Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

которой мы подвержены, преследуя личные интересы, упрямясь против благого и будучи склонными к совершению зла. Ибо если бы в нас не было этих остатков греха, и если бы мы искали только Бога, то, конечно же, этот смертный человек очень быстро растворился бы [исчез бы], и наша душа улетела бы к Богу. Но то, что этого не происходит, является верным признаком того, что она [наша душа] все еще льнет к непристойностям и мерзостям плоти, покуда не будет освобождена от этого благодатью Божьей, и этого следует ожидать после смерти. Тем временем, мы всегда должны стенать вместе с Апостолом: «… Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24).669 Нам следует всегда бояться пренебрегать углублением этого греха. Поэтому мы должны постоянно молиться и работать для того, чтобы благодать и Дух могли возрастать, а греховное тело могло уменьшаться и разрушаться, и чтобы наша древняя природа становилась слабее. Ибо Бог пока еще не оправдал нас — то есть, Он не сделал нас пока еще совершенно праведными, не провозгласил нашу праведность совершенной, но Он положил начало, дающее Ему возможность сделать нас праведными. Потому мы читаем в Иак.(1:18): «…Чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий». На это указывается в истории о полумертвом человеке, принесенном на постоялый двор670 После того как его раны были перевязаны, он еще не был исцелен, но он был [уже] на пути к выздоровлению. Но, если мы проявим хоть сколько-нибудь усердия, то легко увидим развращенность нашей воли, проявляющуюся в любви к сладострастным [плотским] порокам и желании избежать всего благого, если, например, мы вовлекаемся в похоть, жадность, обжорство, невежество, любовь к славе и презираем целомудрие, великодушие, трезвость, смирение, стыдливость. Но, говорю я вам, легко понять, как в этих вещах мы ищем самоудовлетворения и проявляем любовь к себе, как мы обращаемся внутрь себя и как бы «врастаем» в себя, по крайней мере, в сердце своем, даже если мы не обнаруживаем этого в своих поступках. В духовных областях, однако (то есть, в нашем понимании, в нашей праведности, нашем целомудрии, нашей набожности), труднее всего увидеть — ищем ли мы в них только себя. Ибо любовь к этим вещам, поскольку она благородна и хороша, часто становится концом в себе для нас и не позволяет нам соразмерять их с Богом и адресовать их Ему — так, что в результате мы совершаем их не потому, что они угодны Богу, но потому, что они нравятся нам и успокаивают страхи нашего сердца, потому что мы восхваляемся людьми, и, таким образом, мы совершаем их не ради Бога, но для себя. И это оказывается искушением. Ибо, когда мы порицаемы за это, или когда Бог удаляет от нас удовлетворение этими вещами, и то наслаждение, которое они доставляют нашему сердцу, тогда мы пренебрегаем их совершением или обращаем порицание в добро и защиту для себя.

Вывод В результате этой самонадеянности и гордости происходит так, что даже дела благодати обращаются в дела Закона, и праведность Божья обращается в праведность человеческую, потому что тогда люди, по благодати совершающие добрые дела, становятся самодовольными и останавливаются на этом, не желая идти далее, словно они полностью овладели праведностью, в то время как на самом деле им следовало бы развиваться дальше и взирать на эти [совершенные ими] добрые дела, как на подготовительный этап. В действительности все праведные дела и дела, совершенные по благодати, являются только подготовкой к дальнейшему росту праведности, который следует согласно утверждениям: «… Праведный да творит правду еще…» (Откр.22:11), и: «Приходят от силы в силу…» (Пс.83:8), и: «… Преображаемся в тот же образ от славы в славу…» (2Кор.З:18), вместе с Апостолом «… забывая заднее [то есть то, что предшествовало] и простираясь вперед» (Филип.3:13). Поэтому ни один святой не думает и не говорит, что он — праведен, но, скорее, молится и ждет, когда он будет оправдан, и по этой причине Бог считает его праведным, ибо Он воздает за смирение. Так Христос является Царем Иудейским — то есть, Царем исповедующих671, что они всегда являются грешниками, но все же стремятся быть оправданными и ненавидят свои грехи. Потому: «Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем»672(Пс.68:36), ибо Он считает праведными признающих себя грешниками и сокрушающихся о своих грехах, и при этом Он осуждает думающих о себе, что они праведны. Поэтому в Пс.31:5-6 сказано: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: ‘исповедаю Господу преступления мои’, и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник» (праведник — то есть, праведный или оправданный). Это действительно чудо, что праведный человек молится о своих грехах. Аналогичным образом также и в Книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова673 (39:6) о праведном человеке сказано: «… Будет молиться пред Всевышним; откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих» — то есть, будет исповедовать свой грех. Он использует выражение «грех мой», указывающее на то, о чем я и пытался сказать, а именно — что праведный человек признает себя грешником и при этом все же ненавидит свой грех, в то же время, неправедный человек видит только свою праведность и вполне удовлетворен собой в этом. О том же говорится и в Пс.(50:5): «Ибо беззакония мои я сознаю, и (не только это, но) грех мой всегда предо мною». Поэтому я исповедую: «Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем…»,, что означает: «Так как я признаю и ненавижу прегрешения свои, Ты прощаешь мой грех и оправдываешь меня, потому что Ты один будешь оправдан». Таким образом, только тем мы и обретаем спасение, что, имея грех и живя во грехе, мы печалимся [сокрушаемся] от того, что имеем его, и взываем к Богу с мольбой об избавлении, соглашаясь с тем, что говорит Иоанн (1Иоан.1:8-9): «Если говорим, что не имеем грех, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды». Таким об*разом, да, именно таким образом: «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19). «… Ибо нет человека, который не грешил бы…» (ЗЦар.8:46). И Моисей, в Исх.34:7674 говорит: «Пред Которым ни один человек не является невинным сам по себе». И в Книге Екклесиаста (7:20) говорится: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы». И еще: «Кто может сказать: ‘я очистил мое сердце, я чист от греха моего’?» (Прит.20:9). Поэтому «нет праведного ни одного; … все совратились с пути (все уклонились)…» (Пс.13:2; Рим.З:10,12). И мы молимся: «Прости нам долги наши» (Мат.6:12). Но откуда же приходят эти грехи и долги? [Они появляются] потому что никто не исполняет Закона, кроме Христа. Ибо ни один живущий на земле человек не оправдан прежде Бога, потому что его сердце всегда слабо на доброе и склонно ко злу. Он не любит праведности и непременно в чем-то любит беззакония. Но Христос «возлюбил правду и возненавидел беззаконие» (Пс.44:8). Как Апостол восклицает далее, в главе (7:25): «Итак тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха». И, таким образом, мы отчасти праведны, но полностью не являемся таковыми.

Поэтому в нас есть грех и сомнения. И потому, когда мы молимся о том, чтобы наша праведность была сделана совершенной в нас, и чтобы наш грех был взят от нас, мы молимся одновременно об окончании этой жизни.. Ибо в этой жизни склонность ко злу никогда не будет полностью уничтожена, как, образно говоря, дети Израилевы не могли изгнать Иевусеев.675 Следовательно, сразу же после прошения «Да святится имя Твое» (что происходит через наше освящение от грехов и порочных деяний), следует прошение: «Да прийдет Царствие Твое» (Мат.6:10), чем Он как бы говорит, что полного освящения не произойдет, покуда не придет Его Царствие. Но оно, в свою очередь, не придет иначе, кроме как через испытания и скорби. Потому далее следуют слова: «Да будет воля Твоя», как и Сам Христос молился в Гефсиманском саду, во время Своего испытания.

Кто же, в таком случае, может превозноситься над другим человеком, считая себя праведнее его? В то время как он не только может совершать то же самое, что делает другой человек, но также, в сердце своем, действительно делает пред Богом то же самое, что другой человек делает перед людьми. Поэтому никто никогда не должен презирать грешащего человека, но каждый должен по-доброму помогать ему, как своему собрату по несчастью, и мы должны держаться друг за друга, как двое людей, увязших в одном болоте, помогают друг другу. Так мы носим «бремена друг друга» и исполняем «Закон Христов» (Гал.6:2). Но если мы относимся к другому человеку с пренебрежением и презрением, то мы оба утонем в этой трясине.

23. «…Все … лишены славы Божьей». Термин «слава» должен пониматься здесь в том же смысле, что и «прославление». И выражение «все лишены»676 имеет смысл лишения [отнятия] чего-то — то есть, они не имеют этого. Поэтому значение данного фрагмента таково: «У них нет такой праведности, которой они могли бы славиться пред Богом», как мы читаем в 1Кор.(1:29): «Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». И до того, мы читаем (Рим.2:17): «И хвалишься Богом».677 Ниже, в главе (5:11) сказано: «… Хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа…». Таким образом, они «лишены славы Божией» — то есть, у них нет ничего такого, чем они могли бы славиться в Боге, как говорит Пс.(3:4): «Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя [то есть, мое прославление], и Ты возносишь голову мою». Так же и ниже, в Рим.(4:2): «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом». Так и они имеют славу перед людьми за свои дела праведности. Термин «слава Божья» используется таким же образом, что и «праведность», «мудрость», «добродетель» — то есть, что-то такое, что дано нам Богом, и чем мы можем получать славу пред Ним, в Нем и Им.

25. Составитель «Суждений»678 и некоторые другие авторы истолковывают фрагмент: «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прошении грехов, соделанных прежде»679, так, что Бог являет

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн