Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

в словах Своих, когда к Его Слову относятся как к ложному и обманчивому. Это Происходит через неверие и «помышления надменных», как провозгласила благословенная Дева (Лук.1:51). Ибо наша мудрость не только не верует и не принимает слов Божьих, но она даже не думает, что это слова Божьи. Скорее, она полагает, будто имеет в себе слова Божьи и мнит, будто она сама по себе истинна. Таково безумие Иудеев, еретиков и всех упрямцев. Но Он всегда побеждает Своими словами, ибо Его слова преобладают надо всеми, кто им противостоит [стремится к противоположному], что имеет место также с Евангелием, которое всегда превозмогает и оказывается победителем. Ибо истина является всепобеждающей. Таким образом, Он праведен для тех, кто в смирении отказывается от собственных представлений и понятий, уповая на Него. Но Он низвергает тех [преобладает над теми], кто отказывается уверовать в Него, судит Его и противоречит Ему. Для первых Он — знамение «на восстание», для последних — «на падение» и «в предмет пререканий» (Лук.2:34) — то есть, они судят Его, но все это тщетно. Таким же образом, мы молимся о том, чтобы Его воля исполнилась, то есть — Его Слово и все Его деяния, независимо от того, благосклонно или враждебно это принимается нами.593 Вывод Таким образом, исполнение воли Его — это, в действительности, исполнение нашей воли, о чем мы молим, а именно — чтобы мы могли желать того, чего желает Бог. Ибо Бог желает вещей, которые сложны, нелегки и намного выше нашей воли. Таким образом, оправдание Божие в Его словах является также нашим оправданием, и осуждение или порицание Его, в итоге, падает на нас — в соответствии с утверждением: «… Кто не будет веровать, осужден будет» (Марк.16:16). И, следовательно, значение [разбираемого фрагмента] таково: может ли так быть, что Бог не верен только потому, что они не веруют — то есть, потому, что Они судят Его в Его словах, пытаясь выставить Его лжецом, а себя — верными и истинными? Ни в коем случае. Он [становится от этого] еще более верным, а они — [становятся] еще большими лжецами, ибо что истина тем более становится всепобеждашцей, чем более она подвергается нападкам. Когда ее удерживают (пытаются скрыть], она становится еще более славной. И природа ее такова, что она укрепляется, когда ей противостоят, и это наглядно иллюстрируется таким событием, как исход Израиля и потопление фараона. Следовательно он [Апостол] говорит, что Бог, действительно верен, а человеклжец, ибо написано, что этому следует быть: «… И победишь в суде Твоем», то есть: «Чтобы Ты почитался истинным и мог показать, что все люди — лжецы, оправдывая или побеждая — то есть, путем оправдания благочестивых и ниспровержения судящих и неверующих. И, таким образом, устраняется возражение, которое кто-то может выдвинуть, считая, что обрезание, похоже, бесполезно и полагая, что слова [Божьи] ничего не дают Иудеям, потому что многие — и каким же лжецом казался Он им — не искали этого преимущества. Из этого следует подразумеваемый вывод, что Бог не исполнил Своих обетовании, потому что большинство обрезанных не «ухватилось» за них. Иначе отсюда следует, что они ошибаются, говоря, будто Бог не исполнил Своих обетовании, и либо они сами лжецы, либо лжец Бог. На это благоразумное заключение Апостол отвечает: «Ибо что же? если некоторые и неверны были…?» — то есть, обрезание не было бесполезным только по той причине, что они не уверовали, ибо Бог все же исполнил Свои обетования, данные обрезанным, и верность Божья не уничтожается из-за них (не уверовавших), но, скорее, они тем самым показали, что это они — лжецы, поскольку Бог верен, а человек лжив. Потому что Он побеждает, будучи судим ими. «Неверность их уничтожит ли верность Божью?» (стих 3) — то есть, следует ли отсюда, что из-за того, что они не приняли обетования, не существует принятия его вообще, и потому в этом отношении Иудеи не имеют никакого преимущества перед язычниками? Ибо если бы они действительно не имели преимущества, и слово Божье не было доверено им из-за того, что многие не уверовали, то отсюда наверняка следовало бы, что Бог в Своих обетованиях является лжецом, ибо Он обещал их этим людям. Однако данное заключение нелепо и неверно. Ибо (о чем более ясно говорится на этот счет в главах 9 и 11), не все, кто сыны по плоти, являются «детьми Авраама» (См. Рим.9:7; 11:1), но, скорее, не уверовавшие являются лжецами, нежели [лжец] Бог, Который дал обетование и исполнил его, хотя и не во всех людях, но во всех чадах обетования.

4. «Ты праведен…» [«Чтобы Ты оправдан был…»]. Это важное заявление не должно восприниматься здесь в том значении, какое оно имеет при первоначальном использовании, в Пс.50:6. Здесь оно цитируется лишь как доказательство утверждения о том, что Бог истинен в Своих словах. Ибо первоначально данная фраза была написана с другой целью. Апостол, конечно же, не пренебрегает этим, потому что на основании этой фразы он косвенно доказывает то же самое, о чем утверждается в Псалме: «Если же наша неправда …» и т.д. (стих 5). Ибо там (Пс.50:6) мы читаем, что Бог праведен в исповедании наших грехов. Ибо, хотя Он праведен и верен сам по себе, все же это не является истиной в нас до тех пор, пока мы не исповедаем: «… Тебе единому согрешил я…». Ибо тогда Он один признается праведным. И, таким образом, Он бывает праведен также и среди нас.

5. «Если же наша неправда». Некоторые говорят, что праведность Божья превозносится нашей неправедностью, когда Он наказывает ее, ибо тогда Он являет Себя праведным, не позволяя неправедности остаться безнаказанной. И это верное утверждение. Однако оно никоим образом не относится к тому, что Апостол обсуждает в данный момент, ибо он говорит о праведности Божьей, которой он праведен сам. Скорее, Апостол здесь отрицает, что праведность Божья превозносится нашей неправедностью, но, если даже он и утверждает это, то [лишь] в том смысле, в каком об этом говорится в Псалме, где мы читаем: «… Тебе единому согрешил я…» и т.д. Но все же Псалом не пытается утверждать, будто наш грех оправдывает Бога; скорее [смысл его таков], что исповедание и признание греха смиряют надменного и [«самоправедного»] человека, уповающего на собственную праведность, принижающего тем самым праведность Бога, Который лишь один обладает праведностью вместе с добродетелью, мудростью и всем благим. Таким образом, тот, кто смиренно отказывается от собственной праведности и исповедует, что он грешен пред Богом — воистину прославляет Бога, провозглашая, что Он один праведен. Следовательно, отнюдь не нашу неправедность Бог считает врагом своей славы, и не ее Он навеки ненавидит, но признание и исповедание нашей неправедности прославляет Бога и возвышает нас в Его глазах, ибо это доказывает необходимость и спасительную природу Его праведности. Однако другие утверждают, будто наша неправедность восхваляет праведность Божью случайно [между прочим]594, «подобно тому, как противоположности, поставленные рядом, одна против другой, становятся более яркими [очевидными]», как тени и цвета на картине. Но Апостол полностью отвергает то, что наша неправедность превозносит праведность Божью каким бы то ни было образом, [показывая, что] только плотским людям кажется, будто это вытекает из слов Псалма. Это очевидно из слов Апостола, когда он цитирует Псалом: «Ты праведен…» [«Чтобы Ты оправдан был»], ибо под этим он подразумевает не праведность, но истинность [верность] Божью. Следовательно, он говорит здесь не о той праведности, которой он (Павел) праведен сам, но о той, которой Он — Тот, Кто праведен — делает нас праведными, и лишь Он один праведен по отношению к нам; ведь наша неправедность, если она воистину стала нашей (будучи признанной и исповеданной нами), превозносит Его праведность, ибо она смиряет нас, заставляет нас склониться перед нашим Богом и искать Его праведности. И получая ее, мы восхваляем, славим и любим Бога, Который нам ее дал. С другой стороны, когда наша праведность относится к праведности Божьей с пренебрежением или даже разрушает и отрицает ее, утверждая, будто она ложна и неверна — что происходит, например, когда мы противимся словам Божьим, считаем Его праведность ненужной [считаем, что в Его праведности нет необходимости] и верим в достаточность нашей собственной праведности — тогда мы должны сказать: Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен (то есть: «… так, чтобы Ты один мог быть превознесен в хвалении и славе, как наш праведный Оправдатель») в приговоре Твоем…» (Пс.51:4), то есть — «по обетованию и свидетельству Твоему».

7. «Ибо, если верность Божия…» То есть, если мы должны полагать, будто верность Божья прославляется, когда я — лжец, и праведность Божья прославляется, когда я совершаю неправедное (ибо это то, что значит «говорить по человеческому рассуждению» (стих 6), и именно так думают говорящие: «… Не делать ли нам зло…?»595), то почему же тогда Бог наказывает мир и осуждает меня, как грешника, когда на самом деле Ему следовало бы возложить венец мне на голову, поскольку Его праведность, верность и слава возрастают больше и больше из-за этого [из-за того, что я неправеден и грешен], что, конечно же, соответствует Его воле? И, таким образом, совершая злое, мы исполняем Его волю. Фактически, задавая такой вопрос, Апостол запрещает подобное истолкование этой проблемы. Это не «по человеческому рассуждению», как говорится в послании, но это вопрос праведности и неправедности. Следовательно, праведность Божья превозносится не тем, что я совершаю неправедное, но, скорее, тем, что я исповедую, что совершил неправедное и прекращаю делать это, и, таким образом, принимаю праведность Божью или праведность, исходящую от Бога , поскольку даже моя праведность является неправедностью перед Ним [в Его глазах]. Таким образом, у меня пред Богом нет никакой славы, но лишь бесчестье и позор. И потому в праведности, которой Он Сам оправдывает меня, прославляется Он один, ибо Он один оправдан (то есть, Он признается праведным). Мы должны то же самое сказать об истинности, ибо истинность Божья прославляется не потому, что я лжец, но потому, что я признаю себя лжецом и перестаю быть им, принимая истину, исходящую от Бога, так, чтобы она, а не моя собственная истинность [правдивость] могла сделать меня истинным, чтобы мое самопрославление прекратилось и чтобы только Бог мог быть прославлен во мне, ибо Он один сделал [воздал мне, дал мне возможность стать истинным] меня

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн