Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

лишь] волей Божьей, или же, в самом крайнем случае, они открыли бы, что и сами точно не знают — совершают ли они все это исключительно из своей любви к Богу. И, уяснив это (что они должны сделать), они, конечно же, были бы напуганы, поскольку мы обязаны находить в себе не то, что лучше, но, скорее, то, что является злом, ибо мы по природе своей порочны. Они смирили бы себя и постоянно искали бы благодати Божьей, с жалкими стенаниями, и, таким образом, они постоянно совершенствовались бы. Под заповеданным нам упованием, конечно же, не подразумевается в виду надежда на совершение [нами самими] этого так, как следовало бы, но, скорее, речь идет об уповании на то, что милосердный Господь, Который лишь один может заглянуть в эту нашу бездну (за поверхностью которой мы можем различить только тени), не вменял нам этого в грех, когда [поскольку постольку] мы исповедуем это Ему. Но, как говорит Иов (Иов.9:21): «Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою»631, и еще (Иов.9:28): «То трепещу всех страданий моих…» и т.д. — то есть, потому что он не мог знать, действовал ли он с «двойным сердцем»632 и искал ли он собственной выгоды, тщательно скрывая свою алчность. Следовательно, утверждение Сенеки633 исполнено невежества и всяческого греха: «Даже если бы я знал, что люди не обратили бы на это внимания и что боги упустили бы это из виду, я все равно не имел бы желания ко греху».634 Во-первых потому, что человек, сам по себе, не может иметь такого намерения [не грешить], поскольку он всегда склонен ко злу до такой степени, что ничем, кроме благодати Божьей, он не может быть побужден ни к чему хорошему. Следовательно, тот, кто осмеливается столь дерзко высказываться о себе, пока еще не понимает себя [не разбирается в себе]. Разумеется, я допускаю истинность ‘того, что человек с подобным отношением может совершать и желать чего-то [кое-чего] благого, но далеко не всего, ибо мы настолько [полностью] склонны ко злу, что никаких наклонностей к добру не остается в нас, что ясно проявляется в синтерезисе.635 Во-вторых, даже если он говорит, что не имел бы желания ко греху, даже если бы он знал, что боги упустили бы это из виду и люди не заметили бы этого, посмеет ли он сказать также, что он пожелал бы совершать благое, если бы знал, что ни богам ни людям нет до этого никакого дела? Если он смеет сказать такое, то он невежественен также, как и в предыдущем случае, потому что он не избежал бы полностью славы и хвастовства, по крайней мере, не в себе, где он самоудовлетворен. Ибо человек не может удержаться от того, чтобы не искать собственной выгоды и от того, чтобы не любить себя превыше всего. И это является сущностью всех его беззаконий. Следовательно, даже в благих вещах и добродетелях люди ищут сами себя [стремятся сами к себе] — то есть, они склонны к удовлетворению и одобрению самих себя.

«Нет праведного ни одного», потому что ни один человек сам по себе не желает повиноваться Закону Божьему, но все противятся (по крайней мере, в сердце) воле Божьей, поскольку праведен лишь тот, кто находит удовольствие в Законе Божьем (См. Пс.(1:2): «Но в законе Господа воля его…»). Поэтому также:

11. «Нет разумевающего», ибо премудрость Божья скрыта и неизвестна миру. Ибо «Слово стало плотию» (Иоан.1:14), и Премудрость была воплощена и, таким образом, представляет собой является скрытое явление, к которому можно подступиться только посредством понимания — точно также, как Христос не может быть Познан иначе, как через откровение. Поэтому те, кто мудры только в отношении видимого и в области видимого (каковыми являются все неверующие, не знающие Бога и жизни грядущей), «не разумевают», не являются мудрыми — то есть, они не разумны или воистину не мудры, но безумны и слепы; и, хотя они могут казаться мудрыми в собственных глазах, все же они стали безумцами. Ибо они обладают лишь той мудростью, которая является таковой только с точки зрения человека, но не мудростью, находящейся в сокрытом. «Никто не ищет Бога». Это утверждение относится как к тем, кто явно [открыто и не скрывая того] не ищет Бога, так и к тем, кто ищет Его или, скорее, полагает, что ищет Его, потому что они не ищут Его так, как Он хочет, чтобы Его искали и открывали, а именно — верой, в смирении, а не посредством собственной мудрости и самонадеянности.

Вывод Как выражение: «Нет праведного ни одного», должно пониматься нами, как сказанное в адрес тех двух групп людей, а именно — тех, кто отклонился от истинного пути влево и тех, кто отклонился вправо, так и выражения: «Нет разумевающего», и: «Никто не ищет Бога», нам следует истолковывать аналогичным образом [то есть, относить и к тем и к другим]. Ибо, будучи неправедными, первые не понимают и не ищут Бога из-за недостатка интереса и из-за пренебрежения; вторые находятся в таком же положении, но по причине излишеств и чрезмерного усердия. Ибо эта люди слишком праведны, слишком много понимают, слишком сильно преданы поискам [устремлениям], в результате чего они становятся неисправимы в своем стиле мышления. Как пишет писатель-комик: «Разве они делают это не со знанием о том, что они ничего не знают?»636 и еще: «Высшая праведность часто является высшим безумием»637, а на деле — высшей неправедностью, когда кто-то упрямо придерживается ее и отказывается принять противоположное мнение. Отсюда мы имеем популярную поговорку: Weiss Leut narrn groblich, «Чем мудрее человек, тем хуже его сумасшествие». Он говорит: «Нет разумевающего», перед тем, как сказать: «Никто не ищет Бога». Потому что знание («разумевание») приходит прежде желания и исполнения. Стремление [к чему-либо] порождает волевой акт и деятельность. Но это приходит после понимания. Таким образом, неправедные слева [по предложенной выше классификации] не разумевают потому, что, в своем тщеславии, они ослеплены устремлением к видимому. Те же, кто справа, не разумевают потому, что их собственная мудрость и праведность препятствует им [в их собственном разуме]. Таким образом, они сами отгораживают638 себя от божественного света.

Таким образом, согласно предложенной классификации [распределению на. две группы], человек надлежащим образом праведен, если он имеет благословение разумения639 и ищет Бога, согласуясь с этим своим разумением. В противном случае, без стремления [к Богу], понимание («разумевание») мертво, точно также, как вера без дел мертва, не животворит и не оправдывает. С другой стороны, человек неправеден, если он не понимает и не стремится [не ищет Бога]. Вот почему он также начинает с преамбулы [вступительной фразы]: «Нет праведного ни одного». Для объяснения того, что значит — «не быть праведным» — он говорит, что это имеет место, когда человек не разумевает и не ищет Бога.

Вывод То пониманиеразумение»), о котором он говорит — это сама вера, или знание невидимого и того, во что нужно веровать. Таким образом, это является сокрытым пониманием, потому что оно имеет дело с такими вещами, которые человек, сам по себе, не может знать, как мы читаем в Иоан.(14:6)640: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня», и еще: (Иоан.6:44): «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет Его Отец…», и в (Мат.16:17): «… Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Как же тогда те, кто [по нашей классификации] находятся слева, будучи безбожниками и людьми плотскими, знают это, если они различают только видимое? И как [это знают] те, кто справа, будучи людьми, уважающими только собственное мнение и считающимися только с ним? Обе «рассмотренные группы воздвигли преграду для себя и учредили внешнее препятствие, заградив свет ясного понимания данного Вопроса. Стремление же к Богу, или поиски Его — это сама любовь к рогу, которая заставляет нас желать или любить то, что мы познаем через свое понимание. Ибо, даже если кто-то понимает и верует, тем не менее, без благодати Божьей он не может любить и по Собственному желанию делать [исполнять] то, во что он верует и что Донимает. Таким образом, он говорит очень точно (обоснованно): ‘»Никто не ищет…». Ибо состояние этой жизни — не в обладании рогом, но в поисках Его. Мы должны всегда искать Его — то есть, снова и снова мы должны искать Его, как говорится в Пс.( 104:4): «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда», и в Пс.(121:4): «Куда восходят колена …» и т.д. Ибо только таким образом человек переходит из силы в силу, от великолепия к великолепию, в тот же образ. Ибо спасен будет не тот, кто начинает и ищет, но тот, кто Продолжает искать и вынесет все до конца, как сказано: «претерпевший же до конца спасется» (Мат. 10:22) — то есть, тот, кто вновь и вновь возобновляет свои поиски. Ибо кто не развивается на путях Божьих, тот приходит в упадок. И тот, кто не обновляет своих поисков — теряет то, что он уже нашел, поскольку никто не может оставаться без движения на пути Божием.641 Как говорит Св. Бернар: «Когда мы перестаем желать быть лучше, мы перестаем быть хорошими»642.

Вывод Хотя и можно считать, что этот Псалом говорит о нечестивых людях, находящихся слева [по приведенной выше классификации], все же, прежде всего, в нем говорится о тех, кто справа. Ибо первая группа редко заблуждается столь глубоко, что говорит «в сердце своем: ‘Нет Бога'» (Пс.13:1). Ибо они знают Бога и то, что Он заповедал, однако, [фактически] они говорят «Нет Бога» делами своей жизни. Сказанное не является правдой, таким образом, не существует ни истины, ни Бога. Но те, кто относится ко второй группе, как своими делами, так и на словах, и особенно в сердцах, говорят это, потому что они на самом деле не знают Бога, но рисуют [представляют] Его сами себе таким, каким они хотят, чтобы Он был. И, таким образом, они не слышат то, что Бог говорит, равно как не понимают этого, но они думают и говорят, что имеют Слово Божье, и что их, поэтому, должны слушать. Таким образом, они заблуждаются в сердце своем и, когда слышат глас Божий, ожесточают свои сердца, как будто то, что они слышат не является гласом Божьим, а говорящий — не является Богом. Ведь голос Божий

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн