Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

говорит что-то противоречащее их помыслам (которые кажутся им праведными и мудрыми и преисполненными Бога), и, таким образом, даже при всем своем усердном устремлении к Богу и при всей любви к Его истине, а особенно — при своем чрезмерном разумении Его, они, в конце концов, говорят: «Нет Бога», и отрицают истину, становясь безумцами, потому что они говорят, будто мудры. Все это происходит в моральном плане со всеми властными и самодовольными людьми, особенно если это касается того, что относится к Богу и спасению души. Ибо здесь Бог говорит, но Он говорит таким образом, что ни человек, ни место, ни время, ни слово не кажутся надменным людям имеющими какое-то отношение к Богу.643 И, таким образом, неверующие отступаются или противятся, подобно безумцам, и говорят, по крайней мере, в сердце: «Нет Бога» и т.д., ибо никто, кроме смиренных не может принять Слова Божьего.

12. «Все совратились с пути, до одного негодны». «Все» — то есть, все сыны человеческие, которые не были еще сделаны сынами Божьими верой, «от воды и Духа» (Иоан.3:5). И некоторые из этих склоняются к левой стороне [см. классификацию, приведенную выше] — те, которые являются рабами богатства, славы, удовольствий и власти мира сего. Но другие склоняются направо. Эти люди ревностно стремятся к собственной праведности, добродетели и мудрости, оставив праведность Божью и покорность Ему в своей духовной надменности и подвергая нападкам смирение и истину. Потому Писание говорит (Прит.4:27): «Не уклоняйся ни направо, ни налево…» — то есть, от пути, который по правую руку, потому что за этим следуют слова: «Ибо Господь ведает пути, которые по правую руку, но те, которые по левую — являются извращенными644 — то есть, для того чтобы повернуть «справа направо», нужно быть слишком мудрым, самоправедным и т.д. Слова «до одного» должны пониматься в собирательном смысле, как если бы он сказал: «Все они пошли неверным путем (поступили неверно)» — то есть, они занимаются тщетными и бесполезными делами. Ибо верно, что стремящиеся к бесполезному сами становятся бесполезными, совершающие тщетное, сами становятся негодными — подобно тому, как богатые называются богатыми от того, что обладают богатством, так и эти люди называются бесполезными [никчемными] от того, что обладают бесполезным. Ибо мы становимся подобны вещам, которые любим. «Если ты любишь Бога, то ты — Бог; если ты любишь землю, то ты — земля», — говорит Св. Августин».645 Ибо любовь — это сила, соединяющая воедино того, кто любит и то, что любимо [кто любим].646 «Совратились с пути» — может иметь и другой смысл, а именно — что они стали бесполезны для Бога и для самих себя. Однако первое истолкование является более предпочтительным, ибо он [Апостол] пытается показать, что они стали негодными [бесполезными] в результате того, что отпали от истины и праведности Божьей на свои собственные пути. Эти три утверждения могут пониматься, как словесная конструкция, ведущая нас от меньшего выражения к большему, так что слова: «Нет праведного ни одного» означают то же, что: «Все совратились с пути», и выражение: «Нет разумевающего», означает то же, что: «До одного негодны», и выражение: «Никто не ищет Бога», означает то же, что: «Нет делающего добро». Итак, «совратиться с пути» — значит то же, что стать неправедным. И стать негодным — значит утратить истину в нашем понимании, обратив свой разум к тщетному и суетному. Таким образом, во многих местах тщетность [негодность] приписывается образу мышления таких людей. Следующее выражение: «Не делать добро», означает то же самое, что «Не искать Бога». Ибо, хотя они совершают добрые дела внешне, тем не менее, они не делают их от всего сердца и, таким образом, не ищут Бога, но, скорее — славы и денег или, по меньшей мере, избавления от наказания. И, таким образом, они не делают добро, но, скорее, вынуждены делать647 добро — то есть, они совершают это из страха или любви делать добро, чего они никогда не стали бы делать добровольно [сами по себе]. Но ищущие Бога делают добро добровольно и с радостью, исключительно ради Бога, а не ради обретения какого-либо блага — будь оно духовным или физическим. Но это делом совершается не по нашей природе, но по благодати.

13. «Гортань их — открытый гроб». Эти три стиха показывают, как такие люди совершают зло также и по отношению к другим. Ибо в предыдущих стихах Апостол показал, насколько они порочны и безбожны сами по себе: с одной стороны — отвратившись от Бога, с другой стороны — привлекая [«обращая») других людей к себе и отвращая их от Бога, подобно тому, как и сами они отвращены от Него. И это относится, прежде всего, к тем, кто слушает их и следует за ними. В процессе этого они совершают три вещи:

Во-первых, они поглощают мертвых. Потому он говорит: «Гортань их — открытый гроб». Как гроб [могила, гробница] является вместилищем мертвых и тех, кто умер без надежды на воскресение (например, Псалом (87:6) говорит о лежащих «во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты»), так и их учение, и их рука или гортань (то есть, слово, исходящее из уст их или из гортани их) только поглощает мертвых без надежды на возвращение из смерти этого неверия, если они будут призваны обратно чудеснейшей силой Божьей до того, как они сойдут в преисподнюю, что Господь показал в случае с Лазарем, который был мертв четыре дня. Более того, Он говорит, что этот гроб является «открытым», потому что они поглощают и вводят в соблазн многих людей. «И слово их, как рак, будет распространяться» (2Тим.2:17), точно также, как ранее он сказал: «Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?» (Пс.13:4) — то есть, как не появляется отвращения [чувства тошноты] при поедании хлеба, хотя он употребляется в пищу чаще, чем другая еда, так они не прекращают поглощать своих мертвых, своих учеников и никогда не насыщаются [не удовлетворяются], потому что «… утроба бесплодная (то есть, адское учение)… [никогда] не говорит: ‘довольно!'» (Прит.30:16). Но, как хлеб входит в поедающего его, так и те люди входят в неверие своих учителей. Однако, это сходство приведено здесь также для различения, потому что эти же самые безбожники поглощают также и праведных, но не так, как они съедают ломоть хлеба, поскольку они не впитывают их в свои тела, подобно хлебу, но проглатывают их живьем и сырыми, и, таким образом, не переваривают их и либо погибают, либо улучшаются ими.

Следовательно, ересь вероломного учения — это ничто иное, как разновидность болезни или язвы, заражающей и убивающей многих людей, как это имеет место с физическими недугами.

Он использует слово «гортань», скорее чем «уста», для того, чтобы описать действенность [силу, эффективность] или убедительность их учения, потому что они превозмогают над ними — то есть, они поглощают [«пожирают»] их, как что-то такое, что уже находится не только во рту, но и в горле, как то, что может быть «выжато» из себя [«выдавлено рвотными позывами»] и выплюнуто. Их учение, однако, является эффективным потому, что оно описано как приятное, потому что Апостол говорит (2Тим.4:3): «… По своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху». Так как гортань не имеет зубов, в отличие от уст, откусывающих пищу, то она запросто поглощает [заглатывает] пищу безо всякого ее пережевывания вообще.

Есть также и другая причина. Поскольку такие учителя не откусывают, они и не пережевывают — то есть, они не подвергают людей критике, не смиряют их, не приводят их к покаянию, не «тянут их вниз» и не «разбивают» их. Но они проглатывают их целиком, такими, какие они есть, со всем их неверием, как мы читаем в Пл.Иерем.(2:14): «Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтоб отвратить твое пленение, изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию».648 Ибо критиковать грешника и порицать его словами — это значит «пережевывать» его зубами до тех пор, покуда он не раздробится на мелкие кусочки и не размягчится (то есть, пока он не станет кротким и смиренным). Но льстить ему, прощать его грехи или смотреть на них «сквозь пальцы» — это значит жадно заглатывать, оставляя их в виде «твердых, целых ломтей» — то есть, надменными и совершенно равнодушными к покаянию, безо всякого желания к какому либо исправлению. Поэтому в Книге Песни Песней Соломона (4:2) говорится о «зубах невесты»: «Зубы твои, как стадо выстриженных овец…» — то есть, здесь речь идет о порицаниях, взятых из Писания, но не имеющих никакого истинного желания к осуждению. Далее он продолжает и переходит к двум оставшимся выражениям, стремясь объяснить, что он имеет в виду, когда говорит: «Гортань их — открытый гроб», и как это происходит, что они поглощают их.

Во-вторых, они учат обманчиво («Языком своим обманывают»). Причина того, что их гортаньоткрытый гроб, причина того, что они поглощают многих, заключается в том, что они «языком своим обманывают». Причина того, что они поглощают, причина того, что гортань их — открытый гроб, в том, что она тонко и незаметно впрыскивает яд. Это последнее является тем. путем, которым они убивают людей и лишают их сил [омертвляют их], но и первым путем они лишили сил многих. Ибо лесть и тонкое убеждение искушают и привлекают многих, однако, яд убивает их после того, как они были привлечены. Поэтому очень точно сказано: «Гортань их — (ибо они убивают лестью и коварством) — открытый (ибо она улавливает многих) гроб (ибо они мертвы)». Таким образом, если вернуться к началу, «использовать язык» — значит учить , предупреждать, увещевать, и применять язык в качестве инструмента для достижения другого человека. Но «учить обманчиво» («обманывать языком своим») — значит преподавать приятное и распутное (похотливое) учение, выдавая его за святую, благотворную и целительную доктрину, исходящую от Бога — так, что люди, которые вводятся в заблуждение этим учением, слушают его так, будто оно от Бога и веруют, что они слушают Его, ибо то, что они слышат, кажется им благим, истинным и благочестивым. И эту приятность и льстивость, которыми подобные речи угождают слушателю, Апостол особенно подчеркивает при помощи слов: «языком своим», а также выражения: «гортань их», использованного выше. Ибо язык мягок, он, не имея костей, лижет гладко и мягко. Так

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн