чтобы затем их можно было судить по этому,-[16] «когда, по благовествованию моему,»- то есть — согласно тому, что я проповедую,- «Бог будет судить тайные дела человеков»,- грехи, которые известны людям, то есть даже их самые сокровенные помыслы,- «чрез Иисуса Христа»,- ибо Он будет Судьей из-за Своего человеческого подобия [вида], и все могут видеть Его. 17. (Но)[17] «Вот, ты, называешься иудеем»,- хотя не являешься таковым воистину, а лишь называешься им,- «и успокоиваешь себя законом» [досл.: «полагаешься на Закон»],- то есть — ты уверен и чувствуешь себя в безопасности [10] потому, что имеешь писанный Закон,- «и хвалишься Богом»,- то есть тем, что у тебя есть Бог и что ты относишься к народу Божьему и знаешь Его, 18. «И знаешь»,- но не исполняешь,- «волю Его»,- которая была открыта в Законе,- «и разумеешь»,- одобряешь надлежащим образом,- «лучшее»,- то есть — вещи добрые и длаготворные,- «научаясь»,- разумеется,- «из закона»,- который был дан . 19. «И уверен в себе»,- из-за своей дерзости и невежества,-[18] «что ты путеводитель»,- то есть — тот, кто может показывать путь примером собственной жизни и своими моральными принципами,- «слепых»,- хотя ты сам слеп и нуждаешься в поводыре,- «свет»,- свойственный тому, что может быть познано, и тайнам, которые могут быть видимы,- «для находящихся во тьме»,- хотя ты сам во тьме. И уверен, что ты 20.- «Наставник»,- хотя ты сам также невежественнен,- «невежд»,- людей, которые не знают Бога и того, что от Бога,- «учитель младенцев»,- не только детей постарше, но и самых маленьких, то есть, ты думаешь, что ты учитель всех их,- «имеющий в законе образец»,- воплощение, меру и образчик, по которому он познан и воистину понят, хотя ты вовсе не имеешь этого,- «ведения и истины»,- истинного понимания, что он [Павел] доказывает следующим образом: 21. «Как же ты, уча другого»,- как ты полагаешь, хотя на самом деле ты не учшь, потому что ты преподаешь букву, а не дух,- «не учишь»,- а именно — не учишь духу Закона,- «себя самого?»- потому что ты сам нуждаешься в том же самом, чему ты учишь других. 22. «Проповедуя»,- переняв заповедь Закона,- «не красть»,- что люди не должны красть, а именно — так, как это рассматривается формально, внешне,- «крадешь?»[19]- а именно — ты сам(это делаешь), добровольно и сознательно — или тайно. Потому что если бы ты мог, то ты делал бы это. Но даже эта воля [это желание] в присутствии Божьем рассматривается как деяние [как то, что содеяно]. «Говоря:»- согласно Закону,- «‘не прелюбодействуй'»,- только по внешнему проявлению,- «прелюбодействуешь?»,- а именно — (делаешь это) через внутреннюю похотливость в присутствии Божьем. «Гнушаясь идолов»,- ты, тот, кто учишь, согласно Закона, что идолы должны быть мерзостью в глазах людей,- «святотатствуешь?»- оскверняя своей похотливостью истинный храм Божий, который есть сердце [твое]. 23. «Хвалишься законом»,- тем, что ты принял и теперь блюдешь его в делах своих,- «а преступлением закона»,- а именно — тем, что ты по собственному желанию и сознательно пренебрегаешь исполнять его так, как это настоятельно требуется,- «бесчестишь Бога?»[20]- потому что честь Божья — это святость народа Его, и, наоборот, неуважение Бога — это порочность Его народа. 24. «Ибо ради вас»,- через вас или из-за вас,-«как написано»,- Ис.52:5,- «имя Божие»,- которое призвано на вас, потому что вы названы народом Божьим,- «хулится»,- как слава принца является силой его народа, и позор его — это нищета и упадок его народа[21],- » у язычников»,- которые говорят: «Что это за Бог, у Которого столь бесчестный народ?». 25. «Обрезание»,- а именно — внешнее обрезание, чтобы вы не думали, что я неодобрительно отношусь к этому,- «полезно» (для спасения),- «если исполняешь закон»,- исполняя его духовно.[22] «А если ты преступник закона»,- также через свои помыслы, неважно — насколько хорошо ты исполняешт его своими делами — что неизбежно является истиной для того, кто не во Христе,- «то обрезание твое»,- во внешних делах, перед людьми, и безо всяких дел в сердце, перед Богом,- «стало необрезанием»,- а именно — пред Богом, потому что твое сердце остается необрезанным.[23] 26. «Итак, если необрезанный»,- то есть язычник, который необрезан по плоти [физически], но все же верует во Христа,-[24] «соблюдает постановления закона»,- духовно,- «то его необрезание»,- то есть тот факт, что он необрезан [физически] — не будет играть против него,- ( но) «не вменится ли ему в обрезание?»- Богом, за счет обрезания его сердца, также, как ваше обрезание становится необрезанием. 27. «И необрезанный по природе»,- то есть язычник, тот, кто не имеет ограничений Закона и не обрезан,- «исполняющий закон»,- исполняющий его от всего сердца и духа,- «не осудит ли»,- твоя инструкция осудит тебя,- «тебя»,- Иудея,- «преступника при Писании»,- потому что ты не обрезал свою недобрую волю, обладая лишь внешней, показной праведностью,- «и обрезании?»- только по плоти[25]. 28. «Ибо не тот»,- (ибо не тот) является таким человеком, который кажется таковым[26],- «Иудей»,- то есть — человек, произошедший от семени Авраамова,- «кто таков по наружности»,- во внешнем человеке и по плоти,- «и не то обрезание[27], которое наружно»,- внешнее, в глазах людей,- «на плоти»,- по подобию Авраама. 29. «Но тот иудей, кто внутренне таков»,- в своем внутреннем человеке, на основе веры во Христа, веры Авраамовой,- «и»,- это настоящее обрезание,- «то обрезание, которое в сердце»,- в стороне от запретной похотливости[28],- «по духу»,- то есть — в духовном человеке, или по духовной праведности,- «а не по букве»,- то есть в плотском человеке, или по плотской «праведности»,- «ему и похвала не от людей»,- как плотское обрезание и плотская праведность, ведь, скорее, это (вместо этого от людей) — поношение и гонение,- «но от Бога»,- ибо Бог одобряет это и прославляет это, то есть — Он делает и считает это достойным похвалы.[29]
Дополнительные примечания, составленные переводчиком английской версии:
[1] Лютер дает наглядное истолкование данного фрагмента в своем письме Спалатину, написанном по латыни, 15 февраля 1518 года: «О, определение праведности, которым столь долго пренебрегали! Что же такое праведность? Это само-обвинение. Что такое «праведный человек»? Это тот, кто сам себя обвиняет. Почему? Потому что он предвкушает суд Божий и осуждает то, что Бог осуждает, то есть — (он делает это) сам, и, таким образом, он во всем согласен с Богом и с Его судом». См. W, Br., I, 145, 28-32. Уже в первой лекции по Первому Псалму (1513 г.) Лютер использовал эту экзегезу по Прит.18:17 для объяснения понятия iudicium. См. W, III, 29, 9-16.
[2] Следуя тексту Фабера, Лютер вычеркнул из Вульгаты в этом фрагменте слово quae и написал сверху qui.
[3] Вариант пословицы «Лев осторожен, потому что бывал бит в молодости» (Percusso catulo leo veretur).
[4] Это, скорее, перифраз высказывания Бернарда, De consideratione, I, 2, Patrologia, Series Latina, CLXXXII, 730. f. Во второй части Лютер обращается с этим высказыванием еще более свободно.
[5] Студенческие тетради также отражают это замечание. Но замена in deim на in die основана не на греческой версии. Возможно, Лютер имел здесь ввиду подобное словосочетание in die, используемое далее, в стихе 16 этой же главы, для которого он принял перевод Фабера in diem. Во второй части (в комментариях) Лютер цитирует in die, не упоминая о варианте in diem.
[6] Лютер поставил большой значек «И» (&) перед фразой: «откровения праведного суда».
[7] Марсий — сатир, греческий мифологический герой, который совершил оплошность, ставшую для него роковой, вызвав на музыкальное состязание Аполлона. Будучи хорошо обучен игре на музыкальных инструментах, Марсий, все же, совершенно не обладал искусством сочетания музыки с поэзией, а потому проиграл состязание и потерял свою жизнь.
[8] Цицерон, De senectute, 3,9.
[9] Лютер изменяет здесь латинский текст, полученный при переводе с греческого абсолютной конструкции в родительном падеже на латинскую абсолютную конструкцию в творительном падеже.
[10] Лютер часто использует слово securus в смысле «самодовольный» или «чувствующий себя в безопасности безо всяких на то оснований», но он также использует это понятие и в положительном значении — особенно в сочетании: «мир и покой» [«мир и спокойствие, безопасность»] и в том значении, в котором оно, возможно, запало ему в память из краткой молитвы, читаемой в Сочельник: «… Да предстанем также пред Ним без страха (securi), когда Он придет как наш Судья».
[11] Августин, De civitate Dei, IV, 4, Patrologia, Series Latina, XLI, 115.
[12] Patrologia, Series Latina, XLIV, 208.
[13] Словами ut infra in collectis (как сказано далее, в полном заявлении) Лютер ссылается на комментарии (во второй части книги), где данная цитата приводится целиком. Однако, целиком данная цитата приводится в комментариях не к стиху 23, а к стиху 12.
[14] Augustine, De Spiritu et littera, 8, Patrologia Latina, XLIV, 208.
[15] В работе «Иудейские древности», XII, гл.9,1, Иосиф Флавий пишет, что Антиох Епифан исповедал перед смертью, что бедствия были ниспосланы на него «за несчастья, которые он навлек на иудейский народ, когда он разграбил храм и проклял их Бога». Иосиф затем критикует Полибия за то, что тот говорит, будто: «Антиох умер потому что он имел намеренье разграбить храм Дианы в Персии»,- добавляя, что: «Намерения совершить что-либо, не реализованные на самом деле, не достойны наказания… намного вероятней, что этот царь умер из-за своего святотатственного разграбления храма в Иерусалиме».
[1] Все, кто вне Христа, имеют такую порочную наклонность — ибо, как сказано в Прит.(18:17): «Первый в тяжбе своей прав» [1]{цитата, приведенная дословно в оригинале, несколько отличается по смыслу: «Праведный — первый обвинитель себе»} в сердце, в словах и делах, и, таким образом, неправедный всегда является первым обвинителем и судит ближнего своего — по крайней мере, в своем сердце. Причина этого заключается в том, что праведный человек всегда стремится видеть свои собственные порочные деяния и не замечать их у других, подобным же образом — [он стремится] видеть хорошее в других и не замечать свои собственные хорошие черты. Неправедный, в свою очередь, пытается взирать только на хорошие черты в себе и на скверные черты в других. Таким образом, апостол хорошо делает, когда после укора тем, кто действительно совершал подобные порочные поступки, затем провозглашает, что воображающие, будто они лучше тех [укоряемых] — на самом деле так же плохи, потому что они поступают так, как будто бы все, что было сказано им выше, не относится к ним. Из этого апостол заключает, что они также нуждаются во Христе и в Его праведности, поскольку те, кто вне