям, бахвалящимся собственной праведностью. Никаким другим образом необрезанные не могли бы исполнить предписания Закона. Это также ясно из того, что он говорит ниже. Желая указать причину, по которой необрезанные будут осуждать Иудеев, он говорит: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности» (стих 28). Если «Иудей по наружности» будет судим необрезанным, то необрезанный не является «Иудеем по наружности», и, следовательно, он является таковым тайно, а именно — по вере во Христа. В противном случае он не мог бы судить Иудея.

28. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности». Мы должны понимать это предложение следующим образом: не тот, кто по своему внешнему виду выглядит как Иудей, является настоящим Иудеем. Точно так же, как и внешнее обрезание не является обрезанием истинным. Но тот, кто Иудей в тайне, является истинным Иудеем, и обрезание сердца — есть истинное обрезание по Духу, а не по букве. Это служит объяснением того, что он говорил выше (стих 25): «… Обрезание твое стало необрезанием» — то есть, внешнее обрезание не является обрезанием пред Богом.

29. «Ему [Иудею не по обрезанию, но по духу] и похвала не от людей, но от Бога». Это то же самое, что Господь говорит о «самоправедности»582 в Мат.(23:5): «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Внешней, показной праведностью можно заслужить похвалу от людей, от Бога же вы получите только упрек. Внутренней праведностью вы заслужите похвалу от Бога, люди же будут вас порицать и преследовать. Ибо последняя выглядит как безумие или даже неправедность в глазах людей, а первая — безумие и хуже чем простая неправедность583 в глазах Божьих. Следовательно, урок таков: Тот, кому еще не удалось избежать похвалы от людей, и кто не испытывал позора, упреков и преследований за свои деяния, не достиг еще полной праведности. Объяснение этому ищите во фрагменте (Рим.2:7): «… Постоянством в добром деле…».

542 Редактор Веймарского издания цитирует Бертхольда Перстингера (Berthold Purstinger, Onus ecclesiae (1524), с его эсхатологическими наклонностями, как пример современного свидетельства и предостережения о порочном состоянии как церкви, так и общества. Глава 25 этой работы озаглавлена: «О несправедливости (неправедности) герцогов и князей мира и о других должностных лицах (судьях)».

543 В работе Аристотеля Nicomachean Ethics, VII, 8, цитируются следующие слова Демодока: «Ирландцы не являются безумцами, но они поступают как безумцы». Аристотель использует эту цитату для того, чтобы проиллюстрировать свое утверждение: «невоздержанные люди не являются преступниками, но они совершат преступные деяния». Перев.: Демодок — в «Одисее» Гомера почтенный слепой певец при дворе царя феаков Алкиноя. 544 См. Быт.10:8-9. 545 De civitate Dei, IV, 4, Patrologia, Series Latino, XLI, 115. ^Примеч. ред. — Цитировано по: Блаженный Августин, О Граде Божием, М. 1994, Т. 1, Кн. IV, С 183.)

546 Перев.: Орест — персонаж греческой мифологии, совершивший убийство собственной матери. Миф об Оресте отражает воспоминания о кровной мести, как об одном из наиболее тяжких грехов. В данном случае Лютер использует имя Орест в нарицательном смысле — то есть, он говорит о грешнике, совершившем самое тяжкое Преступление, какое только можно себе представить.

547 Перев.: флорин — мелкая монета.

548 В греческой мифологии великан Аргус называется «всевидящим» и описывается как существо, имеющее глаза по всему своему телу. 549 De Spiritu et littera, 8,13, Patrologia, Series Latino, XLIV, 208. Лютер приводит здесь произвольный пересказ мысли Августина.

550 Перев.: Максимиан Аврелий Валерий (ок.250-310) римский император, иллириец по происхождению. С 303-го года преследовал христиан. 551 Valerius Maximus, Faclorum et dictorum memorabitium libri, 1,13. 552 Бернар Клервоский, De consideratione, 1,2, Patrologia, Series Latino, CLXXXII, 730 и далее. 553 См. соответствующее примечание в первой части книги.

554 Цицерон Марк Тулий (106 до Р.Х. — 43 до Р.X.) — римский оратор, политический деятель и писатель. 555 Сомнительно, что это высказывание принадлежит Цицерону. Николай Лирский цитирует его в связи с комментариями к Евр.(6:10), однако, он не приписывает его Цицерону. 556 Перев.: Если не цитировать данный фрагмент по Синодальному изданию, а переводить его дословно, то он звучит с несколько иным оттенком: «Рассеет Бог кости (то есть силу) тех, кто угождает людям. Они будут постыжены потому что Бог пренебрег ими».

557 Августин, In Joannis Evangelium, Tractate CV, on John 17:1-5, Patrologia, Series Latino, XXXV, 1905. 558 Августин, De civitate Dei, V,12, Patrologia, Series Latino, XL1,156. (Примеч. ред. — Цитировано по: Блаженный Августин, О Граде Божием, М. 1994, T.I, KH.V, С 264.) 559 Claritas et clarificato, но термин clarificato не встречается в Вульгате. Vocabularius breviloquus добавляет к определению термина gloria замечание, что gloria относится к clarus («яркий»). 560 Аристотель, Nicomachean Ethics, IV, 3. Вероятно имеется в виду ссылка на этот источник.

561 Перев.: Слово «теснота» в данном случае означает «отчаянье», что подтверждается современными переводами Нового Завета на русский язык. Об этом же пишет и Лютер. 562 «Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь».

563 Перев.: Оправдаться незнанием Закона — то есть, сказать, что Закон не был известен, а следовательно, не мог быть нарушен. 564 То есть, делают нечто, соответствующее Закону, но не являющееся полным исполнением Закона.

565 Цицерон, в работе Pro Milone, 10, говорит о законе самозащиты, как о «законе ненаписанном, но рожденном вместе с нами» 566 Августин, De Spiritu а Шита, 4, Patrologia, Series Latino, XLIV, 204. 567 Овидий, «Любовные элегии» (Amores), 111,4,17,18,11,193, Ц, 1936. В первой цитате Лютер заменил слово aeger («больной человек») словом agger («плотина»). Первоначальный вариант звучал бы так «Так больной человек стремится к запретным водам». Перев.: В тексте приводится подстрочный перевод английских цитат». 568 Августин, De Spiritu et littera, 8,13, Patrologia, Series Lalina, XLIV, 208. 569 В оригинале было: Мат.7. 570 Перев.: то есть, быть злым и раздраженным, но не проявлять это внешне; 571 Августин, De Spiritu et littera, 26,45, Patrologia, Series Latvia, XLIV, 228.

572 Августин, De Spiritu et littera, 27,47, Patrologia, Series Latino, XLIV, 229.

573 Там же, 27,48, Patrologia, Series Latina, XLIV, 208. 574 Августин, De Spiritu et tittera, 27-29,47-50, Patrologia, Series Latina, XLIV, 229 — 232.

575 Перев.: См. Мат.23:4. В современном переводе данный фрагмент звучит следующим образом: «Они взваливают непомерно тяжелые ноши на плечи людей, в то время как сами даже пальцем не пошевельнут, чтобы помочь им».

576 Перев.:»… по делам же их не поступайте…» (Мат.23:3).

577 Лютер принял истолкование данного фрагмента, предложенное Николаем Лирским. 578 В переводе, используемом Лютером, данный фрагмент дословно звучит так: «Буквой и обрезанием вы нарушаете Закон». Смысловой акцент данного фрагмента существенно отличается от варианта, приведенного в русском Синодальном переводе, поэтому, процитируем несколько других версий русского перевода. Возможно они помогут читателю лучше разобраться в этом вопросе. Итак, в «Слове Жизни» (в современном переводе Нового Завета) фрагмент Рим.(2:27) выглядит следующим образом: «Фактически, те язычники намного лучше вас, иудеев, которые знают Писания, имеют обетования, но не исполняют закон». В новом переводе с греческого подлинника, изданного Slavic Gospel Association, данный фрагмент ближе к Синодальному переводу: «И необрезанный по естеству, исполняющий Закон, осудит тебя, преступника Закона при Писании и обрезании». 579 Лютер ссылается на 9-ю главу. 580 Перев.: «Святотатство» — сравнительно редкое слово, а потому оно зачастую неверно используется в современном русском языке. Поэтому в данном случае, кроме последующих комментариев Лютера, явный интерес представляет современный перевод данного фрагмента: «… Ты ненавидишь идолов, а сам обкрадываешь святыни, используя Божьи деньги для себя». («Слово Жизни»).

581 Перев.: В версии, используемой Лютером, этот стих дословно звучит так: «Галаад — город людей, делающих идола», отсюда последующие комментарии.

582 Перев.: Строго говоря, такого термина в русском языке нет, однако, с учетом того, что мы уже не впервые встречаемся с этим определением, и читатель, вероятно, уже знаком с тем, что Лютер вкладывает в это слово, переводчик позволил себе эту «маленькую вольность». Для тех, кто категорически не принимает такого варианта перевода, данное предложение должно звучать так: ‘ Это то же самое, что Господь говорит о людях, уповающих на достижение праведности собственными делами, путем исполнения Закона…’ и т.д.

583 Дословно: «двойная неправедность»

Глава 3

1. «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?» Так как он осудил Иудеев по плоти и обрезание по плоти, то может показаться, будто он считает его бесполезным и тщетным. Однако это далеко не так. Поэтому в данной главе он показывает, в чем польза обрезания и

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн